Файл: Управление запасами АО «Тамбовский хлебокомбинат».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 326

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Хлеб является главным продуктом питания, имеющим значимую социальную роль. Хлебокомбинат, выпускающий основные сорта хлеба, решает важную стратегическую и социальную задачу обеспечения необходимым продуктом населения.

Сейчас на рынке присутствуют как традиционные виды хлеба, доставшиеся нам в наследие от СССР, так и формирующаяся в последние годы премиальная категория. К традиционным сортам относятся черный, белый и серый хлеб, выпекаемый как формовой или батоны. В категорию «Премиум» входят хлебобулочные изделия, содержащие минералы и органические элементы, а также низкокалорийные сорта и со специальными добавками.

Доля АО «Тамбовский хлебокомбинат» по объемам производства на рынке в 2015 году составила:

- производство хлеба и хлебобулочных изделий – 84,30 %;

- производство кондитерских изделий – 54,00 %;

- производство макаронных изделий – 100,00 %.

Одним из приоритетных направлений деятельности Общества в 2018 году являлось увеличение объемов производства макаронных изделий.

Освоение и работа с новыми рынками сбыта (другие регионы и населенные пункты области).

На территории г. Тамбова АО «Тамбовский хлебокомбинат» является единственным производителем макаронных изделий.

Основными конкурентами по макаронным изделиям являются товаропроизводители, находящиеся в других субъектах федерации. Ассортимент макаронных изделий на рынке достаточно разнообразен. На рынке представлены макаронные изделия многих товаропроизводителей.

Проанализируем динамику и структуру произведенной продукции в таблице 1.

Таблица 1

Динамика объемов производства продукции АО «Тамбовский хлебокомбинат» в 2015-2017 гг. (тонн)

Показатели

2015

2016

2017

Изменение

Произведено всего

11025

11276

11963

938

в том числе по видам продукции

хлеб и хлебобулочные изделия

9847

9985

10614

767

кондитерские изделия

558

612

627

69

макаронные изделия

571

625

661

90

прочая продукция

49

54

61

12

По данным таблицы можно отметить, что в течение исследуемого периода объемы производства возрастали, в 2017 году произведено на 938 тонн продукции больше, чем в 2015 году. Это обусловлено ростом производственных мощностей предприятия.


Рост производства наблюдается по всем видам производимой продукции, в частности, по хлебу и хлебобулочным изделиям рост производства составил 767 тонн, кондитерским и макаронным изделиям соответственно 69 и 90 тонн. Также возросло производство прочих видов продукции (мука блинная, мука фасованная, крупа и т.д.) на 12 тонн.

Структуру производства рассмотрим в таблице 2.

Таблица 2

Структура объемов производства продукции АО «Тамбовский хлебокомбинат» в 2015-2017 гг. (%)

Показатели

2015

2016

2017

Изменение

Произведено всего

100,0

100,0

100,0

0,0

в том числе по видам продукции

хлеб и хлебобулочные изделия

89,3

88,6

88,7

-0,6

кондитерские изделия

5,1

5,4

5,2

0,2

макаронные изделия

5,2

5,5

5,5

0,3

прочая продукция

0,4

0,5

0,5

0,1

По таблице видно, что наибольшую долю в объеме производства занимают хлеб и хлебобулочные изделия, на которые приходится 88,77% произведенной продукции в 2017 году.

В течение исследуемого периода предприятие активно наращивало производство других видов продукции, что привело к снижению доли хлеба и хлебобулочных изделий на 0,6%.

2.2. Анализ структуры и динамики товарооборота

Товарооборот является важнейшим оценочным показателем торгового предприятия, измерителем эффективности деятельности. Объем продажи товаров характеризует конкурентные позиции предприятия на рынке, его долю в общем объеме продаж и степень устойчивости положения на рынке, способность продавать товары, пользующиеся спросом потребителей и обеспечивающие получение намеченных и стабильных результатов[9].

Анализ товарооборота позволяет оценивать соответствие имеющихся товаров спросу населения для принятия мер по оптимизации структуры товарооборота, увеличению товарооборота, увеличению объема продаж, ускорению оборачиваемости товаров, ритмичности и равномерности продаж.

Анализ объема и динамики товарооборота торговой организации основывается на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.


Розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается хозяйственная деятельность торговой фирмы.

Проанализируем розничный товарооборот по товарным группам, представленным в таблице3

Таблица 3

Оценка розничного товарооборота по товарным группам

в действующих ценах (тыс. руб.)

Товарные

группы

2015 год

2016 год

2017 год

2015г.

к 2017 г.

Сумма

Уд. вес,%

Сумма

Уд. вес,%

Сумма

Уд. вес,%

В действующих ценах

1. Хлеб дарницкий

890

14,2

1687

13,7

1490

7,7

95

2. Хлеб котовский

551

13

954

7,8

803

8,2

164

3. Рыба

214

2,9

745

6,1

655

3,2

163

4. Батон нарезной

167

3,7

586

4,8

589

8,7

571

5. Батон домашний

220

8,2

410

3,3

415

4,2

204

6. Батон сдобный

682

2,6

1242

10,1

1050

2,7

42

7. Ржаной хлеб

224

3,1

851

6,9

709

7,4

361

8. Армянский лаваш

194

6

382

3,1

290

8,1

457

9.Маца

218

4,5

436

3,6

328

4,9

246

10. Сухари простые постные

472

2,4

987

8

865

2,6

60

11. Сухари сдобные

320

12

640

5,2

603

16,2

555

12. Баранки советские

547

10,8

1124

9,2

1085

9,4

188

13. Мини баранки

542

10,1

1245

10,1

1046

7,6

152

14. Житный хлеб

280

6,5

987

8

908

9,1

357

Всего

5521

100

12276

100

10936

100

3615


Согласно таблице 2.4 можно сказать, что розничный товарооборот в действующих ценах возрос по всем товарным группам. Особенно значительный рост достигнут по реали­зации мяса и птицы, рыбы и рыбопродуктов, кондитерских изделий, ликероводочных изделий и прочих продовольственных то­варов.

Изучим ритмичность развития товарооборота магазинов АО «Тамбовский хлебокомбинат» составив таблицу (Табл. 4).

Таблица 4

Ритмичность развития розничного товарооборота АО «Тамбовский хлебокомбинат»

в действующих ценах (тыс. руб.)

Месяцы и кварталы

2015 год

2016 год

2017 год

2015 г. в %

к 2017 г.

Январь

355,6

1105

941,5

56,0

Февраль

451,7

902,6

1155

68,0

Март

836,7

1701,5

846,3

55,0

Итого за I квартал

1644

3709,1

2942,8

179

Апрель

241,3

682,6

371,8

45,2

Май

456,8

912,6

746,2

65,8

Июнь

541,8

1176,2

911,6

52,69

Итого за II квартал

1239,9

2771,4

2029,6

163,69

Итого за I полугодие

2883,9

6480,5

4972,4

342.69

Июль

389,1

778,4

1321,5

85,4

Август

801,9

1902,9

846,1

96,2

Сентябрь

278,4

654,8

869,8

25,11

Итого за III квартал

1469,4

3336,1

3037,4

206,71

Итого за 9 месяцев

4353,3

9816,6

8009,8

549.4

Октябрь

284,1

592,4

1138,5

34,6

Ноябрь

737,1

1454,7

556,1

68,4

Декабрь

146,5

412,3

1231,6

147.6

Итого за IV квартал

1167,7

2459,4

2926,2

250,6

Итого за II полугодие

2637,1

5795,5

5963,6

800

Всего за год

5521

12276

10936

200


АО «Тамбовский хлебокомбинат» успешно выполнило план розничного товарооборота в I квартале, апреле, мае, июле, августе, ноябре, декабре 2016 года. В остальных месяцах: июне, сентябре, октябре, декабре 2017 года план розничного товарооборота не выполнен. Потери товарооборота в связи с недовыполнением плана в отдельные месяцы составили 376,9 тыс. руб.

План розничной реализации товаров выполнен в трех кварталах, перевыполнение плана в этих кварталах 102,4%. В связи с недовыполнением плана в третьем квартале потери товарооборота составили 62,7 тыс. руб.

Сделаем выводы по формированию ассортиментной политики организации.

С помощью проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

- наиболее существенные направления деятельности организации необходимо направить на закупку и реализацию товаров группы А ( хлеб ржаной, хлеб дарницкий ,батон нарезной);

- снизить затраты в других сферах за счет устранения излишних функций и видов работ (в частности, уменьшить / прекратить закупку товаров группы С: колбасные изделия), а также рекомендуется активная рекламная деятельность в продвижении данных товаров.

2.3. Анализ уровня запасов

Важнейшим этапом построения и реализации оптимальной системы управления товарными запасами является анализ их состояния и эффективности использования.

Анализ товарных запасов позволяет в конкретных ситуациях находить оптимальное решение проблем, возникающих у торговой организации в связи с низкой оборачиваемостью товаров и большим объемом товарных запасов, что препятствует получению ожидаемой прибыли и снижает эффективность работы торговой организации.

Анализ товарных запасов нужен, чтобы определять, насколько соответствует фактический объем товарных запасов установленным в организации нормативам, как по отдельным товарным группам, так и в целом, находить причины отклонений, выявлять изменения в товарных запасах, а также особенности спроса на отдельные товары.

В ходе анализа запасов используются показатели, которые характеризуют состояние товарных запасов в натуральном и стоимостном выражении, их обеспеченность, эффективность использования средств, вложенных в товарные запасы. Анализ товарных запасов проводится на основании данных, полученных из статистических и бухгалтерских отчетов за интересующий период, а также данных инвентаризации..

Проанализируем структуру и динамику средних товарных запасов по данным товарным группам. Структура запасов представлена в таблице 5