Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 201
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
1.1 Исследование проблемы межнационального общения
1.2 Уровни сформированности культуры межнационального общения у младших школьников
1.3 Средства воспитания культуры межнационального общения у младших школьников
2.1 Изучение уровня развития культуры межнационального общения
2.3 Контрольная диагностика уровня развития культуры межнационального общения
3. Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека: хвастливые, важный, веселые, грустный. Наделять объекты нужно разноплановыми характеристиками.
4. Идет описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они умеют думать и чувствовать, как люди.
5. Описывается случай.
6. Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по отношению к случаю.
7. Выводятся жизненные правила, которые вкладываются в уста мудрого объекта.
8. Из выведенных правил составляется общее, которое бы подходило к разным случаям.
9. Придумывается название сказки.
При работе с родителями важно применять индивидуальные беседы, информационные совещания, стендовую информацию. Основное внимание в работе с родителями уделяется тому, чтобы сформировать у них представление о том, как важно уделять внимание воспитанию культуры межнационального общения. Для того, чтобы привлечь родителей данному процессу можно организовывать и проводить родительские собрания на данную тематику, выделяя активное участие самих родителей в процессе реализации собрания.
Таблица 2 – Совместная работа с родителей и детей
Номер занятия |
Название занятия |
Краткое содержание |
1 |
Родительское собрание на тему «Разнообразие стран и народов мира» |
внимание акцентируется на формировании сотрудничества детей и родителей в рамках выявления представления детей и родителей с целью проведения коррекционной работы |
2 |
Классный час «Карта мира» |
расширение кругозора детей; формирование у детей навыков работы в группе; воспитание ответственного отношения к другим народам |
3 |
Экологический КВН |
активизация познавательной деятельности детей и родителей |
4 |
Внеклассное мероприятие по теме работы с презентацией. |
способствует ознакомлению детей и родителей с народами и странами мира |
5 |
Праздник народов мира |
работа направлена формирование особенностей народов, их характерных черт |
9 |
Открытое занятие «Путешествие по миру» |
акцентируется внимание на расширении кругозора детей в контексте стран и народов |
В процессе работы менялась инициативность детей. На первых этапах дети не проявляли необходимую активность, относились к работе пассивно, зачастую приходилось подталкивать к работе. После того, как подключились родители процесс работы активизировался. Дети стали больше принимать активную позицию, предлагали идеи, разрабатывали этапы работы.
Особенно важно отметить, что детям понравилось организовывать праздник, поскольку они сами придумали сюжет праздника, распределяли роли, изготовляли атрибутику.
2.3 Контрольная диагностика уровня развития культуры межнационального общения
Цель проведения контрольного этапа эксперимента: изучение уровня развития культуры межнационального общения у детей младшего школьного возраста после реализации формирующего этапа эксперимента.
Задачи констатирующего эксперимента:
1. Провести обследование уровня культуры межнационального общения у детей младшего школьного возраста.
2. Проанализировать результаты исследования культуры межнационального общения у детей младшего школьного возраста.
3. Сделать сравнительный анализ результатов исследования до и после проведения формирующего эксперимента.
4. Сделать вывод о степени эффективности применения созданной системы работы.
Рисунок 5 Уровень сформированности когнитивного компонента в системе культуры межнационального общения (контрольный этап)
После реализации формирующего этапа нами было определено, что повысились показатели развития когнитивного компонента в системе культуры межнационального общения. Дети младшего школьного возраста имеют четкое и устойчивое представление относительно народов и языков народов, проживающих на территории России (Рис. 5).
Рисунок 6 Уровень сформированности мотивационного компонента в системе культуры межнационального общения (контрольный этап)
Из рисунка 6 видно, что дети имеют четкое представление о народах, проживающих на территории России, при этом правильно отмечают распространение общечеловеческих ценностей среди них, а главное – определяют различия и сходства народов (Рис. 6).
Рисунок 7 Уровень сформированности эмоционально-коммуникативного компонента в системе культуры межнационального общения (контрольный этап)
Дети младшего школьного возраста стали больше проявлять интерес относительно истории, языков, традиций других народов, при этом акцентируют внимание на дальнейшем пополнении знаний. Дети отвечают, что Россия многонациональная страна, поэтому проживание различных народов на ее территории вполне хорошо (Рис. 7).
Рисунок 8 Уровень сформированности поведенческо-деятельностного компонента в системе культуры межнационального общения (контрольный этап)
Стоит отметить, что дети младшего школьного возраста готовы общаться с другими народами, воспринимая их особенности в полной мере, что указывает на повышение поведенческо-деятельностного компонента в системе межнационального общения (Рис.8).
Итак, по итогам контрольного этапа эксперимента наблюдается повышение всех компонентов системы межнационального общения.
Вывод по 2 главе
Во второй главе представлена опытно-экспериментальная работа по воспитанию культуры межнационального общения у младших школьников работа базировалась на трех этапах:
- констатирующий этап – на данном этапе было определено, что дети младшего школьного возраста имеют недостаточный уровень культуры межнационального общения. Дети не воспринимают в необходимой мере особенности различных народов, при этом не стремятся к вступлению с ними в контакт;
- формирующий этап – на данном этапе была разработана и реализована программа по воспитанию культуры межнационального общения у младших школьников, включающая работу с детьми и родителями;
- контрольный этап – в рамках данного этапа было проведено повторное исследование уровня развития культуры межнационального общения у детей младшего школьного возраста. Контрольный этап позволил определить эффективность реализованной программы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что культура межнационального общения представляет собой совокупность мировоззренческих, идейно-политических, нравственных, эстетических ценностей социализма, функционирующих, взаимообогащающихся и творчески развивающихся в процессе непосредственного и косвенного (опосредованного) общения;
Выделяются уровни воспитания культуры межнационального общения, где каждый компонент в этой системе имеет содержательную специфику;
Основными показателями культуры межнационального общения являются:
1)Национальное самосознание.
2) Ориентация на общечеловеческие ценности.
3) Интерес к истории, литературе, культуре, науке других народов.
4) Отношение к представителям других национальностей.
5) Практические поступки.
В процессе воспитания культуры межнационального общения важно использовать активные методы работы не только с детьми, но и родителями для реализации полноценной и комплексной работы.
Во второй главе представлена опытно-экспериментальная работа по воспитанию культуры межнационального общения у младших школьников работа базировалась на трех этапах:
- Констатирующий этап.
Цель - изучение исходного уровня развития культуры межнационального общения у детей младшего школьного возраста.
Дети младшего школьного возраста имеют недостаточный уровень культуры межнационального общения. Дети не воспринимают в необходимой мере особенности различных народов, при этом не стремятся к вступлению с ними в контакт
- Формирующий этап.
Цель - разработка и внедрение программы по воспитанию культуры межнационального общения у младших школьников.
Программа включает 7 занятий с детьми, а также мероприятия, направленные на работу с родителями.
- Контрольный этап.
Цель - изучение уровня развития культуры межнационального общения у детей младшего школьного возраста после реализации формирующего этапа эксперимента
Контрольный этап позволил определить эффективность реализованной программы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Акулина, И.А. Особенности формирования этнокультурной компетенции детей младшего школьного возраста / И.А. Акулина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. №7. С. 229.-232.
- Асмолов А.Г. Историческая культура и педагогика толерантности / А.Г. Асмолов. М.: Мемориал. 2007. 261с.
- Бабунова Е. С. Этнокультурное развитие личности школьника / Е.С. Бабунова // Сборник конференций НИЦ социосфера. 2015. №46. С. 8-11.
- Бабунова Е. С. Этнокультурная парадигма социализации личности младших школьников / Е.С. Бабунова // Сборник конференций НИЦ социосфера. 2015. №2. С. 4-26.
- Бардиер Г. Л. Социальная психология толерантности / Г. Л. Бардиер. СПб. : Изд-во С.-Пб ун.-та, 2005. 120 с.
- Белоцерковец Н.И. Педагогика межнационального общения. М.: Издательство МГП, 2008. 168 с.
- Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости / З.Т. Гасанов // Педагогика. 2001. №4. С.24-30.
- Гуревич П. С. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 320 с.
- Денисова О. П. Психология и педагогика: учеб. пособие / О. П. Денисова. - 3-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2013. 240 с.
- Захарова Л.М. Педагогическое сопровождение развития этнокультурной компетентности школьников / Л.М. Захарова // Сибирский педагогический журнал. 2012. №5. С. 161-167.
- Игнатьева Е.Ю. Использование активных и интерактивных образовательных технологий в учебном процессе: метод. рекомендации / Е. Ю. Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2013. 84 с.
- Ильин Г.Л. Инновации в образовании / Г.Л. Ильин. М.: Прометей, 2015. 425 с.
- Инновационные технологии в образовании / Под ред. Абылгазиева И.И., Ильина И.В. / Сост. Земцов Д.И. М.:МАКС Пресс, 2012. 141c.
- Калиниченко Э.Б. Методические рекомендации по использованию методов активного обучения в учебном процессе / Э.Б. Калиниченко, С.А. Захарова. «Саратовский ГАУ», Саратов, 2011. 222 с.
- Козлова С. А. Теория и методика ознакомления младших школьников с социальным миром / Козлова С.А., Кожокарь С.В., Шукшина С.Е. и др. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. 146 с.
- Коротких О. В. Воспитание детей в духе миролюбия в традициях народной педагогики / О.В. Коротких. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. 127 с.
- Кроль В. М. Педагогика / Кроль В.М., - 2-е изд., испр. и доп. М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. 303 с.
- Кукушкин B.C. Этнопедагогика и этнопсихология / В.С. Кукушкин. Ростов Н/Д: Феникс, 2002. 448с.
- Магомедова З.М. Проблемы поликультурного воспитания в межнациональной семье / З.М. Магомедов // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. № 4. С. 89-92.
- Макарова Т.В. Толерантность и правовая культура младших школьников / Т.В. Макарова. М.:ТЦ Сфера, 2008. 80с.
- Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии / Н. В. Матяш. М.: Академия, 2014. 139 с.
- Педагогика межнационального общения / под ред. Д.И.Латышиной. М.: Гардарики, 2004 . 303с.
- Скрипник Н.И. Концептуальные основы и условия воспитания толерантных взаимоотношений младших школьников / Н.И. Скрипник // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. №2.С.102-106.
- Толерантность личности: характеристика, закономерности, механизмы формирования: Монография / Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Селезнева Е.В. И др. М.: Изд-во РАГС, 2009. 324 с.
- Цеева Л.Х. Формирование социально-личностного опыта младших школьников в игровой деятельности / Л.Х. Цеева // Концепт. 2014. №7. С.1-6.
Приложение А
Вопросы беседы
1.Это красивая кукла - русская, а этот нарядно одетый мальчик - якут. А ты кто?
2.На каком языке мы с тобой разговариваем?
3.Какие народы и национальности живут в нашей стране?
4. Всем народам, проживающим на территории нашей страны свойственны доброта, отзывчивость? Почему?
5.А что у них общего, чем они похожи друг на друга?
6. Тебе интересна история, языки, традиции других народов? Почему?
7.Хорошо это или плохо, что в России живут представители разных народов? Почему ты так думаешь?
8. Ты готов общаться с предстателями разных народов?
9. Какие трудности могут возникнуть в общении с представителями других народов?
-
Денисова О. П. Психология и педагогика: учеб. пособие / О. П. Денисова. - 3-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2013. С. 78 ↑
-
Козлова С. А. Теория и методика ознакомления младших школьников с социальным миром / Козлова С.А., Кожокарь С.В., Шукшина С.Е. и др. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. С. 66 ↑
-
Макарова Т.В. Толерантность и правовая культура младших школьников / Т.В. Макарова. М.:ТЦ Сфера, 2008. С. 34 ↑
-
Асмолов А.Г. Историческая культура и педагогика толерантности / А.Г. Асмолов. М.: Мемориал. 2007. С. 58 ↑
-
Толерантность личности: характеристика, закономерности, механизмы формирования: Монография / Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Селезнева Е.В. И др. М.: Изд-во РАГС, 2009. С. 116 ↑
-
Захарова Л.М. Педагогическое сопровождение развития этнокультурной компетентности школьников / Л.М. Захарова // Сибирский педагогический журнал. 2012. №5. С. 164 ↑
-
Магомедова З.М. Проблемы поликультурного воспитания в межнациональной семье / З.М. Магомедов // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. № 4. С. 90 ↑
-
Кукушкин B.C. Этнопедагогика и этнопсихология / В.С. Кукушкин. Ростов Н/Д: Феникс, 2002. С. 112 ↑
-
Педагогика межнационального общения / под ред. Д.И.Латышиной. М.: Гардарики, 2004 . С. 42-44 ↑
-
Бардиер Г. Л. Социальная психология толерантности / Г. Л. Бардиер. СПб. : Изд-во С.-Пб ун.-та, 2005. С. 62 ↑
-
Белоцерковец Н.И. Педагогика межнационального общения. М.: Издательство МГП, 2008. С. 88 ↑
-
Инновационные технологии в образовании / Под ред. Абылгазиева И.И., Ильина И.В. / Сост. Земцов Д.И. М.:МАКС Пресс, 2012. С. 108 ↑
-
Коротких О. В. Воспитание детей в духе миролюбия в традициях народной педагогики / О.В. Коротких. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. С. 72 ↑
-
Калиниченко Э.Б. Методические рекомендации по использованию методов активного обучения в учебном процессе / Э.Б. Калиниченко, С.А. Захарова. «Саратовский ГАУ», Саратов, 2011. С. 92 ↑
-
Скрипник Н.И. Концептуальные основы и условия воспитания толерантных взаимоотношений младших школьников / Н.И. Скрипник // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. №2.С.104 ↑
-
Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости / З.Т. Гасанов // Педагогика. 2001. №4. С.26 ↑
-
Скрипник Н.И. Концептуальные основы и условия воспитания толерантных взаимоотношений младших школьников / Н.И. Скрипник // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. №2.С.105 ↑