Файл: Исключительные (имущественные) права на товарный знак ООО «O’STIN».pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 252
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
2. Применяемые стандарты оценочной деятельности
3. Допущения, использованные оценщиком при проведении оценки
4. Сведения о заказчике оценки и об оценщике
7.1. Основные социально-экономического показатели Российской Федерации за январь-сентябрь 2017 года.
7.2. Анализ сегмента рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект.
7.2.3. Анализ положения O’STIN на рынке одежды
7.2.4. Анализ сделок с объектом оценки
7.4. Основные выводы относительно рынка создания и использования объекта оценки
8. описание процесса оценки объекта оценки
8.1 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности доходным подходом
Рост конкуренции со стороны национальных заявителей в условиях снижения количества заявок от иностранных компаний
На международные санкции Россия ответила собственными санкциями, прежде всего в части введения эмбарго в отношении продовольственных товаров, импортируемых с «запада». В результате уменьшения количества игроков на соответствующих рынках возросла конкуренция между местными компаниями, и усилия были сосредоточены на национальном производстве (хотя степень такого влияния сильно варьируется от сектора к сектору). Это привело к росту заявок на товарные знаки и знаки обслуживания. Так, несмотря на трудности в экономической и политической сферах, в целом количество поступающих в Роспатент заявок на товарные знаки осталось довольно стабильным даже в контексте снижения заявок от иностранных заявителей.
Заявки в Роспатент по стране происхождения – 2012-2016 гг.:
Непосредственно перед «украинским» кризисом в 2013 году показатели по заявкам от иностранных заявителей достигли цифры в 47% от общего числа заявок; к 2016 году эти цифры упали до 36%. Растущий разрыв между показателями по заявкам от национальных и иностранных заявителей также усугубляется тем, что 24 из 30 наиболее активных заявителей за 2017 г. (по состоянию на дату написания статьи) являются российскими физическими или юридическими лицами в соответствии с данными CompuMark – платформы по поиску и отслеживанию информации по товарным знакам.
Для большинства иностранных компаний количество заявок, подаваемых в России, в последние годы было нестабильным, но заявки от китайских компаний сильно компенсировали эту тенденцию (см. диаграмму ниже). Активно упрочняющиеся связи между Китаем и Россией привели к росту российских инвестиций, а также к стабильному возрастанию объемов импорта из Китая – по состоянию на 2016 г., импорт из Китая составляет 20% от общего объема импорта в Россию, как указано в отчете компании «Эрнст энд Янг». Наталья Гуляева, глава практики интеллектуальной собственности, медиа и технологий в «Хоган энд Лавеллз», утверждает, что «текущий уровень сотрудничества [между двумя странами] и растущий интерес китайского бизнеса к российскому рынку означает, что сейчас наилучший момент для новых китайских компаний, действующих не только как производители, но также и как продавцы и поставщики, попытаться привлечь внимание российских потребителей».
Заявки от заявителей из США и Китая, поданные в Роспатент – 2012-2017 гг.:
Примечательно, что США является единственным государством, помимо Китая, откуда приток заявок за последнее время значительно увеличился, даже в моменты, когда уровень напряженности в отношениях США с Россией достигал опасных отметок. Постепенное снижение в числе заявок из США с 2012 по 2015 гг. отражает неуверенность американских правообладателей в контексте политических и экономических невзгод, преследующих Россию. При этом 2015 год стал поворотной точкой, т.к. ситуация в России начала стабилизироваться. Как предполагает Евгений Ариевич, глава практики по интеллектуальной собственности СНГ «Бейкер и Макензи», в данный момент «бизнес США решил придерживаться более долгосрочного подхода к необходимости обеспечения охраны прав интеллектуальной собственности в России, т.к. пренебрежение охраной товарных знаков сейчас может иметь отрицательный эффект на обеспечение защиты прав в России в будущем, когда конфликты улягутся».
Стоит упомянуть, что беспрецедентно активный российский заявитель Азамат Ибатуллин (который подал более 400 заявок на товарные знаки в текущем году) замечен в попытках зарегистрировать товарные знаки идентичные широко известным брендам и подать в суд на компании, которые владеют этими брендами. В действительности, в соответствии с базой данных судебных решений «Darts-IP», компания Ибатуллина «Бизнесинвестгрупп» подала больше исков в сфере товарных знаков, чем любая другая российская компания. Таким образом, даже компании, не имеющие бизнеса в России, должны пристально следить за подаваемыми там национальными заявками.
Китай – выбор российских правообладателей
Если говорить о стремлении российских правообладателей брендов к освоению новых рынков, то в этом случае Китай становится центром внимания. В то время как уровень импорта из Китая в Россию вырос, возросло также количество российской продукции, экспортируемой в Китай (как отмечено в ранее упомянутом отчете «Эрнст энд Янг»). Аналогичным образом вновь обнаружившийся у американских правообладателей интерес к российскому рынку отразился на подаче владельцами российских брендов заявок в США. Несмотря на напряженные политические отношения между странами, очевидно, оба рынка обладают для правообладателями слишком большим значением, чтобы их игнорировать – даже в условиях непредсказуемого режима Трампа.
Количество заявок от российских заявителей по ведомствам подачи – 2016 г.:
Другие популярные среди российских заявителей страны входят в состав Евразийского экономического союза (ЕАЭС): Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия. Несмотря на то, что успешность ЕАЭС некоторыми ставится под вопрос, российские правообладатели несомненно видят потенциал в регистрации своих прав интеллектуальной собственности в этих странах. Более того, уже реализуются планы по разработке Единого товарного знака ЕАЭС– ранее в этом году Россия заявила о ратификации соглашения, которое подразумевает регистрацию товарных знаков на территории единого экономического пространства, в которое входят все государства-члены ЕАЭС. Предполагается, что система будет введена в действие к началу 2018 г. и правообладатели смогут получать правовую охрану одновременно во всех государствах-членах посредством подачи одной заявки – бумажной или электронной – в любое из национальных ведомств государств-членов. Существуют также планы относительно Таможенного кодекса и реестра ЕАЭС, что гарантирует более последовательную защиту прав в регионе. Таким образом, в ближайшем будущем маловероятно, что внимание правообладателей в ЕАЭСк данным вопросам уменьшится.
Несмотря на то, что Украина стоит пятой в перечне наиболее популярных среди российских заявителей стран, на 2017 г. соответствующие заявки подаются почти полностью через Мадридскую систему (см. диаграмму ниже). Показатели по прямой подаче заявок в ведомство Украины резко упали с момента украинского кризиса ввиду неясных перспектив российского бизнеса в этой стране. Ариевич замечает, что текущие цифры по заявкам могут объясняться «сравнительно низкой стоимостью регистрации в каждой из стран через Мадридскую систему и склонностью российских заявителей традиционно подавать заявки во все страны бывшего СССР».
Количество заявок от российских заявителей, поданных на охрану товарных знаков на Украине – 2010-2017 гг.:
Хотя положение России далеко от идеального, страна искусно опровергла представление о том, что международные санкции и чрезмерная зависимость от экспорта нефти доведут ее до экономического коллапса. По мере того как ситуация возвращается к стабильности, стабилизируется и прирост заявок из США– что является особенно позитивной тенденцией для российских компаний с сильной американской клиентской базой. В то же время Китай остается ключевым партнером и как государство, в котором российские правообладатели стремятся защищать свои права, и как источник заявок от иностранных заявителей, подаваемых в России. Несмотря на имеющиеся сомнения в перспективах экономического роста страны, с точки зрения развития сектора брендов есть основания к умеренному оптимизму.
7.2.2. Анализ текущего состояния, перспектив и тенденций развития отрасли, к которой относится объект оценки.
В 2018 году российский рынок одежды, обуви и аксессуаров вырастет не более чем на 5%. Об этом говорится в сообщении аналитической компании Fashion Consulting Group (FCG), поступившем в РБК. По словам гендиректора компании Анны Лебсак-Клейманс, «год не покажет каких-либо выдающихся результатов и при самом позитивном сценарии» не превысит такой динамики.
При этом скорей всего, рост рынка составит около 2–3% в рублях. Такой сценарий возможен при стабилизации цены на нефть, укреплении рубля и активном росте внутреннего производства, говорится в сообщении.
В первой половине 2017 года потребление одежды «пошло по пессимистическому сценарию», говорит Лебсак-Клейманс. Поэтому по итогам года рост рынка вряд ли превысит около 3–5% в рублях, заключает она. На такие результаты первого полугодия, по ее словам, повлияли в том числе короткая весна и аномально холодное лето.
Прогноз «РБК. Исследования рынков» еще менее оптимистичен. Согласно исследованию «Прогноз развития рынка одежного ретейла в 2017–2018 годах», хотя сокращение рынка, которое происходило в 2015–2016 годах, приостановится, продажи одежды выйдут только на нулевые темпы роста. По итогам 2017 года темп роста составит около 0,2%, а в 2018 году — 0,7%.[5]
В условиях кризиса традиционной розницы онлайн-сегмент продолжает демонстрировать положительную динамику. Это доказывает перспективность omni-канальной стратегии более широкой аудитории топ-менеджмента fashion-ритейла: многие не только рассматривают это как тренд на будущее, но уже предпринимают конкретные действия, направленные на увеличение онлайн-продаж.
Впрочем, не многие операторы рынка перешли на принципы омниканальности, предполагающие интегрированный подход к покупателю. Например, в числе исключений – FiNN FLARE. Для компании e-commerce не первый год является одним из самых важных приоритетов: доля направления в выручке сети составляет уже 15%. Это результат внедрения omni-канальной стратегии, а также работы по всей цепочке создания ценностей. Но в FiNN FLARE не намерены останавливаться на достигнутом.
В 2017 году в компании собираются запустить инструмент, который позволит объединить традиционную розницу с интернет-магазином. По словам Ксении Рясовой, президента сети: «Любая офлайновая торговая точка сможет расширить свой ассортимент до интернет-магазина и обеспечить полноценное предложение бренда даже в небольших городах».
Довольно значительная доля онлайн-продаж и у BAON. Она составляет около 20% от оборота компании. У компании богатый опыт в развитии онлайн-продаж: интернет-магазин BAON работает с 2011 года, продукция компании присутствует на ведущих онлайн-площадках России с момента их открытия.
«Мы верили в это направление продаж даже тогда, когда еще все говорили, что одежда, которую надо трогать, мерить, смотреть на цвет, никогда не будет хорошо продаваться через интернет. Время показало, что наша стратегия была верной. Сегодня мы в лидерах среди брендов, представленных на WILDBERRIES, lamoda и так далее. Наш интернет-магазин растет из года в год», – отмечает Илья Ярошенко, президент BAON.
Бурный рост в онлайне
Но для многих одежных ритейлеров показатели FiNN FLARE и BAON пока недостижимы. Доля онлайн-продаж у fashion-операторов в большинстве своем не превышает 5%, а иногда и 2%. Несмотря на скромные показатели, ритейлеры ежегодно отмечают двузначные, а порой и трехзначные темпы роста онлайн-продаж, что вселяет оптимизм и готовность усиленно работать над юзабилити, наполнением и сервисами.
У компании Henderson, которая практикует omni-канальную коммуникацию для создания единого опыта покупок у онлайн- и офлайн-клиентов, доля интернет-продаж составляет около 2% от товарооборота, но этот показатель стремительно растет.
«Из года в год количество интернет-заказов растет в среднем на 50%, а вот увеличивать продажи в офлайне становится сложнее», – утверждает Рубена Арутюняна, президента Henderson.
Развитие направления интернет-продаж отмечают и ритейлеры, ориентированные на детский и подростковый сегменты одежды. «Родственные» сети Gulliver и Button Blue постоянно развивают сервис интернет-магазинов с целью увеличения доли лояльной аудитории и роста интернет-продаж. В концу 2017 года Gulliver и Button Blue намерены увеличить долю интернет-продаж в общем обороте компании как минимум до 10% (сейчас он не превышает 5%).
Аналогичную долю занимает онлайн-коммерция в обороте компании Orby, которая также прикладывает значительные усилия в развитии и продвижении собственного сайта.
Лидер рынка детских товаров «Детский мир» тоже стремится увеличить долю интернет-продаж. С момента запуска онлайн-магазина ритейлер фиксирует ежегодное увеличение продаж в среднем на 133%. Это стало возможным благодаря расширению ассортимента товаров в онлайн-рознице до 40 тыс. SKU в сторону увеличения товаров для новорожденных, одежды и обуви.