Файл: Современные проблемы семейного воспитания (особенности влияния).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 467
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретическое изучение проблем семейного воспитания
1.1 Понятие и цели семейного воспитания в психолого-педагогических подходах
1.2 Проблемы воспитания в современной семье
1.3 Развитие и формирование личности в детском возрасте
1.4. Роль семьи в воспитании детей
Глава 2. Эмпирическое изучение проблемы детско-родительских отношений
2.1. Организация и описание методов
2.2.Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3.Сравнительный анализ результатов по проведенным методикам
2.4. Рекомендации родителям по формированию оптимальных детско-родительских отношений в семье
С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, в настоящее время согласны большинство психологов. Однако их точки зрения на то, каким именно законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Данные расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, этапов и закономерностей развития.
Психологи в отечественной психологии имели различные подходы к изучению личности. По мнению Р.С. Немова, личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, и соответственно определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение.
Характеризуя главную тенденцию психического развития, Л.И. Божович писала, что суть всего онтогенетического развития заключается именно в том, что ребенок постепенно становится личностью. Из существа, усваивающего накопленный человечеством социальный опыт, он превращается в творца этого опыта, создающего те духовные и материальные ценности, которые кристаллизуют в себе и новые богатства человеческой психики.
Формирование личности, конечно, собой представляет процесс непрерывный, состоящий из целого ряда последовательно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных обстоятельств и условий. Процесс развития личности всегда остается неповторимым, глубоко индивидуальным. Он дает сильные смещения по абсциссе возраста, а иногда вызывает социальную деградацию личности. Он совершенно протекает по-разному, в зависимости от конкретно-исторических условий, от принадлежности индивида к той, или иной социальной среде.
Личность – это индивид, который занимает определенное место в общности людей и выполняет в ней определенную роль, являющийся субъектом активной деятельности, а также носителем самосознания и сознания, обладающим мировоззрением, и достигший понимания своего места в этом мире, понимания своих социальных функций, осмысления себя как субъекта исторического творчества, своих обязанностей и прав, эстетических и этических норм познания и соответственно их реализации в мире. Это человек, который активно осваивает и целенаправленно преобразует природу, самого себя и общество, обладающий потребностно-мотивационными установками и морально-волевыми их проявлениями, а также обладающий динамичным соотношением ориентаций.
Человек не рождается с готовым характером, интересами и т.д. Данные свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе. Наследственная основа человека определяет его анатомо-физиологические особенности, определенные качества нервной системы. В биологической организации человека заложены возможности его будущего психического развития. Но человеческое существо становится человеком лишь благодаря его социальной наследственности – благодаря освоению опыта прошлых поколений, закрепленного в традициях, знаниях, предметах духовной и материальной культуры, в системе общественных отношений [16].
Понять личность – значит понять, какие именно жизненные задачи и каким способом она их решает, какими принципами решения данных задач она изначально вооружена. Различаются личности социализированные - т.е. адаптированные к условиям социального бытия, десоциализированные - девиантные, которые отклоняются от главных социальных требований и психически аномальные личности (лица с задержкой психического развития, невротики, психопаты).
Можно выделить целый ряд особенностей социализированной личности, находящейся как бы в пределах психической нормы. Вместе с социальной приспособленностью развитая личность обладает утверждением своей индивидуальности, личностной автономией. В критических ситуациях эта личность сохраняет жизненную стратегию, а также остается приверженной своим ценностным ориентациям и позициям. Какие либо возможные психические срывы в экстремальных ситуациях данная личность предупреждает целой системой средств психологической защиты (переоценкой ценностей, вытеснением, рационализацией и т.д.).
В норме личность находится в состоянии непрерывного развития, самореализации и самоусовершенствования, постоянно для себя открывая новые горизонты на человеческом пути, изыскивает разнообразные возможности актуализации своих определенных способностей, испытывает «радость завтрашнего дня». В трудных условиях она - способна к адекватным действиям, толерантна.
Психически уравновешенный человек устанавливает очень доброжелательные отношения с остальными людьми, проявляет чуткость к их интересам и потребностям, избегает завышенных притязаний [13].
Развитая личность обязательно обладает высокоразвитым чувством совести, чести и справедливости. Она настойчива и решительна в достижении значимых целей, но не ригидна – она способна к коррекции своего поведения. Такая личность способна реагировать на сложные требования современной жизни с тактической лабильностью и совершенно без психических надломов. Источником своих неудач и удач она считает только себя, а не какие либо внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни она способна на себя взять ответственность и пойти на оправданный риск. Вместе с эмоциональной устойчивостью, она сохраняет постоянно эмоциональную реактивность, а также высокую чувствительность к возвышенному и прекрасному. Обладая развитым чувством самоуважения развитая личность способна посмотреть на себя со стороны, не лишена философского скепсиса и чувства юмора. Сознание своей обособленности позволяет человеку быть свободным от произвольных приходящих социальных условий и диктата власти, в условиях тоталитарных репрессий и социальной дестабилизации не терять самообладание. Ядро личности человека связано с высшим её психическим качеством – духовностью. Духовность – это высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность нравственному, человеческому долгу, подчиненность индивида высшему смыслу его бытия.
Развиваясь и формируясь как личность, человек приобретает не только лишь хорошие качества, но также и недостатки. Представить детально в единой теории всевозможные варианты индивидуального личностного развития по всевозможным сочетаниям отрицательных и положительных новообразований практически невозможно [24].
Таким образом, личность — это совокупность выработанных предпочтений и привычек, приобретённые знания и социокультурный опыт, набор психофизических качеств и особенностей человека.
Развитие и формирование личности ребенка заключается именно в том, что становление личности происходит постепенно. Из существа, усваивающего накопленный человечеством социальный опыт, он превращается в творца этого опыта. Для развития личности ребенка самым важным является семья. Именно в семье, как в социально-культурной среде человек обучается социальным ролям и получает основы образования и воспитания.
1.4. Роль семьи в воспитании детей
1.4.1. Исследование стилей семейного воспитания
В зависимости от целей определяемых обществом и семьей, воспитание строится на тех или иных принципах воспитания. Под принципами воспитания понимаются практические рекомендации, которые помогают грамотно выстроить тактику воспитательной деятельности.
Для полноценного личностного развития ребенка в семье необходимо обязательно выбирать самый оптимальный стиль воспитания.Дети, которые растут в атмосфере понимания и любви, имеют меньше трудностей в обучении и проблем со здоровьем, растут открытыми, общительными и доброжелательными, а нарушение стиля семейного воспитания ведет постепенно к формированию психологических различных проблем (лживость, тревожность, агрессивность) и комплексов.
В каждой семье складывается индивидуальная система воспитания, которая собой представляет воспитательные целенаправленные воздействия, осуществляемые родителями в целях формирования определенных умений и качеств у детей. Совокупность различных способов общения с подростком, приемов и методов воспитания, наличие эмоциональной поддержки и строгость родительского контроля определяют стиль семейного воспитания [14].
Важнейшей характеристикой семейного воспитания, действительно, является его стиль.
Стиль семейного воспитания – соответствующее поведение и установки родителей, которые не связаны именно с этим ребенком, а характеризуют отношение к детям со стороны родителей вообще.
Родители очень часто жалуются на своих детей и ими недовольны. Они не в состоянии понять одну простую вещь, что от ребенка в итоге они получают то, что в него вкладывают изначально. Казалось бы, они в него вкладывают всю свою любовь, а отдачи не получают никакой, или же, наоборот, вроде бы и не опекали особы ребенка, а ребенок вырос благодарным, почему так происходит? На это все есть свое объяснение, если родители в состоянии его принять, так как это подразумевает принятие своих просчетов и ошибок в воспитании. Типологию поведения ребенка, и, даже какой будет тип личности у ребенка в зрелом возрасте, можно спрогнозировать заранее в зависимости от того стиля воспитания, который применяется в семье родителями.
Особенность отношения родителям к своим детям, по мнению английского психолога Л. Джекона, закрепляются у последней в собственном их отношении к окружающим и оценкам их.
В зависимости от меры «мягкости – жестокости» стиль семейного воспитания может быть определен как демократический или авторитарный с целым веером разнообразных промежуточных вариантов.
Авторитарный (контролирующий, властный) стиль семейного воспитания характеризуется очень высоким контролем поведения ребенка, родители ждут от него неукоснительного выполнения всех требований, отношения поддерживаются отстраненные, холодные.
Взаимодействие между младшими и старшими при таком стиле воспитания происходит по инициативе старшего члена семьи, а младшие проявляют инициативу только в случае необходимость получить санкции на какое-либо действие. Преимущественно коммуникация направлена исключительно или преимущественно от старшего к младшему. С одной стороны, такой стиль дисциплинирует ребенка, а с другой – может у него вызвать отчуждение от старшего, враждебность к окружающим его людям, агрессию и протест зачастую вместе с пассивностью и апатией [15].
По мнению В. П. Левковича, подобный стиль общения, который приводит к дефициту эмоциональных положительных компонентов межличностных отношений в семье у детей формирует негативные качества: полное непринятие авторитета родителей, безынициативность, жесткость, озлобленность, скрытость, лживость.
Все авторы однозначно сходятся в том, что данная родительская позиция, данный стиль воспитания приводит у ребенка к формированию тревожного типа личности, недоверчивости, замкнутости, неуверенности в себе. Ребенок вырастает несамостоятельным, завистливым, приниженным.
Дети из этих семей очень склонны к интроверсии, которая основывается на неуверенности в себе и низкой самооценке. Не всегда воспринимают адекватно отношение окружающих к себе, не вступают в конфликты.
Демократический стиль воспитания – определяется в основном высоким уровнем речевого (вербального) общения между родителями и детьми; включенностью детей в обсуждение каких либо семейных проблем, а также учётом их мнения; готовностью своих родителей прийти к ребенку на помощь, если это необходимо, верой в успех самостоятельной деятельности ребенка.
Данный стиль воспитания в себя включает наличие ровных и спокойных взаимоотношений между равными личностями – детьми и родителями. Достоинство ребенка не принижается, а отношения в семье теплые и добрые. Ребенок уже с самых ранних лет себя чувствует полноправным членом семьи и соответственно участвует в решении семейных проблем. Родители уделяют большое внимание творческому развитию способностей ребенка, ему предоставляется полная свобода действий, поощряется самостоятельность попыток осмыслить личный опыт и факты.
Что же касается поступков и поведения подростка, то абсолютно все поступки родители с ним обсуждают, чтобы понять данные мотивы и чтобы сам ребенок мог сделать выводы, а не наказывают за них его [18]. Такие дети легко и быстро овладевают нормами человеческих отношений и стараются вред другим не причинять, так как уже у них в какой-то степени сформированы нравственные качества.
У ребенка на глазах с детства благожелательное отношение его родителей ко всем окружающим, неконфликтное и уважительное. Семья имеет много знакомых и друзей, а к родителям и родственникам относится очень заботливо. Вот именно в такой семейной обстановке и вырастают люди с сенситивным типом личности. Эти люди достаточно общительны, но не любят больших шумных компаний, очень привязаны к своим родителям. Болезненно относятся к нотациям и упрекам в свой адрес. Однако это рассудительные и вдумчивые люди, которые могут постоять за себя и соответственно отвоевать «место под солнцем».
В семьях с демократическим стилем дети имеют умеренную агрессивность, умеренно выраженную способность к лидерству, стремление контролировать остальных людей, но сами с большим трудом поддаются внешнему контролю. Они имеют достаточно хорошее физическое развитие, социально активны, но им не очень присущи эмпатия, сензитивность и альтруизм.
В реальности демократический и авторитарный стили воспитания именно в чистом виде не так уж и часто встречаются. В основном в семьях практикуются какие-либо компромиссные варианты, которые ближе к одному либо к другому полюсу. Кроме этого, старшие члены семьи могут реализовать как бы неидентичные друг другу стили (например, мать – демократична, отец – более авторитарен) [18].