Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 222
Скачиваний: 2
В.С. Мухина отмечает, что в дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты [Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2006. С.248]. От выяснения наиболее очевидных связей и отношений вещей дошкольники постепенно переходят к пониманию более сложных причинно-следственных связей – к концу дошкольного возраста они начинают решать довольно сложные задачи, требующие понимания некоторых физических и других связей и отношений, умения использовать знания об этих связях и отношениях в новых условиях.
По утверждению Р.С. Немова, развитие интеллектуального мышления ребенка – это развитие его логической мыслительной деятельности и речи [Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Юрайт, 2016.]. Ученый выдвинул идею о том, что ребенок старшего дошкольного возраста, пользуясь совокупностью выработанных общественно-сенсорных эталонов, овладевает некоторыми целесообразными способами обследования внешних свойств объектов. Их использование дает ему возможность дифференцированно осознавать, воспринимать, анализировать сложные предметы и явления. Старшим дошкольникам доступно понимание и осмысление общих связей, отношений, закономерностей и принципов, лежащих в основе научного знания.
Таким образом, интеллектуальное развитие – это и процесс, и степень познавательной, мыслительной деятельности развивающейся личности в многообразных ее проявлениях: познавательных процессах, знаниях, умениях, способностях, рассуждениях, таланте и др. Оно реализуется в результате воздействия на человека окружающей среды, жизненных условий и обстоятельств. Немалое значение здесь имеет и наследственный фактор задатков и таланта. Однако определяющая роль в интеллектуальном развитии ребенка принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию, формированию умственных и творческих способностей. Как целенаправленное, специально организованное педагогическое воздействие, интеллектуальное воспитание включает организацию и руководство процессом поэтапного освоения знаний и умственных действий, управление процессом вырабатывания системы познавательных способностей и интеллектуальных действий.
Успешное интеллектуальное развитие и формирование ребенка предполагает наличие у него широкого кругозора, запаса конкретных знаний, развития особого внимания и осмысливания результатов обучения. Ребенок должен владеть систематическим, планомерным и расчлененным восприятием, основными элементами понятийного аппарата к изучаемому материалу, обобщенными формами мыслительной деятельности, смысловым запоминанием и основными логическими операциями и действиями. Однако мышление ребенка остается, прежде всего, образным, основывающимся на объективных реальных действиях с предметами, их субститутами. Интеллектуальное развитие предполагает также формирование у детей первоначальных умений в области учебно-познавательной деятельности, в частности, умение выделять основную учебную задачу и превращать ее в самостоятельную цель учебной деятельности.
Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста подразумевает: дифференцированное восприятие; четкое логическое мышление и запоминание; аналитическое мышление(способность воспроизвести образец, осваивать главные признаки, связи и отношения между процессами и явлениями); интегрированное осмысление воспринимаемого материала; рациональный подход к объективной действительности; познавательный интерес к новым знаниям, процессу их освоения за счет дополнительных занятий; овладение грамотной разговорной речью на слух и способность к осмыслению и применению символов, знаков, операций и т.д.; развитие чутких движений рук, моторно-двигательных и зрительных координаций.
1.3. Педагогические условия применения дидактических игр как средства развития умственных способностей старших дошкольников
Важнейшим условием применения дидактических игр как средства развития умственных способностей детей является создание благоприятной атмосферы познавательной деятельности на занятиях. Она обеспечивается гуманистической направленностью педагога: постановкой гуманных целей, подбором наиболее целесообразных средств воздействия на детей, гуманным отношением к ним. Любовь к детям, забота, доброта, отзывчивость, поддержка, создание ситуаций успеха для каждого ребёнка способствуют творчеству, развитию интеллектуальных умений и навыков, формируют чувство достоинства, развивают познавательный интерес.
Устойчивое позитивное отношение, демократическое руководство, стиль общения с детьми на основе заинтересованности в совместной творческой деятельности, дружеских отношений, привязанности создают доброжелательный психологический климат, вдохновляют детей, убеждают их в своих силах, учат преодолевать трудности, активизируют познавательные процессы. Важным условием формирования познавательных интересов детей подготовительной группы является их увлечение в начале занятия, эффективная организация и мобилизация детей, мотивация, четкое определение задач, ориентация на плодотворное сотрудничество. Без понимания детьми значимости знаний, которые они получат на занятии, интерес не пробуждается, в силу вступает так называемая насильственная, принудительная педагогика, эффективность которой очень низка.
К условиям развития познавательного интереса можно отнести:
1) недосказанность: на самом интересном факте, события, ситуации педагог останавливается и дает возможность детям додумать, найти ответ, выход и тому подобное;
2) создание педагогом проблемных ситуаций: педагог не дает знаний в готовом виде, а учит детей путем различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение и др.) прогнозировать, предполагать, искать истину, познавать, открывать что-то новое для себя; целесообразно выбирает методы проблемного обучения: проблемное изложение, частично-поисковый, поисковый, исследовательский. Выбор того или иного метода зависит от материала и уровней развития детей;
3) опора на жизненный опыт детей, яркие примеры из жизни. Такие приемы обеспечивают субъект - субъектное диалоговое взаимодействие с детьми, вызывают и усиливают интерес к дидактической игре, у детей появляются ощущение реальной жизни, формируется реальная картина мира. Дети любят делиться своими впечатлениями, опытом, примерами. У них развивается связная речь, формируется нравственное сознание, воспитываются личностно и общественно-ценные качества и свойства, поскольку педагог корректирует их взгляды, понимание, оценочные суждения;
4) создание ситуаций защиты мыслей: дошкольники учатся защищать свое мнение, позицию. Педагог поощряет детей приводить примеры, аргументы, факты, доказательства, пользоваться приобретенными знаниями. Это способствует формированию «Я - концепции», достоинства, уверенности, развивает психологические процессы, активизирует познания;
5) использование загадок. Загадка активизирует деятельность ученика, вызывает потребность подумать. Услышанная загадка напрягает все поисковые эмоции, появляются догадки, мгновенно ребенок представляет, вспоминает, сравнивает, сопоставляет, анализирует и выбирает одну из них. Процесс поиска отгадки приносит ей удовольствие, потому удовлетворяется ее познавательная потребность, снимается познавательная противоречие;
6) использование интерактивных технологий. Сущность интерактивного обучения состоит в активном привлечении всех детей в процесс познания. Интерактивное обучение предполагает постоянное, активное взаимодействие всех участников процесса.
Дидактическая игра повышает мотивацию учебной деятельности, стимулирует инициативу и творчество, активизирует познавательную деятельность детей, развивает познавательный интерес. Дидактическая игра основана на соревнованиях в знаниях. Познавательная активность стимулируется конкурентностью, состязательным характером игры. Дети чувствуют радость победы, радость творчества. Это дает ребенку уверенность, веру в свои силы, повышает самооценку и вдохновляет на дальнейшие свершения.
Чтобы дидактические игры решали возложенные на них задачи, необходимо соблюдать определенные условия их организации, которые были определены на основе анализа психолого-педагогической литературы: 1) необходимо четко определять дидактическую цель игры; 2) следует проводить инструктаж о правилах игры, ее хода, критериев оценки; 3) нужно предвидеть возможность усложнения игры; 4) целесообразно стимулировать и предусматривать коллективное взаимодействие дошкольников, совместное обсуждение, взаимный контроль и оценку; 5) процесс игры должен направляться и руководствоваться педагогом, при этом он может принять участие в игре как равноправный участник; 6) не следует допускать многократного повторения одной и той же игры; 7) способ подсчета результатов игры (конечных и промежуточных) должен быть простым и понятным, соответствовать реальным возможностям и особенностям игры.
Выводы по первой главе
1. Результаты исследований игр современных дошкольников доказывают, что сегодня изменились игры и игрушки, в которые играют дети, игровая деятельность в целом. Она исчезает из жизни старших дошкольников, вытесняется ранним обучением. Однако, именно дидактические игры, являясь играми с правилами – играми, организуемые взрослым в целях обучения и воспитания, могут быть эффективным современным средством развития психики старших дошкольников. Успешное освоение ребенком психологического механизма игры – превращения – при включении дошкольника в различные виды дидактических игр будет способствовать развитию его психических процессов, свойств и состояний. Следовательно, проблемы, связанные с изучением психологических механизмов игры и их влияния на психическое развитие дошкольников, не теряют своей актуальности.
2. Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста подразумевает: дифференцированное восприятие; четкое логическое мышление и запоминание; аналитическое мышление (способность воспроизвести образец, осваивать главные признаки, связи и отношения между процессами и явлениями); интегрированное осмысление воспринимаемого материала; рациональный подход к объективной действительности; познавательный интерес к новым знаниям, процессу их освоения за счет дополнительных занятий; овладение грамотной разговорной речью на слух и способность к осмыслению и применению символов, знаков, операций и т.д.; развитие чутких движений рук, моторно-двигательных и зрительных координаций.
3. Эффективность дидактических игр в развитии умственных способностей дошкольников подготовительной группы обеспечивается следующими педагогическими условиями: 1) необходимо четко определять дидактическую цель игры; 2) следует проводить инструктаж о правилах игры, ее хода, критериев оценки; 3) нужно предвидеть возможность усложнения игры; 4) целесообразно стимулировать и предусматривать коллективное взаимодействие дошкольников, совместное обсуждение, взаимный контроль и оценку; 5) процесс игры должен направляться и руководствоваться педагогом, при этом он может принять участие в игре как равноправный участник; 6) не следует допускать многократного повторения одной и той же игры; 7) способ подсчета результатов игры (конечных и промежуточных) должен быть простым и понятным, соответствовать реальным возможностям и особенностям игры.