Файл: Планирование туризма в регионе как основа устойчивого развития территории.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 244

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной работы состоит в том, что к ХХІ в. туроператорами России был выбран весь потенциал видов туризма как въездного, так и выездного: рекреационный, лечебно-оздоровительный, познавательный, деловой, спортивный, образовательный и другие виды туризма. Поэтому в ХХІ в. туроператоры России стали проявлять интерес к инновационным программам по разработке и внедрению в России тех видов туризма, которые ранее не использовались. Туроператоры стали изучать опыт зарубежных компаний, и как один из видов туризма стали развивать - агротуризм.

Следует отметить авторов, которые освещали вопросы развития туристической отрасли, так как агротуризм является сектором туристической отрасли. Среди них В.И. Азар, Е.М, Антохина, Т.В. Брусокене, И.А. Ревинский, Л.С. Романова, А.А. Самойленко, А.Д. Чудновский, Г.А. Яковлев и др. Проблематика организации и экономики аграрного туризма в настоящее время изучена недостаточно и лишь частично отражена в работах таких отечественных ученых и практиков туризма и гостиничного бизнеса, как М.Б. Биржаков, В.Г. Гуляев, В.А. Квартальнов, А.А. Медянцев, Д.С. Ушаков и др. Вышеперечисленные работы послужили хорошей базой для изысканий в этой области. Однако тема развития агротуризма как нового вида туризма, и можно сказать одного из основных для нынешней России еще недостаточно освещена.

Об этом свидетельствует отсутствие нормативно-правовой базы в этой сфере деятельности, что, безусловно, сдерживает формирование организационно-экономического механизма функционирования системы агротуризма в регионах РФ.

Информационной базой исследования, которая обеспечивает достоверность, и точность данных послужили: статистические данные, нормативно-правовая база, материалы органов власти и местного самоуправления, экспертные оценки специалистов в области туризма, аналитические данные, авторефераты диссертаций.

Объектом исследования работы является: агротуризм как сектор современной туриндустрии.

Предметом исследования й работы являются: основные тенденции и перспективы развития агротуризма в РФ на примере Псковской области.

Цель исследования - рассмотрение тенденций развития агротуризма как вида деятельности туристических компаний, выявление возможных перспектив и разработка рекомендаций по развитию данного вида туризма на территории России, и в Псковской области в частности.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:


- был проведен анализ развития агротуризма в Псковской области;

- были определены природно-рекреационные ресурсы Псковской области;

- был проведен маркетинговый анализ потенциала агротуризма Псковской области;

- были определены перспективы развития агротуризма на примере Псковской области.

На основании проведенных анализов и определений был разработан агротур на примере Псковской области и определены пути продвижения данного тура.

Теоретической и методологической основой исследования стали законодательные документы и стандарты Российской Федерации и международных организаций по качеству, работы зарубежных и российских специалистов по менеджменту услуг.

Структурно дипломная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СФЕРЫ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ РЕГИОНА

1.1 Понятийный аппарат «агротуризма»

Агротуризм – является сегментом туристической индустрии, который ориентирован на использование таких ресурсов как: природные, социокультурные, культурно-исторические и другие ресурсы сельской местности и ее специфики для создания комплексного туристического продукта.[1]

Анализ литературы по проблемам развития агротуризма в России свидетельствует о том, что данное направление туристской индустрии развивается поступательно, опираясь на существующие мировые традиции, и обретая самобытную специфику, связанную с отечественными историко-культурными и социально-экономическими особенностями.

В России агротуризм приобрел популярность к середине 90-х гг. прошлого века. Причины этой популярности связаны с особенностями экономической ситуации в сельском хозяйстве. Так же как и в Европе, туризм в России стал рассматриваться как важнейший сегмент модернизации экономики сельского хозяйства, как перспективная инновация в сельском бизнесе.


Для обеспечения устойчивого развития агротуризма в России сформирована нормативно-правовая база, включающая, в частности, основные положения Федеральных законов РФ «О развитии сельского хозяйства» (2006), «О личном крестьянском (фермерском) хозяйстве» (2003), «О личном подсобном хозяйстве» (2003) и «О сельскохозяйственной кооперации» (1995), которые устанавливают правила использования аграрных, природных, социокультурных, культурно-исторических, промысловых и других ресурсов сельской территории в создании комплексного турпродукта. [2]

Определяя агротуризм как сектор туристской отрасли, использующий природные, культурно-исторические, социальные и иные ресурсы сельской местности для создания комплексного туристского продукта, эксперты подчеркивают, что в широком смысле агротуризм включает в себя все виды рекреационной деятельности в сельской местности. Г.М. Демишкевич, И.М. Карпова и Ж.В. Животова основными направлениями развития агротуризма в России считают:

− создание туристских деревень на основе существующих сельских поселений с традиционной народной деревянной архитектурой, расположенных в живописной местности;

− организация «сельских» туров с проживанием, питанием туристов в деревенском доме, знакомство с традиционным сельским бытом и ремеслом;

− сдача в наем домов и комнат в сельской местности в экологически чистых природных районах.

Один из авторитетных идеологов российского агротуризма М.Б. Биржаков пишет, что «…мотивация деревенского отдыха – единение с природой, чистый воздух, экологически чистые продукты питания, смена обстановки, меньшее количество народа, отсутствие скученности населения, иной образ, распорядок и культура жизни, возможность участия в сельскохозяйственных работах и садоводстве, уход за животными, участие в сборе даров природы (ягод и грибов) и, разумеется, что немаловажно, дешевизна отдыха».

В «Стратегии развития туризма в РФ на период до 2015 года» (2008) подчеркивается, что развитие агротуризма способствует сокращению безработицы в российских деревнях, развитию малого предпринимательства, созданию современной инфраструктуры, дорог, транспортного сообщения и повышению престижности проживания в сельской местности. «Стратегии развития туризма в РФ на период до 2015 года» рассматривает агротуризм как социальную программу поддержки крестьянских хозяйств и акцентирует внимание на высокой социальной эффективности этого вида туризма. [3]


Оформление российской модели агротуризма связано с некоторыми географическими, климатическими и территориально-экономическими условиями. А.Б. Здоров приводит данные о специфике агротуристской специализации экономических районов России:

− Южный (Северно-Кавказский экономический район): горнолыжный и горный агротуризм;

− Центральный экономический район: объекты Подмосковья, исторические поселения Золотого кольца, гостевые дома на реках и озерах центральных областей;

− Северный экономический район: озера Карелии, Валаам, Кижи, Соловецкие острова, поморские города, поселки Архангельской области;

− Северо-Западный экономический район: старинные села Новгородской и Псковской областей, Ладожское, Ильменское, Онежское озера;

− Черноземный экономический район: усадебные комплексы и фермерские хозяйства Белгородской области;

− Поволжский экономический район: туристские деревни Самарской и Саратовской областей, круизы по средней и верхней Волге, Каме;

− Уральский экономический район: водноспортивные туры Южного Урала;

− Западно-Сибирский экономический район: агротуризм на Алтае, Телецкое озеро, этнические поселения на берегах рек, озер и водохранилищ;

− Восточно-Сибирский экономический район: экоагротуризм на берегах озера Байкал, горный и экстремальный агротуризм в Саянах;

− Дальневосточный экономический район: лечебно-оздоровительные туры, горный и экзотический туризм на Камчатке, Сахалине, экстремальные маршруты по Уссурийской тайге. [4]

Суть агротуризма состоит в предоставлении людям загородного отдыха, в который включены все прелести природного и сельского характера. Мнение, что комфортный отдых можно получить только в пределах города, давно утратило свою актуальность.

Данный вид отдыха получает всё большую популярность среди туристов и горожан. Специфика такого бизнеса заключается в том, что основополагающим фактором вашего бизнеса будет местонахождение. Оно должно быть как можно менее цивилизованно, в идеале недалеко должен находиться лес и речка. Следует понимать, что данный отдых должен быть в первую очередь экологичным.

Преимущество проекта экотуризма состоит в простоте, его организовать может обычный сельский житель, ведь он не требует особых инвестиционных вложений. Кроме этого данный бизнес будет подходящим и для начинающих предпринимателей, не имеющих опыта за плечами.

Данный бизнес необходимо зарегистрировать в качестве индивидуального предпринимателя, ведь отсутствует необходимость в лицензии, а также регистрации организационно-правовой формы (юридического лица). Явным преимуществом будет возможность использовать упрощенную систему налогообложения. Окупаемость бизнеса по статистике наступает в пределах 2-3 месяцев в силу минимальных затрат на открытие такого проекта. Рентабельность же может достигать 45%, что является очень хорошим результатом.


О.В. Власенко выделила наиболее вероятные в современных экономических условиях возможности развития агротуризма в регионах:

− агротуризм в непосредственной близости от крупных промышленных центров, привлекательность которого складывается из следующих составляющих: разнообразие природных ландшафтов, близость к промышленному центру, осведомленность потребителя о предоставляемых услугах, наличие элементов инфраструктуры, удовлетворительная материально-техническая база, наличие культурных ресурсов гостеприимства;

− агротуризм вблизи широко известных санаторно-курортных зон и мест массовых посещений туристами; − агротуризм в сельских поселениях, значительно удаленных от городов, привлекательность которого связана с удовлетворительной материально-технической базой, наличием культурных ресурсов гостеприимства (потребность отдыхающих в развлечениях можно удовлетворить незамысловатыми особенностями деревенского быта: рыбалка, уход за домашними животными). [5]

Важнейшей составляющей агротуризма является социокультурный компонент, поскольку это направление туризма подразумевает использование существующей социокультурной среды конкретной территории в качестве исходного ресурса для создания полноценного конкурентоспособного турпродукта. Именно самоценность социокультурной среды территории как фактора, обеспечивающего интерес к ней во внешнем мире и способного привлечь туристов, является отличительной характеристикой данного вида въездного туризма по сравнению с иными направлениями, когда социокультурная среда, в которой находится турист, либо искусственно создается, либо унифицируется соответственно неким усредненным международным стандартам и представлениям. Агротуризм же предполагает погружение туристов в социокультурную среду и реальный быт специфической, но живой, реальной, интегрированной в современный мир общности в качестве гостей. [6]

Агротуризм, несомненно, является высокотехнологичным сегментом современной глобальной туриндустрии. Проживание горожан в сельских районах с целью отдыха практиковалось испокон века, однако именно применение информационных технологий и инновационных приемов организации агротуристического бизнеса позволило увеличить объемы продаваемых услуг в ряде стран до индустриальных масштабов. При этом в российской практике агротуристический бизнес пока не вышел за рамки мелкотоварного производства ни по структуре, ни по формам и уровню организации, а, следовательно, и по показателям объемов. Низкий уровень доходности не способствует дальнейшему развертыванию этого сектора в условиях России (прежде всего, на практикуемом у нас направлении гостевых сетей).