Файл: Особенности политики мотивации персонала корпораций (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ТРУДА В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ТРУДА В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА
Исторический экскурс в развитие понятия «мотивация»
Сущность, значение и формы стимулирования труда
1.3. Анализ специфики основных функций мотивации труда
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРИЙ МОТИВАЦИИ (СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ)
2.1. Содержательные теории мотивации
2.2. Процессуальные теории мотивации
3.1. Ключевые направления и приоритеты программы мотивации персонала в Компании
3.2. Предложения по повышению эффективности реализации политики мотивации персонала в Компании
В обеих компаниях внедрен комплекс мер по обеспечению корпоративного образования сотрудников. В информационных источниках подчеркивается что, главная цель обучения резерва в рамках ПАО «Газпром» заключается в подготовке нового типа руководителя, в совершенстве владеющего знаниями, которые необходимы для успешной и эффективной работы в условиях рыночной экономики, при сохранении и приумножении лучших традиций подготовки руководителей отечественной газовой промышленности[23].
Что касается организации обучения в ПАО «НК «Роснефть», предлагается разработать и внедрить фирменную систему профессионального обучения, основывающуюся, прежде всего, на мотивационном стимулировании руководителей-менеджеров низшего звена.
Также рекомендуется развивать технологии дистанционного корпоративного обучения, что при соответствующем качестве обучения позволяет сокращать расходы на его организацию и проведение.
Доказано, что самым мощным мотивирующим средством трудового поведения является интерес к работе. Чем больше знаний имеет человек, тем выше его квалификация, тем больше он будет стремиться к интересной работе. Удовлетворение будет приносить содержание работы, ее процесс. В интересной работе человек реализует психологический потенциал и способности.
Таким образом, можно сделать вывод, что у сотрудников ПАО «НК «Роснефть» имеется положительная мотивация к труду, что подтверждается успешностью функционирования компании не только на российском, но и на зарубежном рынке. Однако вышеперечисленные рекомендации по повышению эффективности реализации функций мотивации персонала в ПАО «НК «Роснефть» могут быть применены при организации работы Компании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам исследования особенностей политики мотивации персонала корпораций на примере ПАО «НК «Роснефть» были сделаны следующие выводы.
- Работа эффективного менеджера – не только анализ, планирование и контроль. Управление трудовыми ресурсами имеет колоссальное значение для любой организации и практически полностью сводится к общению с людьми. Для эффективного управления мотивацией необходимо понимать людей и правильно взаимодействовать с ними.
- Мотивация также предусматривает формирование и воспитание здоровых и разумных потребностей, высоких идеалов людей, разработку нетрадиционных способов побуждения к высококачественной работе. При этом связь между отдельными силами и действиями человека определяется сложной системой взаимодействия, поэтому разные люди на одни и те же воздействия одинаковых сил реагируют по-разному.
- Методы нематериального стимулирования как поощрение и признание персонала не только улучшают эмоциональное самочувствие сотрудников. Нематериальное стимулирование обеспечивает принятие корпоративных ценностей, повышает лояльность сотрудников, мотивирует работать больше и лучше.
- ПАО «НК «Роснефть» проводит сбалансированную политику в области оплаты труда, социальных льгот и гарантий для эффективного построения бизнеса, поддерживая статус одного из крупнейших и стабильных работодателей в России.
- Ключевые направления кадровой политики и политики формирования благоприятной мотивационной среды в ПАО «НК «Роснефть»: создание и поддержание системы своевременного планирования, подбора и привлечения персонала с учетом потребности Компании; создание и поддержание конкурентной системы материального вознаграждения; обеспечение эффективной системы стимулирования персонала на основе максимально объективной оценки результативности сотрудников; организация корпоративной системы обучения сотрудников с целью реализации проектов Компании.
- Предложения по повышению эффективности реализации функций мотивации труда в ПАО «НК «Роснефть»:
- Материальное стимулирование - по результатам регулярно проводимой аттестации или по результатам реализации проектов предлагается внедрить дифференцированную систему премирования и выплаты бонусов.
- Нематериальное стимулирование – предлагается внедрить практику проведения мотивационных разговоров между руководителем и сотрудниками структурного подразделения с целью обеспечения адекватной обратной связи.
- Повышение качества трудовой деятельности в Компании – рекомендуется уделять особое внимание вопросу перемещения кадров в рамках Компании (ротации и выдвижению).
- Использование опыта проводимой мотивационной политики, внедренной прочими крупными российскими и зарубежными компаниями – рекомендуется развивать технологии дистанционного корпоративного обучения, что при соответствующем качестве обучения позволяет сокращать расходы на его организацию и проведение.
- Российская компания ПАО «НК «Роснефть» занимает достаточно высокие позиции на мировом рынке, где конкуренцию ему составляют высокоорганизованные компании, обладающие развитым и хорошо управляемым и мотивированным персоналом c многолетним опытом работы. Поэтому руководство ПАО «НК «Роснефть» уделяет самое пристальное внимание состоянию и развитию кадрового потенциала, мотивированию своих сотрудников (как материального, так и нематериального), от которого зависят успех деятельности компании, ее финансовое положение и интересы акционеров.
- Характерной особенностью проводимой мотивационной политики и системы управления персоналом в ПАО «НК «Роснефть» в целом является систематическое проведение оценки эффективности трудовой деятельности работников с целью, с одной стороны, определить набор факторов результативности труда, общий для всех критерий оценки персонала, а с другой – выделить специфические качества отдельных работников.
В заключение необходимо также добавить то, что благодаря тому, что ПАО «НК «Роснефть» имеет свои характерные черты в организации мотивационной политики и успешно их реализовывает, компания устойчиво развивается и остается лидером на мировом рынке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Аваевa В.Е., Карташов С.А., Тохтиева Л.Н. Современные теории мотивации труда и реальная экономика // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2016. - № 4. - С. 58–65.
- Апухтин О.О. Теоретические аспекты исследования мотивации труда // Новые технологии. – 2013. - № 4. - С. 1–4.
- Балашов Ю.К. Оценка персонала – основа кадровой политики зарубежных фирм// Кадры предприятия. – М., 2006. –№9.
- Бобби Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: пер. с англ./ Под. ред. Ю.Н. Каптуревского – СПб: Издательство «Питер», 1999. – 816 с.
- Божья-воля А.А. Особенности мотивации работников в частном секторе и на государственной службе // ARS ADMINISTRANDI. – 2013. - № 2. - С. 47–58.
- Борисова Н.М. Теории мотивации Д. Макгрегора и применение в российской практике //Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2012. - № 8 том 2. - С. 167–168.
- Виханский О.С. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарики, 200. – 528с
- Галкина Ю.Е. Анализ сущности современных мотивационных концепций // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. – 2014. - № 2. - С. 1–9.
- Герасимова И.А., Копылов С.И. Проблема личностного развития и мотивации в контексте социально-психологических методов управления // Сервис plus. – 2013. - № 3. - С. 34–39.
- Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 511 с.
- Громкова М.Т. Организационное поведение: учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 208 с.
- Губарев Р.В. Анализ современных теорий мотивации и стимулирования труд // Вестник УГУЭС. Наука. Образование. Экономика. Серия: Экономика. – 2014. - № 1 (7). - С. 239–246.
- Гуров В.И., Сукманов Э.В. Эволюция теорий мотивации // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. – 2014. - № 2 том 2. - С. 72–74.
- Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Организационное поведение: Учебник. – М.: Экономистъ, 2005. –665 с.
- Костенко Е.П. Особенности управленческой концепции Ф. Герцберга: проблемы взаимодействия в сфере услуг // Terra Economicus. – 2015. - № 2-2 том 10. - С. 115–119.
- Костенко Е.П. Теория прогрессивного управления А. Маслоу // Terra Economicus. – 2014. - № 1-3 том 10. - С. 218–222.
- Лифшиц Е.А. Истоки трудовой мотивации. Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление [Электронное научное издание]. – Режим доступа: www.rypravlenie.ru.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело», 1992. – 702 с.
- Михненко П.А. Теория менеджмента: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. – «Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2014 г.
- Муравьев Ю.Л. Возможности и ограничения использования классических теорий мотивации в практике управления предприятием // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2014. - № 1. - С. 89–92.
- Нельсон, Боб, Экономии, Питер. Библия менеджмента: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2006. – 256 с.
- Ноздрева Р.Б. Антикризисное управление: учеб. пособие. – М.: Проспект, 2010. – 120 с.
- Омаров А.М. Менеджмент. Управление – древнейшее искусство, новейшая наука: Учебник// А.М. Омаров. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. – 638 с.
- Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. Менеджмент организации: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М.,1995. – 432 с.
- Салихов А.А., Абдрахимова Р.Г. Мотивация персонала // Символ науки. – 2016. - № 5-1. С. 188–190.
- Сатонина Н.Н. Особенности мотивации персонала современной российской компании // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». - 2014. - № 1. – С. 112-122.
- Топоркова Е.П. Анализ понятия «мотивация» в контексте социального управления // Вестник ЗабГУ. – 2015. - № 11 (90). - С. 92–97.
- Филатова А.В. Сущность и основные теории мотивации эффективности труда персонала // Основы экономики, управления и права. – 2014. - № 1 (1). - С. 126–138.
- Ческидов Р.П. Теории мотивации с позиций элементов и качественных характеристик управления // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2015. - № 2 (34). - С. 134–139.
- «ПАО «Газпром» – газовая компания» (офиц. сайт) – http://www.gazprom.ru/
- «ПАО «НК «Роснефть» – https://www.rosneft.ru/
Обзор работ Чарльза Вудрафа («Центры развития и оценки»), Роджера Миллса («Компетенции»), В.Е. Хруцкого, Р.А. Толмачева («Оценка персонала: современные системы и технологии»), Александра Вязигина («Оценка персонала высшего и среднего звена»), Марка Паркинсона («Использование психологии в бизнесе»).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Методы управления мотивацией персонала
Источник: Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело», 1992.
-
«Я не верю в принципы, но я верю в заинтересованность». – Д.Лоуэлл (Перевод с англ.яз.) ↑
-
Лифшиц Е.А. Истоки трудовой мотивации. Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление [Электронное научное издание]. – Режим доступа: www.rypravlenie.ru ↑
-
Ческидов Р.П. Теории мотивации с позиций элементов и качественных характеристик управления // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2015. - № 2 (34). - С. 134–139. ↑
-
Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 511 с. ↑
-
Виханский О.С. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарики, 200. – 528с. ↑
-
Салихов А.А., Абдрахимова Р.Г. Мотивация персонала // Символ науки. – 2016. - № 5-1. С. 188–190. ↑
-
Нельсон, Боб, Экономии, Питер. Библия менеджмента: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2006. – С.68-71. ↑
-
Муравьев Ю.Л. Возможности и ограничения использования классических теорий мотивации в практике управления предприятием // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2014. - № 1. - С. 89–92. ↑
-
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело», 1992. – С.566. ↑
-
Аваевa В.Е., Карташов С.А., Тохтиева Л.Н. Современные теории мотивации труда и реальная экономика // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2016. - № 4. - С. 58–65. ↑
-
Михненко П.А. Теория менеджмента: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. – «Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2014 г. ↑
-
Топоркова Е.П. Анализ понятия «мотивация» в контексте социального управления // Вестник ЗабГУ. – 2015. - № 11 (90). - С. 92–97. ↑
-
Михненко П.А. Теория менеджмента: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - "Московский финансово-промышленный университет "Университет", 2014 г. ↑
-
Бобби Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: пер. с англ./ Под. ред. Ю.Н. Каптуревского – СПб: Издательство «Питер», 1999. – 816 с. ↑
-
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело», 1992. – 702 с. ↑
-
Vroom V.H. Work and motivation. N.Y.: Wiley, 1964. ↑
-
Управление персоналом: работник — самый эффективный ресурс компании. Учеб. пособие. ИНФРА — М., 2007. ↑
-
Отчеты об устойчивом развитии ПАО «НК «Роснефть» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rosneft.ru/Development/reports/ ↑
-
Губарев Р.В. Анализ современных теорий мотивации и стимулирования труд // Вестник УГУЭС. Наука. Образование. Экономика. Серия: Экономика. – 2014. - № 1 (7). - С. 239–246. ↑
-
Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. Менеджмент организации: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М.,1995. – 432 с. ↑
-
Филатова А.В. Сущность и основные теории мотивации эффективности труда персонала // Основы экономики, управления и права. – 2014. - № 1 (1). - С. 126–138. ↑
-
Омаров А.М. Менеджмент. Управление – древнейшее искусство, новейшая наука: Учебник// А.М. Омаров. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. – С.440. ↑
-
Обучение кадрового резерва предприятия ПАО «Газпром» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gazprom.ru/about/subsidiaries/news/2008/april/article39639/ ↑