Файл: Планирование туризма в регионе как основа устойчивого развития территории.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 256

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует отметить, что предпосылками активизации агротуризма стали усугубляющиеся проблемы сельских территорий, а именно:

- укрупнение агробизнеса;

- высокий уровень безработицы (особенно среди женщиндо 30 %);

- миграция трудоспособного населения из деревень;

- низкий уровень доходов в сельскохозяйственном производстве;

- изменение внешнего облика деревень;

- утрата «деревенской философии».[7]

Вместе с тем, следует иметь в виду, что агротуризм является не высокоприбыльным бизнесом, а, в первую очередь, способом снижения социальной напряженности, уровня бедности на селе.

Формы организации агротуризма, применяемые в практике, можно представить в следующем виде:

Рисунок 1.1 - Формы организации агротуризма[8]

На российском рынке пока мало компаний работает в секторе агротуризма. Существенным фактором в развитии зарождающегося российского агротуристического рынка является то, что он строится «снизу» - практически без участия центральных структур. Долгое время отсутствовало четко артикулированное политическое решение на правительственном уровне о поддержке агротуризма. В Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 г.» сформулирована задача организации агротуризма, которая предусматривает«формирование территориальной сети информационно-консультационных центров», пропаганда агротуризма, «обучение сельского населения по организации несельскохозяйственных видов деятельности в целях развития альтернативной занятости в сельской местности». Вместе с тем, пока не разработана стратегия развития агротуризма в России, не решен вопрос о правовом обеспечении (не разработаны соответствующие законы и положения) и финансовом обеспечении процесса (системы кредитования, налоговых и др. льгот и т. д.).

1.2 Социально-экономические факторы развития агротуризма как сегмента регионального рынка туристских услуг

Главная цель агротуризма - это новый агротуристический продукт - совокупность услуг по организации перевозки, размещения, питания туристов, который бы выходил за рамки традиционного представления о туристическом предложенииРоссии, и, безусловно, учитывал бы естественную, историко-культурную специфику регионов и гостеприимство сельского населения.[9]


Агротуризм является важным социально-экономическим явлением современности. Главную роль в его развитии играют природно-географические, историко-политические, социально-экономические и демографические факторы. Развитие сельского зеленого туризма в России происходит достаточно спонтанно. Он тесно связан с развитием общества и подчиняется его объективным законам.

Условно факторы развития агротуризма можно разделить на внешние и внутренние. [10]

К внешним факторам развития туризма можно отнести географическое положение региона, политические отношения между странами, международное разделение труда, уровень цен на международном рынке и в разных странах, соотношение валют и тому подобное. Такие демографические факторы, как рост населения, его неравномерная плотность и концентрация в крупных городах (урбанизация) приводят к увеличению туристического потенциала, стремление оказаться в менее людных местах. Большую роль играют такие факторы, как близость транзитных путей и стран, которые поставляют туристов, удаленность от «горячих» точек планеты. На формирование мировых туристических потоков активно влияет соотношение уровней социально-экономического развития различных стран.

Определяющими являются внутренние факторы развития агротуризма:

  • природно-географические особенности и климатические условия страны, наличие и качество природных ресурсов, и возможность их удобного использования;
  • экономическая ситуация в стране;
  • внутренняя политика страны, политическая стабильность;
  • общественный порядок, уровень развития производительных сил, структура и уровень благосостояния населения является решающим среди факторов развития сельского туризма.[11]

С точки зрения влияния на туристическую деятельность все факторы делятся на факторы привлечения, побуждающих к путешествию или отдыха и факторы распределения, или дифференциации спроса, влияющие на выбор места путешествия или отдыха.

Агротуризм - вид туризма, который проходит в сельской местности и использует его ценности: сельский образ жизни, среду, местная культура, традиционная архитектура, участие в местных культурных событиях. Поэтому к факторам развития агро туризма можно отнести:

- бесспорное очарование сельской территории и ее ценностей для жителей городов, для которых село - это бегство от толпы и промышленности;

- появление моды на отдых в натуральной среде;


- развитие транспорта, что дает возможность быстрого и легкого доступа туристов в отдаленные территории с чистой средой;

- большую доступность этого вида отдыха для лиц с небольшими доходами;

- традиции сельской гостеприимства, декоративные элементы, местная кухня с типичными сельскими блюдами, запахами и вкусами.[12]

В современных условиях агротуризм является одним из наиболее перспективных и эффективных направлений устойчивого развития российского села. Барьером в развитии агротуризма является недостаточная сформированность комплекта агротуристических услуг, не всегда качественный агротуристический продукт, слаборазвитые элементы туристической инфраструктуры.

Агротуризм является специфической частью экономической деятельности на любой территории благодаря сильному воздействию общественной сферы и конкурентному давлению потребителей. К негативным факторам развития агро туризма относятся:

- отсутствие сочетания нового жилищного строительства с традиционной архитектурой;

- недостаточный уровень знаний среди сельского населения,

- недоверие и отсутствие желания жителей села принимать туристов - общественный барьер;

- низкий уровень развития бытовых условий.

Существенными недостатками агротуризма являются:

- неопределенность рыночной ситуации;

- сезонная нестабильность спроса на туруслуги;

- высокая конкуренция на региональном рынке туруслуг с учреждениями других организационных форм массовой рекреации;

- ограниченность финансовых ресурсов; изменчивость спроса (запросов) потребителей туруслуг;

- социально-экономическая ситуация в стране и тому подобное.[13]

Агротуризм выступает важным фактором стабильного динамического увеличения поступлений в бюджет, активизации развития многих отраслей экономики (транспорт, торговля, связь, строительство, сельское хозяйство и т.д.). Сельский отдых в России за счет сохранения этнографической самобытности должен приобрести национального значения.

Во-первых, он дает толчок для возрождения и развития традиционной культуры: народной архитектуры, искусства, промыслов - всего, что составляет местный колорит, и, наряду с природно-рекреационными факторами, не менее привлекательным для отдыхающих.

Во-вторых, через сельский отдых жители урбанизированных территорий с массовой культурой имеют возможность познать настоящие славянские традиции.


В-третьих, этнокультура села представляет Россию и привлекает также иностранных туристов. Потому как предпосылку успешного развития отдыха в сельских этнографических районах нужно рассматривать формирование идеологии возрождения и развития всего спектра традиционной культуры, начиная от форм хозяйственных занятий к достоянию духовной сферы, которые будут действовать как благоприятные факторы для индивидуального отдыха в этнографических районах РФ.

Сельское население РФ способно получать реальные доходы в сфере агротуризма от таких видов деятельности, как:

- обустройство туристических маршрутов;

- обустройство и эксплуатация стоянок для туристов;

- работа гидом или экскурсоводом;

- транспортное обслуживание туристов;

- егерская деятельность (охота, любительское и спортивное рыболовство);

- прокат туристического снаряжения;

- услуги приема туристов;

- кулинарные услуги;

- подготовка культурных программ;

- народные промыслы;

- производство и реализация туристам экологически чистых продуктов питания;

- реализация туристам ягод и грибов.[14]

Владельцы агроусадеб должны осознавать ответственность, которую берут на себя, организуя отдых в своих домах. Ведь некачественное обслуживание навсегда отбить у клиента желание отдыхать в селе. Гость, который приезжает отдохнуть в сельское жилище, желает осматривать красивую природу. И поэтому виды села должны иметь привлекательный вид. Сельская община должна придерживаться санитарно-гигиенических условий проживания, заботиться об отсутствии свалок, эстетический вид домов, улиц, садов, общественных заведений. Заботиться о зеленых насаждениях, использовать свободные территории, учитывая интересы отдыхающих.

Надо довести до сознания всех крестьян региона, что организация приема гостей будет способствовать укреплению их индивидуальных (фермерских) хозяйств. При этом заинтересованы крестьяне больше проникнутся проблемами сохранения сельских ландшафтов и чистоты окружающей среды. Агротуризм также может помогать лесоводству, разнообразя источники его доходов.

Восприятие сельского отдыха рядовым городским жителем России сейчас колеблется в широком диапазоне: от полного неприятия этой формы отдыха к огромному захвату его экологичностью и экономичностью. Это свидетельствует только о неосведомленности общественности с такой формой отдыха.

Определенный скептицизм к сельскому отдыха со стороны горожан первого поколения обусловлен тем, что они еще тесно связаны с сельской местностью - частые поездки в село, посещение родственников, уход за жильем родителей, участие в сельскохозяйственных работах, - и не воспринимают это как отдых. И люди считают, что это часть их индивидуальной самодеятельной отдыха и хозяйственной деятельности на селе, которой не нужно предоставлять специальный статус.


Наряду с этим, в российских городах есть категории людей, которые активно восприняли идеи рождения (или возрождение) сельского отдыха.

На сегодня в РФ основные сегменты потенциальных потребителей услуг сельского зеленого агротуризма образуют:

- жители промышленных центров (через экологичность этой формы отдыха);

- настоящие горожане (3-4-е поколение - через экзотичность);

- поклонники народных традиций (через прелести сельского образа жизни и чистоту окружающей среды);

- люди с малым и средним достатком (из-за стоимости отдыха в деревне).[15]

Вместе с тем, проведенные в последние годы с помощью масс-медиа рекламные акции больше внимания обращали на привлекательные стороны деревень, чем на работу с определенными категориями горожан и технолого-экономические аспекты этого отдыха.

Следовательно, нужно разнообразить формы поиска сторонников этого вида отдыха, как можно скорее создать механизм, который позволит обеспечить реальных отдыхающих для сел нашего региона. Международный имидж сельского отдыха также неоднозначен. С одной стороны, Россия традиционно воспринимается как аграрная страна, одна из европейских житниц с сохраненным сельским укладом жизни, богатым культурным наследием с не уничтоженной природой и гостеприимными хозяевами. С другой стороны, не привлекает иностранных туристов относительно низкий стандарт жилья и его недостаточная техническая обеспеченность, а также не обустройство сел и достаточно ограничен выбор досуга и возможностей активного отдыха.

Однако тенденции последних лет свидетельствуют, что западные страны видят перспективу российского агроотдыха и туризма на международном туристическом рынке.В России агротуризм постепенно приобретает значение важного социально-экономического фактора, активно проявляет свои функции.

Он создает рабочие места в сельской местности, способствует использованию туристических ресурсов, увеличивает возможности отдыха для малообеспеченных слоев населения. С точки зрения механизма воздействия на развитие агротуризма можно определить факторы объективные, уже сформированы историческим развитием общества, и такие, что целенаправленно регулируют именно туристическую деятельность.

Если учитывать все факторы - агротуризм имеет значительные возможности для развития, а поля его реализации является сельская местность и окружающей среды, что его окружает.