Файл: КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ ФИРМ НА ВНУТРЕННЕМ ИЛИ МИРОВОМ РЫНКАХ (ресторан «ParkKing»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Конкуренция является важной чертой рыночных отношений. Главная ее цель приход к прозрачности действий конкурирующих субъектов рынка. Конкурентоспособность как производная конкуренции понимается как способность организации удерживать и улучшать свое конкурентное положение.

Труды многих известных отечественных и зарубежных ученых посвящены изучению конкурентоспособности. Среди них М.Портер, А. Маршал, Р.А. Фатхутдинов, И.М. Лифиц и др. Но тем не менее, в работах ученых нельзя определить единую точку зрения и замечается противоречивость мнений в методологии и методике изучения конкурентоспособности. Часто ряд работ отмечен путаницей в определении показателей и факторов конкурентоспособности.

Для советской экономической науки было характерно отрицательное отношение к конкуренции и восприятие ее только в качестве неизбежного продукта капиталистического строя экономических отношений. В современной России отношение отечественных ученых к фактору конкуренции кардинально изменилось.

Актуальность работы состоит в том, что потребность в сохранении и повышении конкурентоспособности существует у каждой организации. Особое внимание проблеме конкурентоспособности организации привлекает в контексте экономического кризиса и санкций, как со стороны западных партнеров, так и со стороны Российской Федерации. Подобные действия заставляют перестраиваться на кризисные рельсы и искать пути поддержания и повышения конкурентоспособного состояния организации. Значимую роль играет совершенствование товарной и информационной политики, так как организации вынуждены менять привычных поставщиков или даже ассортимент, и снижать затраты на информационное обеспечение своей деятельности.

Практическая значимость работы состоит в анализе и обобщении практических материалов, касающихся конкурентоспособности организации и совершенствования товарной и информационной политики.

Объектом исследования в настоящей в работе является конкуренция.

Предметом исследования (ВКР) является ресторан «ParkKing».

Цель проекта заключается в анализе влияния конкуренции на ресторан «ParkKing» и способов повышения конкурентоспособности данного ресторана.

Задачи проекта:

1. Определить понятие и сущность конкурентоспособности

2. Выявить методологию оценки и показатели конкурентоспособности

3. Изучить влияние товарной и информационной политики на конкурентоспособность организации


4. Дать характеристику деятельности и конкурентного положения организации

5. Рассмотреть товарную и информационную политику организации

6. Выдвинуть предложения по повышению конкурентоспособности организации

7. Оценить и обосновать предложенные решения

Авторы, в научных произведениях которых рассматривалась проблема исследования.

Необходимо отметить, что большая часть трудов по различным аспектам исследования принадлежит зарубежным авторам в силу специфики развития нашей страны в ХХ веке. Это, однако, нисколько не умаляет весьма значительного вклада в решение обозначенного круга теоретических и методических вопросов российских ученых, таких как: В.С. Балабанов, С.П. Бараненко, В.Н. Волкова, М.Я. Веселовский, С.Ю. Глазьев, А.Г. Гранберг, А.Р. Градов, М.Н. Дудин, В.В. Ивантер, Н.П. Иващенко, Н.И. Комков, Б.Н. Кузык, Н.В. Лясников, С.А. Орехов, О.Б. Репкина, Э.А. Смирнов, Е.И. Тихомирова, А.Д. Шеремет и др.

Краткое содержание работы. Во введении обоснована актуальность настоящего исследования, обозначена цель, объект и предмет исследования, а также поставлены задачи.

Первая глава посвящена рассмотрению теоретических аспектов конкурентоспособности организации. В ней даны понятие и сущность конкурентоспособности; рассмотрены методические основы формирования конкурентоспособности организации. Во второй главе проанализирована конкурентоспособности ресторана «ParkKing». Дана общая характеристика деятельности ресторана «ParkKing», его товарной и информационной политики, проведен анализ конкурентоспособности, и анализ финансово-хозяйственной деятельности. Третья глава посвящена разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности ресторана «ParkKing». В ней рассмотрены пути совершенствования товарной и информационной политики ресторана «ParkKing» и дано экономическое обоснование предложенных мероприятий.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности

Конкурентоспособность является неотъемлемой чертой субъектов рыночной экономики. Она побуждает участников рынка в сжатые сроки внедрять что-то новое, исходя из результатов научных исследований и достижений научно-технического прогресса. К рассмотрению сущности понятия конкурентоспособности следует подходить с выявления его этимологии.


Фактор конкурентоспособности появился как продукт рыночной конкуренции. Суть конкурентной борьбы обуславливается улучшением или сохранением позиции организации на рынке.

Конкуренция на рынке обеспечивает:

- Наиболее эффективное согласование планов производителей продукции с потребностями потребителей;

- Целесообразное расходование ресурсов, используемых для производства продукции;

- Распределение доходов между производителями.

В наиболее общем смысле конкуренцию можно охарактеризовать как ситуацию, в которой каждый желающий что-либо купить или что-либо продать может выбирать между различными поставщиками или покупателями.[2]

Согласно закону РФ О защите конкуренции, конкуренция — это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответственном товарном рынке.[3]

Для определения экономического содержания конкуренции выделяют три подхода:

1)Поведенческий подход. Представители данного подхода, А. Смит и П.Хайне отождествляют конкуренцию с честным соперничеством между продавцами за более выгодные условия продажи товаров, со стремлением как можно лучше удовлетворять критериям доступа к редким благам.

2) Структурный подход содержание конкуренции определяет типом рынка и условий, соседствующих на нем. Следуя данному подходу, конкуренция означает наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, с возможностью для них свободно входить на рынок и покидать его.

3) Функциональный подход переносит рассмотрение конкуренции в контекст ее роли в экономическом развитии. Для экономики конкуренция выступает своеобразным двигателем прогресса, заставляющим участников экономических отношений развиваться, тем самым выводя экономическую науку на новый уровень[4].

Классифицировать конкуренцию можно по разным признакам:

1. По товарному признаку:

- Предметная конкуренция. Возникает между товарами разных производителей, но имеющими практически одинаковые свойства.

- Функциональная конкуренция. Возникает между разными товарами, которые удовлетворяют одни и те же потребности.

- Видовая конкуренция. Этот тип конкуренции возникает между товарами одной видовой принадлежности, но имеющими хотя бы одну отличительную особенность.


2. По конкурентной структуре рынка:

- Совершенная конкуренция. Такой вид конкуренции предполагает существование на рынке множества конкурирующих организаций, занимающих примерно равную долю рынка. Ни одна из организаций не имеет возможности своей политикой влиять на сложившиеся цены. Относительно низкие входные барьеры, что позволяет новым организациям войти на рынок и закрепится на нем.

- Монополистическая конкуренция. Структура рынка состоит из множества небольших организаций, реализующих схожую, но не полностью взаимозаменяемые товары.

- Олигополистическая конкуренция. В данном случае рынок поделен между нескольким крупными организациями. Большее внимание уделяется не ценовой, а технологической конкуренции. Новым организациям достаточно трудно войти на такой рынок.

- Чистая монополия. Рынок подчинен одной организации. Она полностью контролирует рынок, самостоятельно устанавливает цены на свои товары. Полностью отсутствуют товары-заменители[5].

События последних лет показали большую роль конкуренции в развитии производственных сил и ее воздействие на экономику. Конкурентоспособность как производная конкуренции занимает значительное место в процессе функционирования организации на рынке.

Проблема конкурентоспособности носит универсальных характер, она затрагивает всех товаропроизводителей, без исключения. Иcходя из этого, удивляет отсутствие единого подхода к определению этого понятия. Ученые дают отличные друг от друга его трактовки.

М. Портер определяет конкурентоспособность как свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами и конкурирующими субъектами рыночных отношений[6].

Ф. Визер: конкуренция — это способность фирмы приобрести, сохранить и увеличить долю на рынке [7].

М. И. Гельвановский конкуренция — это обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования [8].

В середине ХХ века получили распространения теории конкурентоспособности организации. Они нашли отражение в трудах М.Портера, А. Маршала, Р.А. Фатхутдинова и др. Перечислять их можно бесконечно, поэтому мы остановимся на нескольких.

Пионером развития теорий конкурентоспособности стал А. Маршал и его теория равновесия фирмы в отрасли[9]. Согласно данной теории, критерием конкурентоспособности организации является наличие у нее определенных факторов производства товара или услуги, которые используется с большей эффективностью, чем в других организациях. Среди подобных факторов могут быть: цены на сырье, ставки по кредитам, оборудование и др. данная теория несколько утопична, так как рассматривается по практически несуществующим условиям чистой конкуренции. В случае существования организации в иных конкурентных условия, применение теории Маршала довольно затруднительно.


Следуя в хронологическом порядке, рассмотрим теорию Межстрановых различий в относительной обеспеченности факторами производства. Теория, разработанная Э.Хекшером и Б. Олином, характеризует определенные позиции международной торговли и конкуренции, возникающей при ней. Конкурентная позиция страны обуславливается тем, что она производит товары, исходя из наличия избыточных ресурсов. Теория Межстрановых различий несколько не вписывается в современное состояние международной торговли, так с учетом научно технического прогресса, любая страна может производить любой товар при наличии определенных технико-экономических возможностей и знаний.

Развитие теории Э. Хекшера и Б. Олина получило в трудах советских ученых (Л.А. Леонтьев, В.И. Ленин)[10]. Теория соотношения монополии и конкуренции сформировалась в начале ХХ века. Появление ее было определено последствиями экономического кризиса 1929-1933гг. Монополистическая конкуренция гораздо жестче чем свободная конкуренция, в виду того что конкурирующие организации по размерам огромны, а потери более чем разрушительны. В теории наблюдается противопоставление монополий и конкуренции, прогнозируется изменение экономических отношений при тотальном господстве монополистических организаций.

К более современным теориям конкурентоспособности отнесем теории Движущих сил М Портера, Конкурентной рациональности П.Р. Диксона и Стратегической конкурентоспособности Р.А. Фатхутдинова.

Теория движущих сил Портера предполагает, что изменение параметров внешней среды организации напрямую влияет на положение и конкурентоспособность организации. К параметрам, влияющим на состояние внешней среды могут быть отнесены: изменение сегментов потребителей, инновационная деятельность, темпы роста емкости рынка и др. Для определения конкурентного положения организации данная теория предполагает использование так называемой модели пяти конкурентных сил. (рис. 1)

Рис. 1. Модель пяти сил М.Портера.

На рисунке 1 отражена взаимосвязь пяти элементов рыночной конкуренции. Они так же оказывают влияние на конкурентное положение организации на рынке. Итак, согласно М. Портеру первая угроза — это угроза появления новых игроков на рынке. Сила воздействия новых конкурентов определяется входными барьерами рынка. Если входные барьеры высоки, то угроза организации со стороны новых игроков будет минимальна, и наоборот.