Файл: Современные проблемы семейного воспитания (особенности влияния).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 477
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретическое изучение проблем семейного воспитания
1.1 Понятие и цели семейного воспитания в психолого-педагогических подходах
1.2 Проблемы воспитания в современной семье
1.3 Развитие и формирование личности в детском возрасте
1.4. Роль семьи в воспитании детей
Глава 2. Эмпирическое изучение проблемы детско-родительских отношений
2.1. Организация и описание методов
2.2.Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3.Сравнительный анализ результатов по проведенным методикам
2.4. Рекомендации родителям по формированию оптимальных детско-родительских отношений в семье
Семья располагает самыми благоприятными условиями для эстетического воспитания детей. У ребенка чувство прекрасного начинается со знакомства с красивой и яркой игрушкой, уютной квартирой, красочно оформленной книгой. С ростом ребенка восприятие к прекрасному обогащается при посещении музеев и театров. Отличным средством эстетического воспитания является природа с её неповторимыми и красивыми пейзажами и красками. Походы и экскурсии всей семьёй в лес, за ягодами и грибами, на речку оставляют неизгладимые впечатления, которые ребенок пронесет через всю жизнь. При общении с природой ребенок радуется, удивляется, гордится тем, что он видел, - как раз в это время и происходит воспитание чувств. Интерес к красоте, чувство прекрасного помогают воспитанию потребностей создавать прекрасное и беречь его [17].
Родителям нужны знания о психофизиологических особенностях ребенка на разных этапах возраста. Это необходимо для того, чтобы лучше понимать своего ребенка, не предъявлять к нему завышенные требования, ориентироваться в возрастных нормах развития.
Следующие знания, это анализ системы воспитания в родительской семье. Так или иначе, мы повторяем поведение своих родителей, это не секрет. Поэтому понять очень важно, что хорошего можно взять из традиций своей семьи, и над чем нужно поработать самому.
Еще одно знание, это признание ребенка самостоятельной личностью, а не частью себя или своей собственности. Ребенок сам должен распоряжаться своей жизнью. С малых лет в детях необходимо воспитывать самостоятельность и ответственность за свои поступки. Только так можно вырастить счастливую и свободную личность[3].
Данный список можно продолжать бесконечно, самое основное – это любовь и принятие ребенка таким, какой он есть.
Также наличие нормальной семейной атмосферы, родительский авторитет, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к чтению книг и к труду, все это можно считать основными условиями успеха в воспитании ребенка.
Нормальная семейная атмосфера - это осознание родителями своего чувства долга и ответственности за воспитание ребенка, основанного на взаимном уважении родителей, постоянном внимании к общественной, учебной и трудовой жизни, поддержка и помощь в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи. Равенство всех членов семьи лежит в основе, организации жизни и быта семьи. Привлечение ребенка к решению хозяйственных вопросов жизни семьи: ведению хозяйства, к посильному труду; в разумной организации отдыха в участии туристических и спортивных походах, в совместных посещении театра и кино.
Семейные традиции, крепкие устои и принципы, создают высоко нравственную атмосферу в семье. К ним относится проведение общественных и семейных праздников по случаю дня рождения взрослых и малышей. Подготовка взрослыми и детьми подарков, при особом эмоциональном подъеме, вручение их создает ту атмосферу торжественности, радости и счастья, именно она формирует духовную культуру, «цементирует» семью как коллектив[11].
Успешным воспитание в семье будет при соблюдении четкого режима дня детей. Режим дня включает в себя весь распорядок дня малыша в течении суток - это время на полноценный, здоровый сон, закаливающие процедуры, на упорядоченный прием пищи, на все виды труда и отдыха. При всем этом учитывается возраст и состояние здоровья ребенка. Режим дня должен также иметь воспитательное значение, что возможно лишь при обязательном привыкании к его выполнению без взрослых напоминаний. Со стороны родителей должен осуществляться контроль за качественным выполнением режимных моментов и трудовых поручений, их оценка, при возникших затруднениях помощь. В воспитании ребенка в семье следует отвести особое место чтению. В дошкольном возрасте ребенку нравится слушать сказки, которые ему читают родители, рассказы из жизни людей и животных. Из книг он узнает много нового, о хороших людях, об их делах, узнает о животных, растениях. В сказке всегда побеждает сильный, ловкий, справедливый, честный и трудолюбивый человек, а злой, недобрый карается людьми и обществом. Ребенок, слушая сказку, не остается равнодушным к судьбе героя он переживает, волнуется, радуется и огорчается, то есть у него формируются чувства, постепенно зарождается интерес к книге. С поступлением ребенка в школу, когда он научится читать, важно именно в тот момент закрепить интерес и выработать навык самостоятельного и систематического чтения. Этот навык не появляется сам по себе, нужна согласованная и умелая работа школы и семьи. Только это приобщит ребенка к чтению, и он начнет считать книги своими спутниками в приобретении новых знаний. Зародившийся интерес к чтению приведет ребенка в библиотеку, в книжный магазин. У него будут свои герои, которым он будет подражать.
Трудно переоценить значение труда в жизни человека. Высокий жизненный тонус мышц и всех органов человека, обеспечивает физический труд и улучшает все физиологические процессы в организме - это правильное дыхание, кровообращение, обмен веществ, рост всего тела и отдельных органов. Для лиц занимающимся умственным трудом, физический труд является средством борьбы с утомлением. Успешную умственную деятельность и сохранение работоспособности ребенка обеспечивает смена видов труда и разумное их сочетание в режиме дня[1].
Неотъемлемой частью всестороннего развития ребенка, является трудовое воспитание. Значит по тому, как ребенок будет относиться к труду, какими трудовыми умениями он будет обладать, окружающие будут судить о его ценности.
Одним из важных условий успешного воспитания ребенка является единство требований, предъявляемых к ребенку всеми членами семьи, а также единые требования со стороны семьи и школы к ребенку. Если между школой и семьей отсутствует единства требований, тогда подрывается авторитет учителя и родителей, это ведет к потере уважения к ним.
Духовные потребности, умение общаться со сверстниками и взрослыми, развитые в раннем возрасте, обогащают личность ребенка, которые требуют применения возможностей в обществе. Применить их можно, доверившись коллективным формам воспитания[2]. Авторитет родителей и старших братьев и сестер, является важным условием успеха в воспитании ребенка. Отец и мать должны воспитать достойного члена общества, на этом и основывается их родительская власть и их авторитет в глазах детей. Самыми близкими и дорогими людьми для ребенка, являются родители, поэтому дети хотят подражать отцу или матери, быть похожими на них во всем. Именно поэтому родители обязаны показать пример своим детям. Нормальные взаимоотношения в семье родителей и ребенка строятся на взаимном уважении и доверии друг к другу[2]. Ребенок видит в родителях советчиков во всех своих делах, истинных друзей, с которыми можно поделиться и радостями, и заботами, помощников в борьбе с трудностями. Родители должны предъявлять к детям высокие требования, одновременно глубоко уважая их личность.
1.2 Проблемы воспитания в современной семье
Российское общество в настоящее время переживает последствия ценностного кризиса, связанного с изменением общественно-политического строя, интеграцией России в мировое сообщество. В последнее время с семьей происходят радикальные изменения, отражающие общецивилизационные тенденции и преобразования в российском обществе.
Исследователи говорят о формировании нового типа направленности личности, характеризующегося ориентацией на такие ценности, как материальная обеспеченность, предприимчивость, собственность, независимость, супруги всё более стремятся к самоактуализации, саморазвитию, самосовершенствованию за пределами семьи, что, по мнению ряда учёных, создаёт угрозу дестабилизации семьи, приводит к росту числа неблагополучных семей.
Подобные изменения в системе ценностно-смысловых ориентаций родителей детей влияют на функционирование семьи, и в первую очередь - на воспитательную функцию. Ребенок стремится к автономии, но в то же время нуждается в родителях, их помощи и эмоциональной поддержке. Нарушения же семейного воспитания, фрустрирующие данные потребности ребенка, в этом возрасте напрямую связаны с негативными последствиями для эмоционального состояния ребенка, для его психического и личностного развития.
В настоящее время семья, как социальный институт, переживает достаточно сложный период, и этому способствует целый ряд факторов, к которым относятся:
1) Снижение времени, уделяемого родителями своим детям. Большинство современных семей ориентированы на обеспечение достатка своих семей, в связи с чем, время уделяемое детям сильно занижено.
2) Формирование иной структуры семьи (нуклеарной) наиболее отчетливо проявляется в снижении числа детей воспитываемых в современных семьях. Большинство семей современной России отдают предпочтение 1-2 детям при этом их рождение все чаще откладывается на более позднее время, а молодые мамы стремятся скорее выйти из декретного отпуска, чтобы стабилизировать финансовое семейное положение и некоторое время поработать и уже потом рожать второго ребенка.
3) Переход от ранее распространенного авторитарного типа семьи (подчинении жены мужу, детей — родителям) к более демократическому (равноправность супругов и т.д.).
4) Изменение систем ролевых отношений в семье: от взаимодополняемости мужа и жены к взаимозаменяемости супругов, перераспределению власти и обязанностей между ними. Все чаще встречаются семьи, в которых воспитанием детей занимается отец.
5) Изменение системы общественных нравственных ценностей (религии, традиции, обычаев), в том числе снижение у детей и молодых людей чувства истинного патриотизма. Такое положение способствует разрушению связи между поколениями – связи времен, что наносит серьезный ущерб не только развитию конкретного человека, но и общества в целом. Для того, чтобы исправлять сложившуюся ситуацию, недостаточно мер принимаемых государством (развитие патриотических клубов, проведение различных культурно-массовых мероприятий патриотического характера и т.д.), прежде всего, необходимо возрождать воспитание патриотизма именно в рамках семейного воспитания. Так как именно в семье формируются основные ценности ребенка [14].
6) Отдельной проблемой современного семейного воспитания (тесно зависимых от положения вышеперечисленных факторов), является чрезмерная жестокость детей. Безусловно, на рост жестокости подростков влияют множество факторов, одной из которых является чрезмерная занятость родителей и неблагоприятная психологическая атмосфера в семье.
Все чаще в новостях появляются видео с проявлением подростковой жестокости по отношению к сверстникам, старикам и животным.
Современным родителям срочно необходимо осознать, что жестокость – это «болезнь» не ребенка, а той среды, в которой он растет, где формируется его личность [14].
Основными показателями, свидетельствующими об изменении статуса семьи в современном обществе являются: рост числа неблагополучных семей (рост алкоголизма, наркомании, злостного уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка).
Кроме проблем связанных с изменением положения и значения семьи как социального института, необходимо также обратить внимание на социально-экономические факторы, влияющие на развитие семейного воспитания. К таким факторам можно отнести:
1) Экономический кризис. Масштабный кризис, в котором оказалась наша страна, негативно сказался на материальном и нравственном здоровье современной семьи как института.
2) Повышенный уровень социальной тревожности и снижение уровня межнациональной культуры. Россия — огромная многонациональная держава, поэтому на протяжении долгого времени воспитание подрастающего поколения строилось на идее сближения, слияния наций и создания безнациональной общности. Но происходящие в современном обществе события (участившиеся межнациональные столкновения в быту, транспорте, торговле) способствуют повышению уровня социальной тревожности [13].
Что хуже всего, что все чаще в криминальных сводках новостей появляются сведения о конфликтах межнационального характера происходящих в школах, причем не только со стороны учеников, но и со стороны педагогов.
Такая негативная тенденция говорит о необходимости как можно скорее проанализировать причины возникновения подобных явлений, прежде всего педагогические. Проблемы в семье порождают проблемы в воспитании.
Конечно, это далеко не полный список изменений происходящих с семейным воспитанием в современном обществе. Но хотя бы частичное решение перечисленных выше проблем значительно укрепит современное положение семьи как социального института.
Проблемы воспитания детей в семье - это вечная, но до сих пор нерешенная до конца тема. Этот вопрос занимает умы ученых - педагогов, психологов, вызывая споры и разногласия.