Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
1.1 Исследование проблемы межнационального общения
1.2 Уровни сформированности культуры межнационального общения у младших школьников
1.3 Средства воспитания культуры межнационального общения у младших школьников
2.1 Изучение уровня развития культуры межнационального общения
2.3 Контрольная диагностика уровня развития культуры межнационального общения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Формирование культуры межнациональных отношений в настоящее время является одной из важнейших проблем, которая определяет как современное состояние, так и будущее любого государства.
Школа - это учреждение, через которое дети всех культур получают в наследство духовные ценности, как своего рода, так и рядом живущих народов. Учитель должен быть подготовлен к тому, чтобы создавать возможности для индивидуального развития представителям различных культур. Им необходим опыт общения на основе общечеловеческих ценностей, содержащихся в культурах всех народов.
Проблема формирования культуры межнационального общения нашла свое отражение в трудах многих представителей отечественной и зарубежной науки и просвещения Белинский В.Г., Герцен А.И., Коменский Я.А., Песталоцци И.Г., Ж.-Ж.-Руссо, Чернышевский Н.Г. и др.
Объект исследования - культура межнационального общения.
Предмет исследования - процесс воспитания культуры межнационального общения у младших школьников.
Цель исследования: теоретически и практически обосновать пути формирования культуры межнационального общения у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблемы межнационального общения.
2. Определить уровни сформированности культуры межнационального общения у младших школьников.
3. Определить средства воспитания культуры межнационального общения у младших школьников.
4. Изучить уровень развития культуры межнационального общения.
5. Разработать и внедрить программу по воспитанию культуры межнационального общения у младших школьников.
6. Определить степень эффективности разработанной и реализованной программы.
Методы исследования:
1.Теоретические: сравнительный анализ психолого-педагогической литературы; классификация, систематизация научного материала по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы исследования (беседа).
3. Количественные и качественные методы обработки результатов исследования.
Исследования проводились на базе МБОУ «Скалистовская СОШ», Бахчисарайского района, Республики Крым.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
1.1 Исследование проблемы межнационального общения
В рамках развития современной России актуальное значение имеет формирование основ полиэтнического взаимодействия населения, поскольку Россия является многонациональным государством, в котором интегрируют не только народы, но и их традиции, обычаи, языки и т.д.
Именно с этой позиции важно выделять особенности культуры межнационального общения, что детерминировано потребностями современного общества.
Как отмечает О.П. Денисова, плодотворное межнациональное общение возможно при условии свободного и положительного отношения народов друг к другу с сохранением самобытности, быта, нравов, религиозности и т.д[1].
С позиции С.А. Козловой общение народов возможно при условии взаимоуважения к истории каждого народа[2].
При этом Н.К. Крупская акцентирует внимание на том, что важно воспитывать культуру межнационального общения с ранних лет, тем самым формирую уважительное и толерантное отношение к различным народам и нациям[3].
В общем смысле под культурой межнационального общения понимается совокупность мировоззренческих, идейно-политических, нравственных, эстетических ценностей социализма, функционирующих, взаимообогащающихся и творчески развивающихся в процессе непосредственного и косвенного (опосредованного) общения.
В своих работах А.Н. Некрасов указывает на то, что представленный феномен определяется как взаимодействие национальных культур, которые проявляются в национальном сознании.
А.Г. Асмолов утверждает, что культура межнационального общения по природе своей есть феномен духовной жизни общества, в специфической форме отражающий морально-политическое, нравственное существо национальных отношений[4].
А.А. Деркач трактует культуру межнационального общения как межэтническое взаимодействие во всех значимых сферах общественной жизнедеятельности[5].
С позиции В.И. Буренкова, Н.Е. Иванюшкина важно выделить следующие функции межнационального общения[6]:
- регулятивная функция – позволяет личности самостоятельно формировать и реализовывать процесс межнационального общения;
- функция показателя состояния интернационально-патриотической работы в коллективе – определяет толерантное отношение личности к представителям других наций и народов;
- функция определения развития личности в контексте социального взвимодействия.
Культура межнационального общения имеет сложную и многогранную структуру, именно поэтому акцентируем внимание на компонентах межнационального общения, выделенных ученым – В.И. Матис[7]:
- знание истории культуры своего этноса, ее традиций;
- знания национальной культуры этноса, с которым осуществляется процесс общения;
- знания роли своей национальной культуры и роли культуры этноса;
-знания особенностей национальной культуры как выражения национальной психологии.
Также стоит выделить критерии межнационального общения, предложенные К.И. Султанбаевой, а именно:
- отношение к представителям иного этноса;
- отношение к иному языку, к инонациональной культуре;
- отношение к себе, к родному языку, к своему народу;
- отношение к культуре своего народа, его истории.
Итак, культура межнационального общения имеет сложную и специфическую культуру, при этом определяется особенности толерантного отношения своего народа к иному народу, с которым происходит реализация взаимодействия.
1.2 Уровни сформированности культуры межнационального общения у младших школьников
Процесс формирования культуры межнационального общения у младших школьников определяется с позиции качественных и количественных характеристик, определяющих специфику взаимодействия одного этноса с другим.
Как отмечает И.А. Новикова, процесс воспитания культуры межнационального общения характеризуется длительностью и непрерывностью, при этом в рамках реализации данного процесса у детей младшего школьного возраста происходит формирование и дальнейшее развитие следующих особенностей личностного развития[8]:
- толерантность;
- понимание и принятие другой культуры;
- уважение другой культуры;
- утверждение культурных различий.
В национальном самосознании в качестве основных индикаторов целесообразно принять следующее[9]:
1) этническую самоидентификацию, включающую представления об этноконсолидирующих и этнодифференцирующих признаках;
2) национальный характер на уровне системы модальных автостереотипов;
3) установки, выявляющие направленность этнических отношений на уровне системы модальных гетеростереотипов;
4) социокультурные установки и оценки, выявляющие отношение к национальной истории и к языку, традициям, ритуалам;
5) этнически обусловленные модальные ценности на уровне системы предпочтений, обуславливающих социальное поведение.
Были определены системы ценностей личности, её отношение к представителям иного народа и его культуре. Также необходимо было выявить степень заинтересованности историей, литературой, наукой, культурой других народов. Для этого были проведены письменный и устный опросы.
Основными показателями культуры межнационального общения являются[10]:
- Национальное самосознание.
2) Ориентация на общечеловеческие ценности.
3) Интерес к истории, литературе, культуре, науке других народов.
4) Отношение к представителям других национальностей.
5) Практические поступки.
В рамках каждого уровня воспитания культуры межнационального общения (низкий, средний, высокий) представленные характеристики имеют свои специфические особенности. Рассмотрим их.
Для низкого уровня характерны следующие показатели:
- Национальное самосознание – дети имеют недостаточный уровень знаний о собственной национальной культуре, при этом также дети не знают культуру своего народа, традиции, обычаи.
- Ориентация на общечеловеческие ценности – в данном аспекте младшие школьники избирательны и не следуют всем необходимым социокультурным и эстетическим нормам.
3) Интерес к истории, литературе, культуре, науке других народов -отсутствие интереса.
4) Отношение к представителям других национальностей – неуважительное отношение, характеризующееся безразличием и настороженностью.
5) Практические поступки – разделение народов по принципу «нравится – не нравится».
Дети, имеющие средний уровень культуры межнационального общения, в рамках основных признаков имеют следующие особенности[11]:
1) Национальное самосознание - положительное отношение к национальной истории и культуре.
2) Ориентация на общечеловеческие ценности - знание общечеловеческих ценностей, стремление действовать в соответствии с ними.
3) Интерес к истории, литературе, культуре, науке других народов -избирательный интерес.
4) Отношение к представителям других национальностей - понимание и принятие другой культуры, но выделяется присутствие нежелания вступать в контакт с какими-либо народами.
5) Практические поступки - индифферентное поведение и интегрирование культурных традиций при общении с людьми других национальностей.
Для высокого уровня сформированности культуры межнационального общения характерно следующее:
- Национальное самосознание – дети ориентированы на осознание своей национальной идентичности с позиции устойчивости собственных взглядов, убеждений, ценностей и традиций.
2) Ориентация на общечеловеческие ценности - усвоение и следование ценностям, принятым в мировом обществе.
3) Интерес к истории, литературе, культуре, науке других народов -устойчивый, то есть выделяется постоянный интерес к познанию иных народов и их самобытности.
4) Отношение к представителям иного народа и его культуре - понимание и принятие другой культуры.
8) Практические поступки - развитие отношений с людьми других национальностей.
Итак, уровни развития культуры межнационального общения имеют определенные характеристики, где каждая характеристика определяется содержательным аспектом.
1.3 Средства воспитания культуры межнационального общения у младших школьников
В процессе воспитания культуры межнационального общения у младших школьников важно учитывать тот момент, что данный процесс является непрерывным и устойчивым, поэтому происходит не только в контексте учебно-воспитательной деятельности, но и в рамках семейного воспитания.
В представленном процессе участвуют как отдельные личности (дети, их родители и педагоги), так и различные общности (этнические группы, группы друзей и знакомых, семейные коллективы и т.п.); как формальные объединения - класс, так и неформальные (разновозрастные группы детей по месту жительства); как привычные педагогам элементы (образовательная и воспитательная системы).
Формирование культуры межнационального общения является основой для дальнейшей социализации детей в межэтническом пространстве[12].
С целью гармонизации межэтнических отношений, создания нормальной социально-этнической и психологической атмосферы в учебно-воспитательных учреждениях, а также формирования гуманистических этнокультурных связей целесообразно вовлекать школьников в многоплановые учебные и внеучебные виды деятельности[13]:
- проведение национальных праздников;