Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 301
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Теоретические основы стратегического планирования на предприятии
1.2 Роль финансов в процессе стратегического планирования и принятия решений
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ООО «СТРОЙГРАД»
2.1 Организационно-правовая и экономическая характеристика ООО «Стройград»
2.2 Мониторинг организационной среды ООО «Стройград»
2.3 Анализ и оценка этапов стратегического планирования ООО «Стройград»
Глава 3. Рекомендации по усовершенствованию стратегического планирования на предприятии
3.1 Достоинства и недостатки стратегического планирования ООО «Стройград»
3.2 Мероприятия по устранению недостатков стратегического планирования ООО «Стройград»
2.2 Мониторинг организационной среды ООО «Стройград»
Конкуренцию ООО «Стройград» составляют большинство строительных организаций отрасли. Рассмотрит основных конкурентов организации (табл. 2.3).
Таблица 2.3 - Анализ конкурентов ООО «Стройград»
Компания -конкурент |
Конкурентное положение |
Доля на рынке |
Конкурентная стратегия |
1. ООО "ЭкспоСтрой" |
Стремление изменить рыночную нишу, войдя в группу лидеров |
Расширение путем внутреннего роста и приобретений |
Упор на географическую рыночную нишу |
2. ООО "КрасБытСтрой" |
Среднее положение, стремится выйти в лидеры |
Расширение путем слияния |
Стремится к лидерству в издержках |
3. ООО "ПРОФСТИЛЬ" |
Стремится к изменению своей рыночной ниши, войдя в группу лидеров |
Расширение путем слияния и совместного роста |
Индивидуализировать оказываемые услуги |
4. ЗАО "Вертикаль" |
Стремление повысить свой рейтинг в отрасли |
Агрессивное расширение путем приобретения и роста |
Стратегия расширения ассортимента выполняемых услуг |
5. ООО "Авангард-строй" |
Стремление к доминирующему лидерству |
Расширение путем внутреннего роста |
Стратегия наилучшей стоимости, путем снижения издержек производства |
Анализ конкурентов показывает, что организации имеют различные позиции на рынке, но все хотят быть лидерами на рынке любыми путями. Сильные предприятия могут достичь этого путем поглощения более слабых, тем самым устранят конкурентов. Слабые же предприятия наоборот стараются объединиться, с целью усиления своих позиций на рынке. Таким образом доли на рынке можно распределить следующим образом (рис. 2.2):
Рис. 2.2 - Рыночные доли конкурентов ООО «Стройград»
ООО «Стройград» постоянно проводится мониторинг деятельности конкурентов. Это делается с целью предупреждения «атак» со стороны конкурентов и своевременной разработке мер по их отражению.
На рисунке 2.3 представлена динамика продаж основных видов деятельности ООО «Стройград».
Рис. 2.3 - динамика продаж основных видов деятельности ООО «Стройград»
Как видно из рисунка 2.3 за ряд последних лет имеется стабильная тенденция к спаду спроса на строительные услуги: в 2017 году спрос упал на 15%, в 2018 – на 18,7% (результат значимого повышения цен в 2017 – в среднем на 18%, в 2018 году – на 20%). Производство мебели характеризуется стабильным ростом спроса: в 2017 году спрос увеличился на 85%, в 2018 году – на 81,3 %.
Сведем полученные результаты в матрицу SWOT анализа деятельности компании для подведения окончательных итогов (табл. 2.4). По результатам таблицы 2.4 составим матрицу SWOT ООО «Стройград» (табл. 2.5).
Для этого необходимо из таблицы 2.4 отобрать наиболее значимые параметры, а затем построить матрицу.
В таблице SWOT-анализа:
Таблица 2.4 - SWOT-анализ ООО «Стройград»
Возможности |
Сильные стороны |
1. Реализация товара в кредит через банки. 2. Увеличение объема реализации 3. Возможность расширить продажи на другие территории 4. Реализация различных инструментов продвижения товара |
1. Хорошая репутация. 2. Разработка дизайнерских продуктов. 3. Профессиональный коллектив. 4. Большая база данных покупателей. |
Угрозы |
Слабые стороны |
1. Зависимость от ситуации на рынке. 2. Система налогообложения; 3. Высокая конкуренция. 4. Ограничена емкость рынка |
1. Не хватает сотрудников. 2. Ненадёжные поставщики. 3. Рекламная компания не приносит желаемых результатов. 4. Требуется обновление оборудования. |
«+» ставится в том случае, если предприятие может использовать возможность внешней среды или нейтрализовать угрозу;
«-» ставится в том случае, когда имеющимися сильными сторонами предприятия невозможно нейтрализовать угрозу;
«0» ставится или графы остаются незаполненными в случае отсутствия связи между факторами
Таблица 2.5 Матрица SWOT ООО «Стройград»
Факторы внутренней среды |
Факторы внешней среды |
Итого (внутренняя среда) |
|||||||
Возможности |
Угрозы |
||||||||
Реализация товара в кредит через банки |
Увеличение объема реализации |
Расширить продажи на другие территории |
Реализация инструментов продвижения товара |
Зависимость от ситуации на рынке. |
Система налогообложения |
Высокая конкуренция. |
Ограничена емкость рынка |
||
Сильные стороны |
|||||||||
Хорошая репутация |
+ |
+ |
+ |
+3 |
|||||
Разработка дизайнерских продуктов |
+ |
+ |
+ |
+3 |
|||||
Профессиональный коллектив |
+ |
+ |
+ |
+ |
+4 |
||||
Большая база данных покупателей |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+5 |
|||
Слабые стороны |
|||||||||
1. Не хватает сотрудников. |
- |
- |
-2 |
||||||
2. Ненадёжные поставщики |
- |
- |
- |
-3 |
|||||
3. Рекламная компания не приносит желаемых результатов. |
- |
- |
- |
- |
- |
-5 |
|||
4. Требуется обновление оборудования. |
+ |
+ |
- |
-1 |
|||||
Итого (внешняя среда) |
+2 |
+3 |
+3 |
-2 |
-1 |
0 |
0 |
-1 |
+4 +4 |
На основании проведенного анализа рассмотрим следующий сценарий развития компании:
Таблица 2.5 - Основные факторы матрицы SWOT ООО «Стройград»
Возможности |
Сильные стороны |
1. Рост интереса граждан к дизайнерским решениям в оформлении домов и квартир 2. Увеличение объема продаж |
1. Смена банков партнеров. 2. Замена оборудования |
Угрозы |
Слабые стороны |
1. Высокая конкуренция на рынке 2. Ограниченный платежеспособный спрос |
1. Ограниченный объем продаж из-за зависимости от рынка. 2. Устаревшая рекламная компания |
Исходя из выше изложенного, компании ООО «Стройград» следует разработать маркетинговую стратегию по продвижению и реализации своего товара.
2.3 Анализ и оценка этапов стратегического планирования ООО «Стройград»
Процесс экономического планирования ООО «Стройград» разделен на следующие стадии: разработка стратегии и определение тактики по ее реализации. В первом случае определяется комплекс целей предприятия, а также главные способы их достижения. Тактика подразумевает поиск наилучшего варианта по реализации выбранных способов.
Слово "стратегия" имеет греческое происхождение. Его первоначальное значение – "искусство генерала" найти правильные пути для достижения победы. Сегодня в условиях рынка стратегическое планирование – это разработка и определение общего направления деятельности предприятия.
Следует отметить, что это достаточно серьезная и ответственная работа. Простое формулирование желаемых целей и определение наиболее удобных вариантов их претворения еще не является стратегией. Для ее осуществления необходимо в первую очередь исходить из действительных возможностей развития предприятия.
Стратегическое планирование являет собой реакцию фирмы на объективные внутренние и внешние обстоятельства в ее деятельности. Как правило, разработка комплекса целей и определение способов их реализации осуществляется на продолжительный период.
Процесс разработки целей и способов их достижения являет собой достаточно непростую последовательность операций. Основные этапы стратегического планирования предусматривают, что каждое новое событие должно происходить непосредственно после предыдущего. Весь процесс требует особого управленческого искусства и гибкости. Люди, которые принимают участие в разработке, не просто проходят все этапы стратегического планирования, выполняя предписанные функции. Они способны изменять характер действия, подходить творчески к решениям задач, если это требуется по обстоятельствам.
Разработка целей и определение способов их достижения в ООО «Стройград» осуществляется сотрудниками бухгалтерского отдела и руководством. Независимо от того, каков размер предприятия, какова его сфера деятельности, этапы стратегического планирования являются некой основой.
Для каждой компании каждая стадия приобретает свою специфику. Однако применение "сквозного" проекта одинаково полезно для всех.
Рассмотрим этапы стратегического планирования ООО «Стройград».
- Определение задач предприятия. Задачи фирмы связаны с продолжительной ориентацией на конкретный вид деятельности, а также на соответствующую нишу на рынке.
- Образование хозяйственных подразделений. Они отвечают за ассортиментную группу либо за конкретный товарный отдел в пределах организации, с концентрацией на определенном рынке и управляющим. Последний при этом наделен абсолютной ответственностью за объединение в стратегию всех функций.
- Формулирование маркетинговых целей. Каждое сформированное хозяйственное подразделение на предприятии должно установить собственные задачи маркетинговой деятельности. Как правило, они определяются и в количественных, и в качественных показателях. Проведение ситуационного анализа. На этом этапе определяются маркетинговые возможности предприятия и предполагаемые проблемы, с которыми оно может столкнуться.
- Реализация тактики предусматривает совершение конкретных действий для воплощения установленного проекта.
- Слежение за результатами предполагает сопоставление запланированных показателей с достигнутыми.
- Сравнение осуществляется за конкретный промежуток времени. Для этого применяются временные графики, бюджеты, анализ расходов, данные по сбыту.
Все этапы стратегического планирования в совокупности позволяют прояснить возникающие проблемы, подготовить компанию к неожиданным изменениям в окружающей среде, улучшить координацию действий на предприятии.
Стратегический финансовый план ООО «Стройград» – это порядок реализации задач и целей фирмы, предполагаемых накоплений и стратегии инвестиций. Его основа – это определение потребности предприятия в капитале для обеспечения производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Тактический финансовый план – это годовой баланс расходов и доходов организации. Ввиду инфляции планы в компании составляются раз в квартал и периодически корректируются, учитывая инфляционный индекс.
Целью составления финансового плана является необходимость увязывать доходы предприятия с его расходами. Если поступлений средств больше, то они направляются в резервный фонд организации. В противоположном случае проводится разработка мероприятий для минимизации расходов.
Анализ и контроль выполнения плана (определение фактических конечных финансовых деятельности, сопоставление их с запланированными показателями, выявление причин и следствий отклонений от плановых показателей, разработка мер по устранению негативных явлений).
В компании отсутствует финансово-экономический, поэтому осуществление внутреннего экономического планирования и экономического нормирования осуществляет отдел бухгалтерии. На главного бухгалтера возложены обязанности проведения анализа производственно-хозяйственной деятельности организации и исследования экономической конъюнктуры.
Глава 3. Рекомендации по усовершенствованию стратегического планирования на предприятии
3.1 Достоинства и недостатки стратегического планирования ООО «Стройград»
Переход российской экономики к рыночным отношениям поставил большое количество вопросов и предъявил новые требования к управлению финансами предприятий. Нет никаких сомнений в том, что при внимательном рассмотрении состояния дел на российских предприятиях в число самых горячих проблем попадет управление финансами. Опыт показывает, что из-за отсутствия точного и систематического знания о своих финансах российские предприятия теряют более пятой части своих доходов.
Основное преимущество стратегического планирования ООО «Стройград» состоит в большей степени в обоснованности плановых показателей, в большей вероятности реализации планируемых сценариев развития событий.
Современный темп изменений в экономике является настолько большим, что стратегическое планирование для ООО «Стройград» единственный способ формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству ООО «Стройград» средства создания плана на длительный срок, дает основу для принятия решений, способствует снижению риска при принятии решений, обеспечивает интеграцию целей и задач всех структурных подразделений и исполнителей фирмы.