Файл: Современные проблемы семейного воспитания (особенности влияния).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 469
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретическое изучение проблем семейного воспитания
1.1 Понятие и цели семейного воспитания в психолого-педагогических подходах
1.2 Проблемы воспитания в современной семье
1.3 Развитие и формирование личности в детском возрасте
1.4. Роль семьи в воспитании детей
Глава 2. Эмпирическое изучение проблемы детско-родительских отношений
2.1. Организация и описание методов
2.2.Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3.Сравнительный анализ результатов по проведенным методикам
2.4. Рекомендации родителям по формированию оптимальных детско-родительских отношений в семье
Исследователями выделены следующие аномальные стили воспитания (А.Е. Личко, Г.Г. Эйдемиллер).
- гипопротекция;
- гиперопека;
- потворствующая гиперпротекция;
- эмоциональное отвержение;
- патогенное воспитание;
- повышенная моральная ответственность, рассмотрим их более подробно.
1. Для гипопротекции свойственно отсутствие необходимой заботы о ребенке и недостатком контроля со стороны родителей. В таких семьях предоставленный сам себе ребенок сильно переживает свою заброшенность. Подобное отношения между родителями и ребенком (отсутствие родительской любви, невключенность его в жизнь семьи) зачастую приводят к девиантному поведению;
2. Гиперопека характеризуется чрезмерным проявлением заботы, мелочном контроле и запретах. В такой обстановки подавляется чувство самостоятельности у ребенка, в итоге он не умеет постоять за себя, не может принимать самостоятельные решения;
3. Потворствующая гиперпротекция. В семьях использующих данный стиль семейного воспитания распространено чрезмерное восхищение минимальными успехами ребенка. Ребенку воспринимается как кумир семьи, поддерживая его формирующийся эгоизм. В результате у ребенка формируется неадекватный, завышенный уровень притязаний, не соответствующий его возможностям [11].
4. Четвертый стиль семейного воспитания - эмоциональное отвержение. Как правило, такое поведение родителей проявляется в непринятии ребенка во всех его проявлениях и полном игнорировании его потребности его потребностей. Отвержение может выражаться в двух формах:
1) явное эмоциональное отвержение (фразы: ты мне надоел; не лезь ко мне; и др.);
2) скрытое эмоциональное отвержение проявляется по-разному (иронии, высмеивания, в виде стремления завуалировать реальное отношение повышенной заботой). Как считают исследователи, данный стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка.
5. Тип патогенного воспитания проявляется в повышенной жестокости родителей по отношению к ребенку.
Жестокость в семье может проявляться скрыто (в виде эмоциональной враждебности и холодности) и открыто (в виде насилия) взаимоотношения с детьми могут проявляться по-разному.
6. При семейном воспитании в стиле повышенной моральной ответственности от ребенка требуют постоянного демонстрирование высоких моральных качеств: порядочности, чувства долга не в соответствии с возрастом ребенка. Зачастую на ребенка, возлагают ответственность за благополучие родных людей и заботу о них, не зависимо от того сколько ему лет.
Глава 2. Эмпирическое изучение проблемы детско-родительских отношений
2.1. Организация и описание методов
Исследование проводилось в несколько этапов:
1) организационный этап - подбор диагностических методик, формирование выборки испытуемых;
2) исследовательский этап – проведение исследования;
3) аналитический этап – сравнительный и корреляционный анализ данных, полученных при помощи методов математической обработки, выявление психологических особенностей стрессоустойчивости в исследуемых группах.
Цель исследования изучить современные проблемы семейного воспитания.
Объектом исследования в работе выступает семейное воспитание.
Предмет исследования: особенности влияния семейного воспитания на формирование личности ребенка.
Гипотеза: предполагается, что у родителей (матерей) детей младшей группы детского сада и родителей (матерей) старшей группы детского сада разное отношение к воспитанию детей.
Для проверки выдвинутых гипотез и реализации поставленной цели выделены следующие задачи:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
- Изучить понятие и цели семейного воспитания в психолого-педагогических подходах.
- Рассмотреть стили семейного воспитания.
- Охарактеризовать проблемы семейного воспитания.
- Провести сравнительный анализ воспитательных позиций родителей, а именно матерей, чьи дети посещают младшую и старшую группы детского сада.
- Сформулировать выводы по исследованию.
- Разработать рекомендации родителям по формированию оптимальных детско-родительских отношений в семье.
Практическая значимость данного исследования заключается в заключается в уточнении основных проблем в современной семье и их влияние на развитие личности ребенка .
Решение поставленных задач осуществляется посредством следующих методов:
1. Изучение и теоретический анализ научной психологической литературы по исследуемой проблеме.
2. Психодиагностические методы.
3.Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена .
Эмпирическое исследование проводилось в МОДУ № 91. В исследовании принимали участие 30 человек, а именно: 15 мам детей, посещающих младшую группу и 15 мам детей, которые ходят в старшую группу детского сада.
В экспериментальном исследовании принимали участие 15 семей, дети которых посещают младшую и старшую группу дошкольного учреждения. Всего – 30 матерей.
Особая роль в воспитании ребенка отводится матери, исходя из этого, мы в своем исследовании привлекли именно матерей, так как большую часть времени ребенок проводит именно с ней.
Для сравнения двух выборочных величин, необходимо две группы: контрольная и экспериментальная.
Таким образом, за экспериментальную группу (ЭГ) берем родителей детей из младшей группы, контрольная группа – родители детей из старшей группы.
2.1.1. Методика «Лики родительской любви» С. С. Степанова
Цель: помочь определить и отцу, и матери, на каких основаниях строится их отношение к ребенку.
Инструкция: Если вы согласны с приведенным утверждением, поставьте себе один балл. Если не согласны - баллов не ставьте. Ответив на все опросы, подсчитайте общую сумму баллов.
Вопросы к методике представлены в приложении А.
Обработка результатов
12-15 баллов. Если эту сумму набрал отец: в своем отношении к ребенку вы в значительной мере разделяете материнскую позицию. Это, с одной стороны, неплохо, так как способствует единству вашей родительской стратегии. Однако вы недооцениваете традиционную мужскую роль в воспитании. Ваша требовательность к ребенку чаще бывает продиктована вашим настроением, чем его поведением. Если эту сумму набрала мать: вы исповедуете типично женский подход к воспитанию, исполненный любви и заботы. Не забывайте только, что заострение такого подхода впоследствии чревато недостаточной самостоятельностью ребенка. А ведь ему предстоит в своей жизни не только радовать вас, но и многие проблемы решать самому.
Менее 8 баллов. Отец: вы придерживаетесь традиционно мужских ценностей в воспитании, хотите видеть своего ребенка состоявшейся и преуспевшей личностью. Ваши требования и оценки служат мощным стимулом его достижений. Постарайтесь только не завышать этих требований, не будьте слишком строгим судьей. Мать: вы предпочитаете скорее мужской стиль воспитания, ваша любовь к ребенку сочетается с довольно высокими требованиями к нему. Ваши цели вполне оправданны, но достичь их мы могли бы более успешно за счет мягкости и поощрения.
9-12 баллов – промежуточная, лишенной крайностей позиция. Этот подход хорош тем, что страхует от всяких излишеств.
2.1.2. Опросник «Мера заботы» И.М. Марковской
Цель: Определение степени опеки и заботы родителей. Отношение детей к родителям.
Инструкция: известно, что многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием к нему родителей. Однако, как считают психологи, чрезмерная опека может оказаться опасна так же, как и ее недостаток. Этот тест поможет Вам разобраться, насколько верна Ваша воспитательная позиция. Перед Вами 15 утверждений. На первый взгляд, может показаться, что не все они имеют отношение к воспитанию.
Тем не менее против каждой фразы отметьте число баллов, соответствующие вашему суждению по данному вопросу.
"Категорически не согласен" - 1 балл.
"Я не спешил бы с этим согласиться" - 2 балла.
"Это, пожалуй, верно" - 3 балла.
"Совершенно верно, я считаю именно так" - 4 балла.
Вопросы к методике представлены в приложении Б.
Обработка результатов
Более 40 баллов. Вашу семью, вероятнее всего, можно назвать детоцентристской. То есть интересы ребенка - главный мотив Вашего поведения. Такая позиция достойна одобрения. Однако у Вас она несколько заострена. Психологи называют это чрезмерной опекой. В подобных семьях взрослые все выполняют за ребенка, стремятся оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать своим требованиям, суждениям, настроениям.
От 25 до 40 баллов. Вашему ребенку не грозит стать распущенным и избалованным, поскольку вы уделяете ему достаточное, но не чрезмерное внимание. Постарайтесь сохранить этот уровень отношений.
Менее 25 баллов. Вы явно недооцениваете себя как воспитателя, слишком полагаетесь на случай и благоприятное стечение обстоятельств.
2.1.3. Опросник родительского отношения А.Я. Варга, В. В. Столин
Цель: диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Результаты опросника выражаются в пяти шкалах: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка. В тесте-опроснике 61 вопроса, на которые следует отвечать согласием или несогласием. Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет.
Инструкция. Отвечая на вопросы методики, выразите свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».
Бланк с вопросами представлен в приложении В.
2.2.Анализ и интерпретация результатов исследования
2.2.1.Анализ и интерпретация результатов по методике «Лики родительской любви»
Представим в виде таблице (см.табл.1) результаты, полученные при помощи суммарного балла у контрольной и экспериментальной групп.
№ вопроса |
Данные ЭГ(младшая группа) (Σ баллов) |
Данные КГ(старшая группа) (Σ баллов) |
1 |
10 |
12 |
2 |
13 |
14 |
3 |
12 |
14 |
4 |
12 |
13 |
5 |
11 |
13 |
6 |
9 |
15 |
7 |
13 |
11 |
8 |
14 |
12 |
9 |
15 |
10 |
10 |
14 |
11 |
11 |
13 |
12 |
12 |
11 |
13 |
13 |
10 |
14 |
14 |
11 |
11 |
15 |
12 |
12 |
Таблица 1. Суммарные данные по методике «Лики родительской любви»
В ходе исследования двух выборок, нами были получены следующие результаты:
экспериментальная группа: 60 % - высокие баллы по методике; 40 % - средние баллы.
Контрольная группа: 73 % - высокие баллы; 27 % - средние баллы.
Для сравнения двух выборок было выполнено
1) Ранжирование значений А и В.
2) Произведен подсчет разности между рангами А и В;
3) Возведение каждой разности d в квадрат;
4) Подсчитана сумма квадратов;
5) Произведен расчет коэффициента ранговой корреляции rs по формуле:
6) Определены критические значения - N = 15
N |
p |
|
0.05 |
0.01 |
|
15 |
0.52 |
0.66 |
Таким образом, Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима. Результат: rs = -0.52
2.2.2.Анализ и интерпретация результатов по методике «Мера заботы»
Представим полученные данные в виде таблицы (см.табл.2)