Файл: Понятие и виды трудового стажа (Трудовой стаж в социальном обеспечении).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и значение трудового стажа
1.1 Трудовой стаж в социальном обеспечении
1.2 Виды трудового стажа и их юридическое значение
2 Общая характеристика и значение видов стажа в социальном обеспечении
2.3 Специальный (профессиональный) стаж
2.4 Порядок исчисления трудового стажа
Введение
Социально-экономические особенности современного периода в России не снимают с государства ответственности за социальное обеспечение определенной категории людей. Современное социальное право, в том числе преимущество общественного обеспечения, развивалось и совершенствовалось не только на базе раньше принятых законоположений, но и на базе новейшего правового поля с охватом новейших областей социальных отношений, какие до последнего времени находились за рамками правовой регламентации. Сказанное подтверждается тем, что право на тот или другой вид общественного обеспечения находится в определенной зависимости от трудового вклада гражданина или другой его общественно полезной деятельности. И пенсионное обеспечение, и выплата определенных видов пособий напрямую зависит от трудового стажа. Иными словами, трудовая активность той или другой категории людей описывает их социальное состояние в обществе и в период их трудовой деятельности, и, очевидно, тогда, когда они прекратили свою трудовую активность или по достижению определенного возраста, в связи с выслугой лет или по состоянию здоровья. Поэтому, одним из важных юридических фактов, с которым законодатель связывает происхождение большинства правоотношений в сфере общественного обеспечения, является трудовой стаж. Его присутствие значительно влияет на размер прав нетрудоспособных людей в сфере общественного обеспечения.
Объектом курсовой работы является изучение понятия и смысла трудового стажа в социальном обеспечение людей. Предметом изучения является устройство нормативно-правового регулирования отношений связанных с трудовым стажем и его ролью в праве общественного обеспечения.
Целью курсовой работы являются:
определение понятия трудового стажа;
определение роли и смысла трудового стажа в праве общественного обеспечения;
характеристика видов трудового стажа и порядка их начисления.
В соответствии с поставленными целями работы нужно воплотить следующие задачи:
проанализировать понятие и смысл трудового стажа в праве общественного обеспечения;
провести классификацию трудового стажа;
исследовать порядок исчисления трудового стажа в праве общественного обеспечения.
рассмотреть порядок подтверждения трудового стажа;
в заключение подвести итоги по проделанному исследованию.
При написании курсовой работы был применен и исследован широкий круг учебной литературы по праву общественного обеспечения и трудовому праву, а также законодательные и нормативные правовые акты.
Глава 1. Понятие и значение трудового стажа
В первой главе говориться о том, что трудовой стаж является одним из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения. Его присутствие значительно воздействует на размер прав нетрудоспособных людей в сфере социального снабжения.
Под трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности( работы, учебы) и иной общественно полезной деятельности, как оплачиваемой, так и не оплачиваемой, учитываемых при определении права людей на пенсионное обеспечение.
Однако в Федеральном законе " О муниципальном пенсионном обеспечении в РФ " дается уже не теоретическое, а легитимное определение трудового стажа. А непосредственно, трудовой стаж – это учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по городскому пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, какие засчитываются в страховой трудовой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законодательством " О трудовых пенсиях в РФ ".
Как последствие, трудовой стаж, как особая мера величины трудящийся деятельности, владеет и количественную, и доброкачественную свойства. Количественной чертой трудового стажа является его продолжительность, а качественная черта показывает характер и условия, в которых протекает трудовая энергичность( к примеру, вредность или опасность трудящийся деятельности).
1.1 Трудовой стаж в социальном обеспечении
В настоящее время трудовой стаж как институт общественного обеспечения регулируется целым комплексом нормативных актов, который можно представить в виде упорядоченной иерархии законодательных актов:
a. Международно-правовые акты. Так, если международным договором РФ поставлены другие критерии подсчета и доказательства, например, страхового стажа для установления трудовых пенсий, используются критерии международного договора РФ. Среди таковых международно-правовых актов можно, к примеру, отметить Соглашение о взаимном зачете в совместный трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах-участниках СНГ.
B. Законодательные акты, а конкретно:
Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ( дальше по тексту – ТК РФ). Однако в ТК РФ не урегулирован ни порядок исчисления трудового стажа, ни даже его определение. Одна из немногих статей ТК РФ, посвященных вопросу трудового стажа, укрепляет, что порядок установления и исчисления трудового стажа, нужного для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством РФ в согласовании с федеральным законодательством. Таким образом, ТК РФ посылает к иным нормативным актам, в частности Закону РФ " О муниципальных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и живущих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях " от 19 февраля 1993 года.
Федеральный закон " О трудовых пенсиях в РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ.
Федеральный закон " О муниципальном пенсионном обеспечении в РФ " от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ и остальные.
C. Подзаконные нормативные акты:
Постановление Правительства РФ " Об утверждении правил подсчета и доказательства страхового стажа для установления трудовых пенсий " от 24 июля 2002 года № 555;
Постановление Правительства РФ " Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей преимущество на преждевременное назначение трудовой пенсии по старости в согласовании со статьями 27 и 28 Федерального закона " О трудовых пенсиях в РФ " от 11 июля 2002 года № 516 и остальные.
D. Множество остальных актов министерств и ведомств.
На основании вышеизложенного можно прийти к последующему выводу: на правовое регулирование трудового стажа как института общественного обеспечения ориентирован целый комплекс разноуровневых нормативных актов. Однако это больше недочет, чем амбиция предоставленного института.
В первую очередь такой недочет проявляется в том, что чем больше актов – тем больше в них противоречий. Кроме того, по-прежнему продолжает делать целый ряд устаревших нормативных документов.
Во-вторых, огромное количество нормативных актов вызывает проблемы при использовании их на практике. Сказывается это не только на работе и деятельности судов, тружеников юстиции, но, до этого только, на гражданах.
Как показал общий опрос, до 90% опрошенных респондентов (рядовых людей) не знают о том, что понятие " страховой стаж " подменяется понятием " трудовой стаж " и не представляют порядок исчисления стажа. А так как это напрямую связно с их правами в социальном обеспечении.
Сложность, многообразие и противоречивость нормативных правовых актов, регулирующих трудовой стаж, затрудняет правоприменительную практику. В связи с этим Пленум Верховного суда РФ 20 декабря 2005 года принял Постановление " О неких вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии " № 25, где существенное место отведено вопросам исчисления и подтверждения стажа.
Трудовой стаж является важнейшим юридическим фактом для установления большинства отношений по социальному обеспечению.
Определяющими для вида, размера материального обеспечения являются вид стажа, его количество.
Трудовым стажем называется общая продолжительность любой общественно полезной деятельности, как оплачиваемой, так и неоплачиваемой.
В нормативных правовых актах встречаются следующие виды трудового стажа:
1) общий трудовой стаж;
2) страховой стаж:
-- общий (смешанный);
-- специальный;
3) специальный трудовой стаж;
4) непрерывный трудовой стаж.
Под всеобщим трудовым стажем понимается суммарная длительность трудовой и другой общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., учитываемая в календарном порядке, в которую включаются:
1) периоды работы в качестве рабочего, служащего( в том числе служба по найму за пределами местности Российской Федерации), члена колхоза или иной кооперативной организации; периоды другой работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы( службы) в военизированной охране, органах особой связи или в горно-спасательной части самостоятельно от ее нрава; периоды персональной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;
2) периоды творческой деятельности членов творческих союзов писателей, живописцев, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и живописцев, не являющихся членами соответственных творческих союзов;
3) работа в Вооруженных Силах Российской Федерации и остальных сделанных в согласовании с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах былого СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах наружной разведки, органах федеральной службы сохранности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена боевая работа, былых органах государственной сохранности Российской Федерации, а также в органах государственной сохранности и органах внутренних дел былого СССР( в том числе в периоды, когда эти органы назывались по другому), пребывание в партизанских отрядах в период Гражданской борьбы и Великой Отечественной борьбы;
4) периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, в период пребывания на инвалидности i и ii группы, полученной вследствие увечья, связанного с творением, или профессионального заболевания;
5) период присутствия в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
б) периоды получения пособия по безработице, роли в оплачиваемых публичных работах, переезда по течению службы занятости в иную местность и трудоустройства.
Юридическое смысл всеобщего трудового стажа в настоящее время незначительно. Оно содержится в том, что с учетом этого стажа делается конвертация( преображения) пенсионных прав людей.
Страховой стаж представляет собой учитываемую при определении права на трудовую пенсию суммарную продолжительность периодов работы и( или) иной деятельности, в перемещение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также остальных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В настоящее время основное значение при назначении пенсии, определении ее размера отводится непосредственно страховому стажу.
Так, в ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ " О трудовых пенсиях в Российской Федерации "( с сменами от 29 июня 2004 г) не считая возрастного аспекта для назначения трудящийся пенсии по старости понятно обязательное ограничение пребывание не наименее 5 лет страхового стажа.
Трудовые пенсии по инвалидности и по случаю утраты кормильца инсталлируются без поддержке остальных от длительности страхового стажа застрахованного лица. Однако при полном отсутствии страхового стажа инсталлируются надлежащие наименьшие по размеру общественные пенсии по Федеральному закону (" О городском пенсионном обеспечении в Российской Федерацию ").
В страховой трудовой стаж включаются периоды работы и( или) другой деятельности, какие выполнялись на местности Российской Федерации при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Наравне с временами работы в страховой стаж также засчитываются:
1) период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации " О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей ";
2) период получения пособия по городскому социальному страхованию в период временной нетрудоспособности
З) период ухода 1-го из родителей за каждым ребенком до заслуги им возраста 1, 5 лет, но не наиболее 3-х лет в общей трудности;
4) период получения пособия по безработице, период роли в оплачиваемых публичных работах и период переезда по течению гос службы занятости в иную местность для трудоустройства;