Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 299
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Теоретические основы стратегического планирования на предприятии
1.2 Роль финансов в процессе стратегического планирования и принятия решений
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ООО «СТРОЙГРАД»
2.1 Организационно-правовая и экономическая характеристика ООО «Стройград»
2.2 Мониторинг организационной среды ООО «Стройград»
2.3 Анализ и оценка этапов стратегического планирования ООО «Стройград»
Глава 3. Рекомендации по усовершенствованию стратегического планирования на предприятии
3.1 Достоинства и недостатки стратегического планирования ООО «Стройград»
3.2 Мероприятия по устранению недостатков стратегического планирования ООО «Стройград»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы. За последние несколько десятилетий в мире произошли такие изменения, которые оказали огромнейшее влияние на условия управления бизнесом. В существенной степени увеличился уровень конкуренции как внутри страны, так и на мировых рынках, появились новые факторы предпринимательского риска, возросла степень неопределенности внешних условий функционирования бизнеса, возросли требования к качеству управления, в большей степени, в сфере управления финансами.
Все это и обозначило значительную актуальность вопроса о планировании деятельности предприятия в целом и, в особенности в области финансовых отношений. Само же представление о планировании при этом качественно меняется. Планирование приобретает новейшие функции, новое содержание, изменилась его роль в системе управления бизнесом.
Целью курсовой работы является исследование особенностей финансового планирования на предприятии.
Для ее достижения необходимо решить задачи, такие как:
1. исследование особенностей определения финансового планирования, его целей и задач.
- исследовать особенности стратегического планирования: сущность, этапы, требования;
- изучить особенности стратегического планирования на предприятиях малого и среднего бизнеса;
- провести мониторинг организационной среды ООО «Стройград»;
- дать анализ и оценка этапов стратегического планирования ООО «Стройград»;
- изучить достоинства и недостатки стратегического планирования ООО «Стройград»;
- провести мероприятия по устранению недостатков стратегического планирования ООО «Стройград»;
- исследовать социально-экономическую эффективность ООО «Стройград».
Предметом исследования является стратегическое и тактческое планирование на предприятии.
Объектом исследования является предприятие ООО «Стройград».
Научная разработанность темы. В процессе написания дипломной работы автором изучены труды российских и зарубежных исследователей таких как: Балабанов И.Т., Бобылева А.З., Вахрушина М.А., Вольтер О.Э., Понеделкова Е.Н., Крейнина М.Н., Павлова Л.Н. и др.
Методология финансового планирования построена на рассмотрении баланса, материалов, необходимых для составления финансового плана. Методология финансового планирования и контроля упорядочила финансовые взаимоотношения между субъектами хозяйствования и бюджетом. В этом отношении процедуры финансового планирования упростились. В то же время значительно повысилась ответственность финансовых работников предприятий за качество принятых плановых решений. Увеличился риск при формировании стратегии развития предприятия: работать прибыльно или стать банкротом. Поэтому эффективность использования финансовых ресурсов стала главным критерием при выработке стратегии и тактики ведения хозяйственной деятельности, отборе тех или иных инновационных мероприятий, принятии инвестиционных решений.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит и введения, трех глав, восьми параграфов и списка литературы.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Теоретические основы стратегического планирования на предприятии
В условиях рыночной экономики благополучие предприятия зависит от умения правильно оценивать текущее состояние и будущие перспективы деятельности предприятия, прогнозировать возможные риски и адаптироваться в конкурентной среде. В таких условиях резко возрастает значение стратегического планирования на предприятии.
Стратегическое планирование – это особая форма плановой деятельности, состоящая в разработке стратегических решений, которые предусматривают выдвижение таких целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе и быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды[1].
Стратегическое планирование имеет ряд особенностей:
1) стратегический план разрабатывается на долгосрочную перспективу (5, 10, 15, 20 и более лет);
2) стратегическое планирование подразумевает достижение таких ключевых целей, от которых зависит выживание объекта планирования и социальноэкономический прогресс;
3) стратегические цели связаны с объемом и структурой ресурсов, которые требуются для их достижения (имеющиеся ресурсы и ресурсы, которые будут созданы в плановом периоде);
4) стратегическое планирование носит адаптивный характер, прогнозируя изменения среды объекта планирования и разрабатывая приспособления к ним;
5) при разработке стратегии учитывается влияние на объект планирования всех внешних факторов (позитивных и негативных), а также рассматриваются мероприятия, ослабляющие негативное влияние, либо использующие позитивное воздействие этих факторов;
В рамках деятельности предприятия стратегическое планирование выполняет значимые функции[2]:
‒ определяет направления деятельности организации, наиболее эффективные способы продвижения и сбыта продукции, позволяет планировать объемы продукции и устанавливать цены;
‒ обеспечивает координацию различных подразделений и функциональных направлений;
‒ позволяет организации оценить свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможности и угрозы в окружающей среде;
‒ определяет альтернативные действия или комбинации действия, которые может предпринять организация;
‒ создает основу для распределения ресурсов;
‒ демонстрирует необходимость оценивания предпринимаемых действий.
Процесс стратегического планирования представляет собой последовательное выполнение трех основных этапов:
1) стратегический анализ;
2) целеполагание;
3) стратегический выбор.
На первом этапе производят системный анализ факторов внешней и внутренней среды предприятия для определения текущего положения и выявления дальнейших перспектив функционирования и развития.
Целеполагание представляет собой следующий после стратегического анализа этап формирования стратегического плана. Результатом данного этапа является представление о желаемом состоянии объекта, которого оно должно достигнуть через определенный промежуток времени.
Стратегический выбор – ключевой этап стратегического планирования, который непосредственно связан с разработкой стратегии развития объекта планирования. Процесс стратегического выбора включает в себя следующие этапы:
1) формирование альтернативных вариантов стратегии;
2) оценка альтернативных вариантов стратегии;
3) выбор наиболее предпочтительного варианта.
Выбор стратегии зависит от позиции организации на рынке, ее финансовых возможностей, состояния экономики и т.д. Разнообразие различных вариантов стратегий сводится к трем основным видам:
1. Стратегия стабильности связана с невысокими рисками и применяется в развитых отраслях, при удовлетворении текущим состоянием предприятия. Данная стратегия подразумевает поддержку существующих направлений деятельности.
2. Стратегия развития предполагает расширение компании, значительное повышение показателей деятельности по отношению к предыдущему периоду. Обеспечивается посредством внедрения новых технологий, диверсификации (расширение ассортимента) товаров, захвата смежных отраслей и рынков, а также слияния корпораций.
3. Стратегия сокращения применяется в условиях высоких рисков и стагнации в целях достижения стабильности организации или же ухода с рынка. В рамках представленной стратегии сокращение бизнеса возможно посредством следующих вариантов: сокращение расходов, отсечение лишнего (продажа подразделений), сокращение и переориентация деятельности, ликвидация бизнеса.
Следует отметить, что любая организации может выбрать как одну, так и сочетание несколько стратегий одновременно, что характерно для крупных, диверсифицированных компаний.
На сегодняшний день стратегическое планирование является незаменимым фактором обеспечения успешной деятельности любого предприятия. Благодаря стратегическому планированию предприятие может с необходимой точностью оценить свои потенциальные возможности, разработать эффективные производственные программы, скоординировать усилия всех сотрудников и подразделений на достижение общих целей, а также разработать эффективные мероприятия развития компании на долгосрочную перспективу.
Концепция составления стратегических планов возникла еще в 1960х и десятилетием позже получила широкое распространение и применение в управлении организациями. К началу 2000х годов стратегическое планирование стало одним из наиболее популярных и часто применяемых методов управления на предприятии. Данный метод управления стал применяться не только в коммерческих компаниях, но и в государственных и муниципальных организациях.
На сегодняшний день стратегическое планирование представляет собой сложный процесс, который охватывает все уровни управления компании; все бизнеспроцессы, осуществляющиеся в ней; все подразделения, планы и проекты. Сложность задач по осуществлению данного процесса, оценка результатов работы организации, формулировка целей и задач, создание плана их осуществления, его адаптация к постоянно меняющимся внешним условиям все это определяет требования к стратегическому планированию.
Концепция стратегического планирования не является застывшей теоретической конструкцией. К настоящему времени сформировались объективные предпосылки для переосмысления концепции стратегического планирования. Рассмотрим основные аспекты современного подхода к концепции стратегического планирования.
1. Планирование и реализация возможностей. Стратегическое планирование предназначено для того, чтобы обнаружить и оценить возможности развития бизнеса, определить стратегические цели и разработать мероприятия по их осуществлению. В конечном итоге все это представляет собой определение методов вложения ресурсов в развитие объекта, в отношении которого осуществляется планирование. Основная концепция стратегического планирования заключается в том, чтобы обнаружить, проработать и оценить все имеющиеся возможности развития фирмы и спланировать их реализацию.
2. Стратегическое мышление и творческий подход необходимы для того чтобы найти подходящие возможности развития. Осуществить творческий подход в крупной компании нелегко, так как может иметь место неприятие и даже отрицание со стороны высших руководителей.
Стратегическим мышлением, как правило, занимаются предметные специалисты, вырабатывающие новые идеи, занимающиеся оценкой текущего состояния и инновациями. Необходимо организовать работу таких групп в рамках процесса стратегического планирования, т.е. вовлечь их в разработку и реализацию стратегии развития.
3. Стратегическая логика это уникальный подход к пониманию, осмыслению и осуществлению стратегии развития, исходящий из учета обстоятельств: внешнее окружение является сложным, динамичным и непостоянным; будущее представляется расплывчатым и неопределенным; компания должна быть инновационной и гибкой; внимание должно быть сосредоточено на товарах, клиентах, каналах распределения и сбыта, партнерах и других участниках деятельности; рынки (отрасли) постоянно исчезают и появляются; все время меняются товары, услуги, процессы, формы сбыта.
Стратегическая логика состоит из таких компонентов, как: предпосылки формирования стратегии, основные возможности компании, стратегические инициативы, ожидания участников работы, начальные условия стратегии.
4. Создание синергетических эффектов. Создание стратегического плана должно предусматривать формирование и реализацию совокупности значимых для компании эффектов. Стратегический план должен быть эффективным не с точки зрения ключевых показателей или прироста рыночной стоимости, а с позиции качественных прорывов в операционной деятельности организации. Поэтому такие синергетические эффекты, как слияния или поглощения, технологическая или предметная специализация, диверсификация или концентрация, построение новой бизнесмодели, могут быть основой стратегического управления на протяжении ряда лет.
5. Портфель проектов обеспечивает осуществление всех стратегических целей, которые были заложены в стратегическом плане. Вкладывая средства в портфель проектов, владельцы компании получают дополнительные денежные средства, которыми могут распорядиться по собственному усмотрению, в том числе на новые инвестиции[3].
6. Проектный подход к организации процесса стратегического планирования. Создание стратегического плана формально осуществляется в виде проекта. Разрабатываются устав и план проекта, формируются цели и задачи, временной планграфик. Проводится организация работ, подбираются специалисты, создается проектная команда. Окончательным продуктом такого проекта является плановоотчетная документация. Непосредственно после сдачи конечного продукта заказчику наступает процесс оперативного составления плана и формирования бюджета на год, первый в стратегическом планировании.