Файл: Современные проблемы семейного воспитания (особенности влияния).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 441

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На сегодняшний день в Российской Федерации отмечается повышенное внимание к семье со стороны практически всех социальных институтов. Объясняется это объективными процессами, которые в обществе развиваются демократизацией и гуманизацией социокультурных отношений, а также ростом понимания приоритетности самой семьи в воспитании и развитии, а также социализации детей.

Среди факторов, оказывающих существенное влияние на становление личности и формирование мировоззрения ребенка, наиболее значимым является семья. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей.

Действительно, самым главным социальным фактором, который влияет на становление личности, является семья. Семья – это особая культурная общность и социальная группа, сфера самоактуализации личности. Именно семья, была, есть и будет важнейшей средой, которая отвечает не только лишь за социальное воспроизводство населения, но также и за воссоздание определенного образа его жизни.

Актуальность исследования. За последние десятилетия очень сильно изменились ценности и нормы, модели поведения, которые обязательно должен освоить ребенок; изменяются личностные смыслы и ценности, которыми родители руководствуются в воспитании своих детей, а также сокращается время, которое родители могут проводить вместе с детьми, и уже как следствие, снижается осведомленность о жизни детей у родителей.

Одной из основных отрицательных последствий изменений семейных отношений при адаптации к социальным переменам очень многие исследователи (И. А. Горьковая, О. А. Карабанова, Ю.В Айзина, Э.Г. Эйдемиллер, А. Е. Личко и др.) признают именно нарушение характера детско-родительских отношений. Также многие исследователи отмечают, что влияние стиля взаимодействия детей с родителями имеет очень далёкие последствия и соответственно определяет их жизненный путь. То, каким ребенок войдёт во взрослую жизнь, каким он станет, определяется во многом стилем родительского поведения, которые как раз и выбирают родители по отношению к детям.

Разработанность в науке. Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, психологами, психотерапевтами, социологами (А.Я. Варга; Т.В. Архиреева; Н.Н. Авдеева; А.И. Спиваковская; А.Е. Личко и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т.д. В этой связи выявлено противоречие: между необходимостью изучения влияния взаимоотношений в семье на развитие личности ребенка и недостаточной разработанностью вопроса о роли влияния детско-родительских взаимоотношений на развитие личности ребенка. Выявленные противоречия определили проблему исследования, каковы особенности взаимоотношения, в современной семье и их влияние на развитие личности ребенка.


Цель исследования изучить современные проблемы семейного воспитания.

Объектом исследования в работе выступает семейное воспитание.

Предмет исследования: особенности влияния семейного воспитания на формирование личности ребенка.

Гипотеза: предполагается, что у родителей (матерей) детей младшей группы детского сада и родителей (матерей) старшей группы детского сада разное отношение к воспитанию детей.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
  2. Изучить понятие и цели семейного воспитания в психолого-педагогических подходах.
  3. Рассмотреть стили семейного воспитания.
  4. Охарактеризовать проблемы семейного воспитания.
  5. Провести сравнительный анализ воспитательных позиций родителей, а именно матерей, чьи дети посещают младшую и старшую группы детского сада.
  6. Сформулировать выводы по исследованию.
  7. Разработать рекомендации родителям по формированию оптимальных детско-родительских отношений в семье.

Методы исследования: анализ научной, социальной, социально педагогической, психолого-педагогической литературы, эмпирические методы исследования.

Практическая значимость работы, заключается в уточнении основных проблем в современной семье и их влияние на развитие личности ребенка.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и приложений. Во введении раскрывается актуальность темы, определяется проблема исследования, описаны цели и задачи, выдвинута гипотеза. В основной части охарактеризованы основные моменты изучаемого явления, а так же проведено эмпирическое исследования. В заключении сделаны основные выводы.

Глава 1. Теоретическое изучение проблем семейного воспитания

1.1 Понятие и цели семейного воспитания в психолого-педагогических подходах

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.


Не зависимо от подхода к определению понятия семья, важность ее влияния на формирования личности детей и подростков не вызывает сомнений. Семья — это первый институт социализации с которым сталкивается человек. Более того воздействие семьи на становление маленького человека наиболее длительно, нежели влияние других социальных институтов (школы, института, трудового коллектива и т. д.).

Вопросы семейного воспитания в настоящее время является одним из наиболее распространенных объектов исследований, прежде всего это связано с изменением роли семьи в современном обществе.

Под семейным воспитанием в педагогической литературе понимают процесс педагогического взаимодействия всех членов семьи с детьми для гармоничного развития личности ребенка, формирования у него жизненно важных качеств и свойств личности.

Действительно, самым главным институтом социализации является семья. Всё то, что ребенок в свои детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как основного института социализации обусловлена именно тем, что ребенок в ней находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности воздействия на личность совершенно ни один из институтов воспитания ни как не может сравниться с семьёй. Именно в ней закладываются основы личности ребенка [23].

Семейное воспитание - это более или менее осознанные усилия по формированию личности и развитию психики ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены данной семьи соответствовали имеющимся у старших представлением о том, каким должен быть и стать их ребенок.

Характер, содержание и результаты семейного воспитания зависят от целого ряда характеристик семьи, в первую очередь от тех личностных ресурсов, которые имеются в ней. С одной стороны, личностные ресурсы определяются составом семьи, а с другой стороны такими характеристиками старших членов семьи, как характер, состояние здоровья, вид и уровень образования, ценностные ориентации, индивидуальные увлечения, вкусы, уровень притязаний, социальные установки и т.д.

Всё что касается сферы родственных отношений и интимно-эмоциональной сферы, она в полной мере формируется в нормальной – дружеской и теплой семье. Именно здесь «у очага» человеку открывается впервые, что такое забота о близких. Здесь он узнаёт цену бескорыстию и доброте. Здесь учится сопереживать и любить, осваивает систему доверительных, личностных отношений, кооперации и сотрудничества, взаимной поддержки [25].


В семье ребенок живет в обществе двух либо нескольких, любящих его близких людей, которые отдают ему очень много времени, тепла и любви и создает условия для формирования эмоциональной привязанности и способности строить близкие, личностные отношения.

Отношение к отцу при этом, всегда несколько иное, чем к матери, привязанность к сестре или брату не та, что к бабушке. Ему совершенно небезразличны отношения между родителями. Любовь родителей друг к другу может стать отличным и главным воспитательным фактором, который воздействует на ребенка. А равнодушие старших членов семьи между собой и к ребенку очень часто порождает безотчетный страх, жестокость в будущем и настороженность.

Также важно и то, что окружающие люди не только лишь воспитывают его, - они живут рядом, на глазах у него, со своими печалями и радостями, и он слышит и видит массу вещей, вовсе не адресованных ему, но оказывающих огромнейшее воздействие на несформированную детскую психику. Где же ещё в столь понятной и яркой ему форме ребенок может наблюдать такие отношения как доверие, близость, сплочённость, любовь, готовность пожертвовать чем-то для другого. В семье он видит всё это, и соответственно здесь всему учится.

Разнообразие и многочисленность эмоциональных связей активно обогащают и развивают душу ещё маленького человечка, формируют такие свойства и качества личности, которые достойно могут преодолевать преграды и трудности, встречающиеся на своём жизненном пути.

В семье цели воспитания могут быть весьма различными по содержанию, характеру и спектру.

Спектр целей семейного воспитания в себя включает привитие младшим членам семьи: бытовых умений, гигиенических навыков, культуры общения, личностное, экспрессивное, интеллектуальное, физическое развитие; подготовку к определенной сфере деятельности или профессии; культивирование отдельных способностей [18].

Так, по содержанию цели могут быть сугубо инструментальными, направленными на достижение каких либо конкретных результатов, либо дополняться определенными духовно-ценными составляющими.

Не обязательно характер целей семейного воспитания соответствует общественно одобряемым установкам.

Развитие творческих способностей и интеллекта, первичного опыта трудовой деятельности и познавательных сил, эстетическое и нравственное формирование, физическое здоровье и эмоциональная культура детей – это всё зависит от родителей, семьи, и всё это и составляет основные задачи семейного воспитания.


Воспитание – это такой процесс взаимодействия детей и родителей, который должен непременно доставлять удовольствие как той, также и другой стороне.

Также очень важно воспитывать нравственные качества у детей.

Вопросы воспитания, самосовершенствования всегда и во все времена волновали общество. Особенно на сегодня, когда встретить можно все чаще насилие и жесткость, все более актуальной становится проблема воспитания. Кто, как не родители и воспитатели, которые имеют возможность сильного влияния на детское воспитание, могут данной проблеме уделять в собственной деятельности важнейшую роль.

Основанием воспитания, определяющим воспитание нравственности, является формирование отношения гуманности детей, вне зависимости от форм, методов, содержания воспитательной работы. В воспитании любых нравственных качеств применяются всевозможные воспитательные средства. Важное место в общей системе воспитания нравственности занимают группы средств, которые направлены на формирование нравственных понятий, оценок, суждений, на воспитание нравственных убеждений. Относятся к этой группе диспуты, лекции, этические беседы по этическим проблемам [15].

Знание норм морали является предпосылкой нравственному поведению, но не достаточно одних знаний, и именно в этом просматривается достаточно серьезная проблема. Ведь критериями нравственного воспитания быть могут только реальные действия подростков, побудительные их мотивы. Способность, готовность и желание соблюдать сознательно моральные нормы воспитания могут быть только во время длительной практики самого ребенка, только в нравственных поступках упражняясь ежедневно.

Самым лучшим средством воспитания правильных отношений является именно личный пример матери и отца, их взаимное уважение, забота и помощь, проявление ласки и нежности. Если дети видят хорошее отношение в своей семье, то, уже став взрослыми, и сами будут стараться и стремиться к таким же хорошим и красивым отношениям. В детском возрасте очень важно воспитывать чувство любви ко всем своим близким – к сестрам и братьям, к родителям, чтобы дети чувствовали привязанность к кому-либо и своих сверстников, а также нежность и привязанность к младшим. Огромная роль семье отводится в трудовом воспитании. Дети вовлекаются непосредственно в бытовой труд, учатся выполнять некоторые трудовые обязанности в помощь матери, отцу, учатся обслуживать себя. Именно от того, как будет поставлено трудовое воспитание детей, и зависит их успех в учении и в общем трудовом воспитании. Наличие у детей такого важного качества личности, как трудолюбие, есть очень хороший показатель их нравственного воспитания.