Файл: Дидактическая игра как метод обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 208

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

1.1. Понятие и сущностные характеристики дидактических игр

1.2. Особенности интеллектуального развития старших дошкольников

1.3. Педагогические условия применения дидактических игр как средства развития умственных способностей старших дошкольников

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТАПО РАЗВИТИЮ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

2.1. Результаты исследования умственных способностей дошкольников на этапе констатирующего эксперимента

2.2. Программа развития умственных способностей детей подготовительной группы средствами дидактических игр

2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию умственных способностей на этапе контрольного эксперимента

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2.1. Результаты исследования умственных способностей дошкольников на этапе констатирующего эксперимента

С целью изучения особенностей умственного развития дошкольников на этапе констатирующего эксперимента мы использовали диагностический аппарат, включавший в себя  методику диагностики интеллектуального развития (Л.А. Венгер). Рассмотрим ее подробнее.

В исследовании принимали участие 15 детей 6-6.5 лет. Исследование проводилось в ГБДОУ № 118 города Санкт – Петербурга Выборгского района

Методика диагностики интеллектуального развития (Л.А. Венгер). По мнению Л.А. Венгера и его коллег, в основе умственного развития лежит овладение разными видами познавательных ориентировочных действий ‑ перцептивными и мыслительными. Исследователи выделили 5 типов познавательных действий, из которых 3 типа перцептивных действий (перцептивное моделирование, действия идентификации, приравнивание к эталону), и 2 типа мыслительных действий (наглядно-образное мышление и логическое мышление). На основе этого была разработана методика, позволяющая определить уровень интеллектуального развития для дошкольников. С целью унификации полученных данных при статистической обработке низкий уровень мы обозначили через 1, средний – через 2, высокий – через 3.

В таблице 2.2. содержится информация о соответствии между измеряемыми параметрами и отдельными методиками, входящими в диагностический комплекс.

Таблица 2.2.

Соответствие между измеряемыми параметрами и методиками, входящими в методику диагностики интеллектуального развития (Л.А. Венгер)

Параметры

Методики

Перцептивное моделирование

Диагностика степени овладения перцептивными действиями моделирующего характера. Методика «Перцептивное моделирование»

Действия идентификации

Диагностика степени овладения действием идентификации

Приравнивание к эталону

Диагностика степени овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам

Наглядно-образное мышление

Диагностика степени овладения действиями наглядно-образного мышления. Методика «Схематизация» (или «Лабиринты»)

Логическое мышление

Диагностика степени сформированности действий логического мышления


Целью констатирующего эксперимента стало эмпирическое изучение особенностей интеллектуального развития детей до внедрения программы развития умственных способностей дошкольников средствами дидактических игр. В соответствии с указанной целью в работе решается ряд задач: 1) провести исследование при помощи вышеописанных диагностических средств; 2) проанализировать полученные результаты; 3) сделать выводы об особенностях развития дошкольников.

В соответствии с указанными задачами констатирующий эксперимент состоял из 4этапов: 1) непосредственное экспериментальное исследование интеллектуальной сферы дошкольников; 2) обработка полученных данных; 3) распределение дошкольников по кластерам методом кластерного анализа; 4) характеристика полученных кластеров.

Таблица 1.

Результаты констатирующего этапа исследования

Диагностируемый параметр

Значение

Перцептивное моделирование (максимум 48 б)

31,25

Действия идентификации (максимально 32)

18,3

Приравнивание к эталону (максимум 36)

21,6

Наглядно-образное мышление (максимум 44 балла)

22,3

Логическое мышление (24 балла)

13,4

Рис.1. Результаты констатирующего этапа исследования по методике Венгера

(в баллах)

Распределение по уровням осуществлялось следующим образом:

Высокий уровень: 68-100% от максимального кол-ва баллов.

Средний уровень: 34-67% от максимального кол-ва баллов.

Низкий уровень - 0-33 % - от максимального кол-ва баллов.

В первом задании первой серии дети допускали ряд типичных ошибок, к примеру: ребенок вместо фигур, расположенных по диагонали, соединяет фигуры, находящиеся одна под другой, каждый раз возвращаясь от середины соединения (кружка) назад. Отмечались отдельные случаи, в которых постоянно нарушается и правило непрерывности узора. В двух случаях мы отметили, что соединение не прочерчено вовсе: для него не хватило места.

Во втором задании наиболее частыми были такие ошибки: вместо соединения «квадрат — треугольник» ребенок соединяет треугольник с квадратом, т. е. нарушает последовательность соединения элементов. При его проведении нарушается одно из правил, предписанных инструкцией (требующей, чтобы каждое новое соединение начиналось с той фигурки, где кончилась линия предыдущего соединения). Тем самым прерывается линия узора. Происходит возвращение на уже занятую «зону».


При выполнении заданий 2 серии мы выявили, что скругленные контуры у эталонов часто сбивают детей, в некоторых случаях, дети терялись при наличии множества деталей (к примеру, кукла), отвлекались от самого контура. Также около трети детей были склонны делать случайный выбор не меньше одного раза из четырех предоставленных диагностических листов.

Задание 3 серии дети выполнили хорошо, у 60% детей хорошо получилось выполнить задачу, они понимали суть задания. Некоторые дети очень торопились, поэтому давали неверные ответы. Повторение инструкции в 20% случаев помогало устранить ошибки. Мы отметили, что пять детей очень ориентируются на экзаменатора для одобрения или подсказки.

Задание 4 оказалось наиболее сложным из всех, поскольку содержало больше всего непохожих друг на друга заданий. Дети терялись в письмах и ломаных к ним, их сбивали небольшие элементы. Основная масса детей долго думала, сомневалась.

В 5 задании дети очень путались, поскольку соотнесение с нарисованным элементом в основном нужно было проводить по нескольким параметрам, к примеру, форма и величина, поэтому лишь 13,3% детей справились успешно

Исследование при помощи методики диагностики интеллектуального развития (Л.А. Венгер) показало, что по параметру «перцептивное моделирование» и «действия идентификации» низкий уровень присущ 30,0% дошкольников, средний – 53,3%, высокий – 16,7%; по параметру «приравнивание к эталону» низкий уровень характерен для 33,3% испытуемых, средний – для 50,0%, высокий – для 16,7%; по параметру «наглядно-образное мышление» низкий уровень определён у 36,7% детей, средний – у 43,3%, высокий – у 20,0%; по параметру «логическое мышление» низкий уровень продемонстрировали 26,7% испытуемых, средний – 60,0%, высокий – 13,3% (Рисунок 2.4.).

Рис.2. Результаты констатирующего этапа исследования по методике Венгера

(в уровнях)

Полученные результаты позволяют утверждать, что разработка программы развития умственных способностей детей подготовительной группы является насущной необходимостью.

2.2. Программа развития умственных способностей детей подготовительной группы средствами дидактических игр


Пояснительная записка. Проблема раскрытия механизмов интеллектуального развития человека является одной из актуальных проблем современной психологии, хотя сама по себе она не нова. Данной проблеме посвящено множество психологических исследований, как за рубежом, так и у нас в стране. Теоретические основы формирования интеллектуальных умений широко представлены в работах таких отечественных ученых, как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.

У детей семи лет формируется познавательный потенциал, развиваются мыслительные процессы, мотивация предметно - операциональной, игровой, трудовой, творческой деятельности и общения. Исследования отечественных психологов П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца свидетельствуют о том, что применяемые в младшем школьном возрасте формы познания имеют непреходящее значение для интеллектуального развития ребенка в будущем. А.В. Запорожец утверждал, что если соответствующие интеллектуальные качества не развиваются должным образом на стадии дошкольного детства и младшего школьного возраста, то позже преодолеть возникающие недостатки в становлении личности оказывается трудно или вовсе невозможно.

Учитывая положение отечественной психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности детей семи лет, мы считаем, что именно в ней можно найти резервы, позволяющие осуществить интеллектуальное развитие ребенка. В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их.

Очень велико значение дидактической игры для интеллектуального развития детей. Она помогает усваиванию, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Дидактические игры, используемые в работе с детьми, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Все это делает дидактическую игру важным средством интеллектуального развития детей семи лет.

В настоящее время существуют противоречия между востребованностью практиков в научно-обоснованных рекомендациях по интеллектуальному развитию современных детей семи лет посредством дидактических игр и недостаточной разработанностью этой проблемы в литературе. Все вышесказанное и определило разработку программы для интеллектуального развития детей семи лет посредством дидактических игр.


Периодичность встреч ‑1 раз в неделю. Общая продолжительность программы – 3 месяца. Вся организованная деятельность выполняется в приемлемом для группы темпе. Каждое мероприятие рассчитано на 25-30 минут и начинается с игр на внимательность, которые позволяют сконцентрировать внимание, погрузить детей в особую игровую атмосферу, быстро и без усилий настроиться на специфическую групповую работу. Посредством использования дидактических игр можно целеустремленно влиять на интеллектуальное развитие детей.

Целью программы являлось интеллектуальное развитие детей семи лет посредством дидактических игр.

Основными задачами программы являлись: 1) развитие сенсорных, интеллектуально-познавательных способностей детей; 2) обогащение словаря и развитие речи-суждения, речи-умозаключения, речи-доказательства; 3) развитие умений моделирования; 4) развитие мелкой моторики; 5) побуждение мотивации к успешной интеллектуально-познавательной деятельности.

Теоретико-методологической основой для составления данной программы интеллектуального развития детей семи лет посредством дидактических игр послужили работы как отечественных, так и зарубежных ученных (Б.Г. Ананьев, А.В. Бондаренко, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, А.И. Сорокина, А.П. Усова).

Содержание психологической работы по интеллектуальному развитию детей семи лет осуществлялось с опорой наряд принципов: 1) здоровьесберегающий– учет психофизиологических особенностей, создание психоэмоционального благополучия ребенка; 2) деятельности (включение ребенка в субъект -субъектное взаимодействие во всех компонентах интеллектуально-познавательной деятельности); 3) универсальности (развитие умений переноса полученных знаний в новые условия, установление связи, зависимостей и элементарных закономерностей); 4) вариативности (учет интереса и наклонностей детей).

Программа интеллектуального развития детей посредством дидактических игр позволяет развивать визуальное, аудиальное, тактильное восприятие, память, внимание; развивать зрительно-пространственную ориентацию; развивать наглядно-образное, творческое и комбинированное мышление; строить логические цепочки, развивать произвольную сферу и согласовывать свою сферу с действиями взрослого и других детей.

Основной блок дидактических игр в данной деятельности направлен на развитие интеллектуальных умений, таких как умение слушать и слышать, выделять главное (общее и отличительное), сравнивать, систематизировать, обобщать, делать выводы, устанавливать взаимосвязи, воспринимать и выстраивать цепь суждений, анализировать, доказывать.