Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты коммерческой деятельности розничного торгового предприятия
1.1 Сущность и задачи коммерческой деятельности
1.2 Формы и виды розничной торговли
1.3 Особенности управления коммерческой деятельностью торгового предприятия
2. Анализ коммерческой деятельности магазина ИП Степанов
2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина ИП Степанов
2.2 Исследование ассортимента предлагаемого в магазинах розничной торговли ИП Степанов
2.3 Организация закупочной деятельности на предприятии ИП Степанов
3. Рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности предприятия ИП Степанов
3.1 Общие рекомендации по улучшению деятельности
3.2 Рекомендации по автоматизации и отслеживанию запасов на предприятии
Введение
Определяющим фактором функционирования рынка является коммерческая деятельность. Это неотъемлемый фактор рыночной экономики. Термин «коммерция» происходит от латинского «kommercium», что в переводе означает торговлю. Исходя из значения понятия, можно сказать, что коммерция представляет собой совокупность последовательных операций, сопровождающих обмен материальными ценностями и услугами.
Однако, коммерческая деятельность торговых предприятий – это не только торгово-закупочные и сбытовые операции, хоть они и являются основой данной деятельности. С развитием товарно-денежных отношений значительно увеличилось многообразие форм коммерческой деятельности.
В процессе своей деятельности торговые предприятия изучают спрос на товары, рынок потребителей и конкурентов, выявляют потребности, формируют ассортимент, находят потенциальных поставщиков и устанавливают с ними хозяйственные связи, ведут розничную и оптовую торговлю, а также рекламно – информационную деятельность.
Для того, чтобы эта деятельность была эффективной, необходимо уметь выявлять все недостатки в организационном и торгово-технологическом процессах и устранять их.
Современная практика коммерческой деятельности требует самых разнообразных знаний и умений. Ведь необходимо уметь исследовать рыночную ситуацию, своевременно интерпретировать и учитывать тенденции, оценивать уровень риска при принятии коммерческих решений.
Таким образом, для успешной организации коммерческой деятельности руководству важно грамотно управлять всеми процессами на предприятии. В настоящее время многим предприятиям присуща спонтанность и несистемность в ведении коммерческой деятельности. Поэтому нужно создать такую организационную структуру, которая позволила бы не просто осуществлять коммерческие операции, но и позволит достигнуть основные цели деятельности предприятия.
Актуальность темы курсовой работы подчеркивается необходимостью управления коммерческой деятельностью на предприятии, которое должно быть системным и четко организованным. Это тот немаловажный фактор, который в сложившейся рыночной ситуации позволит предприятию эффективно функционировать в конкурентной среде.
Цель курсовой работы заключается в разработке мероприятий по совершенствованию коммерческой деятельности предприятия розничной торговли.
Были поставлены задачи:
1) изучение теоретических аспектов коммерческой деятельности розничного торгового предприятия;
2) анализ коммерческой деятельности розничного торгового предприятия;
3) разработка рекомендаций по совершенствованию коммерческой деятельности розничного торгового предприятия.
Предметом исследования является коммерческая деятельность розничного торгового предприятия.
1. Теоретические аспекты коммерческой деятельности розничного торгового предприятия
1.1 Сущность и задачи коммерческой деятельности
Коммерческая деятельность представляет собой часть предпринимательской деятельности на товарном рынке, направленная на куплю-продажу товаров с целью получения прибыли. В широком смысле любая организация, предлагающая на рынок продукты труда своих работников, а, значит, участвующая в процессе обмена, может быть отнесена к категории субъектов продажи. Важно учитывать, что, если данный субъект предполагает получение доходов от продажи (сбыта) товаров или оказания услуг, превышающих по размеру затраты на их создание, то его деятельность принято квалифицировать как коммерческую.
Коммерческая деятельность – специфический технологический процесс, под которым понимается совокупность операций, связанных с движением товара по товаропроводящей сети и его реализация. [1]
Коммерсант всегда стремится приобретать ресурсы и пользоваться услугами в соответствии со своими собственными коммерческими интересами. Рынок ставит перед ним задачу – создать уникальный, качественный товар и успешно продать его на рынке. Поэтому материально-техническое снабжение (закупки и т.п.), как одно из основных условий создания товара, следует полностью отнести к коммерческой деятельности и рассматривать в качестве ее важнейшего элемента.
Субъектами коммерческой деятельности являются физические и юридические лица, имеющие право ее совершения, объекты коммерческой деятельности – товары и услуги.
Товар является неотъемлемым продуктом рынка, который обладает потребительной стоимостью, формой обмена которого служат деньги. Под услугами подразумеваются обслуживание и доведение товара до потребителя. Базисом коммерческой деятельности служат финансовое обеспечение, информационно-компьютерные средства, материально-техническая база, которые формируют базу данных для принятия управленческих решений. Субъектами рынка, которые воздействуют на коммерческую деятельность, являются: товаропроизводители – поставщики продукции, кредиторы (банки), посредники, контрольно-инспекционные учреждения, страховые агентства, аудиторские службы и др. Схема взаимодействия этих элементов представлена на рисунке 1.
С течением времени и развитием рыночных отношений эти составляющие будут подвергаться качественным и количественным изменениям, привнося тем самым адекватные изменения в коммерческую деятельность.
Товары
Услуги
Объекты
Получение прибыли
Капитал
МТБ
Цель Базис
Коммерческая деятельность
Информ – компьютерное обеспечение
Социальная миссия
Субъекты
Аудиторы
Инспекции
Кредиторы
Посредники
Производители
Рисунок 1 – Основы коммерческой деятельности
Коммерция также тесно синтезирована с информационными системами. Компьютеризация направлена на управление коммерческой деятельностью. Для этого информационные потоки принимаются, обрабатываются, анализируются, и результаты используются в управлении.
Очевидно, что маневрирование ассортиментными позициями и ценами на товары ограничиваются ресурсами предприятия и таким понятием, как рентабельность. Успешная реализация товаров обеспечивает эффективность работы предприятия.
Коммерческая работа в торговле – это деятельность предприятия, направленная на решение особого комплекса задач.
Вспомогательные виды коммерческой деятельности:
- создание и поддержка инфраструктуры коммерческого предприятия;
- управление персоналом предприятия;
- развитие технологий коммерческих предприятий;
- нормативно-правовое обеспечение.
Основные виды коммерческой деятельности:
- обеспечение поставок товара;
- коммерческие операции;
- обеспечение сбыта продукции;
- маркетинг и продажи;
- послепродажное обслуживание.
Профессиональная подготовка коммерческих работников проводится особым образом. Кроме знаний в области экономики и управления, специалист коммерции должен обладать рядом специфических навыков в области делового общения и переговоров, уметь принимать нестандартные решения при закупке и продаже товаров.
Профессиональная деятельность специалиста коммерсанта осуществляется в сфере товарного обращения, которая начинается сбытом готовой продукции производственными предприятиями и заканчивается продажей товаров конечным покупателям. Специалист коммерции должен на основе профессиональных знаний обеспечить эффективную коммерческую деятельность и тем самым способствовать решению важной социально-экономической задачи – удовлетворению потребностей покупателей.
Основные разновидности коммерческой деятельности полностью отражают ее сущность.
Во-первых, речь идет о закупке товаров с целью их дальнейшей перепродажи. Работа, связанная с закупками, включает следующие основные операции: планирование закупок; организация приобретения товаров и доставка их на предприятие; регулирование размеров материальных запасов.
Во-вторых, продажа товаров или услуг. Функцию продажи выполняет специальная служба предприятия, которая организует формирование партий отгрузки, занимается продвижением товара на рынок, осуществляет поиск и оформление отношений с покупателями (клиентами). В современных условиях успех этой деятельности зависит использования маркетинга и логистики.
В третьих, торгово-посредническая деятельность на потребительском и промышленном (бизнес) рынке, то есть, оптовая и розничная торговля. Участие посредника в процессе товародвижения является необходимым условием заключения сделки купли-продажи, так как обеспечивает более широкий доступ потребителей к товару.
Коммерческая деятельность в сфере товарного обращения связана с выполнением следующих операций:
1) у изготовителей – подготовка продукции к отправке, отпуск и ее документальное оформление, отгрузка;
2) на складах посредников – приемка товаров, хранение, формирование комплектных партий, отгрузка;
3) в магазинах – приемка товаров по количеству и качеству, хранение, размещение на прилавках магазинов, продажа товаров конечным покупателям.
Основные задачи коммерческой деятельности в торговле:
1) вoвлечение в товарoоборот продукции предприятий различных форм собственности, в первую очередь отечественных производителей. Поэтому коммерческие работники должны хорошо знать не только свой экономический райoн, нo и другие районы, географию размещения производства, природных ресурсов и т.д. Они также должны знать ассортимент изделий, выпускаемых предприятиями регионa, пo возможности посещать производственные предприятия, принимать участие в работе выставок, бирж, ярмарок, оптовых рынков, следить за рекламными объявлениями в СМИ, каталогами, проспектами;
2) изучение и прогнозирование емкости региональных товарных рынкoв. Для этого необходимо использовать маркетинг, который помогaет организовать коммерческую деятельность в условиях рынка;
3) совершенствование и развитие маркетинговой деятельности;
4) создание благоприятных условий для формирования рынка покупателя. Рынок может характеризоваться как рынок продавца и рынок покупателя. Первый характеризуется превышением спроса на товар над предложением, второй — превышением предложения над спросом, что создает условия для выбора потребителем;
5) поиск заинтересованных партнеров и превращение их в своих клиентoв нa длительное время;
6) профессиональноe консультированиe заинтересованных лиц и клиентов относительно потребительских свойств товарa, гарантийного и послегарантийного обслуживания;
7) удовлетворение потребностей покупателей путем предложения не только основного товара, но также сопутствующего и дополняющего;
8) укрепление деловых отношений c клиентами;
9) установление такой цены, которая не только принесет прибыль, но и привлечет покупателя за счет невысоко уровня (льготы, скидки).
Таким образом, коммерческая деятельность представляет собой совокупность финансово-экономических, правовых и организационных действий и знаний, направленных на совершенствование процесса купли-продажи товаров и услуг для удовлетворения спроса и получения прибыли.
1.2 Формы и виды розничной торговли
Розничные торговые сети являются важным звеном по завершению процесса обращения товаров и доведения их до конечных покупателей.
От уровня развития и организации розничной торговой сети зависит темп роста товарооборота, ускорение товарооборачиваемости, прибыльность предприятия и качество торгового обслуживания населения [8].
Под предприятием розничной торговлей понимается торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью [12].
Розничная торговая сеть представляет собой совокупность предприятий розничной торговли, расположенных в пределах конкретной территории и находящихся под общим управлением [8].
С учетом особенностей торгового обслуживания населения розничную торговую сеть подразделяют на стационарную и нестационарную.
Стационарная сеть представляет собой специально оборудованное и предназначенное для ведения торговли помещение, прочно связанное фундаментом с земельным участком и подсоединенное к инженерным коммуникациям.
Нестационарная торговая сеть функционирует по принципу разносной и развозной торговли.
Классификация предприятий розничной торговли представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Классификация предприятий розничной торговли
Признак классификации |
Классификационные группы |
1 |
2 |
Вид реализуемого ассортимента |
- специализированные; - неспециализированные; - универсальные. |