Файл: Государственная социальная политика в сфере занятости молодежи - региональный аспект.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 300
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты государственной политики и трудоустройства молодежи
1.2 Трудоустройство молодежи как часть стратегии государственной молодежной политики
1.3. Зарубежный опыт трудоустройства молодежи
2. Анализ деятельности органов власти по вопросам вовлечения молодежи в трудовую деятельность
2.1. Участие органов власти в решении вопросов трудоустройства молодежи
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
2.2. Анализ и проблемы трудоустройства молодежи
3. Перспективы развития молодежной политики
Введение
Выявить ключевые точки в решении молодежных проблем. Степень разработанности проблемы. Становление рыночных Актуальность темы исследования. Проводимые в России экономические реформы привели к легализации рынка труда и возникновению таких явлений как неполная занятость и безработица. Необходимость обеспечения занятости и материальной поддержки безработных вызвала формирование различных органов исполнительной власти по содействию занятости населения: Эти органы являются одними из важнейших институтов рынка труда, занимающихся решением обозначенных проблем. Молодежь - специфическая социально - демографическая группа населения, которая характеризуется высокой подвижностью и особой ролью в демографическом воспроизводстве общества. На современном этапе молодежь является одной из наиболее широко изучаемых категорий населения. Однако в последниегоды все острее ощущается потребность, как науки, так и практики в более глубоком анализе проблем молодежи, который предполагает целостный подход к изучению всего многообразия общественных связей и проявлений молодого поколения, т.е. его развития, взаимодействия молодежи и общества. Это связано с наличием серьезной социальной проблемы, выражающейся в противоречии между включенностью молодежи в новое социальное пространство и отсутствием адекватного зреального положения молодежи в сфере труда и занятости, изучение ее социально-экономических ориентаций дают возможность отношений связано с активизацией теоретических и практических исследований
по проблемам рынка труда и занятости населения, в том числе молодежи. Актуальность, недостаточная научная разработанность и безусловная теоретическая и практическая значимость повышения эффективности управления системой содействия занятости молодежи на рынке труда обусловили потребность в углубленном изучении поставленной проблемы. Цель исследования заключается в обосновании направлений совершенствования системы Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты трудоустройства молодежи, как части стратегии государственной молодежной политикив РФ; исследовать отношения в процессе взаимодействия федеральных и региональных молодежи; вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность государства; исследовать перспективы решения. В первой главе «Теоретические аспекты государственной политики и трудоустройства молодежи» проанализированы основные теоретические аспекты исследования трудоустройства молодежи на основе комплексного анализа ее современного состояния и нормативно-правовой базы, регулирующей труд и социальную защиту молодежи в сфере занятости. проблемы управления системой содействия трудоустройству молодежи. Во второй главе «Анализ деятельности органов власти по вопросам вовлечения молодежи в трудовую деятельность» проведено исследование особенностей управления системой содействия трудоустройству молодежи на рынке труда провести анализ деятельности органов власти по вопросам, анализ форм трудоустройства молодежного края государственной власти в области трудоустройства.
1. Теоретические аспекты государственной политики и трудоустройства молодежи
1.1. Организационно-управленческие вопросы молодежной политики: понятие «молодежь», «молодежная политика» и формы молодежной политики
Молодежь – в широком смысле – обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними социально-психологических характеристик и основных видов деятельности. В более узком (социологическом) смысле молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей [29, с.112]. Существуют разные подходы к определению молодежи как самостоятельной социально -демографической группы в структуре населения: с точки зрения охвата определенного этапа жизненного цикла; при этом в качестве сущностной характеристики молодежи часто делается упор на наиболее активном периоде воспитания, образования и социализации, хотя более принято в этом смысле понятие «молодость»; под термином молодежь понимается социальный статус, определяемый возрастом; он непосредственно связан с основными видами деятельности
молодых людей (учебой, работой, вторичной занятостью), с ролевыми структурами личности, а также с представлениями и стереотипами, которые сложились в обществе по отношению к представителям молодого поколения; понятие молодежь используется в значении молодежной субкультуры, при этом подчеркивается особая форма о рганизации молодых людей, определяющая стиль их жизни и мышления, отличающаяся специфическими ценностями и образцами поведения социальная сущность молодежи определяется с точки зрения ее роли и места в общественном воспроизводстве [37] Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума [37]. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации. Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодежи, различаются в зависимости от конкретной страны. Как правило, низшая возрастная граница молодежи — 14-16 лет, высшая — 28-35 лет [37]. Большая Советская Энциклопедия определяла молодежь как «социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств» [18]. Первые концепции молодежи появились в начале ХХ века, когда в США (Г. Стэнл Холл), а немного позже в Германии (Ш. Бюлер, Э.Шпрангер, В. Штерни др.) и Росси и (В.И. Ленин, Л.С. Выготский, А.Б. Залк инд и др.) сформировались три основн ых направления теоретического осмысления этого феномена: трактовка молодежи как носительницы психофизических свойств молодости; понимание молодежи как культурной группы; постижение молодежи как объекта и субъекта процесса преемственности и смены поколений. В зависимости от условий данного исторического момента на передний план в качестве предмета теоретического обобщения выходили разные стороны молодежи. В странах бывшего СССР, например, в Украине, Казахстане подавляющее большинство ученых о феномене молодежи в общем плане практически не спорят, и часто используют теоретическое наследие специалистов-философов прошлого, в том числе К.Маркс а, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, хотя трактовки последнихнеоднозначны и многими
специалистами поддаются критике и ревизии. Остановимся на общих, наиболее известных составляющих понятия «молодежь», упоминаемых сегодня в литературе. К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали молодежь как каждое новое поколение, наследующее и продолжающее традиции старшего поколения. Каждое из таких поколений, по определению К. Маркса и Ф. Энгельса, данному ими в «Немецкой идеологии», «с одной стороны, продолжает унаследованную деятельность при совершенно изменившихся
условиях, а с другой, — видоизменяет старые условия посредством совершенно измененной деятельности''. В целом такому определению возразить трудно, хотя здесь нет указаний на особенности молодежи как социальной группы [20]. Несколько дальше К. Маркса и Ф. Энгельса в определении и уяснении феномена молодежи, по мнению социологов, пошел В. И. ЛенинИменно он впервые сделал попытку соединить общефилософский и конкретно-социологической деятельности. Последнее было определенным шагом вперед в подходах к изучению молодежи. В. И. Ленин указывал на неоднозначность молодежи, наличие в ней (в частности, среди студенчества) нескольких социальных групп, отражающих социальную структуру общества. При этом понятно, что феномен «молодежь» он рассматривал не иначе как в контексте теории классового деления общества. Постоянно обращая внимание партии на задачи революционного воспитания. молодёжи, В.И. Ленин в проекте резолюции 2-го съезда РСДРП «Об отношении кучащейся молодёжи», отмечал, что стихийно развивающееся юношеское движение нуждается в помощи со стороны революционеров, особенно в деле воспитания «цельного и последовательного социалистического мировоззрения»[20]. Опасаясь, что идейно неокрепшая
молодёжь может увлечься псевдореволюционность или заразиться оппортунизмом; Ленин предостерегал от «ложных друзей». В период Революции 1905-07 в России он поставил вопрос о передовой молодёжи как резерве партии. Ленин решительно выступал против недооценки рол
и молодёжи, призывал смелее и шире втягивать её в революционную борьбу, привлекать в ряды партии. В декабре 1916 была опубликована статья Ленина «Интернационал молодёжи», в которой говорилось, что руководить «кипящей», бурлящей, ищущей молодёжью нужно умеючи, не забывать, что молодёжь «...по необходимости вынуждена приближаться к социализму иначе, не тем путем, не в той форме, не в той обстановке, как ее отцы»[20]. Настаивая на организации самостоятельности союза молодёжи, Ленин подчёркивал, что без этого «...молодежь не сможет ни выработать из себя хороших социалистов, ни подготовиться к тому, чтобы вести социализм вперед». Выступая против мелочной опеки и администрирования, Ленин отмечал необходимость товарищеской критики ошибок молодёжи. «Льстить молодёжи мы не должны»[20]. Кроме того, В. И. Ленину принадлежит идея создания молодежных организаций, наиболее близко примыкающих к партии, работающих под ее непосредственным руководством. Такой организацией стал в свое время комсомол являющийся, как было закреплено в Уставе КПСС, «ближайшим резервом и помощником КПСС». Большевики вели неустанную работу с молодёжью на заводах и фабриках, в деревнях, в легальных обществах, воскресных школах, в солдатских казармах, в нелегальных кружках, боевых дружинах, при подготовке стачки или демонстрации - везде, где для этого была малейшая возможность, передавали ей опыт старых борцов. В революционных боях формировалось и крепло молодое поколение рабочего класса и трудового крестьянства. В результате деятельности большевиков было подготовлено широкое юношеское движение. вовлекалиеё в непосредственную борьбу против угнетения и эксплуатации, Постоянная нацеленность молодежи на самостоятельные творческие поиски новых культурных ценностей связана с особыми психическими свойствами юности. Вследствие этого именно молодежь оказывается постоянно лидирующей группой в истории. Сталкиваясь с культурным наследием и жизненными ценностями «отцов», молодежь во все эпохи стремилась сбросить с себя оковы прежних установок, что иобеспечивало культурную динамику. Развивая эту исходную посылку, западные исследователи пришли к выводу об историческом мессианстве молодежи. Впервые этот вывод был сформулирован К. Мангеймом, пытавшимся выявить движущие силы исторического развития. К. Мангейм рассматривал молодежь в качестве стимулятора изменений.
Он полагал, что история движется рывками, пока одно поколение не примет эстафету другого. Чтобы общественная жизнь не стояла на месте, необходим кто-то, кто должен постоянно «щелкать бичом», функцию которого и берет на себя молодежь [19]. К. Мангейм рассматривал проблему молодежной культуры в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурным ценностям, вхождение в мир господствующей культуры – процесс сложный и противоречивый, связанный с определенными психологическими и иными трудностями. Это порождает особые жизненные устремления молодежи, присваивающей себе из культурного наследия «отцов» только то, что отвечает ее жизненным принципам. Так, по мнению К.Мангейма, рождаются определенные культурные циклы, обусловленные в общем сменой поколений [23]. К. Мангейм действий которой была, по его мнению, заложена в самой биологической природе поколений. Отсюда выходило, что любые действия, совершаемые молодежью, носят заведомо позитивный характер в силусамого факта их существования, так как, приходя на смену «отцам» молодые люди становятся творцами жизни и общества. Главная задача молодежи по К. Мангейму состоит в том, чтобы раскрепостить инстинкты и, отвергнув заповеди старшего поколения, выполнить свою «историческую миссию»[23].В шестидесятые годы идеи К. Мангейма получили «подтверждение» в молодежном движение («студенческий бунт» конца 1960х годов), когда казалось, что юное поколение совершит тот «исторический скачок», который приведет к утверждению нового общества. Тогда он стал полной неожиданностью для западного общества, и задача осмысления молодежи стала социальным вызовом гуманитарным наукам.
Снова ученые обратились идеализировал сознание и поведение молодежи, программав статье Карла Мангейма «Проблема поколений» (1928). Из работ, появившихся незадолго до «студенческого бунта», огромную популярность получила книга Ш. Эйзенштадта «От поколения к поколению» (1966). Другие (например «Одномерный человек» Герберта Маркузе, 1964) дали идейные импульсы новому левому движению — молодежному ответу Системе [22 социологическое исследование мо лодежи предполагает единство анализа социально-классового деления общества и системно-структурного подхода, прослеживающего особенности положения и социальных функций молодежи в ряду других возрастных групп данного общества, на основе определенного способа производства и более широкого исторического анализа [20].Молодёжь как особая возрастная и социальная группа всегда по-своему воспринимала ценности культуры, что порождало в разные времена молодёжный сленг и эпатирующие формы субкультуры. Их представителями были хиппи, битники, стиляги, в СССР и постсоветском пространстве — неформалы. Немецкий социолог Карл Мангейм в статье «Диагноз нашего времени», отмечал, что молодёжь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Он утверждал: динамичные общества рано или поздно должны активизировать и даже организовывать их (ресурсы, которые в традиционном обществе не мобилизуются и не интегрируются, а часто подавляются). Молодёжь, по мысли К. Мангейма, ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она — потенция, готовая к любому начинанию[23]. Далее К.Мангейм отмечает: молодёжь, выполняет функцию
оживляющего посредника социальной жизни; эта функция имеет своим важным элементом неполную включенность в статус общества. Этот параметр универсален и не ограничен ни местом, ни временем. Решающим фактором, который определяет возраст половой зрелости, является то, что в этом возрасте молодёжь вступает в общественную жизнь и в современном обществе впервые сталкивается с хаосом антагонистических оценок [23].
Особенно подробно понятие молодежь и роли государственной молодежной политики в современных условиях рассматриваются в работах И.М Ильинского. На его взгляд - молодежь - это чрезвычайно сложное социально-демографическое явление, подлежащее изучению со стороны многих наук во многих аспектах жизнедеятельности (экономика, политика ,культура, образование, различные направления воспитания и т.д. и т.п.) [20].И.М. Ильинский считает: молодежь является наиболее мобильной частью общества, что обусловлено ее активным поиском своего места в жизни и отсутствием прочных экономических и социальных связей (отсутствует производственный опыт и квалификация, как правило, нет собственного жилья и имущества, в большинстве случаев — ответственности за семью и т.п.). При этом, первоочередной задачей молодёжной политики, как утверждает И.М.Ильинский, является создание условий для развития и реализации способностей молодого человека и поколения не только в собственных интересах, но и в интересах общества в целом.
Для выполнения поставленных целей и задач она призвана включать в себя все основные направления системы образования, культуры, физкультуры и спорта, здравоохранения, средств массовой информации и т.д. [27]. При внимательном изучении появления и смены теорий молодежи на протяжении ХХ века нельзя не заметить, что скачки в теоретическом осмыслении молодежи по времени совпадают (с небольшой задержкой) с периодами, когда молодежь особенно ярко проявила свои зримые черты как социальный феномен через самореференцию в формах молодежного движения. Теоретически представляется небезынтересным то, что на осознание обществом феномена молодежи решающее воздействие оказывают проявления молодежи в формах молодежного движения [33]. По мнению В.А.Луков три основных направления теоретического осмысления феномена молодежи, сплетаясь и расходясь, обнаруживают свое влияние на протяжении всего века в многочисленных теориях молодежи. На его взгляд, время, когда они могли существовать раздельно, давно прошло, меж дисциплинарованость молодежных исследований и, соответственно, их теоретических обобщений не требует доказательств.