Файл: Особенности государственного управления регионом в современных условиях.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Государственное управление регионом в современных условиях
1.1 Понятие и механизм управления региональным развитием
1.2 Стратегическое управление развитием региона
Глава 2. Анализ современного состояния Челябинской области
2.1 Анализ экономического состояния Челябинской области
2.2 Развитие социальной сферы Челябинской области
2.3 Совершенствование управления субъектами Российской Федерации
2.3 Совершенствование управления субъектами Российской Федерации
В условиях федеративного государства, а также с учетом масштабов территории страны для решения задачи сокращения различий в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований приоритетным направлением региональной политики должны стать разработка и практическое внедрение комплекса инструментов, обеспечивающих жесткую мотивацию органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления к наращиванию собственного экономического потенциала соответствующих территорий.
Предоставляемая за счет вышестоящих бюджетов финансовая и иная поддержка регионам и муниципальным образованиям должна рассматриваться как вспомогательный механизм региональной политики и сопровождаться условиями, стимулирующими опережающее экономическое развитие отстающих субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. Одновременно важной задачей является сохранение условий для динамичного развития лидирующих, с точки зрения экономического развития, территорий.
Следует отметить, что применение на федеральном уровне разнообразных инструментов влияния на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, включая федеральные целевые программы, Инвестиционный фонд, особые экономические зоны, венчурное финансирование, осуществляется без должной координации, в отсутствие четких приоритетов региональной экономики, на поддержку развития которых необходимо направить действие указанных инструментов. Это существенно препятствует проведению эффективной региональной политики, дестимулирует органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления к наращиванию собственных доходов и развитию территорий, не позволяет решить задачи сокращения межрегиональных различий в уровне обеспеченности граждан бюджетными услугами и поступательного социально-экономического развития регионов.
Как следствие, нарастает дисбаланс в социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации, который в рамках действующей парадигмы управления региональным развитием компенсируется наращиванием объема межбюджетных трансфертов. Однако в условиях отсутствия единой общефедеральной системы целей развития государства и стимулирования реализации экономического потенциала субъектов Российской Федерации такие меры лишь усугубляют остроту проблемы. В связи с этим многие аспекты управления социально-экономическим развитием регионов РФ в условиях кризиса требуют корректировки. Кроме того, возникает необходимость в новом подходе к управлению на региональном уровне, разработке методов регулирования процессов социально-экономического развития регионов.[27]
Многочисленные исследования процессов регионального управления в субъектах Российской Федерации показали, что принципиально важным при распределении полномочий управления между территориями различных рангов (республика, область, город, район) является положение о том, что совокупность региональных воспроизводственных циклов, пространственно локализованных на территории конкретного ранга, должна определять круг функций и полномочий того или иного уровня власти. Критерий распределения социально-экономических функций управления между различными уровнями территориальной системы - степень локализации использования результатов выполняемых функций. Не масштабы и количественные параметры социально-экономического развития, а совокупность осуществляемых функций должна стать отличительной особенностью административно-территориальных образований различных рангов. Такой подход к решению данной проблемы позволяет конкретизировать ответственность за решение социально-экономических задач на каждом уровне регионального управления.
Главной стратегической целью развития Челябинской области является рост численности, благосостояния, продолжительности и качества жизни населения Челябинской области.
Одной из проблем управления на региональном уровне является отсутствие четкой системы управления региональным воспроизводственным процессом, особенно в фазах распределения и обмена. Поэтому главной задачей в сфере управления экономикой региона на современном этапе развития становится объединение имеющихся отдельных элементов управления в целостную систему.
Формирование новой системы управления региональной экономикой должно опираться на понимание того, что, во-первых, региональная экономическая система имеет сложную структуру (отраслевую, корпоративную, кластерную), во-вторых, для управления составными элементами данной системы требуется разработка специфических механизмов управления, в-третьих, эти механизмы должны быть взаимно непротиворечивы.
В набор методов государственного управления социально-экономическими процессами региона должны входить: стимулирование хозяйственной деятельности, поддержание необходимых финансово-экономических пропорций, проведение финансово-кредитных мероприятий, распределение социальных расходов. Объектом государственного регулирования также является активизация побудительных мотивов и стимулов предпринимательской деятельности.
Все сказанное требует сбалансированного решения вопросов, связанных, с одной стороны, с сохранением и развитием имеющегося потенциала и, с другой стороны, с выбором и поддержкой приоритетных направлений, обеспечивающих прорыв в экономическом развитии региона.
Для достижения поставленной цели, по нашему мнению, необходимо обеспечить решение следующих основных задач:
- выявление системных проблем и разработка направлений инновационного развития региональной экономики;
- обеспечение институциональной поддержки развитию инновационной деятельности в регионе;
- обеспечение скоординированности научно-технической, инновационной и промышленной политики региона;
- создание благоприятной инновационной среды для формирования творческой личности и роста интеллектуального капитала предприятий и организаций региона;
- разработка прогноза научно-технического развития основных отраслей региональной экономики;
- интеграция существующих элементов инновационной инфраструктуры в комплексную инновационную систему региона и совершенствование механизмов государственной поддержки ее развития;
- совершенствование нормативного, организационного, статистического и информационного обеспечения;
- интеграция существующих элементов инновационной инфраструктуры в комплексную инновационную систему региона и совершенствование механизмов государственной поддержки ее развития;
- совершенствование системы мониторинга инновационного потенциала региона;
- развитие механизмов частно-государственного партнерства в процессах коммерциализации результатов научно-технической деятельности и масштабной технологической модернизации производства;
- развитие механизмов интеграции региональной экономики в глобальное научно-техническое пространство и выхода на мировые рынки наукоемкой и высокотехнологичной продукции;
- стимулирование мультипликативных эффектов реализации приоритетных инновационных проектов на территории региона;
- формирование в общественном сознании позитивного имиджа научной и инновационной деятельности.[27]
Таким образом, инструменты реализации экономического механизма управления, применяемые в регионе, не должны ограничивать экономическую и правовую самостоятельность предприятий и организаций, создавая благоприятные условия и стимулы для их участия в решении общерегиональных проблем, связанных с повышением уровня жизни населения, развитием сферы услуг и инфраструктурных отраслей, формированием конкурентной среды, осуществлением эффективной структурной и инновационной политики, территориальной организацией производства.
Заключение
Управление региональной экономикой представляет собой целенаправленное координирующее воздействие органов государственной власти и управления на ход социально-экономических процессов, в интересах достижения устойчивости, самодостаточности региона, обеспечения нормальных условий жизнедеятельности населения региона. Управление функционированием и развитием региона предполагает скоординированное воздействие, реализацию комплекса управляющих воздействий со всех трех уровней управления – федерального, регионального и муниципального.
Положительные тенденции социально-экономического развития Челябинской области в 2018 году (в % к 2017 году):
- индекс промышленного производства увеличился на 0,1%, в т.ч. добыча полезных ископаемых - на 6,1%, обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха - на 5,2%, водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов - на 3,3%,
- объем работ в строительстве - на 12,2%;
- грузооборот автомобильного транспорта - на 17,4%;
- ввод жилых домов - на 6,9%;
- налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета -на 17,2%;
- численность безработных на 01.01.2019 г. снизилась на 19,5% по сравнению с уровнем на 01.01.2018 г.;
- оборот розничной торговли - на 3,7%;
- объем платных услуг населению - на 3,6%;
- реальная заработная плата - на 5,8% (за январь-ноябрь 2018 года);
- экспорт - на 8,4%, импорт - на 3,9%.
Отрицательные тенденции в 2018 году (в % к 2017 году):
- объем продукции сельского хозяйства снизился на 3,2%;
- производство труб стальных - на 21,5%;
- реальные располагаемые денежные доходы населения - на 3,6% (за январь-ноябрь 2018 года);
- прибыль прибыльных организаций по крупным и средним предприятиям - на 26,7% (за январь-ноябрь 2018 года).
Стратегическая цель развития Челябинской области рост численности, благосостояния, продолжительности и качества жизни населения Челябинской области за счет обеспечения условий для поддержания здоровья граждан, получения ими конкурентоспособного образования и профессиональной подготовки в течение всей жизни, обеспечения их безопасности, создания культурной среды, стимулирующей развитие творческих способностей и формирующей эстетические потребности граждан. Именно данная часть общей стратегии содействия сокращению бедности будет напрямую работать на реализацию целей развития тысячелетия — снижение глубины общей бедности и ликвидацию крайней бедности.
Задачи стратегии:
1) консолидация усилий и ресурсов предпринимательства, науки, образовательных организаций для реализации программы подготовки кадров мирового уровня;
2) модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
Основные инструменты достижения цели следующие:
- социальные льготы и выплаты:
- поддержка института семьи, предупреждение и профилактика социального сиротства, сокращение числа детей, находящихся в интернатных учреждениях, материальное стимулирование всех форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- упорядочение системы действующих социальных льгот и выплат: усиление адресности и сокращение их числа при одновременном росте значимости каждого вида помощи для бюджета семьи;
- развитие контрактной системы, предусматривающей встречные обязательства гражданина при получении помощи (трудоустройство, участие в общественных работах, программах социально-психологической реабилитации и др.);
- внедрение общих требований к деятельности государственных, муниципальных, частных, общественных учреждений, предоставляющих различные виды социальных услуг, на основе региональных стандартов социального обслуживания;
- повышение эффективности социального обслуживания путем внедрения новых социальных технологий, инновационных форм социального обслуживания.
Список использованных источников
- Федеральный Закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 № 172-ФЗ
- Закон Челябинской области «О стратегическом планировании в Челябинской области» от 27 ноября 2014 года № 63-ЗО.
- Распоряжение Правительства Челябинской области «О разработке стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года» от 6 марта 2017 года № 89-рп.
- Стратегия социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года. От 31.01.2019 №1748
- Аакер Д. Стратегическое рыночное управление: пер. с англ. СПб.: Питер, 2017. 544 с.
- Буреш О.В., Прядкина Н.Н., Исхакова А.Ф. Управление региональным развитием. Вестник ОГУ №13 (149)/декабрь`2012
- Бухвальд .М., Павлов И.Т. Инвестиционная политика в регионе. М.: Наука, 2017. – 141 с.
- Вечкаков Г. Планирование как система и метод управления // Экономист. 2012. №12. С. 3-15.
- Гапоненко А.Л., Полянский В.Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. М.: РАГС, 2017.
- Голощапов Р.В., Пятков А.Г. Государственное управление: учеб. пособие. Хабаровск: ДВАГС, 2016. 183 с.
- Государственное регулирование экономики регионов. Учеб. пособие / Сост. А.Г. Мокроносов, И.В. Разорвин, В.И. Салчинский, Ф.Ю. Дудкин и др. Екатеринбург: УрАГС, 2017. – 432 с.
- Гранберг А.Г. Основы региональной экономики М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2016. 495 с.
- Дорогов Н.И. Совершенствование государственного управления хозяйством региона в условиях многообразия форм собственности. – Иваново: ИвГУ, 2018.-234с.
- Исаев А.Б., Кадышев Е.Н, Дельман О.А. Формирование системы государственного управления региональной экономикой // Вестник Чувашского университета. 2012. №1. С. 381-384.
- Итоги социально-экономического развития Челябинской области за за 2018 год.
- Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России. М.: Финансы и Статистика, 2017. 584 с.
- Киянова Л.Д.,Литвинова Т.И. Сущность программно-целевого метода как инструмента управления социально-экономическим развитием территорий. Новые технологии. №2/2014
- Копытова О.Н. Стратегическое планирование как ключевая функция управления региональной экономикой // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. №7. С. 26-33.
- Кохужева С.Н. Программно-целевой метод как инструмент государственного управления социально-экономическим развитием региона. Новые технологии. №4, 2016
- Кучуков Р.А. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов: учеб. пособие. М.: Экономика, 2016. 503 с.
- Меньщикова В.И. Управление социально-экономическим развитием региона: стратегический вектор. Вестник ТГУ, выпуск 12 (92), 2010
- Пивень И.Г., Мартынова Т.А. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона. Новые технологии. №2/2011
- Попов Р.А. Системология регионального хозяйства. М.: Высш. Шк., 2017. 223 с.
- Попова Е.А. Особенности разработки стратегий долгосрочного развития регионов в условиях модернизации экономики. Ростов н/Д. 2017.
- Региональная экономика. Учебник для студ. вузов, обуч. По эконом. Спец. / Под ред. Т.Г. Морозовой. – 5-е изд. перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2016.- 472 с.
- Сокол-Номоконов В.Э. О проблеме комплексности государственного управления развитием регионов России. Вестник ЧитГУ № 8 (87) 2012
- Уварова Г.Г. Управление экономическим развитием региона: переход от посткризисного к инновационному этапу. Экономические науки. №10, 2017.
- Харченко Е.В., Вертакова Ю.В. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2018. 328 с.
- Шапкин И.Н. Управление региональным хозяйством: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2017. 400 с.