Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты коммерческой деятельности розничного торгового предприятия
1.1 Сущность и задачи коммерческой деятельности
1.2 Формы и виды розничной торговли
1.3 Особенности управления коммерческой деятельностью торгового предприятия
2. Анализ коммерческой деятельности магазина ИП Степанов
2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина ИП Степанов
2.2 Исследование ассортимента предлагаемого в магазинах розничной торговли ИП Степанов
2.3 Организация закупочной деятельности на предприятии ИП Степанов
3. Рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности предприятия ИП Степанов
3.1 Общие рекомендации по улучшению деятельности
3.2 Рекомендации по автоматизации и отслеживанию запасов на предприятии
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
|
Формат магазина |
- универмаг; - гипермаркет; - универсам; - супермаркет; - гастроном; - мини – маркет; - магазин по продаже товаров повседневного спроса; - дом торговли. |
|
В зависимости от форм продаж и методов обслуживания |
- самообслуживание; - продажа через прилавок; - индивидуальные продажи; - продажи по образцам; - продажи по заказам; - продажи с использованием автоматов; - продажи по почте; - продажи по каталогам; - интернет – торговля; - прямые продажи. |
|
Ценовая политика предприятия |
- магазины дискаунты; - дисконтные магазины; - магазин «Cesh & Cerry»; - комиссионные магазины; - магазины секонд – хенд; - «Стоковые» магазины; - бутик. |
|
Вид здания |
- отдельно стоящие; - встроенные; - встроено – пристроенные. |
|
Размер торговой площади предприятия |
- крупные; - средние; - небольшие. |
|
Территориальная концентрация |
- изолированное размещение; - групповое размещение: торговый комплекс, молл, торговый цент. |
Необходимость классификации предприятий розничной торговли вызвана широтой и разнообразием ассортимента товаров, постоянным его усложнением, что, в свою очередь, требует рационального распределения ресурсов.
Предприятия розничной торговли выполняют большое количество функций, которые можно условно разделить на две группы.
Первая группа включает функции, выполняемые розничными предприятиями по отношению к поставщикам. Среди этих функций выделяют следующие:
- предоставление информации о ситуации на рынке (структуре и динамике спроса, потребностях и т.д.);
- обеспечение оптовикам сбыта их продукции;
- осуществление закупок товаров в объемах, удобных для оптовика;
- осуществление мер по стимулированию сбыта и рекламе;
- транспортировка товара до конечного потребителя.
Вторая группа включает функции по отношению к конечным потребителям:
- создание комфортных условий для осуществления покупки;
- формирование товарного ассортимента;
- демонстрация товара, предоставление дополнительной информации, консультирование;
- дробление крупных партий на единичные экземпляры;
- упаковка и хранение товара;
- предоставление дополнительных услуг: доставка, кредитование и т.д.
Факторы, влияющие на размещение розничной торговой сети:
- градостроительные – величина города, территориальное зонирование, плотность населения, размещение административных, культурных и спортивных, учреждений, предприятий промышленности;
- транспортные – направление и интенсивность основных потоков движения транспорта;
- социальные – доступность высокого уровня обслуживания, возможность уменьшения затрат времени на посещение магазинов;
- экономические – эффективность капитальных вложений, оптимальный их уровень их доходности.
1.3 Особенности управления коммерческой деятельностью торгового предприятия
Коммерческая работа по розничной продаже товаров складывается из следующих этапов:
1) изучение и прогнозирование покупательского спроса на реализуемые в магазинах товары;
2) формирование оптимального ассортимента товаров в
магазине;
3) рекламно-информационная деятельность розничных торговых предприятий;
4) выбор наиболее эффективных методов розничной продажи товаров;
5) организация оказания торговых услуг покупателям.
Розничные торговые предприятия реализуют свои товары непосредственно населению, т.е. физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи.
Под торговым обслуживанием населения подразумевается наличие специально оборудованных торговых помещений, которые приспособлены для наилучшего обслуживания покупателей, также это подбор и формирование торгового ассортимента, возможность его быстрого изменения, ориентируяcь на изменяющийся спрос населения, постоянное изучения и учет потребительских запросов клиентов, умение предложить и продать товар отдельному человеку. Розничной торговой сети присуща большая территориальная раздробленность, а также наличие большого числа предприятий, небольших по размеру и товарообороту. Такую сеть можно отнести главным образом к сфере малого бизнеса. [3].
Розничная торговля в условиях рыночной экономики ориентируется на страны с развитой рыночной экономикой, потому что именно там сосредоточены людские ресурсы, наибольшая доля привлечения финансовых средств, активно внедряются и используются различные достижения науки и техники. Были созданы специальные службы по изучению и прогнозированию потребительского спроса, анализу и определению эффективности тех или иных форм и методов торговли, разработка и конструирование новых видов изделий на основе прогнозов вероятного спроса, внедрению стандартизации и сертификации, организации ярмарок, выставок и т.п.
В связи с изменением форм собственности в торговле Российской Федерации произошло резкое увеличение самостоятельных коммерческих предприятий, что положительно отразилось на отношении каждого работника к своему делу, а именно к помещению магазина, оборудованию, его сохранности, товару. Коммерческая инициатива и предприимчивость получили широкое распространение в организации продажи товаров.
Важным коммерческим условием успешной продажи товаров в розничной торговой сети является изучение и прогнозирование покупательского спроса населения. Внутригрупповую ассортиментную структуру спроса отражают данные о продаже и запасах товаров, a также сведения o неудовлетворенном спросe. Основные первичные данные o внутригрупповой структуре спроса можно получить только нa розничных торговых предприятиях. Для этого следует организовать учет продажи товаров и запасов по широкой номенклатуре товарного ассортимента, регистрацию неудовлетворенного спроса и требований покупателей к качеству отдельных видов и разновидностей товаров [13].
Одним из важнейших элементов коммерческой работы по сбыту является формирование оптимального ассортимента товаров на предприятии. Разработка оптимального ассортимента в магазине находится в прямой зависимости от типа и специализации торгового предприятия. В отечественной розничной торговле наблюдаются процессы концентрации торговых предприятий, особенно в крупных городах России, которые происходят одновременно с процессами универсализации и специализации торговых предприятий, созданием небольших смешанных магазинов по торговле продовольствием.
В рыночных условиях ни одно торговое предприятие не может успешно осуществлять реализацию товаров без использования маркетинговых коммуникаций. Известный лозунг - «Реклама – двигатель торговли» - правильно отражает истинную сущность рекламы – стимулирование сбыта товаров. В условиях рынка реклама не только двигатель торговли, но и двигатель коммерции, бизнеса.
В розничной торговле для стимулирования сбыта товаров должны использоваться различные виды рекламы. Начиная от самых простых (оформление оконных и внутримагазинных витрин, организация рекламных выставок товаров) до более сложных – печатной, радиотелевизионной рекламы и других современных ее видов.
Выбор эффективных методов розничной продажи товаров – важнейший этап коммерческой работы розничных торговых предприятий. Эффективно организованная продажа товаров способствует росту товарооборота магазина, лучшему удовлетворению спроса населения и обеспечивает рентабельность работы предприятия.
2. Анализ коммерческой деятельности магазина ИП Степанов
2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина ИП Степанов
Магазин товаров повседневного спроса ИП Степанов осуществляет свою деятельность на основании Свидетельства «О внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей», зарегистрированного Администрацией МО Ташлинского района от 1 сентября 2009 года.
Индивидуальный предприниматель является физическим лицом, обладает обособленным имуществом, учитываемом на его самостоятельном балансе, имеет право открывать в установленном порядке банковские счета на территории Российской Федерации для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных операций. В соответствии с выпиской из единого реестра индивидуальных предпринимателей, основным направлением деятельности ИП Степанов является розничная продажа продовольственных и непродовольственных товаров.
Организация развивается, увеличивая объемы деятельности. В настоящий момент в состав предприятия входят три магазина товаров повседневного спроса, расположенных по адресам:
- с. Благодарное Ташлинского района, ул. Молодежная, 14;
- с. Благодарное Ташлинского района, ул. Центральная площадь, 6;
- с. Заречное Ташлинского района, ул. Центральная, 3.
Все магазины находятся в достаточно выгодных районах. Магазин в котором я проходила практику, расположен очень выгодно, так как к нему есть подъездные пути, он находится вблизи школы, детского сада, сельсовета и больницы. Два магазина находятся в арендуемых помещениях, один в собственности. Средняя площадь магазинов составляет 49 кв. м. Площадь магазинов по ул. Молодежная, 14 и ул. Центральная – 50 кв. м., площадь магазина по ул. Центральная площадь, 6 – 47 кв. м.
Так как все магазины находятся в селах расположенных за 60 км от районного центра – это предполагает формирование достаточно широкого и глубокого ассортимента, для удовлетворения потребностей как людей пожилого возраста, так детей и их родителей.
Во всех магазинах продажа товаров осуществляется через прилавок.
Организация использует в своей деятельности вертикальный способ разделения труда. Организационная структура предприятия представлена в приложении А и имеет три уровня управления.
Первый уровень. Высшим органом управления предприятием является директор, осуществляющий текущее руководство деятельности общества:
- действует от имени предприятия и представляет его интересы;
- распоряжается имуществом и средствами организации, заключает договоры и иные сделки, открывает счета в банках, выдает доверенности;
- назначает должностных лиц и увольняет их, устанавливает должностные оклады, поощряет и налагает взыскания, утверждает штаты;
- издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия;
- несет персональную ответственность за сохранность документов по личному составу;
- заключает договоры на поставку товаров и осуществляет контроль за их исполнением;
- выдает заработную плату и производит анализ текущей деятельности предприятия.
Второй уровень. В должностные обязанности главного бухгалтера входит:
- осуществляет учет и отчетность;
- проводит ревизии и инвентаризации;
- контролирует соблюдение финансовой дисциплины;
- составление финансовых планов;
- осуществляет контроль за соблюдением кассовой дисциплины;
- осуществляет контроль за ассортиментом товаров и их реализацией конечному потребителю;
- осуществляет контроль за своевременностью оплаты задолженностей и других договорных обязательств перед поставщиками;
- планирует транспортировки и доставки товаров от поставщиков;
- обеспечение финансового потока по закупке товаров;
- организует снабжение магазинов товарами;
- обеспечение сертификатов на товар и контроль за сроками сертификации.
- устанавливает розничные цены на товар, отвечает за ценовую политику фирмы, определяет стратегии ценообразования;
- составляет графики рабочих дней и отпусков, следит за соблюдением трудовой дисциплины.
Третий уровень. Основными функциями продавцов являются:
- контролирует проверку качества и комплектности товаров при отпуске покупателям, осуществляет контроль за наличием сертификатов соответствия на продаваемый товар;
- участвует в проведении инвентаризации товарно-материальных ценностей;
- организует расстановку образцов в торговом зале;
- анализирует спрос на товар, на основе анализа составляет заявки на поставку товара, вносит предложения по формированию ассортимента и ценообразованию;