Файл: Особенности государственного управления регионом в современных условиях.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Государственное управление регионом в современных условиях
1.1 Понятие и механизм управления региональным развитием
1.2 Стратегическое управление развитием региона
Глава 2. Анализ современного состояния Челябинской области
2.1 Анализ экономического состояния Челябинской области
2.2 Развитие социальной сферы Челябинской области
2.3 Совершенствование управления субъектами Российской Федерации
Рисунок 1 - Основные этапы стратегического управления социально-экономическим развитием региона
Фактическое применение в практике современного стратегического управления регионом системного подхода реализуется в следующих его модификациях: системно-комплексный подход, системно-программный подход, системно-мультипликационный подход, системно-нормативный подход, системно-динамический подход..
Формирование системы стратегического управления регионом - сложный процесс, осуществление которого требует реализации определенных принципов, главными из которых предлагаем считать принципы целенаправленности, социальности, комплексности, системности, адаптивности, эффективности, профессионализма. В целом принципы представлены в табл. 1.
Принцип целенаправленности предполагает обоснование в стратегии стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития региона. Этот принцип реализуется уже самой разработкой концепции, ядро которой составляют, во-первых, комплекс стратегических целей социально-экономического развития региона, во-вторых, стратегический выбор региона, включающий перечень приоритетных функций (отраслей и видов деятельности), намечаемых к реализации в стратегической перспективе.[21]
Таблица 1
Принципы формирования системы стратегического управления регионом
Принцип |
Сущность принципа |
1. Целенаправленности |
Обоснование стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития |
2. Социальности |
Учет интересов населения, приоритетное решение проблем повышения качества жизни |
3. Комплексности |
Рассмотрение приоритетных функций региона в контексте совокупности прогнозных характеристик и факторов развития |
4. Системности |
Определение стратегических целей развития региона и механизмов их реализации с учетом взаимосвязей, характеризующих взаимозависимость его развития с другими регионами и страной |
5. Адаптивности |
Формирование стратегии регионального развития с учетом изменений внешней среды, которые могут обусловить корректировку целей, приоритетов и механизмов их реализации |
6. Эффективности |
Доказательство оптимальности предлагаемого набора целей экономического развития, функций, определенных в качестве приоритетных |
7. Профессионализма |
Методическая и информационная база, подготовка специалистов |
Следование принципу социальности означает, что при формировании стратегических целей социально-экономического развития региона, механизмов их реализации во главу угла должны быть положены интересы населения, приоритетное решение проблем повышения качества жизни.
Соблюдение требований принципа комплексности означает рассмотрение приоритетных функций, реализуемых управлением данного региона, в контексте всей совокупности прогнозных социально-экономических характеристик и факторов развития территориального образования.
Принцип системности тесно связан с принципом комплексности; определение стратегических целей социально-экономического развития региона и механизмов их реализации должно осуществляться с учетом взаимосвязей, характеризующих взаимозависимость его развития с другими регионами и муниципальными образованиями, страной в целом.
Следование требованиям принципа адаптивности означает, что формирование стратегии социально-экономического развития региона необходимо осуществлять с учетом возможных изменений внешней среды, которые могут обусловить корректировку целей, приоритетов и механизмов их реализации. Такая корректировка должна проводиться с минимальными политическими, социальными и экономическими издержками.
Соблюдение принципа эффективности при формировании стратегической концепции социально-экономического развития региона означает необходимость доказательства, что именно предлагаемый набор целей социально-экономического развития, функций, определенных в качестве приоритетных, намеченные пути их реализации обеспечат достижение требуемого качества жизни населения с наименьшими финансовыми затратами и социальными издержками.
Реализация принципа профессионализма при формировании стратегии обеспечивается специальной подготовкой участников работ, созданием необходимой методической и информационной базы, привлечением к разработке специалистов из системы управления региона.
Глава 2. Анализ современного состояния Челябинской области
2.1 Анализ экономического состояния Челябинской области
Челябинская область – один из основных индустриальных, динамично развивающихся регионов Российской Федерации, который входит в состав Уральского федерального округа. Челябинская область представляет собой индустриально-аграрный развитый регион Российской Федерации.
Она расположена на границе Европы и Азии в южной части Уральских гор и прилегает к Западно-Сибирской равнине. На севере регион граничит со Свердловской областью, на востоке – с Курганской областью, на юге – с Оренбургской областью, на западе – с Республикой Башкортостан, на юго-востоке – с Республикой Казахстан. Площадь Челябинской области составляет 88,5 тыс. квадратных километров. Протяженность Челябинской области с севера на юг – 490 километров, с запада на восток – 400 километров. По площади Челябинская область находится на 36-м месте среди субъектов Российской Федерации
Рисунок 2 – Индекс промышленного производства Челябинской области в 2018 году
За 2018 год индекс производства по основным видам деятельности по полному кругу организаций-производителей составил 100,1% к уровню 2017 года.
В структуре промышленного производства Челябинской области наибольший удельный вес имеют обрабатывающие производства, индекс производства в которых составил 99,2%. Индекс производства в добыче полезных ископаемых составил 106,1%, в обеспечении электрической энергией, газом и паром, кондиционировании воздуха - 105,2%, в водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений - 103,3%.
Индекс производства за 2018 год по сравнению с уровнем 2017 года составил 106,1%. Добыча металлических руд - 108,8%, в том числе добыча и обогащение железных руд - 96,4%, добыча руд цветных металлов - 109,5%. Добыча прочих полезных ископаемых - 104,6%, в том числе добыча камня, песка и глины - 101,5%.
Выпуск продукции по обрабатывающим производствам составил 99,2% к уровню 2017 года. Максимальная доля в структуре отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами обрабатывающих производств приходится на вид деятельности «Производство металлургическое» (55,7%).
Рисунок 3 – Индекс производства по виду деятельности «Добыча полезных ископаемых» в Челябинской области в 2018 году
По видам экономической деятельности индекс производства составил:
- в производстве компьютеров, электронных и оптических изделий в 123,7%;
- в производстве бумаги и бумажных изделий - 115,1%;
- в производстве электрического оборудования - 113,6%;
- в производстве текстильных изделий - 108,5%:
- в полиграфической деятельности и копировании носителей информации - 106,6%;
- в производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов -102,1%, при этом снижено производство автомобилей грузовых с дизельным двигателем (99,2%) и производство прицепов и полуприцепов (73,7%).
- в производстве кожи, изделий из кожи - 100,3%, в том числе производство обуви - 102,2%.
- в производстве прочей неметаллической минеральной продукции - 99,9%;
- в обработке древесины и производстве изделий из дерева и пробки, кроме мебели - 98,9%;
- в производстве напитков - 96,7%;
- в производстве резиновых и пластмассовых изделий - 95,9%, в том числе в производстве изделий из пластмасс - 99,8%, в производстве резиновых изделий - 80,8%;
- в металлургическом производстве - 95,6%:
- в производстве основных драгоценных металлов и прочих цветных металлов отмечен рост (105,2%), за счет увеличения производства цинка (103,9%), меди рафинированной (108,4%).
- в производстве готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования - 95,5%.
- в производстве кокса, нефтепродуктов - 94,1%;
- в производстве машин и оборудования, не включенных в другие группировки, - 91,8%: увеличено производство кранов башенных (160,5%), кранов мостовых электрических (113,2%).
- в производстве химических веществ и химических продуктов - 89,9%;
- в производстве прочих транспортных средств и оборудования - 89,4%, при этом увеличено производство вагонов трамвайных (140%).
- в производстве мебели - 88,2%;
- в производстве одежды - 87%:
- в производстве лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях - 66,6%;
- в производстве прочих готовых изделий - 87,5%.
Рисунок 4 – Индекс производства по виду деятельности «Обрабатывающие производства» в Челябинской области в 2018 году
В области произведено 30170,9 млн. КВт-ч электроэнергии (105,5% к уровню прошлого года). Тепловой энергии выработано 45785,6 тыс. Гкал (103,9%).
В структуре выпускаемой тепловой энергии 54,6% приходится на тепловые электростанции, 39,8% приходится на котельные, 5,6% производится теплоутилизационными установками.
В Челябинской области действуют 7 электростанций, входящих в крупнейшие генерирующие компании (филиал ПАО «ОГК-2» - Троицкая ГРЭС, филиал «Южноуральская ГРЭС» АО «ИНТЕР РАО-Электрогенерация», ОАО «Фортум» -Аргаяшская ТЭЦ, Челябинская ГРЭС, Челябинская ТЭЦ-1, Челябинская ТЭЦ-2, Челябинская ТЭЦ-3).
В числе тепловых электростанций Челябинской области находятся станции промышленных предприятий (ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ПАО «Челябинский металлургический комбинат», АО «Комбинат «Магнезит» и другие).
В 2018 году грузооборот автомобильного транспорта составил 3116 млн. т-км (117,4% к уровню 2017 года), перевозки грузов автомобильным транспортом -31,8 млн. тонн (108,6%).
Объем продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей в 2018 году составил 120,9 млрд. рублей (96,8% к уровню 2017 года). Растениеводство.
Посевная площадь выросла по сравнению с 2017 годом на 11,3 тыс. га до 1,9 млн. га. Валовой сбор зерновых культур составил 1850,3 тыс. тонн в весе после доработки. Производство картофеля составило 582,0 тыс. тонн (105,2% к 2017 году), овощей - 150,9 тыс. тонн (93,6%).
В 2018 году урожайность зерновых культур снизилась на 20,2% по сравнению с 2017 годом, овощей - на 1,7%, картофеля - увеличилась на 5,2%.
Рисунок 5 – Индекс производства сельскохозяйственной продукции в Челябинской области в 2018 году
Основная доля зерна выращена в крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, (49,5% от общего производства зерна) и сельскохозяйственных организациях (45,0%). Основными производителями картофеля и овощей являются хозяйства населения соответственно 74,6% и 58,9%.
На конец декабря 2018 года поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех сельхозпроизводителей составило 240,4 тыс. голов (на 0,8% меньше по сравнению с аналогичной датой предыдущего года), из него коров - 118,3 тыс. голов (на 0,8% больше), свиней - 854,8 тыс. голов (на 8,2% больше), овец и коз - 150,6 тыс. голов (на 0,9% меньше), птицы - 24757,7 тыс. голов (на 0,3% больше).
В структуре поголовья скота на хозяйства населения приходилось 44,8% поголовья крупного рогатого скота, 51,4% коров, 5,8% свиней, 86,3% овец и коз. Хозяйствами всех категорий произведено мяса скота и птицы на убой (в живом весе) - 540,1 тыс. тонн (101% к 2017 году), молока - 429,7 тыс. тонн (99,2%), яиц -1623,6 млн. штук яиц (96,7%).
Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу хозяйствующих субъектов за январь-сентябрь 2018 года составил 167,2 млрд. рублей (в сопоставимых ценах к январю-сентябрю 2017 года - 135,9%).
Источниками финансирования инвестиций являлись:
- собственные средства (60,2% к общему итогу);
- привлечённые средства (39,8%), в том числе кредиты банков (11,2%), заемные средства других организаций (11,1%), бюджетные средства (7,5%).
Основные объекты вложения инвестиций: здания (кроме жилых) и сооружения, расходы на улучшение земель (38,8%), машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь и другие объекты (49,7%).