Файл: Современные проблемы семейного воспитания (особенности влияния).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 475
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретическое изучение проблем семейного воспитания
1.1 Понятие и цели семейного воспитания в психолого-педагогических подходах
1.2 Проблемы воспитания в современной семье
1.3 Развитие и формирование личности в детском возрасте
1.4. Роль семьи в воспитании детей
Глава 2. Эмпирическое изучение проблемы детско-родительских отношений
2.1. Организация и описание методов
2.2.Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3.Сравнительный анализ результатов по проведенным методикам
2.4. Рекомендации родителям по формированию оптимальных детско-родительских отношений в семье
№ вопроса |
Данные ЭГ(младшая группа) (Σ баллов) |
Данные КГ(старшая группа) (Σ баллов) |
1 |
26 |
26 |
2 |
38 |
37 |
3 |
42 |
40 |
4 |
32 |
31 |
5 |
26 |
30 |
6 |
24 |
35 |
7 |
26 |
36 |
8 |
25 |
40 |
9 |
38 |
42 |
10 |
46 |
42 |
11 |
47 |
43 |
12 |
42 |
42 |
13 |
41 |
45 |
14 |
40 |
39 |
15 |
40 |
26 |
Таблица 2. Результаты по методике «Мера заботы»
Таким образом, при подсчете результатов у экспериментальной группы было выявлено, что у 33 % мам – высокие баллы; 7% - низкие баллы; 60%- средний балл. Контрольная группа: 40 % - набрали высокие баллы; 60 % - средние. Низких показателей не выявлено.
Результаты математической обработки, а именно:
1) Ранжирование значений А и В;
2) Подсчет разности между рангами А и В;
3) Возведение каждой разности d в квадрат;
4) Подсчет суммы квадратов;
5) Р асчет коэффициента ранговой корреляции rs по формуле:
6) Определение критического значения - N = 15,
N |
p |
|
0.05 |
0.01 |
|
15 |
0.52 |
0.66 |
позволили сделать вывод о том, что корреляция между А и В статистически значима: rs = 0.635.
2.2.3.Анализ и интерпретация результатов по методике «Родительское отношение»
В ходе исследования по данной методике были получены следующие
Результаты, которые опишем в виде процентного и числового соотношения (см.табл.3):
Название шкал |
ЭГ (родители детей младшей группы) |
КГ (родители детей старшей группы) |
Принятие |
3 20% |
5 33% |
Кооперация |
5 33% |
7 47% |
Симбиоз |
4 27% |
3 20% |
Контроль |
3 20% |
0 |
Маленький неудачник |
0 |
0 |
Таблица 3. Результаты по методике «Родительское отношение»
Ввиду того, что наибольшее количество данных было получено по трем шкалам, а именно: принятие, кооперация и симбиоз, опишем полученные показатели при помощи коэффициента Спермина.
Таким образом, для выявления статистически значимых различий между двумя выборками по выделенным критериям, нами были произведены следующие манипуляции:
1) Ранжирование значений А и В;
2) Подсчет разности между рангами А и В;
3) Возведение каждой разности d в квадрат;
4) Подсчет суммы квадратов;
5) Расчет коэффициента ранговой корреляции rs по формуле:
6) Определение критического значения - N = 15,
Опишем полученные данные по шкально.
1. Шкала принятие.
Результат: rs = 0.946
Критические значения для N = 15
N |
p |
|
0.05 |
0.01 |
|
14 |
0.54 |
0.68 |
Ответ: Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима, а именно, существуют различия по данной шкале между двумя выборками.
2.Шкала кооперация.
Результат: rs = 0.951
Критические значения для N = 15
N |
p |
|
0.05 |
0.01 |
|
14 |
0.52 |
0.66 |
Ответ: Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима,
а именно, существуют различия по данной шкале между двумя выборками.
3.Шкала сембиоз.
Результат: rs = 0.775
Критические значения для N = 15
N |
p |
|
0.05 |
0.01 |
|
5 |
0.94 |
- |
Ответ: Н0 принимается. Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости. Различий между двумя выборками не выявлено.
2.3.Сравнительный анализ результатов по проведенным методикам
В проведённом исследовании принимали участие две группы родителей, а именно мам, дети которых посещают младшую и старшую группу дошкольного учреждения.
Особая роль в воспитании ребенка отводится матери, исходя из этого, мы в своем исследовании привлекли именно матерей, так как большую часть времени ребенок проводит именно с ней.
Для сравнения двух выборочных величин, необходимо две группы: контрольная и экспериментальная. Таким образом, за экспериментальную группу (ЭГ) берем родителей детей из младшей группы, контрольная группа – родители детей из старшей группы.
Из нашей гипотезы следует предположение о том, что у родителей (матерей) детей младшей группы детского сада и родителей (матерей) старшей группы детского сада разное отношение к воспитанию детей.
Полагаем, что гипотеза подтвердилась частично, так как действительно, были выявлены статистически значимые различия между двумя группами, но считаем, что для достоверного и более точного исследования выборку необходимо расширять.
А на данный момент, наши результаты таковы:
По методике «Лики родительской любви» родители детей из старшей группы наиболее чаще склоняются к женскому подходу воспитания. Различия по методике «Мера заботы» позволяют судить о том, что родители, чьи дети посещают старшую группу, а т.е. мамы склонны ставить интересы ребенка на первое место наиболее чаще, нежели родители из экспериментальной группы.
Применительно теста «Родительское отношения», мамы детей из старших групп чаще выбирают «принятие» и «кооперацию». По шкале «симбиоз» статистически значимых различий не выявлено.
Высокие баллы по шкале «принятие – отвержение» говорят о том, что у родителей детей старшей группы имеется выраженное положительное отношение к ребенку, которое проявляется наиболее чаще в отношении своего ребенка.
Высокие баллы по шкале «кооперация» признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных. Нельзя не согласиться, так как со старшими детьми, это удается наиболее проще.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что подобные выводы по трем вышеприведенным методикам, позволяют предположить, что стратегии воспитания и родительская позиция у двух выборок отличаются, возможно, ввиду того, что у родителей более старших детей, накоплен большой опыт в воспитании и общении с детьми.
2.4. Рекомендации родителям по формированию оптимальных детско-родительских отношений в семье
Нами были составлены следующие рекомендации для родителей, следуя которым в семье могут быть сформированы оптимальные детско-родительские отношений.
К главным принципам воспитания в настоящее время относят:
Принцип целенаправленности. Воспитание как главный элемент педагогического процесса, прежде всего, характеризуется своим социально-культурным ориентиром, т.е. стремлением к идеальному процессу воспитательной деятельности и его результату. [14].
Принцип научности. Принцип научности, это относительно современный принцип семейного воспитания. Прежде всего, это связано с тем, что в течение долгого времени семейное воспитание основывалось на жизненном опыте, передаваемых из поколения в поколение в традициях и обычаях.
Еще одним принципом современного семейного воспитания является принцип гуманизма (уважения к личности ребенка). Смысл этого принципа заключается в принятии ребенка таким, какой он есть, с его особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками, без применения к нему каких-либо внешних общественных эталонов поведения.
Принцип гуманности. Принцип гуманности, прежде всего, направлен на регулирования отношения взрослых и детей и предполагает, что эти взаимоотношения основываются на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности.
Принцип планомерности семейного воспитания подразумевает осуществление постепенного и последовательного воздействия на ребенка в соответствии с поставленной целью. К сожалению, современные родители, особенно молодые, очень нетерпеливы и часто не осознают, что для формирования того или иного качества у ребенка необходимо постоянно и разнообразно воздействовать на него, а результат их труда проявится значительно позже, а не «здесь и сейчас». [10].
Еще одним важным принципом воспитания является принцип комплексности и систематичности. Смысл принципа заключается в том, что в семье осуществляется многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания, при этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса.
Рекомендации родителям было решено оформить в виде памятки, содержащей следующие пункты:
- Принимать активное участие в жизни семьи;
- Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
- Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
- Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
- Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
- Уважать право ребенка на собственное мнение;
- Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
- С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Заключение
Традиционно самым главным институтом воспитания и развития личности ребенка является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
Значимую роль в развитии ребенка и его эмоционально-личностной сферы, традиционно отводится фактору взаимодействия родителей и детей, как на ранних, так и на более поздних этапах развития. В процессе постоянного контакта с ребенком, родители помогают регулировать и упорядочивать его аффективные взаимоотношения с окружающим миром, осваивать разнообразные психотехнические приемы аффективной организации его поведения, стабилизации аффективных процессов. Характер внутрисемейных отношений, который устанавливается между прародительской, родительской и детской подструктурами, может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора развития личности ребенка.
В существовании человека, смыслом жизни всегда была семья. Семья - это главная и самая важная среда формирования личности и институт воспитания. Огромную роль в становлении личности ребенка играет семья.
Семья оказывает решающее влияние на формирование личности ребенка. Характер, содержание и результаты семейного воспитания зависят от целого ряда характеристик семьи, в первую очередь от тех личностных ресурсов, которые имеются в ней. С одной стороны, личностные ресурсы определяются составом семьи, а с другой стороны такими характеристиками старших членов семьи, как характер, состояние здоровья, вид и уровень образования, ценностные ориентации, индивидуальные увлечения, вкусы, уровень притязаний, социальные установки и т.д.
Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.