Файл: Планирование туризма в регионе как основа устойчивого развития территории.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 265
Скачиваний: 3
Прокат спорт. инвентаря |
3 |
2 |
Фотоохота |
2 |
1 |
СПА-центр/процедуры |
2 |
1 |
Массаж |
2 |
1 |
Экскурсии по сбору трав, консультации по выращиванию растений |
2 |
1 |
Уроки живописи, обработка материалов |
2 |
Полученные результаты свидетельствуют, что хозяева мест размещения на сельских территориях предлагают своим гостям довольно большое количество дополнительных услуг, а не только проживание. Однако, также видно, что только четыре основных вида услуг могут быть оказаны более чем в 20% средств размещения: баня (или сауна), предоставление зала для различных мероприятий, прокат велосипедов, обеспечение рыбной ловли. Еще от 10- 15 % средств размещения готовы предоставить такие услуги, как: катание на катерах, лодках, прокат лодок, катание на лошадях, катание на пони, предоставление мест для установки палаток, бильярд.
Для получения полноценного понимания состояния рынка агротуризма в Псковской области необходимо провести SWOT-анализ (приложение 1).
Если количественные показатели в целом характеризуют положительную тенденцию развития отрасли «агротуризм» в Псковской области, то качественные характеристики туристской инфраструктуры, представленной средствами размещения, транспорта, включая дороги, объектами показа и экскурсионными услугами, свидетельствуют о необходимости модернизации большинства объектов и оказания государственной поддержки на развитие туристской инфраструктуры области.
2.3 Планирование развития агротуризма на примере Псковской области
Целью развития агротуризма Псковской области является повышение конкурентоспособности существующего туристического продукта области на российском и зарубежном рынках.
Задачи развития сектора:
- закрепление существующей специализации туристического сектора и постепенная ее диверсификация;
- увеличение туристического потока;
- развитие инфраструктуры туризма и гостеприимства;
- развитие внешних инфраструктур и институциональной среды развития сектора (приложение 2).
В долгосрочной перспективе (горизонт планирования – 2030 г.) агротуризм в Псковской области должен превратиться в полноценный и развитый подкластер, глубоко интегрированный как в региональный туристический кластер, так и в международный. Большинство субъектов ПСТКО выйдут из тени и будут работать абсолютно легально, предоставляя гостям разнообразные туристические услуги продукты высокого качества при умеренной цене. Региональные и местные власти будут активно поддерживать сельскотуристские инициативы и создадут благоприятный предпринимательский климат (дружественное законодательство, программы поддержки, и продвижения).[28]
Стратегическая цель социально-экономической политики развития территории заключается в обеспечении повышения уровня и качества жизни проживающих на ней людей.
Достижение этой стратегической цели обеспечивается главной целью и задачами государственной политики в области агротуризма. Главная цель политики – создание в области современного высокоэффективного, конкурентоспособного и доходного подкластера агротуризма на основе эффективного использования имеющихся ресурсов сельской местности при условии их сохранения, сбережения и воспроизводства, а также привлечения максимума дополнительных ресурсов из внешней по отношению к подкластеру среды.
Соответственно, основными задачами политики на период до 2020 г. являются:
- Формулирование государственной политики поддержки агротуризма как альтернативной (дополнительной) приносящей доход деятельности населения сельской местности и малых городов региона.
- Разработка концепции и стратегии развития агротуризма на региональном уровне, где определялись бы направления (модель или модели) развития с учетом российской (общенациональной), региональной и местной специфики.
- Разработка Региональной целевой программы развития ПКСТКО как доходного сектора муниципальной экономики сельских районов и малых городов, которая предусматривала бы формирование механизмов нормативно-правового, финансового, организационного, информационного обеспечения развития агротуризма как на региональном, так и на местном уровнях.
- Создание условий для производства разнообразных и комплексных совокупных региональных и муниципальных агротуристических продуктов, конкурентоспособных на внутреннем (внутрироссийский и внутри региональный туризм) и внешнем (иностранный въездной туризм) рынках.[29]
В настоящее время в России на федеральном уровне отсутствует понимание того, какое ведомство (Минтуризма, Минсельхоз, Минрегионразвития и пр.) должно курировать развитие агротуризма. В результате, агротуризм оказывается полностью исключенным из сферы принятия решений, что является одним из наиболее серьезных препятствий к его развитию.
Как показал проведенный анализ, нормативно-правовая база, необходимая для развития агротуризма, в России отсутствует как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это является наиболее серьезным препятствием для легализации сельских усадеб, качественного и количественного роста сектора.
Необходимость законодательного стимулирования развития туризма на сельских территориях рассматривалась на нескольких значимых общероссийских мероприятиях, в том числе на первом международном форуме «Сельский туризм в России» (7-9 июня 2012 г., Алтайский край), на слушаниях в Общественной палате Российской Федерации «Сельский туризм и заповедные территории. Роль особо охраняемых природных территорий и музеев-заповедников в развитии российской глубинки» (6 марта 2013 г., г. Москва).
В итоге были выработаны предложения по осуществлению комплекса первоочередных мероприятий федерального, регионального, муниципального значения по правовому, организационно-методическому, кадровому, финансовому и информационно-консультационному обеспечению организации сельского туризма, направленных на ускорение темпов и повышение эффективности его развития.
Во всех странах, где сельский туризм сегодня является процветающим сектором экономики и вносит существенный вклад в улучшение социальных условий жизни населения, на начальном этапе его становления осуществлялась серьезная финансовая поддержка владельцев гостевых домов и иных участников этого рынка.
Основным источником этой поддержки, как минимум на период до 2020 г., должно служить государство. Как показывает опыт других регионов, средства на поддержку могут быть предусмотрены в бюджете Министерства туризма, Министерства сельского хозяйства либо Министерства по муниципальному развитию – при этом эффективнее всего работает объединение бюджетов двух и более ведомств на проведение согласованной работы в данном направлении. [30]
На практике это может быть реализовано через разработку региональной целевой программы по агротуризма при координации Межведомственной комиссии по агротуризму. Кроме того, для финансовой поддержки субъектов агротуризма весьма реально привлечение целевых грантовых средств по программам Европейского союза и международных фондов.
Для улучшения ситуации субъектам агротуризма также необходимо оказать следующую поддержку:
– разработать бренд и фирменный стиль «Сельского туризма в Псковской области» и использовать его во всех мероприятиях по продвижению подкластера агротуризма за пределами региона и на внутреннем рынке;
– организовывать публичные региональные конкурсы, направленные на популяризацию сельского туризма, в частности, проведение новых аутентичных событийных мероприятий;
– оказывать информационную поддержку развития агротуризма через проведение и финансирование PR-мероприятий (выставок, презентаций, тест-туров, акций, событийных мероприятий), выпуск рекламной полиграфической продукции, включение информации о сельских гостевых домах и «зеленых маршрутах» в региональные туристические каталоги, создание специализированных сайтов с предложением услуг в сфере сельского туризма и пр.;
- оказывать содействие грамотному распространению информации об услугах агротуризма через Интернет с использованием региональных, национальных и международных туристских информационных ресурсов.[31]
Ожидаемыми результатами реализации стратегических направлений развития сельского туризма в Псковской области должны стать:
– создание и развитие полноценного регионального подкластера агротуризма, являющегося важной точкой роста – экономического, социального, культурного и человеческого;
– достижение социокультурного эффекта в результате активизации местных творческих ресурсов, сохранения и развития местного и регионального природного, историко-культурного и духовного наследия, повышения самооценки местных сообществ, появления у них позитивной социальной перспективы;
– превращение подкластера агротуризма в локомотив развития экономики сельских территорий региона, давая достаточно быстро отдачу в бюджеты, с одной стороны, и инициируя рост сопутствующих отраслей, прежде всего обеспечивающих макро- и микро инфраструктуру туризма. [32]
На сегодня для Псковской области развитие сельского туризма – это один из эффективных способов увеличения количества рабочих мест, в том числе для квалифицированных работников.
Реализация мощнейшего потенциала сельских районов на основе развития сельского туризма должна помочь в преодолении экономического, социального и духовного кризиса сообществ, проживающих на депрессивных территориях.
Агротуризм должен стать важнейшей, носящей комплексный характер, точкой роста местных сообществ в экономическом, социокультурном, этнокультурном, социальном и личностном аспектах. В частности, в экономическом отношении агротуризм станет источником дохода для сельского населения в ситуации неразвитости аграрного сектора и деградации сельских регионов. Это предполагает встраивание субъектов агротуризма в новый динамично развивающийся сектор туриндустрии, предполагающий применение ИТ, современную организацию работы отрасли (производство и сбыт конкурентоспособного турпродукта), использование преимущественно не затратных ресурсов, прежде всего природного, социокультурного и исторического наследия. Немаловажным является и микроэкономический аспект, а именно – вклад в улучшение собственного дома и усадьбы, то есть повышение их капитализации.
Выводы по Главе 2
Агротуризм должен стать важнейшей, носящей комплексный характер, точкой роста местных сообществ в экономическом, социокультурном, этнокультурном, социальном и личностном аспектах. В частности, в экономическом отношении агротуризм станет источником дохода для сельского населения в ситуации неразвитости аграрного сектора и деградации сельских регионов. Это предполагает встраивание субъектов агротуризма в новый динамично развивающийся сектор туриндустрии, предполагающий применение ИТ, современную организацию работы отрасли (производство и сбыт конкурентоспособного турпродукта), использование преимущественно не затратных ресурсов, прежде всего природного, социокультурного и исторического наследия. Немаловажным является и микроэкономический аспект, а именно – вклад в улучшение собственного дома и усадьбы, то есть повышение их капитализации.
Заключение
Реализация всех вышеперечисленных направлений требует провозглашения со стороны государственной региональной и муниципальной власти агротуризма как безусловного приоритета в развитии сельских территорий Псковской области.
Требуется также и стимулирование федеральных властей в части, касающейся обеспечения различных форм поддержки агротуризма, а также формирование координационного органа на федеральном уровне.
Важно отметить, что особая роль в формировании и развитии подкластера агротуризма принадлежит органам местного самоуправления. Именно они задают ключевые рамочные условия развития сельской территории, а именно поддерживают состояние туристических ресурсов сельской местности (природные, культурно-исторические и др.), обеспечивают экологическую чистота среды (при этом удаленность от крупных центров может являться не минусом, а плюсом), транспортную доступность места (хорошие подъездные пути – ключевой фактор), наличие современных средств связи, обеспечение безопасности хозяина и гостя, выполнения санитарно-гигиенических норм, а также (опосредованно, через участие в формировании системы сертификации) соответствующего запросу клиента уровня комфорта.
Таким образом, активное развитие агротуризма возможно лишь при обеспечении его скоординированной поддержки на всех трех уровнях управления (федеральном, региональном, муниципальном), а также при наличии партнерства между властью, субъектами агротуризма, а также их объединениями.