Файл: Воспитание культуры межнационального общения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- организация олимпиад, выставок;

- проведение фольклорных концертов;

- организация конкурсов на лучшее приготовление национальных блюд и т.д.

Важно проводить непосредственную работу с родителями младших школьников, поскольку именно семья выступает базой для становления и развития личности детей, а также является первичным агентов социализации.

В рамках работы с семьей можно использовать[14]:

- разнообразные тематики родительских собраний в ключе межнационального общения;

- проведение семинарских занятий;

- реализаций тренингов;

- проведение индивидуального или группового консультирования.

При работе с детьми важно сделать акцент на следующих средствах работы по воспитанию культуры межнационального общения, а именно:

  1. Проведение просветительской работы. В рамках просветительской работы важно акцентировать внимание на формирование значимости работы, важности усвоения особенностей истории различных народов, их культуры, традиций, обычаев .

Дети младшего школьного возраста должны принимать активное участие в процессе просветительской работы, то есть быть заинтересованными данным направлением познавательного развития.

Если традиционные методы способствует тому, что педагог выступает посредником между изучаемым материалом и детьми, то при использовании активных методов обучения педагог только направляет их на возможность реализации самостоятельности и активности в процесс получения знаний, умений и навыков.

Активные методы обучения базируются на равноправном взаимодействии педагога и детей. Активные методы направлены на привлечение к самостоятельной познавательной деятельности, формированию личностного интереса к решению каких-либо познавательных задач.

Основными методами активного обучения выступают[15]:

• использование кейс-технологий;

• проведение видеоконференций;

• круглый стол;

• мозговой штурм;

• дебаты;

• фокус-группа;

• деловые и ролевые игры;

• case-study (анализ конкретных практических ситуаций);

• учебные групповые дискуссии и т.д.

  1. В рамках формирования культуры межнационального общения важно реализовывать взаимодействие со специалистами в области этнологии.

Такой подход позволит детям осознать особенности правильного и объективного поведения в формировании культуры межнационального общения

  1. Тренинговые методы. Данный вид занятий положительно отражается на формировании культуры межнационального общения . В процессе тренинговых занятий происходит становление необходимых компетенций, способствующих повлиять на принятии решений.
  2. Немаловажное значение имеет применение метода «мозгового штурма». Данный метод способствует разрешению тех ситуаций, которые должны решаться в кратчайшие сроки. Основной тематикой данного метода могут являться:

- «Народы и их особенности»;

- «География стран» и т.д.

  1. Эссе. Применение эссе при организации самостоятельной работы детей будет способствовать более четкому и грамотному формулированию ими мыслей относительно проблемы коммуникации и эмпатии.

Использование эссе обеспечивает[16]:

- активизацию потенциальных возможностей детей для их самореализации и творческого роста;

- развитие творческого мышления, индивидуальных способностей, научной интуиции, глубины мышления, воображения и творческой фантазии, преодоление инерции мышления и стереотипов;

- формирование исследовательских умений и навыков;

- становление творческого подхода к восприятию знаний и их творческого применения.

6) Проектная деятельность. Данное средство способствует тому, что дети младшего школьного возраста будут ориентироваться на формировании умения анализировать информацию, выделять важные аспекты предложенной темы с целью наглядного представления собственной работы.

7) Игровая деятельность. Игра является важным средством развития детей младшего школьного возраста, поскольку именно в игровой форме дети получают много необходимой информации, при этом данный процесс получения информации обуславливается легкостью запоминания и применения в контексте дальнейшего познавательного и личностного развития детей.

Вывод по 1 главе

Теоретические основы сущности культуры межнационального общения обусловлены следующими аспектами:

- культура межнационального общения- совокупность мировоззренческих, идейно-политических, нравственных, эстетических ценностей социализма, функционирующих, взаимообогащающихся и творчески развивающихся в процессе непосредственного и косвенного (опосредованного) общения;

- выделяются конкретные уровни воспитания культуры межнационального общения, где каждый компонент в этой системе имеет содержательную специфику;

- в процессе воспитания культуры межнационального общения важно использовать активные методы работы не только с детьми, но и родителями для реализации полноценной и комплексной работы.


2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Изучение уровня развития культуры межнационального общения

Цель проведения констатирующего этапа эксперимента: изучение исходного уровня развития культуры межнационального общения у детей младшего школьного возраста.

Задачи констатирующего эксперимента:

  1. Разработать в соответствии с требованиями экспериментальной работы вопросы для исследования уровня развития культуры межнационального общения у детей младшего школьного возраста
  2. Организовать и провести диагностическое исследование уровня развития культуры межнационального общения у детей младшего школьного возраста.
  3. Провести анализ уровня развития культуры межнационального общения у детей младшего школьного возраста.

В исследовании принимало участие 20 детей (8 девочек и 12 мальчиков) в возрасте 6-9 лет.

Исследование проводилось на базе МБОУ «Скалистовская СОШ», Бахчисарайского района, Республики Крым

Для составления вопросов беседы мы ориентировались на компоненты культуры межнационального общения, представленные Н.И. Скрипник[17]:

■ когнитивный - знание и понимание норм, принципов и требований общей гуманистической этики;

■ мотивационный - желание освоить историю и культу­ру своей нации, а также других народов; интерес к об­щению с другими людьми, представителями других на­циональностей;

■ эмоционально-коммуникативный - способность к иден­тификации, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, соуча­стию, адекватной самооценке; самокритичность, толе­рантность;

■ поведенческо-деятельностный - владение своими эмо­циями, умение объективно оценивать ситуацию, непри­миримость к нарушению прав человека любой нацио­нальности и веры.

Вопросы беседы представлены в Приложении А.

Таблица 1 – Соответствие вопросов беседы компонентам культуры межнационального общения

Компоненты культуры межнационального общения

Вопросы беседы

Когнитивный

1.Это красивая кукла - русская, а этот нарядно одетый мальчик - якут. А ты кто?

2.На каком языке мы с тобой разговариваем?

Мотивационный

3.Какие народы и национальности живут в нашей стране?

4. Всем народам, проживающим на территории нашей страны свойственны доброта, отзывчивость? Почему?

5.А что у них общего, чем они похожи друг на друга?

Эмоционально-коммуникативный

6. Тебе интересна история, языки, традиции других народов? Почему?

7.Хорошо это или плохо, что в России живут представители разных народов? Почему ты так думаешь?

Поведенческо-деятельностный

8. Ты готов общаться с предстателями разных народов?

9. Какие трудности могут возникнуть в общении с представителями других народов?


Представим и проанализируем данные.

Рисунок 1 Уровень сформированности когнитивного компонента в системе культуры межнационального общения

По данным рисунка 1 стоит определить, что 60% детей имеют средний показатель сформированности когнитивного компонента в системе культуры межнационального общения. Данные детерминированы тем, что дети при ответах на вопросы не всегда правильно обозначают собственную принадлежность к народу, но верно указывают язык, на котором общаются в повседневной жизни. Из общего числа детей 10% младших школьников безошибочно отвечают на вопросы, а 30% отвечают верно только на вопрос, касающийся языка, на котором они разговаривают.

Рисунок 2 Уровень сформированности мотивационного компонента в системе культуры межнационального общения

Дети младшего школьного возраста имеют средний показатель сформированности мотивационного компонента в системе культуры межнационального общения - 75%. Дети называют не всегда верно народы, проживающие на территории России, при этом важно выделить, что дети имеют положительное отношение не ко всем народам, поскольку указывают на отсутствие общечеловеческих ценностей у некоторых народов. Только 5% детей имеют положительный и устойчивый интерес ко всем народам, проживающим на территории России, при этом называют общие характеристики и различия. У 20% детей выявлен низкий уровень сформированности мотивационного компонента – дети не имеют устойчивого интереса к другим народам и не могут обозначить основные сходства и различия народов (Рис. 2).

Рисунок 3 Уровень сформированности эмоционально-коммуникативного компонента в системе культуры межнационального общения

Определяя уровень сформированности эмоционально-коммуникативного компонента, мы определили, что 50% детей также имеют средний показатель - дети проявляют неустойчивый интерес к истории, традиции, языку других народов, при этом не всех народы воспринимают объективно; 10% детей проявляют высокий интерес народам, их традициям и принимают их, а 40% вообще не проявляют необходимого интереса (Рис.3).

Рисунок 4 Уровень сформированности поведенческо-деятельностного компонента в системе культуры межнационального общения

Из рисунка 4 видно, что основная часть детей – 50% не имеют устойчивого интереса к общению с другими народами, при этом определяют проблемы данного вида общения. 40% детей не готовы вступать в контакт с другими народами, только 10% ориентирована на устойчивость интереса в представленном аспекте.


Итак, по итогам реализации констатирующего эксперимента было определено, что дети младшего школьного возраста имеют средний уровень культуры межнационального общения, при этом также выявлены дети с низким показателем, что указывает на необходимость реализации программы по воспитанию культуры межнационального общения у младших школьников.

2.2 Разработка и внедрение программы по воспитанию культуры межнационального общения у младших школьников

Целевая аудитория – дети младшего школьного возраста, имеющие проблемы в воспитании культуры межнационального общения.

Проблема – отсутствие должного уровня воспитания культуры межнационального общения у младших школьников.

Цель – организация совместной работы педагогов, детей и родителей в рамках воспитания культуры межнационального общения у младших школьников.

Программа рассчитана на 7 дней.

Продолжительность одного занятия 25-30 минут.

Ожидаемые результаты:

1. Стабилизация эмоционального фона.

2. Формирование устойчивого интереса к народам и их культуре.

3. Способность брать на себя ответственность за формирование общения с другими народами.

4. Стабилизация показателей самоанализа и саморегуляции.

5. Снижение негативного отношения к народам, проживающим на территории России.

Основными правилами проведения занятий выступили:

1. Говорит один - уважение к говорящему.

2. Все равны и каждый имеет право на равное внимание.

3. Регламент - ценить время.

4. «Правило послушника» (каждый участник берет на себя обязательство выполнять ровно то, что просит ведущий).

5. «Здесь и сейчас» (предложите участникам оставить все не относящиеся к тренингу вопросы за пределами аудитории.

6. Не критиковать.

День первый.

1. Разминка. «Солнышко» - дети друг другу передают игрушку в виде солнышка и высказывают свои пожелания тому, кому передают игрушку.

2. Основной этап.

Упражнение «Я есть, я буду»

Цель: определить представления ребенка о самом себе.

Инструкция: каждый ребенок должен рассказать о себе: определить свой внешний вид, свои чувства, качества, поведение. В процессе рассказа педагог может задавать наводящие вопросы, если школьник испытывает трудности при ответах на вопросы. После этого ребенок начинает рассказывать о том, как он видит себя в будущем, чего бы он хотел добиться в жизни.