Файл: Применение процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Для современных отечественных организаций, предприятий и фирм важна ориентация на поддержание стабильного финансового положения и, в частности, эффективной системы управления. В рамках управления существенна роль процессного подхода, согласно которому управление - это непрерывная взаимосвязь действий и функций.

Актуальность выбранной темы курсовой работы определяется тем, что финансовое состояние предприятия определяет дальнейший вектор его возможного развития, расширения деятельности, освоение новых рынков и «горизонтов». Анализ состояния предприятия позволяет определить положение предприятия на конкурентном рынке, его возможности и перспективы. Более того, на современные отечественные предприятия существенное влияние оказал мировой финансово-экономический кризис, поэтому многие из них оказались в ситуации ухудшения финансового положения, в связи с чем необходим поиск путей улучшения финансового состояния отечественных предприятий.

Целью написания курсовой работы является разработка мероприятий по системы процессного подхода в управлении организацией ООО «ЭНТЭР».

Для достижения цели, в работе поставлены следующие задачи:

  • определить сущность процессного подхода;
  • выявить особенности основных бизнес-процессов организации;
  • представить общую характеристику ООО «ЭНТЭР»;
  • выявить особенности основных бизнес-процессов ООО «ЭНТЭР»;
  • определить недостатки управления ООО «ЭНТЭР»;
  • выявить основы разработки бизнес-процессов в ООО «ЭНТЭР»;
  • представить основы реализации бизнес-процессов;
  • представить расчет предложенных рекомендаций.

Объектом исследования выступает ООО «ЭНТЭР».

Предметом исследования является система процессного подхода в управлении.

В качестве информационных источников использовались законодательные акты, учебная литература, профессиональная периодическая литература, а также материалы компании ООО «ЭНТЭР».

В качестве основных методов исследования используется научный метод, системный метод, метод сравнения и сопоставления, диалектический метод, методы экономического анализа и др. Указанные методы позволили детально исследовать теоретические и практические аспекты процессного подхода в управлении и разработки путей повышения эффективности его финансовой деятельности на примере компании «ЭНТЭР».

Поставленная цель и задачи исследования, обусловили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ

1.1 Сущность процессного подхода

В первую очередь, отметим, что формирование эффективной системы менеджмента (управления) на предприятии необходимо для обеспечения конкурентных позиций организации как на отечественном, так и на зарубежном рынках.

Управление на предприятии на протяжении всей истории его развития ищет ответ на вопрос: какая система управления наиболее эффективна? В число передовых методов построения систем эффективного управления входит так называемый процессный подход. В современных теориях выделяются три самостоятельных, развивающихся подхода к управлению: как к процессу; системный; ситуационный [13, c.125].

В камках процессного подхода деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления (Рисунок 1).

Контроль

Мотивация

Организация

Планирование

Регулятор управления

Входная информация

Анализ результата

Рис.1. Последовательность выполнения основных функций управления [17, c.96]

Процессный подход основывается на концепции, согласно которой управление - это непрерывная взаимосвязь действий и функций. Таким образом, процессный подход в управлении - это процесс формирования целей и способов их достижений, деятельность, ограниченная в пространстве и во времени, требую­щаяся для реализации комплекса управленческих ресурсов [13, c.126]. К ресурсам, необходимым для осуществления процессов управления социально-экономическими системами, относятся информация, человеческие ресурсы, финансы, время, организационно-адми­нистративные и материально-технические ресурсы [2, c.56].

Все процессы в управлении подразделяются на основные и вспомогательные. Основные процессы связаны с производством и движением продукции. Они заключены в поиске и использовании маркетинговой информации, в проекте, в создании материального объекта (детали, товара, программного продукта, услуги и т. д.). Вспомогательные процессы предназначены для обеспечения основных процессов и охватывают: процесс подготовки, обучения и аттестации персонала; процесс управления документацией, регламентирующей деятельность организации в целом и ее отдельных подразделений; процесс/процессы обеспечения (сер­висное обслуживание оборудования, обеспечение энергоресур­сами, а также финансовое, информационное, РR-обеспечение и т. п.) [5, c.87].


1.2 Определение и описание бизнес-процессов

К группе управленческих относят следующие бизнес-процессы [4, c.119]:

  1. Процессы, которые обеспечивают выживание, конкурентоспособность и развитие организации и регулируют ее текущую деятельность.
  2. Процессы, прямой целью которых является управление деятельностью организации.

Отличительными особенностями процессов управления является их типовая структура. Различие между управленческим процессами определяется спецификой объектов управления, которыми они управляют [9, c.97]. Например, бизнес-процесс «Управление финансами» управляет объектом «деньги», бизнес-процесс «Управление маркетингом» управляет объектом «клиент», бизнес-процесс «управление персоналом» - объектом «Персонал» и т.д. (Таблица 2).

Таблица 1

Основные бизнес-процессы [3, C.33]

Определения

Отличительные особенности

  • Бизнес-процессы, которые обеспечивают выживание, конкурентоспособность и развитие организации, регулируют ее текущую деятельность;
  • Бизнес-процессы, прямой целью которых является управление деятельностью организации.
  • Имеют типовую внутреннюю структуру:
  • Планирование;
  • Организация;
  • Учет;
  • Контроль;
  • Регулирование.
  • Различие между процессами управления определяется спецификой объектов управления, которыми процесс управляет:
  • «Стратегия»;
  • «Деньги»;
  • «Персонал»;
  • «Потребитель»;
  • «Товарный запас»;
  • «Активы»;
  • и т.д.

Типовая структура бизнес-процессов управления представляется стандартной цепочкой управленческого цикла, который состоит из следующих этапов [12, C.14]:

  • Этап 1. «Планирование». На данной этапе собирается информация, проводится ее анализ и разрабатывается план действий.
  • Этап 2. «Организация». После разработки плана нужно обеспечить его реализацию - довести мероприятия до сотрудников, замотивировать и обеспечить сотрудников необходимыми для реализации плана ресурсами.
  • Этап 3. «Учет». По истечении установленного периода нужно собрать фактическую информацию о выполнении запланированных работ и достигнутых результатов.
  • Этап 4. «Контроль». После проведения учета план сопоставляется с фактической информацией и проводится анализ план-фактных отклонений.
  • Этап 5. «Регулирование». На последнем пятом этапе принимается решение о последующих действиях - корректировки плана, поощрении или наказании сотрудников, которые эти планы реализовывали.

В качестве вывода отметим, что система процессного управления - это «система планирования показателей процессов сверху вниз и системы управленческой отчетности снизу вверх». Соответственно оптимизировать бизнес-процессы нужно начиная с планов компании. Руководство компании должно определить приоритетность целей и показателей. Однако именно вопрос приоритетности целей (как, впрочем, и вопрос качественной постановки целей) - один из самых трудных для высшего руководства большинства российских организаций. Поэтому случается, что выполняются улучшения операционных цепочек внутри организации, но проблема построения системы эффективного управления не решается.

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ЭНТЭР»

2.1 Общая характеристика фирмы

ООО «ЭНТЭР» является компанией, которая занимается изготовлением систем подвижной автоматики для частных и корпоративных клиентов.

Организационно-правовая форма (ОПФ) - Общества с ограниченной ответственностью

Вид организации по классификации ОКОГУ - Организации, учрежденные гражданами

Дата регистрации компании - 10 мая 20010 года

Миссия компании:

«Вдохновлять общественное сознание, предлагая решения и модели сотрудничества на основе общечеловеческих ценностей, а также мировых тенденций и потребностей современного рынка. Выбор предоставляемых товаров и услуг, а также наши методы ведения бизнеса основаны на поддержке и понимании клиентов и общества в целом. Честность и уважение - это основа нашей работы»

Руководство ООО «ЭНТЭР» ставит перед собой следующие цели для обеспечения конкурентных преимуществ на рынке:

  • увеличение объемов оказания услуг;
  • автоматизация процессов;
  • обучение персонала.

Далее рассмотрим действующие бизнес-процессы на примере определения особенностей внутренней среды ООО «ЭНТЭР» и системы управления.

Описание и анализ действующих бизнес-процессов на фирме

Бизнес-процессы целесообразно рассматривать в аспекте характеристики внутренней среды. Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям:


  • трудовые ресурсы;
  • управленческие процессы;
  • деятельность по реализации;
  • финансы фирмы и маркетинг;
  • организационная культура.

Организационная структура управления характеризуется:

  • составом и соотношением функций управления;
  • количеством и составом отделов;
  • численностью и соотношением работников;
  • объемом выполненных работ и т.д.

Кадровое обеспечение в ООО «ЭНТЭР» характеризуется:

  • численностью управленческих кадров;
  • функциями;
  • возрастным составом кадров;
  • гендерным составом кадров;
  • уровнем текучести кадров и проч.

Техническое обеспечение управления характеризуется количеством и видами технических средств, используемых в процессе организации деятельности.

Информационное обеспечение характеризуется уровнем информатизации и автоматизации процессов.

Методическое обеспечение характеризуется: наличием и доступностью методической документации в процессе организации деятельности ООО «ЭНТЭР».

Технология процесса управления характеризуется составом и последовательностью выполнения процессов управления, структурой и длительностью управленческого цикла, количеством и особенностями выполняемых операций.

Управленческие решения определяют перспективные направления развития, позволяющие ООО «ЭНТЭР» получить прибыль в объеме, достаточном для эффективного функционирования.

Компания ООО «ЭНТЭР» в рамках своей деятельности ориентирована на процессный подход в управлении, который определяет непрерывную взаимосвязь действий и функций.

В период 2015 – 2017 гг. компания ООО «ЭНТЭР» в рамках процессного подхода была ориентирована на финансовый блок в управлении, поскольку основной стратегической целью компании на перспективу до 2018 года явилась необходимость повышения финансовых результатов деятельности.

Проанализируем состав и структуру персонала ООО «ЭНТЭР». В Таблице 2 приведены показатели компании ООО «ЭНТЭР» по труду.

Таблица 2

Анализ показателей по труду

2015 год

2016 год

2017 год

Изменение за 2 года (2015 к 201720)

Среднесписочная численность работников чел.

20

25

35

15

В том числе:

- управленческий персонал

6

8

10

4

- производственный персонал

14

17

25

11

Фонд оплаты труда, тыс. руб.

3300

4200

6100

2800