Файл: Управление процессом реализации изменений и нововведений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования определяется тем, что в современных условиях одной из важнейших экономических проблем является организация процесса управления изменениями на основе системных инноваций.

Проблема инновационного реформирования предприятий в нашей стране носит острый характер в современных условиях. Практически на всех крупных и на значительной части средних предприятиях разработаны и реализуются различные инновационные проекты и программы системного реформирования предприятий.

В процессе написания работы по проблеме управления изменениями были использованы труды западных и отечественных ученых, в том числе : М. Портера, Б.В. Прыкина, С.М. Пястолова и других.

Несмотря на наличие многочисленных работ по проблемам инновационного реформирования предприятий, комплексные исследования современных процессов инновационного реформирования предприятий в промышленности на основе системных инноваций в нашей стране в последние годы не проводились.

Цель исследования заключается в изучении процесса управления изменениями в ООО «Угринич-Плюс», для разработки комплекса рекомендаций по совершенствованию инновационных преобразований на данном предприятии на основе системных инноваций.

Для достижения этой цели в работе ставились следующие задачи:

-провести исследование теории и практики управления изменениями в деятельности предприятий;

-осуществить анализ сущности и содержания процессов преобразований на предприятиях на основе инноваций;

-исследовать процесс реформирования предприятия строительной отрасли ООО «Угринич-Плюс»;

-выявить достоинства и недостатки процесса реформирования предприятия ООО «Угринич-Плюс»;

-разработать предложения для оптимизации процесса управления изменениями в ООО «Угринич-Плюс».

Объектом исследования выступает ООО «Угринич-Плюс». Предметом исследования является процесс управления изменениями в ООО «Угринич-Плюс».

Теоретической и методологической базой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам инновационного реформирования на предприятиях, законодательные и нормативные документы государственных органов РФ.

Информационно-эмпирическая база исследования формировалась на основе законодательных и нормативных актов РФ; данных внутренней документации, бухгалтерской и статистической отчетности предприятия ООО «Угринич-Плюс», материалов исследований отечественных и зарубежных ученых.


При выполнении работы использовались различные методы исследования: индукция и дедукция, системный подход, методы логического, сравнительного, статистического анализа.

Практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные в нем предложения могут применяться на практике для развития предприятия ООО «Угринич-Плюс».

1. Теоретические основы управления изменениями.

1.1. Сущность процесса управления изменениями.

В результате исследований 1900-1950-х годов и на основе практик предприятий США были установлены модели развития предприятий: эволюционная, революционная, смешанная, ситуативная.

Таблица 1-Модели развития предприятия (по мнению Д. Карнеги) [42,с.93].

Название модели

Сущность модели

Примеры из практики

Эволюционная

Развитие предприятия основано на постепенном совершенствовании

Корпорация «Форд», компания «БМВ», корпорация «Сони».

Революционная

Отличается резким переворотом в организации бизнеса и управления.

Классический пример-компания «Тойота» , совершившая переход к инновационной организации бизнеса.

Смешанная

Отличается гармоничным сочетанием обеих тенденций.

Характерно для американских фирм при диверсификации.

Ситуативная

Отличается ситуативными изменениями для решения особых задач.

Встречается в большинстве малых и средних фирм.

Для решения задач развития бизнеса, руководители предприятий прибегают к тем или иным моделям управления развитием организациями.

В зависимости от степени и глубины изменений, проводимых в процессе развития организаций, можно говорить о масштабах преобразований.

Таблица 2-Масштабы преобразования на современных предприятиях (по типологии Л. Якокки) [45,с.75].

Масштаб преобразования

Характеристика преобразований

Примеры из практики

Стратегический

Изменениям подвергаются стратегические стороны предприятия.

Корпорация «Адидас», компания «Филипс», корпорация «Эппл».

Тактический

Изменениям подвергаются отдельные подразделения предприятия или отдельные виды бизнеса.

Большинство европейских и американских корпораций.

Локальный

Изменениям подвергаются низовые элементы бизнес-процессов на предприятии.

Характерно для любых предприятий.

Универсальный

Изменения протекают практически во всех подразделениях и на всех сегментах бизнес-процессов

Встречается в тех организациях, которые проходят через особую стадию тотального реформирования и преобразования.


Как показывает теоретическая концепция развития предприятия Л. Якокки, существует особая стадия преобразования в деятельности предприятия, когда достигается такой уровень изменений, при котором можно говорить о реформировании предприятия в целом.

Таблица 3-Уровни преобразований и изменений на предприятиях (по типологии Л. Якокки) [45,с.109].

Уровень преобразования

Характеристика

Примеры из практики

Предварительный (диагностический)

Проводится регулярная диагностика имеющихся проблем и определяются направления изменений.

Характерно для классического японского менеджмента

Оперативный

Изменениям подвергаются определенные бизнес-операции по плану или программе ограниченных преобразований.

Наиболее распространен в практике японского менеджмента

Дивизиональный

Изменениям подвергаются крупные группы связанных между собой бизнес-процессов на предприятии.

Характерно для крупных американских предприятий.

Организационный

Изменения протекают на всех сегментах бизнес-процессов по предприятию в целом.

Характерно для предприятий, находящихся в процессе полного реформирования.

Изучив теоретические представления об уровнях преобразований и изменений в организациях, можно сделать вывод о принципиальном различии таких понятий, как реформы на предприятии, реформы в бизнесе, реформирование бизнеса, реформирование предприятия.

Таблица 4-Реформы на предприятиях (по типологии Р. Оучи) [25,с.114].

Вид реформ

Характеристика

Примеры из практики

Локальные реформы

Локальные изменения отдельных элементов в организации различных сегментов бизнеса или в организации самой системы управления.

Осуществляются на всех современных предприятиях ежегодно (замена оборудования, сокращение персонала в отделе или в цеху).

Оперативные (структурные) реформы

Реформируются имеющиеся бизнес-операции или структуры управления.

Любая диверсификации бизнеса, любая реструктуризация и т.д.

Базисные реформы

Изменениям подвергаются все базисные элементы организации, может меняться сам бизнес, сама сфера деятельности предприятия.

Имеют место в процессе полного реформирования бизнеса (смена специализации и т.п.).

Институциональные реформы

Изменения протекают на уровнях институтов, которые контролируют деятельность предприятия.

Повышение налогов, национализация, появление на рынке новых товаров и услуг лучшего качества.


Реформы на предприятии и реформы в бизнесе могут не совпадать между собой. Бизнес, принадлежащий конкретному собственнику, способен реформироваться иным путем, чем реформируемое предприятие, принадлежащее тому же собственнику.

В силу различий между организацией как субъектом , и самой сферой бизнес-деятельности, происходит разделение процессов реформирования по 2-м разным типам.

Таблица 5.-Типология процессов изменений (по И. Ансоффу) [6, с.118].

Существующий тип реформирования

Характеристика

Примеры из практики

Реформирование бизнеса

Изменения охватывают все предприятия-участники определенных бизнес-отношений, они влияют на партнеров, поставщиков, потребителей, других различных стейкхолдеров.

Появление новых видов строительного бизнеса, новых видов услуг связи, внедрение новых глобальных моделей сервиса и т.д.

Реформирование предприятия

Всегда реформируется внутренняя среда конкретной организации с четкими границами и определенным статусом по определенному плану, в интересах собственников, но с учетом позиций персонала и менеджмента.

Управляемое (плановое) изменение базисных элементов в организации, таких как производство, управление, права собственности.

Принципиальными признаками реформирования предприятия является его управляемый характер, плановость, системность и цикличность.

Таким образом, процесс преобразования предприятия можно рассматривать как системный, плановый и управляемый процесс изменений, происходящий в организации и охватывающий его базисные элементы.

1.2. Особенности управления изменениями.

По мнению ведущих представителей западной научной школы менеджмента (Д. Карнеги, Р. Оучи, И. Шумпетера, Т. Висса) в современной рыночной экономике сложились 3 базовых формы практической организации реформирования организации –экстенсивная, интенсивная, смешанная.

Таблица 6.-Формы реформирования организации (по Р. Оучи) [13, с.84].

Модель реформирования

Характеристика

Примеры из практики

Экстенсивная

Происходит широкое увеличение массы и объемов используемых ресурсов.

Увеличение масштабов производства и сбыта традиционных продуктов.

Интенсивная

Улучшение менеджмента, широкое внедрение новых технологий и иных инноваций.

Модернизация производства, автоматизация труда, широкая химизация производства.

Смешанная

Экстенсивные и интенсивные методы применяются одновременно и гармонично с высокой отдачей.

Внедрение новых видов оборудования для производства старой продукции в больших масштабах.


По мнению, И. Шумпетера, производной от смешанной модели реформирования бизнес-процессов является инновационная модель реформирования бизнес-процессов.

Инновационная модель имеет принципиальные отличия от экстенсивной и интенсивной моделей реформирования бизнес-процессов, так как в ее основе лежит идея внедрения принципиальных нововведений-собственно инноваций различного типа.

Таблица 7.-Инновации в системе бизнес-процессов (по Р. Оучи) [25,с.92].

Вид инновации

Характеристика

Примеры из практики

Информационная

В организации внедряются новые информационные ресурсы и новые технологии передачи информации.

Увеличение объема носителей ценных информационных данных и сведений.

Производственная

Внедрение технических и технологических нововведений, которые оказывают большое влияние на состояние производства.

Модернизация производства, автоматизация труда, внедрение новых видов сырья и материалов.

Финансово-экономическая

Первичное использование экономических, финансовых, маркетинговых технологий для улучшения бизнеса.

Внедрение новых систем оплаты труда, методов денежного стимулирования.

Управленческая

Использование новых приемов и методов контроля и управления.

Первичное использование матричных структур.

Как показывают данные, инновационный подход основан на принципе первичного использования новых технологий и ресурсов, в не зависимости от их сущности и содержания. Таким образом, можно выделить следующие типы инновационного преобразования организации.

Таблица 8.-Типы инновационных преобразований организаций (по методологии Р. Оучи) [25,с.162].

Тип реформирования

Характеристика

Примеры из практики

Экстенсивный

Происходит первичное увеличение массы и объемов используемых ресурсов (в значительных масштабах).

Первичное увеличение масштабов применения сырья и материалов для нужд производства.

Интенсивный

Постоянное улучшение качества менеджмента, регулярное внедрение новых технологий и инноваций.

Систематическая модернизация производства, перманентная автоматизация производства.

Смешанный

Экстенсивные и интенсивные приемы применяются новаторски и принципиально новым путем (более прогрессивно и системно).

Адекватное внедрение новых технологий в условиях сохранения традиционной культуры бизнеса.