Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 194
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
1.1 Исследование проблемы межнационального общения
1.2 Уровни сформированности культуры межнационального общения у младших школьников
1.3 Средства воспитания культуры межнационального общения у младших школьников
2.1 Изучение уровня развития культуры межнационального общения
2.3 Контрольная диагностика уровня развития культуры межнационального общения
Упражнение «Узнай по описанию»
Цель: сформировать представление о других народах у детей.
Инструкция: педагог начинает описывать представителей других народов (поведение, внешность, черты). Остальные участвующие должны внимательно слушать описание и определить представителей народв.
3. Рефлексия.
В конце занятия дети встают в круг. В середину круга на руки педагога дети кладут свои ладошки, соединяют в лучики и выбрасывают кверху.
День второй.
1. Разминка. «Комплимент» - каждый ребенок должен сказать любому участнику что-нибудь хорошее.
2. Основной этап.
Игра «Найди лишнее». Детям предлагались различные пары народов и стран, в которых они проживают. Детям было необходимо найти неправильно составленные пары. Для этого школьники использовали наглядный материал в виде предложенных карт рисунков, при этом им необходимо было скомпоновать информацию, проанализировать ее и выдвинуть правильный ответ.
Игра «Нарисуй себя и друга»
Детям необходимо нарисовать себя и представителя другого народа, с которым бы они хотели дружить и общаться.
Процесс раскрашивания усложняется применением нетрадиционных техник рисования.
1. Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
2. Рисование ладошкой.
Средства выразительности: цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
3. Рисование жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата или вырезанный силуэт.
Способ получения изображения: школьник опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
4. Рисование поролоном.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка с гуашью, поролоновая печатка (поролон, прикрепленный к палочке или карандашу, плотная бумага любого цвета и размера.
Способ получения изображения: ребенок опускает печатку из поролона в краску и наносит изображение на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон.
3. Рефлексия.
В конце занятия дети называют те народы, с которыми они хотели бы общаться.
День третий.
1. Разминка. «Клубочек» - дети из рук в руки передают друг другу клубочек, называя какое-нибудь свое положительное качество.
2. Основной этап.
Упражнение «Волшебные слова»
Цель: сформировать навыки правильно и положительно обращения детей младшего школьного возраста к другим народам.
Инструкция: педагог рассказывает о том, что необходимо уважать другие народы, поэтому при общении с другими важно использовать волшебные слова.
Педагог рассказывает про следующие волшебные слова:
- «спасибо»;
- «пожалуйста»;
- «извини»;
- здравствуйте»;
- «до свидания».
После рассказа педагог предлагает детям проблемные ситуации, например: «Что нужно сказать, если тебе помогли?» и т.д. В работе дети должны решить проблемные ситуации.
Упражнение «Секретное письмо»
Цель: способствовать творческому развитию детей
Инструкция: специалист предлагает написать письмо своему другу (представителю другого народа), но при этом не нужно использовать слова, а необходимо с помощью рисунка донести свою мысль. После рисования младшие школьники должны рассказать, что они хотели написать с помощью своего рисунка.
3. Рефлексия.
В конце занятия дети рассказывают, с какими положительными качества познакомились.
День четвертый
1. Разминка. «Танцевальная терапия». Когда зазвучит припев дети дружно шагают по кругу, а когда услышат мелодию куплета – ищут себе половину. Песня «Вместе весело шагать» (муз. В.Шаинского, сл. М.Матусовского.)
2. Основной этап.
- Игра «Найди свое место». В контексте данной игровой ситуации школьникам предлагалось определить, какие страны правильно расположены на рисунке. Для этого дети также анализировали предложенный материал, самостоятельно просматривали карты с целью определения правильного варианта расположения стран.
- Игра на внимание: «Да, нет». Детям были вопросы, на которые они должны были ответить «да» или «нет».
- Россия находится в Африке?
- Флаг у стран одинаковый?
- Флаги отличаются формой?
- Россия – многонациональная страна?
- Язык нардов одинаковый?
- Все русские говорят только на русском языке?
- Народы отличаются традициями?.
3. Рефлексия.
На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зеленые. Они приклеивают яблоки на яблоню: зеленые – я считаю, что сделал все на «отлично», у меня хорошее настроение; красные – считаю, что были ошибки в выполнении заданий. Затем ребенок указывает ошибки, которые разбираются с целью корректировки.
День пятый
1. Разминка. Упражнение «Приветствие». Дети по кругу должны поприветствовать друг друга необычным способом (рукопожатием, хлопком ладошек, обниманием и т.д.).
2. Основной этап.
Игра «Чудо-дерево»
Цель: формировать доброжелательных качеств у детей
Материал: корзина, зеленные листочки
Игровые действия: дети должны по одному подходить к корзине, коротко рассказывать о каком-либо добром деле.
Игра «Нарисуй сам». Младшим школьникам предлагается нарисовать портреты трех основных рас: европеоидную, монголоидную и негроидную. Для этого дети анализируют рисунки и определяют основные критерии рас, затем по собранным материалам рисуют портреты.
3. Рефлексия.
В конце занятия дети встают в круг. В середину круга на руки педагога дети кладут свои ладошки, соединяют в лучики и выбрасывают кверху. Попрощаться друг с другом необычным способом.
День шестой
1. Разминка. «Зеркала». Задача ведущего – показывать какое-либо движение. Говорить при этом нельзя! А все остальные зеркала, которые должны повторять его движения!
2. Основной этап.
Игра «Жизнь в лесу»
Цель: формировать доброжелательных качеств у детей, учить выражать свое отношение при помощи жестов.
Игровые действия: чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ).
Игровые правил: дети не должны разговаривать между с собой.
Игра «Щедрые подарки»
Цель: формирование способности к восприятию добра, справедливости и щедрости.
Распределение ролей: Один ребенок - Фея Щедрости.
Остальные дети получают разные буквы и запоминают их.
Ход игры:
Под музыку дети кружатся. Когда музыка обрывается, дети замирают.
«Фея Щедрости» дотрагивается до кого-нибудь своей волшебной палочкой. При этом ребенок называет свою букву. «Фея Щедрости» должна придумать, какой щедрый подарок на данную букву она приготовила.
Например, тому, у кого буква «З», она подарит зонтик, чтобы он не промок под дождем, или зайчика, чтоб он с ним играл. Если «Фея Щедрости» не может сама придумать какой-нибудь подарок, ей помогают те дети, которых она уже «оживила».
3. Рефлексия.
Детям раздаются по 3 карточки человечков: улыбающегося, спокойного, грустного. Им предлагается показать ту карточку, которая соответствует их настроению после проведенного занятия.
День седьмой
1. Разминка. «Солнышко» - каждый ребенок передает другом игрушку в виде солнышка. При передачи игрушки дети называют друг друга добрыми словами. В конце игрушка возвращается к педагогу.
2. Основной этап.
«Любимое качество»
Цель: развитие в детях понимания явлений действительности с позиций нравственно-этических норм.
Попросить детей сесть в круг и предложить им подумать о своем любимом качестве. Затем по очереди дети называют свое любимое качество [4].
Если какое-либо качество нравится большинству детей, этому качеству предлагается поселиться в группе. Ему выделяется красивый стул, который становится стулом доброты, заботливости, наблюдательности или храбрости.
В дальнейшем на стуле того или иного качества может посидеть любой ребенок, который хочет, чтобы в нем выросло это качество.
Также, если кто-либо из детей плохо себя ведет, плачет, плохо слушает, педагог предлагает ему посидеть на стуле того или иного качества.
Дети могут выбирать каждую неделю новое качество и предлагать ему поселиться в своей группе.
Проектная деятельность
Тематика проектов:
- Народы России.
- Традиции народов, проживающих на территории России.
- Особенности народов и их признаки.
- Языки народов.
Этапы организации проектов:
1 этап - мотивационныйᅠ этап.
Постановка учебной задачи. Содержание работы на данном этапе –ᅠсоздание учебной ситуации на основе проблемы, ᅠ интересного факта, значимых событий.
2ᅠ этапᅠ –ᅠ формированиеᅠ интересаᅠ кᅠ выбраннойᅠ теме. Реализация данного этапа происходило на основании уже имеющегося опыта и уровня знаний детей через формирование условий, оказывающих благоприятное воздействие на работу.
3ᅠ этапᅠ –ᅠ исследовательский. Исследовани осуществлялосьᅠ
в несколько этапов.
1 этап – «Погружение» в проблему.
2 этап – Поисково-теоретический. На данном этапе мы изучили литературу об исследуемом объекте в рамках конкретного проекта.
3 этап – Осуществление деятельности. На этом этапе была проведена практическая работа.
4 этап – Обобщающий. Результаты получения продукта. Общие рекомендации.
5 этап – Презентация.
Описание проекта «Народы России»
Погружение в проект.
1. Народы, проживающие на территории России.
2. Особенности народов, проживающих на территории России.
3. Постановка цели.
Организация работы над проектом.
1. Распределение детей на группы, определение руководителя группы.
Работа над проектом.
• Выполнение этапов работы.
• Презентация.
• Устное сообщение.
• Демонстрация продуктов проекта.
• Ответы на вопросы.
• Самоанализ.
Защита проектных работ проводилась по следующему плану.
• Почему избрана эта тема.
• Какую цель преследовали.
• Какие ставились задачи.
• Какие гипотезы проверялись.
• Какие использовались методы и средства.
• Каким был план.
• Какие результаты получены.
• Какие выводы сделаны по итогам проектной деятельности.
3. Рефлексия.
После выполнения заданий детям предлагается в специальную коробочку сложить бумажки с названием того, чему они научились в процессе занятий, а также пожеланий.
В процессе реализации программы отдельное внимание было акцентировано на дополнительной работе в виде прочтения сказок и составления собственных. Дополнительная работа проводилась промежуточно между основными этапами, чтобы отразить содержательность и многоплановость программы.
После прочтения произведения необходимо обращать внимание на поведение конкретного персонажа сказки, анализировали его, беседовали о том, какими качествами он обладает.
К сожалению, в настоящее время у школьников падает интерес к слушанию сказок, что и педагоги, и родители единодушно отмечают. Семейное чтение вытесняется просмотром телепередач, который взрослым все труднее регламентировать, и постепенно усиливается влияние на детей телеобразов, часто примитивных, не несущих нравственной нагрузки. Чтобы избежать перенасыщения жизни детей чтением нужно включать отобранные произведения в занятия познавательного цикла.
Можно включить в перечень сказки народов мира с целью их анализа и сравнения с русскими народными сказками.
Далее нужно акцентировать внимание на создании детьми собственных народных сказок.
Алгоритм составления сказок (Е.Ю. Грицюк):
1. Определяется место, где будут разворачиваться события, это место обозначается каким-либо словом.
2. Перечисляются неодушевленные объекты, типичные для этого места: боровики, подберезовики, подосиновики, маслята, мухоморы, лось.