Файл: Понятие и виды трудового стажа (Трудовой стаж в социальном обеспечении).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и значение трудового стажа
1.1 Трудовой стаж в социальном обеспечении
1.2 Виды трудового стажа и их юридическое значение
2 Общая характеристика и значение видов стажа в социальном обеспечении
2.3 Специальный (профессиональный) стаж
2.4 Порядок исчисления трудового стажа
мужчинам и женщинам, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда поэтому не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж поэтому не менее 25 и 20 лет;
женщинам, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, остальных отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не наименее 20 лет;
женщинам, если они проработали не менее 20 лет в текстильной индустрии на работах с завышенной интенсивностью и тяжестью;
мужчинам, женщинам, если они проработали поэтому не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, конкретно исполняющих компанию перевозок и обеспечивающих сохранность движения на железнодорожном транспорте и в метрополитене, а также в качестве водителей грузовых каров конкретно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж поэтому не менее 25 и 20 лет;
мужчинам, женщинам, если они проработали поэтому не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах конкретно на полевых геологоразведочных, поисковых, топографогеодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж поэтому не менее 25 и 20 лет;
мужчинам, женщинам, если они проработали поэтому не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров конкретно на лесозаготовках и лесосплаве, подключая сервис устройств и оснащения, и имеют страховой стаж поэтому не менее 25 и 20 лет;
мужчинам, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали поэтому не менее 20 и 15 лет в качестве механизаторов комплексных бригад на погрузочно - разгрузочных работах в портах и имеют страховой стаж поэтому не менее 25 и 20 лет и т. д.
Своеобразным основанием, определяющим преимущество на преждевременную пенсию, является территория, на которой исполнялась трудовая активность. К таковым территориям относится районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, подвергшиеся радиоактивному загрязнению. Лицам, проработавшим 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или 20 лет в приравненных к ним местностях, трудовые пенсии по старости назначаются раньше заслуги обычного пенсионного возраста при наличии страхового стажа - 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин. На одинаковых основаниях с лицами, работавшими на работах по Списку № 1, преимущество на преждевременную пенсию имеют граждане, занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и на работах в зоне отчуждения. Досрочные пенсии назначаются гражданам, непрерывно живущим( работающим) на местности зоны проживания с правом на отселения и зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, а также гражданам, работающим в зоне отселения, но не живущим в данной зоне.
б) Особым видом специального профессионального стажа является выслуга лет, которая служит юридическим фактом, дающим право на пенсию
независимо от возраста либо по достижении установленного законом возраста. Выслуга лет - это суммарная продолжительность определенной трудовой деятельности (службы). Условия, при которых трудовая пенсия может быть оформлена досрочно, определены ст. 27 Закона о трудовых пенсиях. В частности досрочно (независимо от возраста) назначается пенсия лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей; лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках городского типа либо только в городах; лица, осуществляющие творческую работу на сцене театров и в других театрально-зрелищных организациях и коллективах.
Т. о., пенсия с учетом только вышеизложенного - это ежемесячная валютная выплата, предоставляемая нуждающемуся гражданину с целью его содержания по основаниям, на критериях, в размерах и порядке, предусмотренных законодательством.
Хорошо бы зафиксировать это целое мнение на законодательном уровне.
Классификация пенсий.
А) Основным аспектом классификации пенсий выступает основание пенсионного снабжения, т. е. юридический факт, лежащий в основе происхождения пенсионного дела:
1) пенсии по возрасту;
2) пенсии за выслугу лет;
3) пенсии по инвалидности;
4) пенсии по случаю утраты кормильца.
Это самый-самый крепкий аспект! Ни один иной классификационный аспект не обходится без подготовительного разделения пенсий по основанию предоставления.
Б) Факт и характер роли вероятного пенсионера в общественно полезной деятельности:
1) трудовые;
2) общественные.
Необходимо учесть условность таковой классификации. Многие общественные пенсии являются заработанными, а все трудовые являются пенсиями социальными.
Трудовые и общественные пенсии отличаются по последующим признакам:
по кругу получателей: субъектом права на трудовую пенсию может начинать любое лицо, которое в прошедшем занималось трудящийся, служебной и приравненной к ней деятельностью;
по комплекту частей, образующих состав механизма правового регулирования: для трудовых пенсий важен не лишь факт роли в трудящийся деятельности, но и ее длительность, а общественные пенсии инсталлируются самостоятельно от факта роли в труде, преимущество на них появляется лишь при наличии общественного риска - старости, инвалидности, утраты кормильца;
по методикам нормативно-правового закрепления размеров: габариты трудовых пенсий подлежат исчислению, габариты муниципальных пенсий инсталлируются.
Для исчисления размеров трудовых пенсий нужны формулы. Исчисление - многоуровневый, многоэлементный процесс.
Правоприменительная процедура при установлении размеров социальных пенсий объединяется лишь к установлению соответственных фактов - достижению пенсионного возраста инвалидности или потере кормильца. Размер социальных пенсий постоянно взыскательно фиксирован.
В связи с этим пенсионер, обращающийся за трудящийся пенсией никогда заблаговременно не знает ее величина.
В) Способ формирования источника средств на предоставление пенсий:
1) муниципальные( финансируемые за счет бюджетных средств);
2) страховые( финансируемые за счет ПФ).
При рассмотрении вопроса о классификации пенсий находится очень увлекательная изюминка подхода законодателя к его решению. В связи с тем, что пенсионное обеспечение непрерывно реформируется, проистекает типичное совмещение 1-го аспекта классификации на иной, их наложение. Существовавшее раньше базу разделения пенсии не будучи вполне упраздненным, продолжает делать функцию классификатора, и сразу законодатель предусматривает новое базу.
История знает и остальные классификационные аспекты пенсий.
По кружку субъектов-получателей( королевская Российская Федерация - сословный подъезд, русская Российская Федерация - классовый подъезд, инновационная Российская Федерация - образчик с пенсиями за выслугу лет);
По источнику правового регулирования( территориальный аспект, характер профессиональной деятельности).
Пенсионное преимущество в системе права общественного снабжения.
Существование пенсионного права - факт бесспорный, что обусловлено последующими причинами: специфичный субъект данных отношений - пенсионер, соответствующий статус, состоящий преимущественно из прав, минимизирующий численность обязанностей и фактически исключающий юридическую ответственность, типичная юридическая ассоциация пенсионера с органом, назначающим и исполняющим выплату пенсии и т. д.
Следует отметить, что еще в 1971 г. В. С. Андреев направил интерес на то, что нормы, закрепляющие пенсионные дела, " очень многочисленны и многообразны, в связи с чем они разделяются по всеобщим признакам на некоторое количество институтов ". Позднее он уточнил свою позицию и выложил очень плодотворную мысль о том, что пенсионное преимущество - это наиболее массивное, чем институт, структурное образование в праве общественного снабжения, позволяющее отнести его к категории такового вещества, как подотрасль.
Действительно, пенсионное преимущество может быть с совершенным базой отнесено к подотрасли права общественного снабжения не только по собственным большим( количественным) показателям, но и в силу высококачественной( содержательной) характеристики.
Помимо федеральных государственных служащих право на пенсию за выслугу лет в настоящее время имеют:
военнослужащие, лица, проходившие службу в органах внутренних дел, противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
прокуроры, следователи, научные и педагогические работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины;
сотрудники налоговой полиции;
сотрудники федеральной фельдьдъегерской связи;
профессиональные спасатели;
граждане из числа работников летно-испытательного состава.
граждане из числа космонавтов;
В стаж государственной службы для назначении пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются в порядке, установленном Правительством РФ, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом РФ.
Военнослужащим по договору пенсии за выслугу лет назначаются в согласовании с Законом РФ от 12. 02. 1993 г. " О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей ". Наиболее трудные вопросы при определении права на пенсию за выслугу лет соединены с исчислением выслуги лет. Помимо федеральных законов, они регламентируются многочисленными подзаконными актами, большая часть из которых принято Правительством РФ.
Как правило, пенсия за выслугу лет назначается лишь после прекращения профессиональной деятельности, в связи с которой она назначена. Для неких категорий работников изготовлено исключение - им предоставлено преимущество на приобретение пенсии за выслугу лет самостоятельно от оставления предоставленной работы. Это относится, в частности, к лицам, занятым педагогической деятельностью в школах и остальных учреждениях для детей, лечебной и другой работой по охране здоровья народонаселения в сельской местности и неким иным.
2.4 Порядок исчисления трудового стажа
Исчисление периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и (или) иной деятельности, а также иных периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.
В случае совпадения по времени периодов работы и (или) другой деятельности, включаемых в страховой трудовой стаж, и других периодов, засчитываемых в страховой трудовой стаж, учитывается один из таковых периодов по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии, указанный заявлением, в котором указывается избранный для подключения (зачета) в страховой трудовой стаж период.
При исчислении страхового стажа, требуемого для покупки права на страховую дробь трудящийся пенсии по старости гражданами из числа астронавтов, а в том же духе гражданами, получающими пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в согласовании с Законом РФ " О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей ", в страховой трудовой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, или периоды службы, работы и другой деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в согласовании с указанным Законом.
Применяются особые правила для исчисления выслуги лет военнослужащих и приравненным к ним лиц. Так, в выслугу лет на льготных условиях засчитывается:
А) один месяц службы за шесть месяцев - в постоянном составе штрафных частей действующей армии, в советских партизанских и соединениях в период Великой Отечественной войны;
Б) один месяц службы за три месяца:
в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, в советских партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий;
воинских частях, штабах и учреждениях, не входивших в состав действующей армии, в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, находившихся в период Великой Отечественной войны в городах-героях: Одессе- с 10 августа по 16 октября 1941г., Ленинграде - с 8 сентября 1941г. по 27 января 1944 г., Севастополе - с 5 ноября 1941 г. по 4 июля 1942 г. и Сталинграде - с 12 июля по 19 ноября 1942 г.; трудовой стаж страховой выслуга