Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 242
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕДИАЦИИ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ
1.1 Понятие медиации и ее принципы
1.2 Медиация в системе управления персоналом и значение корпоративного омбудсмена
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАЦИИ В СЛУЖБЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
2. Статус корпоративного медиатора.
В западных компаниях корпоративный медиатор является частью высшего управленческого звена. Это связано с тем, что по роду своей деятельности он должен быть нейтральным, независимым и вызвать доверие как у высшего руководства, так и у обычных специалистов.
3. Кого выбрать: корпоративного или внешнего медиатора?
Как внедрять медиацию в свою систему внутрикорпоративного управления каждая организация решает самостоятельно.
И в том и в другом случае есть определенные риски.
Так, к примеру, корпоративный медиатор, являясь работником организации, как правило, находится в точке неустойчивого равновесия между доверием участников медиации и ожиданиями высшего руководства.
Внешний медиатор не всегда знаком с системой корпоративных взаимоотношений, что может вызвать определенные трудности в понимании ситуации.
Однако в любом случае медиация – это тот инструмент, который из врагов может сделать партнеров, который работает не с прошлым, а на будущее и может существенно сократить издержки связанные с вовлечением трудового коллектива в конфликт.
Далее рассмотрим, возможно ли использование медиативной технологии в разрешении трудовых споров (конфликтов)
Как правило, употребление термина «медиатор» означает, что имеются в виду посредники, имеющие свидетельство медиатора, выданное в соответствии с действующим российским законодательством.
Однако существует перечень лиц, которые в силу своих профессиональных обязанностей могут выступать в той, либо иной ситуации в роли посредника в разрешении спора. Так, например, это социальные педагоги в школе, участковые при разрешении бытовых конфликтов, руководители структурных подразделений по отношению к спорам, возникшим с участием их подчиненным и наконец - представители общественных объединений, в том числе профсоюзных организаций.
Что касается трудовых споров, то во многих странах мира существует комплекс примирительных процедур, который включает в себя три стадии[17]:
1) Разрешение спора самими участниками путем прямых переговоров, то есть без участия посторонних лиц.
2) Проведение переговоров между сторонами с участием нейтрального независимого посредника.
3) Трудовой арбитраж.
В соответствии с ТК РФ[18] наниматели по соглашению с профсоюзами могу создавать органы примирения, посредничества и арбитража для урегулирования индивидуальных трудовых споров.
И медиативная технология разрешения трудовых споров может стать одним из инструментов на службе у создаваемых служб.
Сущность медиативной технологии в том, что стороны, участвующие в споре (конфликте), самостоятельно приходят к взаимовыгодному решению. При этом нейтральный посредник организует процесс переговоров и налаживает между спорщиками коммуникативный канал, необходимый для урегулирования спора исходя из интересов участников конфликта.
Отметим, что основные преимущества медиативной технологии при разрешении социально-трудовых конфликтов:
- оперативность разрешения спора;
- экономия средств;
- сохранение благоприятного климата в организации;
- укрепление доверия к работодателю и профсоюзу;
- личностный рост участников примирительной процедуры.
В связи с этим, на наш взгляд, использовать медиативный подход в разрешении трудовых споров прогрессивно и крайне полезно для всех участвующих в споре сторон.
Однако для того, чтобы его внедрить в разрешение трудовых споров необходимы специалисты, владеющие технологией ведения переговоров в качестве нейтрального посредника. Кроме того, существуют некоторые правила медиации, которые направлены на создание конструктивной работы и избежание информационных барьеров.
Первое правило – это запрет на оскорбления и «переход на личности». Успех любого диалога сопряжен с возможностью свободно высказаться, донести свою точку зрения и обозначить свой интерес в разрешении ситуации. Если при донесении необходимой информации используются оскорбительные слова или выражения, то естественно это вызывает ответную агрессию и отбрасывает стороны назад в переговорах. Еще одна реакция - это неконтролируемые эмоции, которые захватывают собеседника, и он уже не слышит ту информацию, которую хочет ему передать другая сторона, проявившая по отношению к нему негатив.
Второе правило – правило выключенных мобильных устройств. Звуковые сигналы, которыми сопровождаются входящие звонки смс-сообщения и другие оповещения, конечно, отвлекают от сути. А отвлекаясь можно потерять много полезной информации, необходимой для правильного принятия решения.
Третье правило – хочешь сделать перерыв – предупреди. Медиативная сессия может длиться три, а то и более часов. Стороны в переговорах являются главными лицами, которые принимают на себя ответственность за решение. Принятию решения не должно ничего мешать. Надо подумать – возьмите паузу, надо принять лекарство – попросите перерыв, надо срочно кому-нибудь перезвонить – предупредите об этом, надо совершить гигиенические процедуры – не стоит терпеть. Самое главное здесь – предупредить медиатора для того, чтобы процесс был прерван плавно. Это необходимо для того, чтобы информация была услышана и не утеряна.
Четвертое и очень важное правило – правило активного сотрудничества. Один из принципов медиации – это добросовестность, равноправие и сотрудничество сторон. Пассивная в переговорах роль может привести к дополнительным материальным и временным затратам. Поскольку на разрешение ситуации может понадобиться не одна медиативная сессия. Отсутствие активности в поиске возможных вариантов решения может оставить лучший из них вне принятого соглашения. Поэтому победитель должен быть активным.
Если игнорировать межличностные конфликты между работниками, то это может привести к неуправляемой ситуации. При активном вмешательстве в итоге можно получить неприязнь у части коллектива (поскольку придется принять чью-то сторону). В этом случае на помощь приходит медиация, которая имеет большой плюс - не вынуждает медиатора принимать чью-либо сторону. Медиативный подход научит поддерживать работников, а не судить их, позволит разобраться в сложной ситуации, а не решать чужие проблемы, поощрять людей, а не давить на них.
Для урегулирования межличностных конфликтов в начальной стадии и для улучшения психологического климата в коллективе целесообразно обучить некоторых работников навыкам медиации. Это может быть сотрудник службы персонала, правовой службы или кто-то из непосредственных руководителей.
Несмотря на то, что медиация представляет собой гибкий процесс, все же для ее успешного проведения следует соблюдать определенные правила. Например, если хотите, чтоб вас услышали – соблюдайте правило медиации о запрете на оскорбления и «перехода на личности». Хотите полностью быть осведомленными – придерживайтесь правила выключенных мобильных устройств. Хотите после перерыва не начинать все сначала, а продолжить переговоры – предупредите медиатора о необходимости сделать перерыв. И последнее – если хотите быть победителем – надо проявлять активность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В службе управления персоналом особое место среди форм разрешения конфликтов занимает медиация - проведение переговоров с участием посредника. Методы медиации опираются, главным образом, на введение переговоров в русло сотрудничества и ориентацию их на взаимовыгодный результат.
Медиация в службе управления персоналом - это процесс разрешения трудового или служебного внутреннего конфликта, в котором нейтральная третья сторона, называемая медиатором, или посредником, способствует выработке добровольного взаимовыгодного соглашения между конфликтующими сторонами.
Медиатор облегчает процесс общения между конфликтующими сторонами, способствует пониманию позиций и мнений, акцентирует стороны на их интересах и ищет продуктивное решение проблемы, предоставляя возможность сторонам совместно прийти к общему соглашению.
В процессе медиации именно стороны несут ответственность за принятие решения, для чего им необходимо четко представлять суть дела, предлагать возможные варианты решения и, в конце концов, принимать это решение. Таким образом, обязанность и ответственность за принятие решения лежит полностью на сторонах. Роль же медиатора в этом процессе во многом похожа на роль штурмана: зная определенные приемы и техники, он ведет стороны по процессу выработки управленческого решения и в конце подводит к совместно принимаемому ими соглашению.
Первоочередной задачей медиатора является выработка у сторон конструктивного подхода к переговорам. Как правило, люди, попадающие в конфликтную ситуацию, обвиняют в возникшей проблеме противоположную сторону, поэтому часто видят основную проблему именно в своем оппоненте. Задача медиатора состоит в том, чтобы настроить стороны на совместный поиск решения проблемы, которую необходимо рассматривать отдельно от людей, выражающих разные точки зрения на нее. Именно медиатор настраивает стороны и помогает им работать над справедливым и удовлетворяющим всех соглашением, вместо того, чтобы заниматься поисками виновных и доказательством своей правоты.
В качестве медиаторов могут выступать как профессионалы — официальные медиаторы (люди, имеющие сертификат на право заниматься данной деятельностью), так и непрофессионалы (менеджер по персоналу, решающий конфликт между сотрудниками своей организации, с одной стороны, исполняет свои управленческие функции, а с другой — выступает в качестве спонтанного или неофициального медиатора). Медиатор помогает двум или более сторонам, вовлеченным в спор, достичь добровольного разрешения своих разногласий путем переговоров. Такое соглашение обычно фиксируется в форме письменного договора.
Решения, принятые в результате медиации, должны превосходить прочие решения в силу того, что их создают сами стороны. Медиация не обременена формальностями и, несомненно, является искусством, поскольку включает в себя тончайшие аспекты человеческих взаимоотношений.
Институт внутренних медиаторов и медиаторства в целом проходит в нашей стране стадию становления. Но, можно отметить, что у него достаточно радужные перспективы развития и использования.
Решение поставленных в курсовой работе задач способствовало систематизации, закреплению и расширению полученных знаний по проблемам психологии, психологических практик и психологических служб, а также более детальному изучению отдельных аспектов курса на примере исследования медиации и развитию навыков самостоятельной работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.
- Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" // Собрание законодательства РФ, 02.08.2010, № 31, ст. 4162.
- Приказ Минтруда России от 15.12.2014 № 1041н (ред. от 12.12.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области медиации (медиатор)" // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 30, 27.07.2015.
Библиографические источники
- Леонов, Н. И. Конфликтология: общая и прикладная: учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры / Н. И. Леонов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 395 с.
- Нигматуллина Т. А. Политическая медиация: учебное пособие для академического бакалавриата / Т. А. Нигматуллина, Л. О. Терновая. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 209. — 327 с.
- Психология труда: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. Ю. Манухина [и др.]; под общей редакцией С. Ю. Манухиной. — М.: Юрайт, 2019. — 485 с.
- Управление персоналом: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А. А. Литвинюк [и др.]; под редакцией А. А. Литвинюка. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 498 с.
- Федин В. В. Трудовые споры: теория и практика : учебно-практическое пособие для бакалавриата и магистратуры / В. В. Федин. — М.: Юрайт, 2019. — 527 с.
Статьи периодической печати
- Акимов Л.Ю., Ильютченко Н.В. Медиация в российских компаниях: возможности и перспективы // Вестник арбитражной практики. 2017. № 3. С. 5 - 12.
- Больше защиты, меньше нарушений прав граждан // Современные страховые технологии. 2019. № 2. С. 10 - 13.
- Волкова М.А., Шиловская А.Л. К вопросу о правовом статусе отдельных участников отношений по медиации // Современное право. 2019. № 3. С. 96 - 99.
- Гаврицкий А.В., Коблева М.М. Возможности медиации в уголовном процессе // Мировой судья. 2019. № 7. С. 26 - 29.
- Иванова С.В. Медиация как альтернативный способ урегулирования споров // СПС КонсультантПлюс. 2019.
- Лескина Э.И. Участие медиаторов и судебных примирителей в разрешении трудовых споров // Третейский суд. 2019. № 1/2. С. 278 - 282.
- Прохорко Т.Н., Дацун Н.А. Перспективы развития медиации: от добровольной до обязательной / под ред. О.А. Кузнецовой, В.Г. Голубцова, Г.Я. Борисевич, Л.В. Боровых, Ю.В. Васильевой, С.Г. Михайлова, С.Б. Полякова, А.С. Телегина, Т.В. Шершень // Пермский юридический альманах. Ежегодный научный журнал. 2018. № 1. С. 371 - 377.
- Рубан О.Н. Развитие института медиации // Судья. 2018. № 8. С. 28 - 31.
- Осипенко О.В. Актуальные проблемы отечественного корпоративного управления // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2018. № 5. С. 83 - 94.
- Филипова И.А. Медиация в коллективных трудовых спорах: ограничения и возможности (с учетом зарубежного опыта) // Журнал российского права. 2018. № 5. С. 113 - 124.
- Цой Л.Н., Иванов О.Б. Медиация и конфликтология: методологические и предметно-содержательные различия// Журнал «Власть». № № 10 (2016) с. 69-75.