Файл: Годовой бухгалтерский отчет: содержание и порядок составления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 231

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы порядка составления заключительной бухгалтерской отчетности

1.1 Экономическое содержание и нормативно-правовое регулирование порядка составления заключительной бухгалтерской отчетности

1.2 Современное состояние изученности и разрешения проблемных вопросов порядка составления заключительной отчетности

1.3 Общие сведения о ПСК «Кенонский»

2. ГОДОВАЯ БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ПСК «Кенонский»

2.1 Общее состояние учетно-финансовой работы в ПСК «Кенонский»

2.2 Понятие, значение, виды и требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности

2.3 Подготовительная работа по составлению заключительной бухгалтерской отчетности

2.4 Порядок составления бухгалтерской отчетности

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ОТЧЕТНОСТИ

3.1 Проверка достоверности и взаимосвязи статей бухгалтерской отчетности

3.2 Совершенствование подготовительной работы по составлению заключительной отчетности

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В ходе своей деятельности любое предприятие (в лице его руководителей) осуществляет хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Завершающим этапом учетного процесса в организации является составление годовой бухгалтерской отчетности, которая содержит полную информацию о результатах деятельности организации, что дает возможность проводить экономический анализ работы организации, выявлять внутренние резервы, принимать управленческие решения по дальнейшему улучшению и совершенствованию управления производственной деятельностью любого субъекта хозяйствования. Источников информативных данных много, однако, их пользователь нуждается, прежде всего, в достоверных, надежных и обобщающих сведениях, благодаря которым можно охарактеризовать всю деятельность предприятия за отчетный год. Для этого предприятие составляет заключительную бухгалтерскую отчетность, характеризующую его финансово-экономическое состояние.

Бухгалтерская отчетность представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности. Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования. Методологически и организационно отчетность является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса, что обуславливает органическое единство формирующихся в ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами.

Единым финансовым отчетным годом для всех предприятий, в том числе сельскохозяйственных, является календарный год, который начинается 1 января и заканчивается 31 декабря (включительно). Таким образом, все факты финансово–хозяйственной деятельности предприятий, имевшие место в течение этого периода, должны быть зафиксированы в бухгалтерском учете, оценены, сгруппированы надлежащим образом и, в конечном счете, отражены в годовой финансовой отчетности.

Особенность сельскохозяйственных предприятий в данном случае заключается в том, что они имеют длинный производственный цикл по основному виду деятельности, а также ярко выраженный сезонный характер производства. В связи с этим учет производственного процесса и всего, что с ним связано, на предприятиях отрасли не может быть закрыт в середине сельскохозяйственного года. Это значит, что закрытие всех необходимых счетов должно осуществляться в конце периода, когда завершены массовые полевые работы и сформированы основные финансовые показатели.


Выбранная тема особенно актуальна, так как бухгалтерская  отчетность является основой объективной оценки хозяйственной деятельности предприятия, базой текущего и перспективного планирования, действенным инструментом для принятия управленческих решений. Для достижения высокого качества отчётности необходимо заблаговременное проведение большого объёма подготовительных работ.  

Цель данной работы - является исследование этапов подготовительной работы по составлению заключительной бухгалтерской отчетности и разработка основных путей, направленных на совершенствование мероприятий по ее составлению на примере ПСК «Кенонский».

Для достижения данной цели решались следующие задачи:

  • ознакомиться со специальной экономической литературой и нормативно-правовой базой по организации и ведению бухгалтерского учета;
  • проанализировать экономическую характеристику ПСК «Кенонский»;
  • изучить порядок составления годовой отчетности.

Субъектом исследования является производственный сельскохозяйственный кооператив «Кенонский» Читинского района Забайкальского края.

1. Теоретические основы порядка составления заключительной бухгалтерской отчетности

1.1 Экономическое содержание и нормативно-правовое регулирование порядка составления заключительной бухгалтерской отчетности

Бухгалтерский учет как наука имеет свой предмет и метод. Познание сущности предмета достигается через познание его метода. Метод бухгалтерского учета – совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет бухгалтерского учета.

Он позволяет изучить явления в движении, изменении, взаимосвязи и взаимодействии. Используют два основных ме­тода исследования: дедуктивный (от общего - к частному) и индуктивный (от частного - к общему).


При изучении деятельности экономического субъекта в сочетании используют оба метода. Изучение индуктивным методом связано с тем, что вначале регистрируется каждая хозяйственная опера­ция (частное событие), а уже затем происходит группировка и обобщение данных (переход к общему).

Бухгалтерский учет наряду с назван­ными общепринятыми методами располагает своими специфическими прие­мами, обусловленными сущностью предмета изучения, а также задачами и требованиями. Объекты бухгалтерского учета получают в нем сплошное и непрерывное отражение.

Для конкретного изучения предмета бухгалтерского учета из всей совокупности приемов познания выделяют и используют основные, принципи­альные, которые называются элементами бухгалтерского учета.

- Документирование.

Письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета.

- Инвентаризация.

Является продолжением документирования, допол­няет и уточняет данные текущего бухгалтерского учета и годовой бухгалтер­ской отчетности.

- Оценка.

Способ денежного выражения в учетных документах хозяйст­венных операций.

- Калькулирование.

Строгий и полный подсчет всех статей и элементов затрат, связанных с производством продукции (товаров, работ, услуг) и ее продажей, т.е. это способ группирования затрат и определения себестоимо­сти.

- Счета бухгалтерского учета.

Экономическая группировка данных, с помощью которой систематизируется и накапливается текущая информация о средствах, источниках их образования и хозяйственных процессах.

- Двойственное отражение.

Способ вторичной систематизации хозяйст­венных фактов в системе счетов бухгалтерского учета.

- Бухгалтерская отчетность.

Завершающий этап, обобщающий циклы учётных работ является отчётность, поэтому ей в составных элементах метода бухгалтерского учёта отведено особое место. Доброкачественно составленная отчётность объективно отражает хозяйственную деятельность предприятия за определённый период, помогает выявить неиспользованные резервы и служит источником сведений для составления заданий на будущее.

Переход страны к рыночной экономике ведёт к значительному расширению роли бухгалтерского учёта и отчётности. Соответственно если раньше система учёта и отчётности была нацелена на отражение результатов выполнения государственных планов и решений, то теперь её основной задачей становится обеспечение достоверной информацией широкого спектра лиц, заинтересованных в деятельности представляющей отчётность предприятия. Законные интересы этих физических и юридических лиц непосредственно зависят от результатов её деятельности. Форма и объём бухгалтерских данных должны быть таковыми, чтобы эти лица могли принимать хозяйственное решение в отношении данного предприятия. Таким образом, бухгалтерский учёт и отчётность выступают способом итогового обобщения учётной информации.


Бухгалтерская отчётность даёт возможность определить кредитоспособность предприятия, т. е его способность полностью и своевременно рассчитываться по обязательствам; установить наиболее срочные обязательства предприятия, краткосрочные кредиты и заёмные средства, что особенно важно для предприятия, работающего в условиях рынка, в окружении предприятий, конкурентов. Как видим, роль отчётных показателей для управления, определения положения предприятия на рынке значительно возрастает.

К документам в области регулирования бухгалтерского учета в соответствии с частью первой статьи 21 Закона № 402-ФЗ относятся:

  • федеральные стандарты;
  • отраслевые стандарты;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета;
  • стандарты экономического субъекта.

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных)
учреждений.

Согласно п.4 ПБУ 4/99, бухгалтерская отчетность − единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Бухгалтерский баланс должен характеризовать финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату.

В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.

Отчет о финансовых результатах должен характеризовать финансовые результаты деятельности организации за отчетный период.

В отчете о финансовых результатах доходы и расходы должны показываться с подразделением на обычные и прочие.

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, и обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.


В пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах должно быть указано, что бухгалтерская отчетность сформирована организацией исходя из действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности, кроме случаев, когда организация допустила при формировании бухгалтерской отчетности отступления от этих правил в соответствии с пунктом 6 ПБУ 4/99.

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах раскрывают информацию в виде отдельных отчетных форм (отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала и др.) и в виде пояснительной записки.

 Статья бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, к которой даются пояснения, должна иметь указание на такое раскрытие.

В бухгалтерской отчетности должны быть раскрыты данные о движении денежных средств в отчетном периоде, характеризующие наличие, поступление и расходование денежных средств в организации.

 Отчет о движении денежных средств должен характеризовать изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

Хозяйственные товарищества и общества в составе бухгалтерской отчетности должны раскрыть информацию о наличии и изменениях уставного (складочного) капитала, резервного капитала и других составляющих капитала организации.

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах должны раскрывать (если эти данные отсутствуют в информации, сопровождающей бухгалтерский отчет):юридический адрес организации; основные виды деятельности; среднегодовую численность работающих за отчетный период или численность работающих на отчетную дату; состав (фамилии и должности) членов исполнительных и контрольных органов организации.

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

Статьи бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и других отдельных форм бухгалтерской отчетности, которые в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету подлежат раскрытию и по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств, доходов, расходов и иных показателей, прочеркиваются (в типовых формах) или не приводятся (в формах, разработанных самостоятельно, и в пояснительной записке).