Файл: Управление процессом реализации изменений и нововведений.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления изменениями.
1.1. Сущность процесса управления изменениями.
1.2. Особенности управления изменениями.
2. Анализ процесса управления изменениями в ООО «Угринич-Плюс».
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется тем, что в современных условиях одной из важнейших экономических проблем является организация процесса управления изменениями на основе системных инноваций.
Проблема инновационного реформирования предприятий в нашей стране носит острый характер в современных условиях. Практически на всех крупных и на значительной части средних предприятиях разработаны и реализуются различные инновационные проекты и программы системного реформирования предприятий.
В процессе написания работы по проблеме управления изменениями были использованы труды западных и отечественных ученых, в том числе : М. Портера, Б.В. Прыкина, С.М. Пястолова и других.
Несмотря на наличие многочисленных работ по проблемам инновационного реформирования предприятий, комплексные исследования современных процессов инновационного реформирования предприятий в промышленности на основе системных инноваций в нашей стране в последние годы не проводились.
Цель исследования заключается в изучении процесса управления изменениями в ООО «Угринич-Плюс», для разработки комплекса рекомендаций по совершенствованию инновационных преобразований на данном предприятии на основе системных инноваций.
Для достижения этой цели в работе ставились следующие задачи:
-провести исследование теории и практики управления изменениями в деятельности предприятий;
-осуществить анализ сущности и содержания процессов преобразований на предприятиях на основе инноваций;
-исследовать процесс реформирования предприятия строительной отрасли ООО «Угринич-Плюс»;
-выявить достоинства и недостатки процесса реформирования предприятия ООО «Угринич-Плюс»;
-разработать предложения для оптимизации процесса управления изменениями в ООО «Угринич-Плюс».
Объектом исследования выступает ООО «Угринич-Плюс». Предметом исследования является процесс управления изменениями в ООО «Угринич-Плюс».
Теоретической и методологической базой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам инновационного реформирования на предприятиях, законодательные и нормативные документы государственных органов РФ.
Информационно-эмпирическая база исследования формировалась на основе законодательных и нормативных актов РФ; данных внутренней документации, бухгалтерской и статистической отчетности предприятия ООО «Угринич-Плюс», материалов исследований отечественных и зарубежных ученых.
При выполнении работы использовались различные методы исследования: индукция и дедукция, системный подход, методы логического, сравнительного, статистического анализа.
Практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные в нем предложения могут применяться на практике для развития предприятия ООО «Угринич-Плюс».
1. Теоретические основы управления изменениями.
1.1. Сущность процесса управления изменениями.
В результате исследований 1900-1950-х годов и на основе практик предприятий США были установлены модели развития предприятий: эволюционная, революционная, смешанная, ситуативная.
Таблица 1-Модели развития предприятия (по мнению Д. Карнеги) [42,с.93].
Название модели |
Сущность модели |
Примеры из практики |
Эволюционная |
Развитие предприятия основано на постепенном совершенствовании |
Корпорация «Форд», компания «БМВ», корпорация «Сони». |
Революционная |
Отличается резким переворотом в организации бизнеса и управления. |
Классический пример-компания «Тойота» , совершившая переход к инновационной организации бизнеса. |
Смешанная |
Отличается гармоничным сочетанием обеих тенденций. |
Характерно для американских фирм при диверсификации. |
Ситуативная |
Отличается ситуативными изменениями для решения особых задач. |
Встречается в большинстве малых и средних фирм. |
Для решения задач развития бизнеса, руководители предприятий прибегают к тем или иным моделям управления развитием организациями.
В зависимости от степени и глубины изменений, проводимых в процессе развития организаций, можно говорить о масштабах преобразований.
Таблица 2-Масштабы преобразования на современных предприятиях (по типологии Л. Якокки) [45,с.75].
Масштаб преобразования |
Характеристика преобразований |
Примеры из практики |
Стратегический |
Изменениям подвергаются стратегические стороны предприятия. |
Корпорация «Адидас», компания «Филипс», корпорация «Эппл». |
Тактический |
Изменениям подвергаются отдельные подразделения предприятия или отдельные виды бизнеса. |
Большинство европейских и американских корпораций. |
Локальный |
Изменениям подвергаются низовые элементы бизнес-процессов на предприятии. |
Характерно для любых предприятий. |
Универсальный |
Изменения протекают практически во всех подразделениях и на всех сегментах бизнес-процессов |
Встречается в тех организациях, которые проходят через особую стадию тотального реформирования и преобразования. |
Как показывает теоретическая концепция развития предприятия Л. Якокки, существует особая стадия преобразования в деятельности предприятия, когда достигается такой уровень изменений, при котором можно говорить о реформировании предприятия в целом.
Таблица 3-Уровни преобразований и изменений на предприятиях (по типологии Л. Якокки) [45,с.109].
Уровень преобразования |
Характеристика |
Примеры из практики |
Предварительный (диагностический) |
Проводится регулярная диагностика имеющихся проблем и определяются направления изменений. |
Характерно для классического японского менеджмента |
Оперативный |
Изменениям подвергаются определенные бизнес-операции по плану или программе ограниченных преобразований. |
Наиболее распространен в практике японского менеджмента |
Дивизиональный |
Изменениям подвергаются крупные группы связанных между собой бизнес-процессов на предприятии. |
Характерно для крупных американских предприятий. |
Организационный |
Изменения протекают на всех сегментах бизнес-процессов по предприятию в целом. |
Характерно для предприятий, находящихся в процессе полного реформирования. |
Изучив теоретические представления об уровнях преобразований и изменений в организациях, можно сделать вывод о принципиальном различии таких понятий, как реформы на предприятии, реформы в бизнесе, реформирование бизнеса, реформирование предприятия.
Таблица 4-Реформы на предприятиях (по типологии Р. Оучи) [25,с.114].
Вид реформ |
Характеристика |
Примеры из практики |
Локальные реформы |
Локальные изменения отдельных элементов в организации различных сегментов бизнеса или в организации самой системы управления. |
Осуществляются на всех современных предприятиях ежегодно (замена оборудования, сокращение персонала в отделе или в цеху). |
Оперативные (структурные) реформы |
Реформируются имеющиеся бизнес-операции или структуры управления. |
Любая диверсификации бизнеса, любая реструктуризация и т.д. |
Базисные реформы |
Изменениям подвергаются все базисные элементы организации, может меняться сам бизнес, сама сфера деятельности предприятия. |
Имеют место в процессе полного реформирования бизнеса (смена специализации и т.п.). |
Институциональные реформы |
Изменения протекают на уровнях институтов, которые контролируют деятельность предприятия. |
Повышение налогов, национализация, появление на рынке новых товаров и услуг лучшего качества. |
Реформы на предприятии и реформы в бизнесе могут не совпадать между собой. Бизнес, принадлежащий конкретному собственнику, способен реформироваться иным путем, чем реформируемое предприятие, принадлежащее тому же собственнику.
В силу различий между организацией как субъектом , и самой сферой бизнес-деятельности, происходит разделение процессов реформирования по 2-м разным типам.
Таблица 5.-Типология процессов изменений (по И. Ансоффу) [6, с.118].
Существующий тип реформирования |
Характеристика |
Примеры из практики |
Реформирование бизнеса |
Изменения охватывают все предприятия-участники определенных бизнес-отношений, они влияют на партнеров, поставщиков, потребителей, других различных стейкхолдеров. |
Появление новых видов строительного бизнеса, новых видов услуг связи, внедрение новых глобальных моделей сервиса и т.д. |
Реформирование предприятия |
Всегда реформируется внутренняя среда конкретной организации с четкими границами и определенным статусом по определенному плану, в интересах собственников, но с учетом позиций персонала и менеджмента. |
Управляемое (плановое) изменение базисных элементов в организации, таких как производство, управление, права собственности. |
Принципиальными признаками реформирования предприятия является его управляемый характер, плановость, системность и цикличность.
Таким образом, процесс преобразования предприятия можно рассматривать как системный, плановый и управляемый процесс изменений, происходящий в организации и охватывающий его базисные элементы.
1.2. Особенности управления изменениями.
По мнению ведущих представителей западной научной школы менеджмента (Д. Карнеги, Р. Оучи, И. Шумпетера, Т. Висса) в современной рыночной экономике сложились 3 базовых формы практической организации реформирования организации –экстенсивная, интенсивная, смешанная.
Таблица 6.-Формы реформирования организации (по Р. Оучи) [13, с.84].
Модель реформирования |
Характеристика |
Примеры из практики |
Экстенсивная |
Происходит широкое увеличение массы и объемов используемых ресурсов. |
Увеличение масштабов производства и сбыта традиционных продуктов. |
Интенсивная |
Улучшение менеджмента, широкое внедрение новых технологий и иных инноваций. |
Модернизация производства, автоматизация труда, широкая химизация производства. |
Смешанная |
Экстенсивные и интенсивные методы применяются одновременно и гармонично с высокой отдачей. |
Внедрение новых видов оборудования для производства старой продукции в больших масштабах. |
По мнению, И. Шумпетера, производной от смешанной модели реформирования бизнес-процессов является инновационная модель реформирования бизнес-процессов.
Инновационная модель имеет принципиальные отличия от экстенсивной и интенсивной моделей реформирования бизнес-процессов, так как в ее основе лежит идея внедрения принципиальных нововведений-собственно инноваций различного типа.
Таблица 7.-Инновации в системе бизнес-процессов (по Р. Оучи) [25,с.92].
Вид инновации |
Характеристика |
Примеры из практики |
Информационная |
В организации внедряются новые информационные ресурсы и новые технологии передачи информации. |
Увеличение объема носителей ценных информационных данных и сведений. |
Производственная |
Внедрение технических и технологических нововведений, которые оказывают большое влияние на состояние производства. |
Модернизация производства, автоматизация труда, внедрение новых видов сырья и материалов. |
Финансово-экономическая |
Первичное использование экономических, финансовых, маркетинговых технологий для улучшения бизнеса. |
Внедрение новых систем оплаты труда, методов денежного стимулирования. |
Управленческая |
Использование новых приемов и методов контроля и управления. |
Первичное использование матричных структур. |
Как показывают данные, инновационный подход основан на принципе первичного использования новых технологий и ресурсов, в не зависимости от их сущности и содержания. Таким образом, можно выделить следующие типы инновационного преобразования организации.
Таблица 8.-Типы инновационных преобразований организаций (по методологии Р. Оучи) [25,с.162].
Тип реформирования |
Характеристика |
Примеры из практики |
Экстенсивный |
Происходит первичное увеличение массы и объемов используемых ресурсов (в значительных масштабах). |
Первичное увеличение масштабов применения сырья и материалов для нужд производства. |
Интенсивный |
Постоянное улучшение качества менеджмента, регулярное внедрение новых технологий и инноваций. |
Систематическая модернизация производства, перманентная автоматизация производства. |
Смешанный |
Экстенсивные и интенсивные приемы применяются новаторски и принципиально новым путем (более прогрессивно и системно). |
Адекватное внедрение новых технологий в условиях сохранения традиционной культуры бизнеса. |