Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 273
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты нормирования рабочего времени
1.1. Понятие и виды рабочего времени
1.2. Структура нормирования рабочего времени
2. Нормирование рабочего времени в ООО «О’КЕЙ»
2.1. Характеристика деятельности ООО «О’КЕЙ»
2.2. Анализ системы нормирования труда в ООО «О’КЕЙ»
2.3. Анализ выполнения норм труда в ООО «О’КЕЙ»
3. Пути повышения эффективности нормирования рабочего времени в ООО «О’КЕЙ»
-
- выполнение вспомогательной роли по отношению к основным видам рабочего времени (названное обстоятельство подтверждается данными учета рабочего времени работника, отработавшего сверх установленной для него нормы часов);
- обстоятельством, характеризующим работу за пределами установленной для работника нормы часов, является привлечение к данной работе на основании добровольного волеизъявления работника либо приказа полномочного представителя работодателя, изданного в соответствии с действующим законодательством (данное обстоятельство подтверждается письменным заявлением работника, заключенным с ним договором о выполнении работы за пределами установленной ему нормы часов, а также приказом полномочного представителя работодателя);
- рабочее время за пределами нормы установленных для работника часов характеризуется возникновением у работодателя обязанности дополнительной оплаты в соответствии с законодательством и заключенным с работником соглашением.
Основным документом, подтверждающим учет рабочего времени, фактически отработанного каждым работником, является Табель учета рабочего времени.
Практика свидетельствует о следующих видах учета рабочего времени:
-
- поденный (когда работник имеет одинаковую продолжительность рабочего дня ежедневно);
- еженедельный (когда продолжительность ежедневной работы может быть различной по договоренности между работником и работодателем, но недельный конечный результат должен быть в рамках закона, т.е. не более 40 часов в неделю);
- суммированный (когда продолжительность рабочего времени в день, в неделю может быть различной, но переработка в одни дни компенсируется недоработкой в другие, однако за учетный период (месяц, квартал, год) работник должен отработать установленную норму часов) [2].
1.2. Структура нормирования рабочего времени
Нормирование труда - один из ключевых элементов управления компанией. Нормы труда определяют производственную мощность предприятия и его структурных подразделений, выступают основой для оперативного планирования, расчета численности персонала и размеров оплаты труда.
В процессе развития нормирования труда сформировался ряд так называемых инженерных методов, которые позволяют решать важные и сложные задачи повседневной практики предприятий.
На практике применяются различные виды норм.
Норма времени - количество затрат рабочего времени на выполнение единицы работы (продукции) работником, или группой работников в заданных организационно-технических условиях.
Норма выработки - количество единиц работы (продукции), выполняемой в единицу времени работником, или группой работников в заданных организационно-технических условиях.
Норма численности - количество работников, выполняющих определенный объем работ за установленный период времени в заданных организационно-технических условиях.
Норма обслуживания - количество производственных объектов, которые работник, или группа работников обслуживают в заданных организационно-технических условиях [11].
Независимо от вида используемой нормы, на самом деле нормируются затраты рабочего времени на выполнение той или иной работы, а выбор вида используемой нормы - это вопрос удобства и простоты использования.
Например, нормы времени удобны, понятны, легки в применении, обычно достаточно точны, поэтому они завоевали популярность и широко применяются. Но при нормировании быстротекущих повторяющихся процессов использование норм времени может оказаться неудобным. В этом случае целесообразнее использовать нормы выработки. Допустим, что норма времени на деталь составляет 0,00040 чел.-ч/шт. Согласитесь, в этом случае куда понятнее и удобнее оперировать нормой выработки на ту же деталь в 2,5 тыс. шт./ч.
Норма обслуживания является аналогом нормы выработки, но применяется для нормирования работ по обслуживанию производства. Для таких работ может использоваться и норма времени, часто называемая нормой времени обслуживания.
Рис. 1. Структура рабочего времени в нормировании труда [7]
Также часто используются нормы управляемости, устанавливающие количество подчиненных, которыми может и должен управлять руководитель. Эти нормы можно выделять в отдельный вид, но в общем случае, норма управляемости - частный случай нормы обслуживания.
Основным объектом нормирования является рабочее время - продолжительность рабочей смены, которое имеет достаточно сложную структуру (рис. 1).
Часть рабочего времени человек не выполняет никакой работы - это время перерывов (при этом обеденный перерыв, конечно, сюда не относится - в соответствии со ст. 66 КЗоТ):
Прежде всего, в него включаются обязательные перерывы для отдыха и личных нужд. Их длительность зависит от условий труда, степени его монотонности, физического, эмоционального и интеллектуального напряжения во время работы и других факторов. Продолжительность таких перерывов устанавливается в соответствии с нормативами, а если их нет, то рассчитывается по специальным методикам.
При индивидуальной организации труда работники самостоятельно распределяют время подобных перерывов в течение смены. При коллективных формах организации труда, например в конвейерном производстве, перерывы для отдыха и личных надобностей могут устанавливаться по утвержденному графику.
Другим видом перерывов являются технологические перерывы. Достаточно часто возникают ситуации, когда работник вынужден прекращать работу и простаивать в силу особенностей технологии и организации труда. Например: ожидание окончания погрузки/разгрузки автомобиля; ожидание прогрева печи до заданной температуры; отвод рабочих из зоны взрыва при проведении подрывных работ и т. п. Конечно, такие перерывы характерны не для всех должностей и профессий, но в ряде случаев обойтись без них не удается.
Перерывы для отдыха и личных надобностей, а также технологические перерывы относятся к регламентируемым, т. е. они включаются в состав нормы труда и учитываются при расчете общей трудоемкости работы или численности персонала.
Другую группу перерывов составляют нерегламентированные перерывы. Они никогда не включаются в состав норм, при этом их минимизация (а лучше полное исключение) - одна из основных задач управления и организации производства.
К нерегламентированным относятся:
- перерывы, возникающие вследствие нарушения дисциплины работником (опоздание и преждевременный уход с рабочего места, отвлечения во время работы, самовольный уход и т. п.);
- простои из-за организационно-технических проблем (поломки, отсутствие сырья или заготовок, другие причины, нарушающие нормальный ход технологического процесса) [9].
Рабочее время за вычетом перерывов называется временем работы. Конечно, нужно стремиться к тому, чтобы все это время работник выполнял производственное задание, но в реальных условиях он может заниматься работой не по заданию - случайными, не свойственными данной должности функциями (например, исправлением брака, допущенного не по вине данного работника, и т. п.).
Время выполнения задания, в свою очередь, структурировано:
- Работнику нужно подготовиться самому и подготовить средства производства к выполнению нового производственного задания (партии изделий), а также провести все действия, связанные с его окончанием: получение материалов, инструментов, приспособлений, рабочего наряда и технической документации, получение инструктажа, установка и снятие инструментов и приспособлений, настройка оборудования, сдача готовой продукции, сдача приспособлений, инструментов, рабочего наряда, технической документации и остатков материалов. Это так называемое подготовительно-заключительное время; в зависимости от характера организации производства оно затрачивается либо один раз за смену, либо на каждую партию изделий. Его доля может составлять от 1 до 15% рабочего времени (это зависит от серийности производства).
- Часть времени работник затрачивает на обслуживание рабочего места: производит действия, связанные с уходом за рабочим местом и поддержанием оборудования, инструментов и приспособлений в рабочем состоянии в течение смены. Иногда время обслуживания рабочего места разделяют на время технического и организационного обслуживания, хотя обычно в этом нет никакой необходимости.
- Оставшаяся часть времени называется оперативным временем; оно затрачивается работником на выполнение заданной операции: изменение формы, свойства и качества предмета труда или его положения в пространстве. Оперативное время также делится на части: основное и вспомогательное:
- Основное время - часть оперативного времени, затрачиваемого на выполнение основной задачи данного процесса по качественному или количественному изменению средств труда (обработка детали на станке, закручивание гаек при сборке, выемка грунта и т. д.).
- Вспомогательное время - часть оперативного времени, затрачиваемого на выполнение действий, создающих возможность выполнения основной задачи (загрузка машины сырьем; выгрузка и съем выработанной продукции; установка и переустановка деталей, инструмента и приспособлений; перемещения рабочего, связанные с выполнением операции).
Все виды затрат рабочего времени, кроме нерегламентированных перерывов, включаются в состав норм и учитываются при расчете трудоемкости.
Многие специалисты, только начинающие всерьез заниматься нормированием труда, совершают грубую ошибку, сосредотачивая внимание на оперативном времени, считая, что именно оно - «главный объект», а всем остальным можно пренебречь. Особенно это характерно для небольших предприятий, где специалисту порой просто не с кем посоветоваться. Это действительно грубая ошибка. Ведь, в зависимости от характера нормируемой работы, оперативное время может составлять всего 50–60% от общих его затрат.
2. Нормирование рабочего времени в ООО «О’КЕЙ»
2.1. Характеристика деятельности ООО «О’КЕЙ»
Общество с ограниченной ответственностью «О’КЕЙ» города Оренбурга является одним из гипермаркетов розничной торговой сети «О’КЕЙ». Основным рынком, на котором сеть «О’КЕЙ» осуществляет свою деятельность, является рынок розничной торговли, а именно розничной торговли продуктами питания и непродовольственными товарами. Развитие отрасли розничной торговли во многом зависит от факторов макроэкономического характера, поскольку спрос на потребительские товары определяется величиной располагаемых населением доходов.
Стратегия компании – развитие в России современной мультиформатной розничной торговли продуктами питания.
Основной формат компании – городской гипермаркет, расположенный в шаговой доступности от жилых кварталов и организованный по принципу классического магазина подобного формата с обширным ассортиментом товаров, собственной пекарней, кулинарией, мясным прилавком, «рыбным островом», «фруктовой галереей» и «овощным базаром», а также просторными светлыми залами, детской игровой площадкой, большой парковкой и широким спектром дополнительных услуг. Подобранный с учетом запросов потребителей ассортимент гипермаркета позволяет делать все семейные покупки в одном магазине. Интернет-магазин «О’КЕЙ» дополняет спектр услуг, развивая новый канал онлайн-продаж.
Для более обобщенной характеристики представим показатели розничной торговой сети «О’КЕЙ» за 2018 год в таблице 1.
Таблица 1 – Показатели розничной торговой сети «О’КЕЙ» за 2018 год
Показатель |
2018 год |
Общая выручка, млрд. рублей |
161,3 |
Валовая маржа, млрд. рублей |
40,2 |
EBITDA, млрд. рублей |
5,8 |
Продолжение таблицы 1
Показатель |
2018 год |
Количество магазинов, ед., из них: |
146 |
- гипермаркетов, ед. |
71 |
- супермаркетов, ед. |
40 |
- магазинов формата «дискаунтер», ед. |
35 |
Как показано в таблице 1, основные экономические показатели розничной торговой сети «О’КЕЙ» за 2018 год составили:
- общая выручка выросла на 6,3 % и составила 161,3 млрд. р.;
- валовая маржа снизилась на 0,7 % до 22,9 %;
- показатель EBITDA снизился на 24,3 %, составив 5,8 млрд. руб., что составляет 3,6 % выручки (EBITDA (сокр. от англ. Earnings before interest, taxes, depreciation and amortization) – аналитический показатель, равный объему прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, и начисленной амортизации).
На 31 декабря 2018 года Общество насчитывало 146 магазинов в 32 городах России: 71 гипермаркет, 40 супермаркетов, 35 магазинов формата «дискаунтер», суммарная торговая площадь которых составила ориентировочно 518 000 м2, 51 000 м2 и 24 000 м2 соответственно. На 31 декабря 2018 года в торговой сети «О’КЕЙ» было трудоустроено более 24 тыс. человек.
Предприятие ООО «О’КЕЙ» является юридическим лицом: имеет собственный баланс, обособленное имущество, имеет расчетный и иные счета в банках, может от своего имени заключать договоры и выступать в судах, арбитражном и третейском судах, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности.
Действует в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», Гражданским кодексом, Уставом, учредительным договором и другими законодательными актами Российской Федерации. Учет, отчетность и документооборот Общества организуется в соответствии с действующим законодательством.
Полное название: общество с ограниченной ответственностью «О’КЕЙ». Сокращенное – ООО «О’КЕЙ».
Общество «О’КЕЙ» вправе от своего имени заключать договоры, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации в установленном порядке.