Файл: КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ ФИРМ НА ВНУТРЕННЕМ ИЛИ МИРОВОМ РЫНКАХ (ресторан «ParkKing»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 205

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вторая угроза, рыночная власть поставщиков. Поставщики оказывают влияние на состояние конкуренции на рынке так как являются источниками для производства товаров и услуг. Заключение невыгодных контрактов с поставщиками, рост цен на сырье прямо и косвенно приводит к снижению конкурентоспособности организации.

Третья угроза, сила влияния покупателей. Покупатели являются потребителями товаров и услуг, реализуемых на рынке. Покупатели ужесточают конкуренцию за счет предъявления более высоких требований к качеству товаров и услуг, качеству сервиса, уровню цен и др.

Следующая угроза появление товаров-заменителей. Товары-заменители, или как их еще называют товары-субституты, ограничивают потенциал рынка с точки зрения повышения цен. Наиболее часто товары-заменители выигрывают на фоне более высокого качества или известности своего бренда.

И последняя угроза внутриотраслевая конкуренция. Это соперничество между организациями уже существующими на рынке, которые стремятся любыми способами улучшить свое конкурентное положение[11].

Теория конкурентной рациональности базируется на соблюдении принципа принятия маркетинговых решений при рынке, насыщенном конкурентами. Базой теории конкурентной рациональности является наличие различных продавцов и покупателей.

Суть теории Стратегической конкуренции Фатхутдинова Р.А. заключается в прогнозировании конкурентоспособности организации на основании дерева целей[12]. Он предложил разделять конкурентоспособность на стратегическую и фактическую. Стратегическая конкурентоспособность формируется на основе стратегий повышения конкурентоспособности организации. Фактическая конкурентоспособность характеризует текущее положение организации на рынке.

Для современной рыночной экономики понятие конкурентоспособность используется применительно к субъектам различных уровней функционирования экономических отношений. Это может быть: конкурентоспособность организации, государства, отрасли, товара, услуги и др.

Иерархию уровней конкурентоспособности можно представить следующим образом: (рис 2)

Рис. 2. Иерархия уровней конкурентоспособности

Итак, рисунок 2 отражает четыре уровня конкурентоспособности, от частного к общему. Согласно теме работы, особое внимание уделим уровню конкурентоспособности организации. В некоторых работах конкурентоспособность организации отождествляется с эффективностью ее деятельности. Данная позиция не отражает сути самого понятия конкурентоспособности и не может рассматриваться в качестве полноценного определения.


Конкурентоспособность организации это ее преимущество перед другими организациями, выпускающими аналогичные товары. Ее можно выявить только в сравнении с другими организациями.

Наиболее удачное определение конкурентоспособности организации было дано Г.А. Фасхиевым и И.М. Гараевым. Они определили конкурентоспособность организации как превосходство организации своими товарами и услугами аналогов в конкретных сегментах рынка в определенный период времени и по потенциалу разработать, производить и продавать конкурентоспособные товары (услуги) в будущем, достигнутое без ущерба финансовому состоянию организации[13].

Исследуя сущность конкурентоспособности организации, следует более подробно, остановится на ее факторах. Факторы конкурентоспособности организации подразделяются на внешние и внутренние. К внешним факторам относят: уровень экономического развития страны, государственную политику, наличие и квалифицированность трудовых ресурсов, правовые основы защиты прав потребителя, систему государственного страхования и т.д. К внутренним: структура предприятия, технологии, квалификация персонала, качество менеджмента, репутация предприятия и др.

Таким образом, конкуренция экономическая категория, означающая соперничество между хозяйствующими субъектами за привлекательные позиции на рынке. Она является источником понятия конкурентоспособности. Конкурентоспособность одна из характеристик экономического состояния организации. Единого подхода к определению конкурентоспособности нет, но в общем смысле ее можно определить, как положительное состояние организации, возникающее на основе наличия определенных преимуществ перед другими организациями.

Понятие конкурентоспособности может применятся в разных сферах экономики. Так существует различия между конкурентоспособностью государства, отрасли, организации и продукта. Особое внимание уделяется конкурентоспособности организации.

Изменения, происходящие в экономике не только России, но и зарубежья требует от организаций задуматься о своих конкурентных позициях на занимаемом рынке. В условиях санкционного ущемления экономического пространства и процессов в нашей стране, угрозе потери конкурентоспособности подвергаются и малые предприниматели, и крупные организации. В связи с этим целесообразно поднять вопрос о формирования конкурентоспособности организации.


1.2 Методические основы формирования конкурентоспособности организации

В современной экономике, для того чтобы создать конкурентоспособную организацию, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко понимать для чего это делается. Все усилия по формированию конкурентоспособности следует направить на развитие тех сторон, которые выгодно отличают организацию от конкурентов[14].

Формирование конкурентоспособности организации структурно можно представить, как несколько элементов

Стратегия конкурентоспособности — это определенный план действий в отдельной сфере существования организации для завоевания твердых конкурентных позиций на рынке.

Процесс разработки эффективной конкурентной стратегии включает в себя следующие этапы: анализ конкурентной среды на всех уровнях; оценка конкурентоспособности организации; характеристика внутренних и внешних конкурентных преимуществ организации; формирование стратегии развития конкурентоспособности; оценка выбранной стратегии.

При разработке стратегии развития конкурентоспособности следует уделить внимание такой экономической категории, как ключевые факторы успеха. Это определенные позиции, общие для всех организаций функционирующих в отрасли или сегменте рынка, которые позволяют достичь некоторых конкурентных преимуществ. К данным факторам можно отнести:

- производственные факторы (качество производства, низкие издержки, высокая фондоотдача, высокая производительность труда);

- технологические факторы (способность к восприятию инноваций, комптенетность в научных исследованиях, задействование квалифицированных экспертов в технологических процессах);

- маркетинговые факторы (удобный сервис и техническое обслуживание, притягательный дизайн и упаковка, удовлетворение потребительских запросов);

- факторы распределения (мощная сеть дистрибьюторов, собственная торговая сеть, быстрая);

- фактор квалифицированности кадров (наличие квалифицированных сотрудников во всех областях функционирования организации).

Классифицировать ключевые факторы успеха можно бесконечно. Для каждой организации подходят разные факторы успеха. Помимо вышеперечисленного к ключевым факторам успеха можно отнести имидж репутацию организации, компетентность управляющих структур и др. Учет всех перечисленных факторов дает начало разработке эффективной стратегии конкурентоспособности.


Итак, формирование конкурентоспособности организации начинается с анализа конкурентной среды на всех уровнях функционирования организации.

Анализ конкурентной среды предлагает изучение позиций влияющих на силу конкурентной борьбы.

Конкурентная среда сложившаяся ситуация, в рамках которой производители товаров и услуг находятся в состоянии постоянной борьбы за привлекательное положение на рынке. Конкурентное окружение организации постоянно меняется, какие-то конкуренты уходят, другие приходят. Количество конкурирующих организаций зависит от уровня развитости конкретного рынка. Для организации важно постоянно исследовать и оценивать возможности своих конкурентов. Исходя из этого, анализ конкурентной среды преследует следующие цели: выявление типа конкурентного рынка, определение потенциальных и фактических организаций-конкурентов, характеристика количества, размера, доли рынка конкурирующих организаций, выявление сильных и слабых сторон конкурентов, прогнозирование и анализ поведения конкурентов в различных условиях изменения рынка[15].

Наиболее известный метод анализа конкурентной среды - модель пяти сил конкуренции М.Портера, кратко рассмотренная нами в п. 1.1. Напомним, что данная модель предполагает рассмотрение: новых конкурентов, только появляющихся на рынке, конкурентов-старожилов, угрозу товаров-заменителей, степень зависимости от поставщиков и фактор влияния покупателей. Майкл Портер считал, что эти элементы, представляют собой движущие силы конкуренции. Конкурентный анализ по данной модели помогает определить интенсивность и силу конкурирующих организаций на рынке, а также выявить конкурентные преимущества присущие организации.

Конкурентные преимущества — это особые свойства товаров или услуг, которые обеспечивают удержание и повышение конкурентных позиций организации. Конкурентные преимущества структурно можно разделить на внутренние и внешние. Внешние конкурентные преимущества представляют собой отличительные качества товара, которые привлекательны для покупателя. Внутренние преимущества базируются на превосходстве организации в издержках и менеджменте.

После рассмотрения конкурентной среды, оценивается собственная конкурентоспособность организации. Потребность в оценке конкурентоспособности является неотъемлемым элементом деятельности любой организации. Необходимость проведения оценки конкурентоспособности обусловлена наличием для выполнения следующих целей:


- разработки мероприятий по сохранению и совершенствованию конкурентного положения;

- выбора партнеров для совместной деятельности;

- осуществления инвестиционной деятельности;

- выбора общей стратегии функционирования организации.

Независимо от цели, оценка конкурентоспособности преследует задачу определения текущего положения организации на исследуемом рынке. Методов оценки конкурентоспособности организации существует много, поэтому и единой классификации для них нет. Мы остановимся на классическом варианте классификации методов оценки конкурентоспособности:

- матричные методы;

- методы, основанные на теории эффективной конкуренции;

- методы основанные на оценивании конкурентоспособности товара или услуги организации (продуктовые методы);

- комплексные методы;

Матричные методы оценки конкурентоспособности организации характеризуются рассмотрением процессов конкуренции в динамике и позволяют анализировать конкурентоспособность наглядно и посредством простых расчетов. В качестве примера матричных методов рассмотрим матрицу БКГ, модель GE/Mc Kinsey, модель AпимеDL/LC и др. В качестве примера мы рассмотрим матрицу БКГ.

Матрица БКГ (Бостонской Консалтинговой Группы) была разработана в конце 60-хх годов прошлого века. Она представляет собой двухмерную матрицу, т.е. использует два критерия: 1) относительная доля рынка (ОДР) и 2) темпы роста рынка (ТРР). С помощью матрицы БКГ можно анализировать абсолютно разные объекты, как отдельные товары, так и организацию в целом. На матрице представлены две оси. Вертикальная ось отражает темпы роста рынка. Темпы роста рынка определяются для каждого исследуемого объекта и рассчитываются по формуле:

ОП объем продаж в разных периодах.

ТРР - темпы роста рынка

х1, х2 периода исследования

Горизонтальная ось отображает относительную долю рынка. Она определяется как отношение исследуемого товара к доле рынка товара наиболее крупного конкурента.

В качестве среднего значения и для темпов роста рынка и для относительной доли рынка принимают единицу. (рис 3)

Матрица БКГ графически разделена на четыре квадрата, в каждом представлены различные направления деятельности и товары организации.

Рис. 3. Матрица БКГ

Рассмотрим представленный рисунок подробнее. Трудные дети — это товары (направления) с высокими темпами роста и низкой относительной долей рынка. Они требуют больших вложений, чтобы составлять конкуренцию. С наличием трудных детей перед руководством организации встает вопрос о выгодности таких вложений. Звезды - это лидеры продаж, они так же требуют вложений, но не приносят однозначно устойчивой прибыли. При удачном стечении обстоятельства звезды могут превратится в дойных коров. Дойные коровы - лидеры рынка, не требующие больших вложений и приносящие стабильный доход. Обычно организация используют доходы от дойных коров для стимуляции деятельности других направлений или раскрутки совершенно новых товаров. В случае если относительная доля рынка дойной коровы снижается, то появляется опасность ее превращения в собаку. Собаки — это товары (направления) с низкой относительной долей рынка на рынке с низкими темпами развития. Как правило такие товары (направления) не приносят дохода, и являются убыточными.