Файл: Воспитание культуры межнационального общения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Упражнение «Узнай по описанию»

Цель: сформировать представление о других народах у детей.

Инструкция: педагог начинает описывать представителей других народов (поведение, внешность, черты). Остальные участвующие должны внимательно слушать описание и определить представителей народв.

3. Рефлексия.

В конце занятия дети встают в круг. В середину круга на руки педагога дети кладут свои ладошки, соединяют в лучики и выбрасывают кверху.

День второй.

1. Разминка. «Комплимент» - каждый ребенок должен сказать любому участнику что-нибудь хорошее.

2. Основной этап.

Игра «Найди лишнее». Детям предлагались различные пары народов и стран, в которых они проживают. Детям было необходимо найти неправильно составленные пары. Для этого школьники использовали наглядный материал в виде предложенных карт рисунков, при этом им необходимо было скомпоновать информацию, проанализировать ее и выдвинуть правильный ответ.

Игра «Нарисуй себя и друга»

Детям необходимо нарисовать себя и представителя другого народа, с которым бы они хотели дружить и общаться.

Процесс раскрашивания усложняется применением нетрадиционных техник рисования.

1. Рисование пальчиками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

2. Рисование ладошкой.

Средства выразительности: цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

3. Рисование жесткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата или вырезанный силуэт.

Способ получения изображения: школьник опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.


4. Рисование поролоном.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка с гуашью, поролоновая печатка (поролон, прикрепленный к палочке или карандашу, плотная бумага любого цвета и размера.

Способ получения изображения: ребенок опускает печатку из поролона в краску и наносит изображение на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон.

3. Рефлексия.

В конце занятия дети называют те народы, с которыми они хотели бы общаться.

День третий.

1. Разминка. «Клубочек» - дети из рук в руки передают друг другу клубочек, называя какое-нибудь свое положительное качество.

2. Основной этап.

Упражнение «Волшебные слова»

Цель: сформировать навыки правильно и положительно обращения детей младшего школьного возраста к другим народам.

Инструкция: педагог рассказывает о том, что необходимо уважать другие народы, поэтому при общении с другими важно использовать волшебные слова.

Педагог рассказывает про следующие волшебные слова:

- «спасибо»;

- «пожалуйста»;

- «извини»;

- здравствуйте»;

- «до свидания».

После рассказа педагог предлагает детям проблемные ситуации, например: «Что нужно сказать, если тебе помогли?» и т.д. В работе дети должны решить проблемные ситуации.

Упражнение «Секретное письмо»

Цель: способствовать творческому развитию детей

Инструкция: специалист предлагает написать письмо своему другу (представителю другого народа), но при этом не нужно использовать слова, а необходимо с помощью рисунка донести свою мысль. После рисования младшие школьники должны рассказать, что они хотели написать с помощью своего рисунка.

3. Рефлексия.

В конце занятия дети рассказывают, с какими положительными качества познакомились.

День четвертый

1. Разминка. «Танцевальная терапия». Когда зазвучит припев дети дружно шагают по кругу, а когда услышат мелодию куплета – ищут себе половину. Песня «Вместе весело шагать» (муз. В.Шаинского, сл. М.Матусовского.)

2. Основной этап.

  • Игра «Найди свое место». В контексте данной игровой ситуации школьникам предлагалось определить, какие страны правильно расположены на рисунке. Для этого дети также анализировали предложенный материал, самостоятельно просматривали карты с целью определения правильного варианта расположения стран.
  • Игра на внимание: «Да, нет». Детям были вопросы, на которые они должны были ответить «да» или «нет».

- Россия находится в Африке?


- Флаг у стран одинаковый?

- Флаги отличаются формой?

- Россия – многонациональная страна?

- Язык нардов одинаковый?

- Все русские говорят только на русском языке?

- Народы отличаются традициями?.

3. Рефлексия.

На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зеленые. Они приклеивают яблоки на яблоню: зеленые – я считаю, что сделал все на «отлично», у меня хорошее настроение; красные – считаю, что были ошибки в выполнении заданий. Затем ребенок указывает ошибки, которые разбираются с целью корректировки.

День пятый

1. Разминка. Упражнение «Приветствие». Дети по кругу должны поприветствовать друг друга необычным способом (рукопожатием, хлопком ладошек, обниманием и т.д.).

2. Основной этап.

Игра «Чудо-дерево»

Цель: формировать доброжелательных качеств у детей

Материал: корзина, зеленные листочки

Игровые действия: дети должны по одному подходить к корзине, коротко рассказывать о каком-либо добром деле.

Игра «Нарисуй сам». Младшим школьникам предлагается нарисовать портреты трех основных рас: европеоидную, монголоидную и негроидную. Для этого дети анализируют рисунки и определяют основные критерии рас, затем по собранным материалам рисуют портреты.

3. Рефлексия.

В конце занятия дети встают в круг. В середину круга на руки педагога дети кладут свои ладошки, соединяют в лучики и выбрасывают кверху. Попрощаться друг с другом необычным способом.

День шестой

1. Разминка. «Зеркала». Задача ведущего – показывать какое-либо движение. Говорить при этом нельзя! А все остальные зеркала, которые должны повторять его движения!

2. Основной этап.

Игра «Жизнь в лесу»

Цель: формировать доброжелательных качеств у детей, учить выражать свое отношение при помощи жестов.

Игровые действия: чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ).

Игровые правил: дети не должны разговаривать между с собой.

Игра «Щедрые подарки»

Цель: формирование способности к восприятию добра, справедливости и щедрости.

Распределение ролей: Один ребенок - Фея Щедрости.

Остальные дети получают разные буквы и запоминают их.

Ход игры:

Под музыку дети кружатся. Когда музыка обрывается, дети замирают.

«Фея Щедрости» дотрагивается до кого-нибудь своей волшебной палочкой. При этом ребенок называет свою букву. «Фея Щедрости» должна придумать, какой щедрый подарок на данную букву она приготовила.


Например, тому, у кого буква «З», она подарит зонтик, чтобы он не промок под дождем, или зайчика, чтоб он с ним играл. Если «Фея Щедрости» не может сама придумать какой-нибудь подарок, ей помогают те дети, которых она уже «оживила».

3. Рефлексия.

Детям раздаются по 3 карточки человечков: улыбающегося, спокойного, грустного. Им предлагается показать ту карточку, которая соответствует их настроению после проведенного занятия.

День седьмой

1. Разминка. «Солнышко» - каждый ребенок передает другом игрушку в виде солнышка. При передачи игрушки дети называют друг друга добрыми словами. В конце игрушка возвращается к педагогу.

2. Основной этап.

«Любимое качество»

Цель: развитие в детях понимания явлений действительности с позиций нравственно-этических норм.

Попросить детей сесть в круг и предложить им подумать о своем любимом качестве. Затем по очереди дети называют свое любимое качество [4].

Если какое-либо качество нравится большинству детей, этому качеству предлагается поселиться в группе. Ему выделяется красивый стул, который становится стулом доброты, заботливости, наблюдательности или храбрости.

В дальнейшем на стуле того или иного качества может посидеть любой ребенок, который хочет, чтобы в нем выросло это качество.

Также, если кто-либо из детей плохо себя ведет, плачет, плохо слушает, педагог предлагает ему посидеть на стуле того или иного качества.

Дети могут выбирать каждую неделю новое качество и предлагать ему поселиться в своей группе.

Проектная деятельность

Тематика проектов:

- Народы России.

- Традиции народов, проживающих на территории России.

- Особенности народов и их признаки.

- Языки народов.

Этапы организации проектов:

1 этап - мотивационныйᅠ этап.

Постановка учебной задачи. Содержание работы на данном этапе –ᅠсоздание учебной ситуации на основе проблемы, ᅠ интересного факта, значимых событий.

2ᅠ этапᅠ –ᅠ формированиеᅠ интересаᅠ кᅠ выбраннойᅠ теме. Реализация данного этапа происходило на основании уже имеющегося опыта и уровня знаний детей через формирование условий, оказывающих благоприятное воздействие на работу.

3ᅠ этапᅠ –ᅠ исследовательский. Исследовани осуществлялосьᅠ

в несколько этапов.

1 этап – «Погружение» в проблему.

2 этап – Поисково-теоретический. На данном этапе мы изучили литературу об исследуемом объекте в рамках конкретного проекта.

3 этап – Осуществление деятельности. На этом этапе была проведена практическая работа.


4 этап – Обобщающий. Результаты получения продукта. Общие рекомендации.

5 этап – Презентация.

Описание проекта «Народы России»

Погружение в проект.

1. Народы, проживающие на территории России.

2. Особенности народов, проживающих на территории России.

3. Постановка цели.

Организация работы над проектом.

1. Распределение детей на группы, определение руководителя группы.

Работа над проектом.

• Выполнение этапов работы.

• Презентация.

• Устное сообщение.

• Демонстрация продуктов проекта.

• Ответы на вопросы.

• Самоанализ.

Защита проектных работ проводилась по следующему плану.

• Почему избрана эта тема.

• Какую цель преследовали.

• Какие ставились задачи.

• Какие гипотезы проверялись.

• Какие использовались методы и средства.

• Каким был план.

• Какие результаты получены.

• Какие выводы сделаны по итогам проектной деятельности.

3. Рефлексия.

После выполнения заданий детям предлагается в специальную коробочку сложить бумажки с названием того, чему они научились в процессе занятий, а также пожеланий.

В процессе реализации программы отдельное внимание было акцентировано на дополнительной работе в виде прочтения сказок и составления собственных. Дополнительная работа проводилась промежуточно между основными этапами, чтобы отразить содержательность и многоплановость программы.

После прочтения произведения необходимо обращать внимание на поведение конкретного персонажа сказки, анализировали его, беседовали о том, какими качествами он обладает.

К сожалению, в настоящее время у школьников падает интерес к слушанию сказок, что и педагоги, и родители единодушно отмечают. Семейное чтение вытесняется просмотром телепередач, который взрослым все труднее регламентировать, и постепенно усиливается влияние на детей телеобразов, часто примитивных, не несущих нравственной нагрузки. Чтобы избежать перенасыщения жизни детей чтением нужно включать отобранные произведения в занятия познавательного цикла.

Можно включить в перечень сказки народов мира с целью их анализа и сравнения с русскими народными сказками.

Далее нужно акцентировать внимание на создании детьми собственных народных сказок.

Алгоритм составления сказок (Е.Ю. Грицюк):

1. Определяется место, где будут разворачиваться события, это место обозначается каким-либо словом.

2. Перечисляются неодушевленные объекты, типичные для этого места: боровики, подберезовики, подосиновики, маслята, мухоморы, лось.