Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
1.1 Исследование проблемы межнационального общения
1.2 Уровни сформированности культуры межнационального общения у младших школьников
1.3 Средства воспитания культуры межнационального общения у младших школьников
2.1 Изучение уровня развития культуры межнационального общения
2.3 Контрольная диагностика уровня развития культуры межнационального общения
- организация олимпиад, выставок;
- проведение фольклорных концертов;
- организация конкурсов на лучшее приготовление национальных блюд и т.д.
Важно проводить непосредственную работу с родителями младших школьников, поскольку именно семья выступает базой для становления и развития личности детей, а также является первичным агентов социализации.
В рамках работы с семьей можно использовать[14]:
- разнообразные тематики родительских собраний в ключе межнационального общения;
- проведение семинарских занятий;
- реализаций тренингов;
- проведение индивидуального или группового консультирования.
При работе с детьми важно сделать акцент на следующих средствах работы по воспитанию культуры межнационального общения, а именно:
- Проведение просветительской работы. В рамках просветительской работы важно акцентировать внимание на формирование значимости работы, важности усвоения особенностей истории различных народов, их культуры, традиций, обычаев .
Дети младшего школьного возраста должны принимать активное участие в процессе просветительской работы, то есть быть заинтересованными данным направлением познавательного развития.
Если традиционные методы способствует тому, что педагог выступает посредником между изучаемым материалом и детьми, то при использовании активных методов обучения педагог только направляет их на возможность реализации самостоятельности и активности в процесс получения знаний, умений и навыков.
Активные методы обучения базируются на равноправном взаимодействии педагога и детей. Активные методы направлены на привлечение к самостоятельной познавательной деятельности, формированию личностного интереса к решению каких-либо познавательных задач.
Основными методами активного обучения выступают[15]:
• использование кейс-технологий;
• проведение видеоконференций;
• круглый стол;
• мозговой штурм;
• дебаты;
• фокус-группа;
• деловые и ролевые игры;
• case-study (анализ конкретных практических ситуаций);
• учебные групповые дискуссии и т.д.
- В рамках формирования культуры межнационального общения важно реализовывать взаимодействие со специалистами в области этнологии.
Такой подход позволит детям осознать особенности правильного и объективного поведения в формировании культуры межнационального общения
- Тренинговые методы. Данный вид занятий положительно отражается на формировании культуры межнационального общения . В процессе тренинговых занятий происходит становление необходимых компетенций, способствующих повлиять на принятии решений.
- Немаловажное значение имеет применение метода «мозгового штурма». Данный метод способствует разрешению тех ситуаций, которые должны решаться в кратчайшие сроки. Основной тематикой данного метода могут являться:
- «Народы и их особенности»;
- «География стран» и т.д.
- Эссе. Применение эссе при организации самостоятельной работы детей будет способствовать более четкому и грамотному формулированию ими мыслей относительно проблемы коммуникации и эмпатии.
Использование эссе обеспечивает[16]:
- активизацию потенциальных возможностей детей для их самореализации и творческого роста;
- развитие творческого мышления, индивидуальных способностей, научной интуиции, глубины мышления, воображения и творческой фантазии, преодоление инерции мышления и стереотипов;
- формирование исследовательских умений и навыков;
- становление творческого подхода к восприятию знаний и их творческого применения.
6) Проектная деятельность. Данное средство способствует тому, что дети младшего школьного возраста будут ориентироваться на формировании умения анализировать информацию, выделять важные аспекты предложенной темы с целью наглядного представления собственной работы.
7) Игровая деятельность. Игра является важным средством развития детей младшего школьного возраста, поскольку именно в игровой форме дети получают много необходимой информации, при этом данный процесс получения информации обуславливается легкостью запоминания и применения в контексте дальнейшего познавательного и личностного развития детей.
Вывод по 1 главе
Теоретические основы сущности культуры межнационального общения обусловлены следующими аспектами:
- культура межнационального общения- совокупность мировоззренческих, идейно-политических, нравственных, эстетических ценностей социализма, функционирующих, взаимообогащающихся и творчески развивающихся в процессе непосредственного и косвенного (опосредованного) общения;
- выделяются конкретные уровни воспитания культуры межнационального общения, где каждый компонент в этой системе имеет содержательную специфику;
- в процессе воспитания культуры межнационального общения важно использовать активные методы работы не только с детьми, но и родителями для реализации полноценной и комплексной работы.
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Изучение уровня развития культуры межнационального общения
Цель проведения констатирующего этапа эксперимента: изучение исходного уровня развития культуры межнационального общения у детей младшего школьного возраста.
Задачи констатирующего эксперимента:
- Разработать в соответствии с требованиями экспериментальной работы вопросы для исследования уровня развития культуры межнационального общения у детей младшего школьного возраста
- Организовать и провести диагностическое исследование уровня развития культуры межнационального общения у детей младшего школьного возраста.
- Провести анализ уровня развития культуры межнационального общения у детей младшего школьного возраста.
В исследовании принимало участие 20 детей (8 девочек и 12 мальчиков) в возрасте 6-9 лет.
Исследование проводилось на базе МБОУ «Скалистовская СОШ», Бахчисарайского района, Республики Крым
Для составления вопросов беседы мы ориентировались на компоненты культуры межнационального общения, представленные Н.И. Скрипник[17]:
■ когнитивный - знание и понимание норм, принципов и требований общей гуманистической этики;
■ мотивационный - желание освоить историю и культуру своей нации, а также других народов; интерес к общению с другими людьми, представителями других национальностей;
■ эмоционально-коммуникативный - способность к идентификации, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, соучастию, адекватной самооценке; самокритичность, толерантность;
■ поведенческо-деятельностный - владение своими эмоциями, умение объективно оценивать ситуацию, непримиримость к нарушению прав человека любой национальности и веры.
Вопросы беседы представлены в Приложении А.
Таблица 1 – Соответствие вопросов беседы компонентам культуры межнационального общения
Компоненты культуры межнационального общения |
Вопросы беседы |
Когнитивный |
1.Это красивая кукла - русская, а этот нарядно одетый мальчик - якут. А ты кто? 2.На каком языке мы с тобой разговариваем? |
Мотивационный |
3.Какие народы и национальности живут в нашей стране? 4. Всем народам, проживающим на территории нашей страны свойственны доброта, отзывчивость? Почему? 5.А что у них общего, чем они похожи друг на друга? |
Эмоционально-коммуникативный |
6. Тебе интересна история, языки, традиции других народов? Почему? 7.Хорошо это или плохо, что в России живут представители разных народов? Почему ты так думаешь? |
Поведенческо-деятельностный |
8. Ты готов общаться с предстателями разных народов? 9. Какие трудности могут возникнуть в общении с представителями других народов? |
Представим и проанализируем данные.
Рисунок 1 Уровень сформированности когнитивного компонента в системе культуры межнационального общения
По данным рисунка 1 стоит определить, что 60% детей имеют средний показатель сформированности когнитивного компонента в системе культуры межнационального общения. Данные детерминированы тем, что дети при ответах на вопросы не всегда правильно обозначают собственную принадлежность к народу, но верно указывают язык, на котором общаются в повседневной жизни. Из общего числа детей 10% младших школьников безошибочно отвечают на вопросы, а 30% отвечают верно только на вопрос, касающийся языка, на котором они разговаривают.
Рисунок 2 Уровень сформированности мотивационного компонента в системе культуры межнационального общения
Дети младшего школьного возраста имеют средний показатель сформированности мотивационного компонента в системе культуры межнационального общения - 75%. Дети называют не всегда верно народы, проживающие на территории России, при этом важно выделить, что дети имеют положительное отношение не ко всем народам, поскольку указывают на отсутствие общечеловеческих ценностей у некоторых народов. Только 5% детей имеют положительный и устойчивый интерес ко всем народам, проживающим на территории России, при этом называют общие характеристики и различия. У 20% детей выявлен низкий уровень сформированности мотивационного компонента – дети не имеют устойчивого интереса к другим народам и не могут обозначить основные сходства и различия народов (Рис. 2).
Рисунок 3 Уровень сформированности эмоционально-коммуникативного компонента в системе культуры межнационального общения
Определяя уровень сформированности эмоционально-коммуникативного компонента, мы определили, что 50% детей также имеют средний показатель - дети проявляют неустойчивый интерес к истории, традиции, языку других народов, при этом не всех народы воспринимают объективно; 10% детей проявляют высокий интерес народам, их традициям и принимают их, а 40% вообще не проявляют необходимого интереса (Рис.3).
Рисунок 4 Уровень сформированности поведенческо-деятельностного компонента в системе культуры межнационального общения
Из рисунка 4 видно, что основная часть детей – 50% не имеют устойчивого интереса к общению с другими народами, при этом определяют проблемы данного вида общения. 40% детей не готовы вступать в контакт с другими народами, только 10% ориентирована на устойчивость интереса в представленном аспекте.
Итак, по итогам реализации констатирующего эксперимента было определено, что дети младшего школьного возраста имеют средний уровень культуры межнационального общения, при этом также выявлены дети с низким показателем, что указывает на необходимость реализации программы по воспитанию культуры межнационального общения у младших школьников.
2.2 Разработка и внедрение программы по воспитанию культуры межнационального общения у младших школьников
Целевая аудитория – дети младшего школьного возраста, имеющие проблемы в воспитании культуры межнационального общения.
Проблема – отсутствие должного уровня воспитания культуры межнационального общения у младших школьников.
Цель – организация совместной работы педагогов, детей и родителей в рамках воспитания культуры межнационального общения у младших школьников.
Программа рассчитана на 7 дней.
Продолжительность одного занятия 25-30 минут.
Ожидаемые результаты:
1. Стабилизация эмоционального фона.
2. Формирование устойчивого интереса к народам и их культуре.
3. Способность брать на себя ответственность за формирование общения с другими народами.
4. Стабилизация показателей самоанализа и саморегуляции.
5. Снижение негативного отношения к народам, проживающим на территории России.
Основными правилами проведения занятий выступили:
1. Говорит один - уважение к говорящему.
2. Все равны и каждый имеет право на равное внимание.
3. Регламент - ценить время.
4. «Правило послушника» (каждый участник берет на себя обязательство выполнять ровно то, что просит ведущий).
5. «Здесь и сейчас» (предложите участникам оставить все не относящиеся к тренингу вопросы за пределами аудитории.
6. Не критиковать.
День первый.
1. Разминка. «Солнышко» - дети друг другу передают игрушку в виде солнышка и высказывают свои пожелания тому, кому передают игрушку.
2. Основной этап.
Упражнение «Я есть, я буду»
Цель: определить представления ребенка о самом себе.
Инструкция: каждый ребенок должен рассказать о себе: определить свой внешний вид, свои чувства, качества, поведение. В процессе рассказа педагог может задавать наводящие вопросы, если школьник испытывает трудности при ответах на вопросы. После этого ребенок начинает рассказывать о том, как он видит себя в будущем, чего бы он хотел добиться в жизни.