Файл: Планирование туризма в регионе как основа устойчивого развития территории.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 263
Скачиваний: 3
Несмотря на то, что российский рынок сельского и эко-туризма находится на самом начальном этапе своего развития, за последнее десятилетие в отдельных регионах нашей страны накоплен немалый положительный опыт в этой сфере. В отсутствие федеральной поддержки, сегодня в России именно региональные администрации берут на себя организующую функцию в деле развития агротуризма.
Проблемы недостатка финансирования и отсутствия государственной поддержки в ряде регионов России только начинают решаться, однако положительные примеры уже есть, и, что важно, число региональных администраций, проявляющих интерес к этой сфере, растет с каждым годом. Особенно бурно этот процесс пошел в последние два года (с 2011 г.), когда тематические встречи и форумы начали собирать представителей более двух десятков субъектов Федерации.[20]
За последние годы в России реализованы десятки проектов по развитию агротуризма, в числе инициаторов которых региональные и муниципальные органы власти, международные и неправительственные организации, в т.ч. ассоциации и объединения субъектов сельского туризма, туристский бизнес, особо охраняемые природные территории, активные местные жители.
Не столь давно появившаяся, но активно развивающаяся группа участников процесса – ассоциации и иные объединения владельцев сельских усадеб и иных активных участников рынка. За последние годы возникло несколько национальных ассоциаций сельского туризма, такие как «АгроТуризмАссоциация», Национальная ассоциация организаций сельского туризма, а также региональные и локальные объединения («Зеленый дом», «Усадьба» и т.п.). Большинство из них создаются активными владельцами сельских усадеб в попытке объединить вокруг себя единомышленников и решать проблемы сообща, либо в рамках выполнения международных проектов.[21]
Фактически развитие агротуризм идет «снизу» – на уровне частной инициативы и инициативы муниципальных и, реже, региональных властей – при отсутствии координации «сверху» (национальной концепции и государственной политики), как это было в тех странах, где успешно развивается сектор агротуризма.
Уровень конкуренции на рынке услуг агротуризма по России, в целом, относительно не высокий. К сожалению, в нашей стране до сих пор отсутствуют статистические данные по общему количеству сельских усадеб. По данным сайта www.naselo.ru, на нем зарегистрировано около 1500 усадеб, на сайте Ассоциации поддержки развития агротуризма – порядка 1000 средств размещения.
Очевидно, это лишь «надводная часть айсберга»: сельские жители в России по-прежнему не торопятся размещать о себе информацию в сети Интернет. Фактически, сравнивая данные разных источников, можно утверждать, что число действующих сельских усадеб и гостевых домов, а также туристских «зеленых» маршрутов в России превышает 5000.
По экспертным оценкам специалистов сектора, существующий спрос на услуги агротуризма по стране в целом существенно превышает предложение, рынок не насыщен.
Таким образом, уровень конкуренции в отрасли сегодня относительно не высокий. Однако темпы роста количества усадеб и, соответственно, роста конкуренции стремительны: за последние 3 года число сельских гостевых домов выросло в несколько раз.
Однако в Псковской области конкуренция со стороны других регионов России имеет гораздо меньшее значение, нежели конкуренция с усадьбами соседних стран – в первую очередь, Польши и Литвы.
Уровень развития сельского туризма в Польше и Литве по всем параметрам опережает Псковскую область, как минимум, на десятилетие. Среди псковцев отдых на агро-усадьбах соседних стран становится все более популярным, большая часть потребителей отдает ему предпочтение в сравнении с отдыхом на усадьбах региона.
В настоящее время основными плюсами конкурентов являются:
- изобилие предложения, как среди средств размещения разных категорий, так и среди событийных мероприятий, «зеленых» маршрутов, музеев и пр.;
- привлекательная цена – в среднем, раза в 3-4 дешевле цен на аналогичные услуги в Псковской области;
- общая развитость туристской инфраструктуры, а также возможность совмещения подобного отдыха с выгодным шоппингом и иными видами туризма. [22]
Уровень конкуренции с польскими и литовскими усадьбами реально высок, причем большинство гостевых домов региона не является конкурентоспособными на этом рынке. Основными конкурентными преимуществами псковских усадеб является близость и отсутствие визового барьера и границы.
Достаточно высока в секторе агротуризма и конкуренция со стороны товаров-заменителей. Основным конкурентом в этом смысле выступает пляжная индустрия туризма, а также дачный отдых.
Таким образом, можно говорить о достаточно высокой и постоянно возрастающей конкуренции на рынке агротуризма Псковской области – причем, конкуренция эта носит внешний по отношению к подкластеру характер (усадьбы соседних стран и иные виды туризма и отдыха). При этом внутренняя конкуренция усадеб в пределах региона фактически отсутствует, поскольку предложение крайне ограничено.
Именно поэтому решающим фактором при выборе усадеб будет их качество и уникальность предложения, а также разнообразие дополнительных услуг, предлагаемых самой усадьбой или ее партнерами. Рынок «хозяина-производителя» постепенно становится рынком «покупателей», который определяет, какие усадьбы посещать, а какие нет. В качестве стратегии предлагается вместо конкуренции (competition) перейти к coopetiton (к кооперации и конкуренции) на уровне области, которая обеспечивается кластерным подходом к созданию регионального туристического продукта.
Уровень спроса в туризме характеризуется чрезвычайно высокой эластичностью – он зависит от экономической ситуации, от политической обстановки, природных условий и их изменений, от того, что «модно» в настоящий момент среди путешественников.
Современный туризм «зеленеет» – доля экотуристов среди всех путешествующих составляет по разным данным от 7% до 20%. Впечатляют и темпы прироста в этой сфере. Так, количество международных туристов прирастает в год в среднем на 4,5%, тогда как количество экотуристов растет на 30%. Туристы, посещающие сельские усадьбы, относятся именно к этому классу. [23]
По данным Федерального агентства по туризму РФ, опубликованным в сети Интернет, интерес к сельскому туризму сегодня проявляют около 2 % россиян, однако данные разных опросов по регионам страны приводят гораздо более высокие показатели.
Среднестатистический портрет экотуриста представить сложно. Изучение «профиля» экотуристов проводилось систематически только в США, Канаде, Англии и Австралии, аналогичные исследования по России не проводились. Согласно мировому опыту, как правило, это люди с достаточно высоким доходом, большинство имеет высшее образование или ученую степень, главным образом, это профессиональные менеджеры, торговцы, студенты. Основная возрастная группа – 35 – 65 лет.
Большинство из них предпочитают останавливаться в усадьбах или небольших отелях. Основной мотив для путешествий – нетронутая природа, знакомство с местной культурой, желание попасть в другую окружающую среду.
Поскольку полноценные исследования мотивов туристов, посещающих сельские усадьбы, не проводилось ни в Псковской области, ни в России, в целом, при оценке приходится руководствоваться существующими мировыми тенденциями. Так, согласно исследованию беларусских коллег, иностранные эко-туристы в качестве основных мотивов путешествия в чужой стране обычно указывают личную безопасность (93,7%), природу (87,5%), сувениры (60,4%), хороший сервис (56,3%), национальные обычаи (43,8%), общение с местными жителями (37,5%), фольклор (37,5%), местную кухню (18,8%). [24]
Поэтому предлагаемый им продукт должен быть аутентичным, основанным на местных традициях, но безопасным – речь идет о санитарно-гигиеническом уровне, комфорте и личной безопасности. Туристам из России в Псковской области интересна возможность отвлечься от городской суеты, уединение, баня, рыбалка, купание, домашняя кухня.
На сегодняшний день подкластер агротуризма в Псковской области на фоне других регионов Российской Федерации считается относительно развитым, хотя по сравнению с районами Белоруссии, он находится в эмбриональном состоянии. Псковская область располагает значительным природным и культурно-историческим потенциалом, однако в настоящее время он используется с одной стороны малоэффективно, а с другой, это использование трудно назвать устойчивым.
Важными факторами, влияющими на успешность работы средств размещения на сельских территориях, являются доступность, полнота и актуальность информации для потенциальных гостей, как о самих гостевых домах, усадьбах, гостиницах, так и о дополнительных услугах, которые могут быть ими предоставлены.
В этой связи, общей проблемой псковских гостевых домов является крайне ограниченное (а в большинстве случаев – вовсе никакое) присутствие в информационной сети Интернет. Наличие собственного сайта для объектов размещения не стало пока обязательным, а качество существующих очень разнится.
Так, из 121-го средства размещения, вошедшего по результатам Интернет-поиска, собственные сайты имеются только у 43 (36 %), но 9 из них оказались не работающими. То есть, на данный момент только около четверти (28%) средств размещения на сельских территориях готовы к самостоятельному ведению Интернет-рекламы. Очень часто на сайтах отсутствует указание на даты актуализации информации, поэтому невозможно даже понять: существует ли объект в настоящее время, оказываются ли услуги размещения круглый год, или только в теплое время года, каков уровень реальных (сезонных) цен и предлагаемых услуг.[25]
Возможность для потенциального клиента связаться с владельцами средств размещения по электронной почте оказалась еще более удручающей. В процессе составления перечня для уточнения характеристик средств размещения, которые не имеют Интернет-страницы, но для которых через Интернет были найдены адреса электронной почты, были направлены 30 электронных писем. В итоге 10% от общего числа адресов электронной почты оказались не актуальными, а ответ был получен только один (результативность – 3%). [26]
Большая результативность была получена при использовании для связи телефона. Из 40 использованных номеров неработающими, либо неправильными, оказались 10 (25%), не удалось дозвониться до 11 средств размещения, ответ был получен в 19 случаях (48%). Для 15 средств размещения, найденных через Интернет-поиск, вообще не удалось найти номера телефонов (12% от числа средств размещения в перечне). Таким образом, даже имеющиеся гостевые дома остаются практически недоступными для потенциальных посетителей.
Подготовленный в рамках выполнения данной работы «Перечень средств размещения на сельских территориях Псковской области» позволяет также оценить, какие дополнительные услуги могут быть оказаны гостям, отдыхающим в сельских гостевых домах региона.
Таблица 1 - Перечень средств размещения на сельских территориях Псковской области[27]
Наименование дополнительных услуг |
Количество предложений |
В % относительно общего количества учтенных средств размещения |
Баня, сауна |
57 |
47 |
Банкетный зал, конференц-зал |
31 |
26 |
Рыбная ловля |
26 |
21 |
Прокат велосипедов |
25 |
21 |
Катание на катерах, лодках, прокат лодок |
17 |
14 |
Катание на лошадях, катание на пони |
14 |
12 |
Бильярд |
13 |
12 |
Детская площадка, присмотр за детьми |
9 |
7 |
Возможность общения с животными (домашними и дикими) |
8 |
7 |
Приусадебное хозяйство, возможность участия в сельскохозяйственных работах |
7 |
6 |
Наличие оборудованных спорт. площадок |
7 |
6 |
Маршруты экотуризма |
6 |
5 |
Трансферт к месту размещения |
5 |
4 |
Обучение верховой езде |
4 |
3 |
Катание на квадроциклах, мотосанях |
3 |
2 |
Прокат байдарок |
3 |
2 |
Продолжение таблица 2.1