Файл: Современные проблемы семейного воспитания (особенности влияния).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 471
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретическое изучение проблем семейного воспитания
1.1 Понятие и цели семейного воспитания в психолого-педагогических подходах
1.2 Проблемы воспитания в современной семье
1.3 Развитие и формирование личности в детском возрасте
1.4. Роль семьи в воспитании детей
Глава 2. Эмпирическое изучение проблемы детско-родительских отношений
2.1. Организация и описание методов
2.2.Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3.Сравнительный анализ результатов по проведенным методикам
2.4. Рекомендации родителям по формированию оптимальных детско-родительских отношений в семье
Зачастую, в центре внимания исследователей оказываются те аспекты в стиле воспитания, которые вызывают отклонения от нормального, гармоничного развития личности ребенка, то есть нарушения воспитания, именно по этому так важно проводить исследования в данной области.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что цели и задачи, поставленные в работе- достигнуты. Гипотеза подтверждена.
Таким образом, успех воспитания ребенка в семье может быть обеспечен лишь в том случае, когда созданы благоприятные условия для его всестороннего развития и роста.
Список литературы
- Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – Екатеринбург: Деловая книга, 2005.
- Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М.: Просвещение, 2012.
- Анзорг Л. Дети и семейный конфликт: - М.: Просвещение, 2007.
- Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы – М.: Просвещение, 2014
- Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология; Ростов-на-Дону, 2011 – 291с.
- Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. — М.: Просвещение. 2003.
- Бене Е. Семейная психология и семейная терапия//Начальная школа. 1999
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: "Прогресс", 2016. – 432 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. М.: Педагогика, 2013. – 368с
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, 2007. – 240 с.
- Дементьева И., Зубарева Н. Степень социальной ответственности подростка в полной и неполной семьях. – 2013
- Дементьева Н.В. Технология индивидуальной работы с детьми и подростками из неполных семей – М.: Изд-во Ин-та педагогики соц. работы., 2012.
- Колпакова, М.Ю. Отцы и дети: от диалога к единству // Воспитание школьников. – 2016. - № 5.
- Кондратюк О.Е., Цветкова Н.А. Роль семьи в формировании системы жизненных ценностей современных подростков// Журнал «Проблемы совре- менной науки и образования / Problems of modern science and education». – 2015, № 11 (41). – С. 229 – 232.
- Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр "Академия", 2007
- Крайг Г. Психология развития. - СПб. Питер, 2007.
- Кульчицкая Е. И. Воспитание чувств детей в семье. – К.: Рад. школа, 2003.
- Левитов Н.Д. Отчего возникают недостатки в характере школьников и как их исправить. - М.: Издательство АПН РСФСР, 2006.
- Мантейчек Зденяк. Родители и дети. — М.: ТЦ Сфера, 2002. – 415с.
- Некрасова З., Некрасова Н. Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти. – М.: ООО Издательский дом "София", 2011
- Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Просвещение, 2013
- Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.- 311 с.
- Соколова В. Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 2004.
- Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех кто любит детей. – М., 2007.
- Фурутан А. Отцы, матери, дети: Практические советы родителям: Пер. с англ./ Предисл. К. Г. Митрофанова. – М.: Прогресс, 2007
- Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики 2011 - 349с.
- Шнейдер Л. Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2005.
Приложение А
Методика «Лики родительской любви» С. С. Степанова
- Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей - до поры его от них ограждать.
- Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым: ведь он так мил в свои детские годы.
- Если малыш говорит неправду, то он скорее всего не лжет, а просто фантазирует вслух.
- Современные школьные программы чересчур сложны.
- Мать должна служить своего рода эмоциональным буфером между ребенком и отцом, потому что отцам вообще свойственна излишняя строгость.
- Если ребенок занялся чем-то полезным, но никакого успеха не достиг, его все равно надо похвалить за усилия.
- Наивная непосредственность - это скорее достоинство детского возраста, чем недостаток.
- Ваш ребенок мог бы добиться большего успеха в учебе, если бы учителя относились к нему более благожелательно.
- У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.
- Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, правильнее прислушиваться к мнению матери, поскольку женщины - прирожденные воспитатели.
- В детстве занятия спортом нужны не столько ради высоких достижений, сколько ради общего физического развития.
- За семейным столом лучшие куски должны доставаться детям.
- Детское непослушание часто возникает от того, что родители требуют от ребенка слишком многого.
- Если ребенок не любит засыпать в темноте, надо поставить у его кровати лампу-ночник.
- Многие детские шалости объяснимы дурным влиянием сверстников.
Приложение Б
Опросник «Мера заботы» И.М. Марковской
- Родители должны предвидеть все проблемы ребенка, чтобы помочь ему их преодолеть.
- Для хорошей матери достаточно общения только с собственной семьей.
- Маленького ребенка следует всегда крепко держать во время мытья, чтобы он не упал и не ушибся.
- Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и благодаря этому будет счастлив.
- Хорошо, если ребенок занимается спортом. Но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушениями психики.
- Воспитание - это тяжелый труд.
- У ребенка не должно быть тайн от родителей.
- Если мать не справляется со своими обязанностями по отношению к детям, это, скорее всего, означает, что отец плохо выполняет свои обязанности по содержанию семьи.
- Материнская любовь не может быть чрезмерной: любовью ребенка не испортишь.
- Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон жизни.
- Не следует приучать ребенка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе.
- Если бы мать не руководила домом, мужем, детьми, все происходило бы менее организованно.
- В рационе семьи все самое вкусное и полезное должно в первую очередь доставаться ребенку.
- Лучшая защита от инфекционных заболеваний - ограничение контактов с окружающими.
- Родители должны активно влиять на то, кого из сверстников выбирает ребенок себе в друзья.
Приложение В
Тест-опросник родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столин
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
3. Я уважаю своего ребенка.
4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
5. Нужно стараться держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто неприятен мне.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые достойны
только презрения.
15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное, как губка.
18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я принимаю участие в своем ребенке.
22. К моему ребенку «липнет» все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне хотелось бы.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.
31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
33. Принимая семейные решения, следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.