Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 281
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты нормирования рабочего времени
1.1. Понятие и виды рабочего времени
1.2. Структура нормирования рабочего времени
2. Нормирование рабочего времени в ООО «О’КЕЙ»
2.1. Характеристика деятельности ООО «О’КЕЙ»
2.2. Анализ системы нормирования труда в ООО «О’КЕЙ»
2.3. Анализ выполнения норм труда в ООО «О’КЕЙ»
3. Пути повышения эффективности нормирования рабочего времени в ООО «О’КЕЙ»
В ООО «О’КЕЙ» разрабатываются графики выхода на работу. Они основываются на соблюдении предусмотренной трудовым законодательством продолжительности рабочего времени и обеспечении ритмичного чередования времени труда и отдыха работников магазина в течение дня и рабочей недели. В них указывают время начала и окончания работы, время перерыва на обед и отдых, выходные дни. Гипермаркет работает с 9: 00 до 22: 00 с часовым перерывом на обед. График менеджера торгового зала посменно 2/2.
В соответствии с требованиями Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2015 г. в декабре 2017 г. в ООО «О’КЕЙ» была проведена специальная оценка условий труда на 5 рабочих мест, именно работников торговли.
Итак, процедура оценки условий труда включает в себя целый комплекс работ, поэтому порядок проведения специальной оценки условий труда можно разделить на несколько этапов. Подготовительный этап предполагает создание комиссии. Так, при специальной оценке условий труда в ООО «О’КЕЙ» была создана комиссия из 3 человек (директор, заместитель директора и главный бухгалтер).
Первый и самый важный этап заключается в процессе идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и сопоставление их с классификатором. На следующем этапе осуществляется комплекс инструментальных измерений всех идентифицированных факторов.
Информация об условиях работы менеджера торгового зала представлена в следующих таблицах 4 и 5.
Таблица 4 – Условия труда менеджера торгового зала ООО «О’КЕЙ»
Направление анализа и критерии оценки |
Характер проявления |
||
1 |
2 |
||
Условия работы |
Постоянно |
Иногда |
Редко |
Неудобная или стесненная поза |
+ |
Продолжение таблицы 4
1 |
2 |
||
Слишком большая скорость рабочего процесса |
+ |
||
Шум, создаваемый оборудованием |
+ |
||
Шум, создаваемый людьми |
+ |
||
Необходимость напряженного внимания |
+ |
||
Необходимость повышения голоса |
+ |
||
Жара |
+ |
||
Холод |
+ |
||
Духота |
+ |
||
Отвлечение внимания на клиентов |
+ |
||
Постоянное внимание начальства |
+ |
||
Дискомфорт от холода / жары |
+ |
Таблица 5 – Окружающая обстановка менеджера торгового зала ООО «О’КЕЙ»
Параметр |
Удобная |
Располагающая |
Неудобная |
Освещение |
+ |
||
Вентиляция |
+ |
||
Температура воздуха |
+ |
||
Вибрация |
+ |
||
Меблировка |
+ |
Как мы видим из представленных таблиц, условия труда менеджера торгового зала ООО «О’КЕЙ» не совсем комфортные. Ему приходится работать много времени в торговом зале, обстановка там не спокойная, много покупателей, которые создают шум и отвлекают менеджера. Да и сам менеджер, бывает, мешает покупателям своей работой. Но это такая специфика работы, тут ничего нельзя изменить, выставлять товар на полки кто-то должен. В торговом зале нет кондиционеров, поэтому летом там очень душно и жарко. Также много работы проводится в подсобных помещениях, например, фасовка. Там, напротив, бывает холодно, так как открываются двери, через которые происходит погруз-выгруз товаров. Кроме того, в подсобных помещениях имеется цех по приготовлению готовой пищи, который создает дополнительный шум. Объем работ достаточно большой: менеджер должен за смену нафасовать товаров по средней дневной реализации. Например: сыр голландский - 3,5 кг., колбаса деликатесная - 7 кг., молоко 2,5 % - 30 л., кефир 3,2 - 15 л. Еще один фактор, вносящий дискомфорт в работу - охлажденные и замороженные продукты. При их фасовке руки замерзают, от них и все тело, что не способствует быстрой работе и вообще приводит к простудам.
Исходя из представленных таблиц, видно, что вредными факторами в ООО «О’КЕЙ» являются пониженная влажность воздуха и напряженность.
На завершающем этапе происходит оформление отчета, в которой отражаются результаты проведённой работы, а также определяются мероприятия, выполнение которых приведёт к качественному улучшению условий труда.
Создается приказ о завершении работы комиссии. По результатам оценки была составлена сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда в «О’КЕЙ». Исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
В ходе исследования были выявлены достоинства и недостатки рабочего места менеджера торгового зала ООО «О’КЕЙ», как показано в таблице 6.
Таблица 6 – Основными достоинства и недостатки рабочего места менеджера торгового зала ООО «О’КЕЙ»
Достоинства |
Недостатки |
Соответствие установленного порядка при аттестации рабочих мест |
Пониженная влажность воздуха торгового помещения |
Устранение недостатков в системе оценки условий труда осуществляется не менее одного раза в год |
Напряженность трудового процесса на рабочем месте менеджера торгового зала |
Исходя из приведенной таблицы 6, в целом были выявлены следующие достоинства рабочего места менеджера торгового зала ООО «О’КЕЙ»:
- профессиональное проведение мероприятий по аттестации рабочих мест ООО «О’КЕЙ» производится в соответствии с установленным порядком;
- разработка мероприятий по устранению недостатков в системе оценки условий труда осуществляется не менее одного раза в год.
Основными недостатками рабочего места менеджера торгового зала ООО «О’КЕЙ» являются:
- пониженная влажность воздуха торгового помещения;
- напряженность трудового процесса на рабочем месте менеджера торгового зала;
2.3. Анализ выполнения норм труда в ООО «О’КЕЙ»
Фотографии рабочего времени менеджера торгового зала ООО «О’КЕЙ» двух дней представлены в таблице 7-10.
Таблица 7 – Проведение фотографии рабочего времени менеджера торгового зала (день первый)
№ п/п |
Затраты времени |
Текущее время, ч-мин |
Продолжительность, мин |
1 |
2 |
3 |
4 |
0. |
Начало наблюдения |
8: 00 |
- |
1. |
Проверка сроков годности |
8: 36 |
36 |
2. |
Выкладка нового товара, замена ценников |
9: 54 |
78 |
3. |
Фасовка товара |
11: 57 |
123 |
4. |
Обед по очереди |
12: 25 |
28 |
5. |
Выставление товара |
13: 03 |
38 |
6. |
Уход с рабочего места |
13: 10 |
7 |
7. |
Выставление товара |
13: 18 |
8 |
8. |
Разговор с менеджером |
13: 21 |
3 |
9. |
Выставление товара |
13: 45 |
24 |
10. |
Простой |
13: 53 |
8 |
11. |
Выставление товара |
14: 28 |
35 |
12. |
Уход с рабочего места |
14: 37 |
9 |
13. |
Выставление товара |
14: 44 |
7 |
14. |
Разговор с товароведом |
14: 46 |
2 |
15. |
Выставление товара |
15: 10 |
24 |
16. |
Контроль в торговом зале, консультирование покупателей |
15: 33 |
23 |
Продолжение таблицы 7
1 |
2 |
3 |
4 |
17. |
Уход из зала |
15: 38 |
5 |
18. |
Контроль в торговом зале |
16: 15 |
37 |
19. |
Перерыв на чай (отдых) |
16: 30 |
15 |
20. |
Контроль в торговом зале |
16: 55 |
25 |
21. |
Разговор по телефону |
16: 57 |
2 |
22. |
Контроль в торговом зале |
17: 12 |
15 |
23. |
Фасовка, выкладка товара |
17: 56 |
44 |
24. |
Проверка сроков |
18: 31 |
35 |
25. |
Перерыв на отдых, чай |
18: 51 |
20 |
26. |
Контроль в торговом зале |
19: 32 |
41 |
27. |
Уборка рабочего места |
19: 58 |
26 |
28. |
Уход с работы |
20: 04 |
6 |
Фактический баланс рабочего времени (первого дня) менеджера торгового зала ООО «О’КЕЙ» представлен в таблице 8.
Таблица 8 – Фактический баланс рабочего времени
№ |
Индекс |
Виды работ |
Повторяе-мость за смену |
Общая продолжи-тельность, мин |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Подготовительно-заключительные работы |
||||
2. |
ПЗ |
Уход с работы |
1 |
6 |
Итого, мин |
6 |
|||
Оперативное время |
||||
1. |
ОП |
Проверка сроков годности на своей группе |
1 |
36 |
Продолжение таблицы 8
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2. |
ОП |
Выкладка нового товара, замена ценников |
1 |
78 |
3. |
ОП |
Фасовка товара |
5 |
123 |
4. |
ОП |
Выставление товара |
6 |
136 |
5. |
ОП |
Разговор с товароведом |
1 |
2 |
6. |
ОП |
Контроль в торговом зале |
5 |
141 |
7. |
ОП |
Фасовка товара, выкладка на прилавки |
1 |
44 |
8. |
ОП |
Проверка сроков |
1 |
35 |
Итого, мин |
595 |
|||
Время на обслуживание рабочего места |
||||
1. |
ОБС |
Уборка рабочего места |
1 |
26 |
Итого, мин |
26 |
|||
Время на личные надобности |
||||
1. |
ОТЛ |
Уход с рабочего места |
2 |
12 |
Итого, мин |
12 |
|||
Потери рабочего времени по вине работника |
||||
1. |
ПНД |
Разговор с менеджером |
1 |
3 |
2. |
ПНД |
Уход с рабочего места |
1 |
9 |
3 |
ПНД |
Разговор по телефону |
1 |
2 |
Итого, мин |
14 |
|||
Потери рабочего времени из-за неполадок в организации |
||||
1. |
ПНТ |
Простой (ждет, пока выгрузят новый товар) |
1 |
8 |
Итого, мин |
8 |
Тсм= 720 мин.
Коэффициент использования рабочего времени:
К= (Тфпз+ Тфоп+ Тфотл+Тобс) / Тсм = 6+595+12+26/510=693/720=0,89
Тпз=Тфпз/Тсм∙100%=6/720∙100%=0,83%
Коэффициент использования рабочего времени:
Коп=Тфоп/Тсм∙100%=595/720∙100%=82,64%
Коэффициент потерь рабочего времени из-за расходования времени работником на личные надобности:
Котл = Тфотл / Тсм∙100 %=12 / 720∙100 %=1,67 %
Коэффициенты прямых потерь:
Коэффициент потерь рабочего времени из-за нарушения трудовой дисциплины:
Кпнд = Тфпнд / Тсм∙ 100 % = 14 / 720 ∙ 100 % =1,94 %
Коэффициент потерь рабочего времени из-за перерывов, связанных с нарушением технологического процесса:
Кпнт = Тфпнт / Тсм∙100 % =8 / 720 ∙ 100 % =1,11 %
Процент производительности труда при устранении прямых потерь:
∆ПрТ =Тпнт + Тпнд / Топ.0,5 = 8+14 / 595.0,5 = 0,074
Таблица 9 – Проведение фотографии рабочего времени менеджера торгового зала (день второй)
№ п/п |
Затраты времени |
Текущее время, ч-мин |
Продолжи – тельность, мин |
Индекс |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
0. |
Начало наблюдения |
8: 00 |
- |
- |
1. |
Проверка сроков годности на своей группе |
8: 44 |
44 |
ОП |
2. |
Выкладка нового товара, замена ценников |
10: 12 |
88 |
ОП |
3. |
Фасовка товара |
11: 33 |
81 |
ОП |
4. |
Уход с рабочего места |
11: 40 |
7 |
ПНД |
Продолжение таблицы 9
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5. |
Фасовка товара |
12: 15 |
35 |
ОП |
6. |
Обед |
12: 45 |
30 |
- |
7. |
Выставление товара |
13: 26 |
41 |
ОП |
8. |
Разговор по телефону |
13: 27 |
1 |
ПНД |
9. |
Выставление товара |
13: 57 |
30 |
ОП |
10. |
Консультация покупателя |
13: 59 |
2 |
ОП |
11. |
Выставление товара |
14: 38 |
39 |
ОП |
12. |
Разговор с менеджером на личную тему |
14: 39 |
1 |
ПНД |
13. |
Выставление товара |
14: 49 |
10 |
ОП |
14. |
Уход с рабочего места |
14: 57 |
8 |
ОТЛ |
15. |
Мытье лотков |
15: 16 |
19 |
ОП |
16. |
Разговор с администратором |
15: 17 |
1 |
ОП |
17. |
Работа за кассой |
16: 31 |
74 |
ОП |
18. |
Перерыв на чай (отдых) |
16: 47 |
16 |
- |
19. |
Контроль в торговом зале |
17: 22 |
35 |
ОП |
20. |
Уход с рабочего места |
17: 26 |
4 |
ОТЛ |
21. |
Контроль в торговом зале |
18: 44 |
78 |
ОП |
22. |
Фасовка товара, выкладка на прилавки |
19: 10 |
26 |
ОП |
23. |
Перерыв на отдых, чай |
19: 25 |
15 |
- |
24. |
Уборка рабочего места |
19: 45 |
20 |
ОБС |
25. |
Контроль в торговом зале |
20: 00 |
15 |
ОП |
26. |
Уход с работы |
20: 05 |
5 |
ПЗ |