Файл: Управление запасами АО «Тамбовский хлебокомбинат».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 324

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОРЗ=√2ASi, (1.1)

где ОРЗ - оптимальный размер заказа, шт.;

А - затраты на поставку единицы заказываемого продукта, руб.;

S - потребность в заказываемом продукте, шт.;

i - затраты на хранение единицы заказываемого продукта, руб./шт.

Пороговый уровень запаса рассчитывает поступление заказа на склад в момент снижения текущего запаса до гарантийного уровня.

Максимальный желательный запас определяется для отслеживания целесообразной загрузки площадей.

Система с фиксированным интервалом времени между заказами - делит заказы на определённые моменты времени, например, 1 раз в месяц, 1 раз в неделю и т.д. В данной системе момент заказа заранее определён и не меняется ни при каких условиях, а пересчитывают в основном размер заказа.

Расчет размера заказа в системе с фиксированным интервалом времени между заказами производится по формуле:

РЗ = МЖЗ – ТЗ + ПО, (1.2)

где РЗ - размер заказа, шт.;

МЖЗ - максимальный желательный заказ, шт.;

ТЗ - текущий заказ, шт.;

ОП - ожидаемое потребление за время поставки, шт.

Размер заказа рассчитывается так, что поставка пополняет запас на склад до максимально желательного уровня при условии точного фактического потребления за время поставки ожидаемого. То есть величину заказа, необходимую для восполнения заказа до желательного уровня определяет разница между текущим и желательным запасом .

Итак, система с фиксированным размером заказа требует постоянного учёта текущего запаса на складе, что и является ее недостатком, а система с фиксированным интервалом времени между заказами требует лишь контроля количества запаса. Но, в то же время за счёт увеличения площадей под запасы идут повышенные затраты на содержание запасов на складе, что и является недостатком системы с фиксированным интервалом времени между заказами. Следовательно, система с фиксированным размером заказа за счёт сокращения площадей будет экономить на затраты по содержанию запасов на складе.

Система с установленной периодичностью пополнения запасов до установленного уровня - это система по предотвращению повышенных объемов запасов на складе, или их дефицита, путём установления не только момента времени, но и достижении запасом порогового уровня.

Расчет размера заказа в рассматриваемой системе производится по формуле:

РЗ = МЖЗ – ПУ + ОП, (1.3)

где РЗ - размер заказа, шт.;

МЖЗ - максимальный желательный заказ, шт.;

ПУ - пороговый уровень запаса, шт.;

ОП - ожидаемое потребление до момента поставки, шт.


Максимальный желательный запас представляет собой постоянный уро-

вень запаса, пополнение которого связано с рациональной загрузкой склада. А пороговый уровень запаса определяет уровень запаса, при достижении которого производится очередной заказ. И так, размер заказа рассчитывается таким образом, что запас пополняется до максимально желательного уровня при условии до момента поставки товара на склад. [5]

1.3. Планирование и методы управления запасами

Рынок розничной торговли продолжает рост на протяжении ряда лет. В целом по РФ за период с 2010 по 2015 год по официальным данным, розничный товарооборот возрос на 30,7%. Одновременно наблюдается рост количества организаций торговли – за последние три года на территории Башкортостана появилось 428 новых организаций, занимающихся розничной торговлей. В их число входят не только супермаркеты, но и большое число средних и узкоспециализированных магазинов. Это способствует к обострению конкуренции между организациями розничной торговли, сокращению прибыли от торговых операций. В сложившейся ситуации многие руководители торговых организаций начали поиск скрытых резервов, которые позволили бы снижать финансовую нагрузку на ресурсы организации и увеличить рентабельность торговой деятельности. Эффективное управление товарными запасами является одним из таких резервов.

Товарные запасы в торговых организациях, осуществляющих розничную продажу товаров населению, служат гарантией наиболее полного удовлетворения потребительского спроса и бесперебойной торговли.

Система управления товарными запасами основана на ускорении товарооборачиваемости, хорошо налаженном учете и контроле за их формированием и использованием и их минимизации.

Основными функциями управления товарными запасами являются планирование, организация, мотивация и контроль сохранности товарных запасов.[6]

На первом этапе необходимо оценить предпочтения и платежеспособность покупателей, учесть потребности в товарах на основе портфеля заказов, договоров на поставку конкретных товаров покупателям, оценить динамику объема продаж с целью прогнозирования необходимого объема потребления товаров. Далее необходимо проанализировать мощность и местонахождение складских помещений, транспортные расходы, месторасположение поставщиков и покупателей, а также имеющихся в организации необходимости в товарных запасах в зависимости от вида формируемых товарных запасов.


Экономически обоснованное решение о количестве товаров, которые необходимо иметь в каждой точке торгово-технологического процесса и какие товарные линии из составленного ранее плана необходимо запасать и чем пополнять запас позволяет принять эффективно работающая система управления товарными запасами.

Разработка плана поставок товаров по ассортименту и срокам осуществляется на основе полученной информации. План поставок товаров представляет собой планово-расчетные документы, в которых определяются требования к номенклатуре поставляемых товаров, качеству, количеству и срокам поставок, что должно быть отражено в условиях заключаемых договоров поставок товара и основных требованиях, предъявляемых к товару.

Различают нормируемые и ненормируемые товарные потери:

- ненормируемые потери: которые образуются вследствие уменьшения массы товаров сверх норм естественной убыли, понижения качества по сравнению со стандартами, веса и объема товаров, а также их порчи из-за неправильных условий хранения, халатности должностных лиц;

- нормируемые потери - это так называемая естественная убыль товаров: уменьшение веса или объема товаров происходит вследствие изменения их физико-химических качеств образующиеся в результате утряски, усушки, раскрошки, разлива и тому подобному.

Наличие в торговых организациях таких потерь является результатом бесхозяйственности, запущенности в учете, поэтому такие потери не нормируются, а считаются сверхнормативными.

К сверхнормативным относятся и потери вследствие стихийных бедствий, а именно: убытков от хищений, виновники которых по решению суда не установлены, не компенсируемых убытков от пожаров, наводнений, всякого рода аварий и тому подобного.[7]

При анализе структуры запасов выделяют запасы с зависимым спросом, связанным с использованием в торговле других товаров, и независимым спросом. Планирование товарных запасов с независимым спросом не обусловлено планированием других товарных запасов.[8]

Независимый спрос зависит от ряда внешних факторов, поэтому прогнозируется методом экспертных оценок, что не позволяет оценить объем продаж с достаточной степенью точности. Выделяют следующие способы управления товарными запасами:

- система с фиксированным объёмом поставок (заказа);

- система с фиксированным интервалом времени между поставками.

Эти способы основываются на истории потребления конкретных видов товаров, а также на оценке динамики покупательских предпочтений. Система с фиксированным объемом поставок на первых этапах формируется с некоторой величиной товарных излишек, что позволяет со временем откорректировать объем заказа в зависимости от объема продаж, отрегулировав тем самым баланс запасов и потребления и сохраняя как минимум три уровня запаса:


- минимальный (гарантированный, страховой) запас (Запасmin);

- запас текущий «точки заказа» (ЗапасTZ) - уровень, при котором к моменту поступления товаров по заказу величина товаров в текущих запасах будет равна нулю;

- максимальный запас (Запасmax), при котором товарные излишки образуются в пределах нормы и есть полная уверенность их реализации в ближайшем будущем.

С течением времени зависимость уровней запасов оценивается неравенством:

Запасmin < ЗапасTZ < Запасmax (1.4)

Рекомендуется сохранять товарные запасы на максимальном уровне, если ожидается повышение рыночных цен реализации или дефицит товара на этапе производства, выращивания, откорма и так далее. В противном случае уровень максимального запаса должен стремиться к уровню «точки заказа».

Управление потоками товаров и запасами начинается с формирования ассортиментной политики, а ассортиментная политика основывается на оперативном анализе продаж: то, что хорошо продается и приносит прибыль, не меньшую нормы, должно рассматриваться как товар, не подлежащий исключению из ассортимента. Сложнее с товарами убыточными, приносящими прибыль меньшую нормы. Их исключение из ассортимента не всегда положительно влияет на товарооборот. Тонкие методы численного анализа продаж позволяют выявлять убыточные товары, положительно влияющие на стабильность или даже рост общего товарооборота. Методы классификации и категоризации товаров дают возможности выявлять основные пропорции товарного ассортимента по различным разрезам: тенденциям  спроса и потребления. Эта информация даёт возможность для эффективного прогнозирования и планирования торговой деятельности.

Таким образом, от эффективности управления товарными запасами напрямую зависят результаты торговой деятельности, показатели товарооборота и рентабельности. Задача управления запасами заключается в том, чтобы применительно к конкретной хозяйственной ситуации найти оптимальное решение по объему и срокам запасов, чтобы обеспечить минимальные издержки на хранение и поставку ресурсов и при этом своевременно и в необходимом размере удовлетворить имеющиеся потребности.

Глава 2. Анализ управления запасами на предприятии АО «Тамбовский хлебокомбинат»


2.1. Организационно-экономическая характеристика

Акционерное общество «Тамбовский хлебокомбинат» -предприятие почти со столетней историей: его летопись началась еще в 30-ые годы прошлого века. За долгое время работы комбинат, ранее известный как хлебозавод, не просто сохранил и укрепил свое доброе имя. В настоящее время «Тамбовский хлебокомбинат» - одно из самых успешных предприятий города, уверенно и динамично развивающееся.

Для достижения цели Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:

- производство хлебобулочных, кондитерских и макаронных изделий;

- осуществление фирменной торговли продукцией Общества;

- осуществление розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами;

- оказание услуг общественного питания;

- оказание транспортных услуг;

- осуществление оптового закупа и оптовой торговли;

- осуществление внешнеэкономических связей;

- иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Сейчас акционерное общество «Тамбовский хлебокомбинат» выпускает более 50 видов различных хлебобулочных изделий. В ближайшее время их станет еще больше. Учитывая социальную значимость продукции, особое внимание уделяется ценовой политике. Так в 2014 году при росте цен на сырье комбинату удалось избежать повышения стоимости хлебобулочных изделий. Цены на эти продукты в Тамбове и области, по-прежнему, остаются одними из самых низких по России.

Роль «Тамбовского хлебокомбината» в сохранении стабильности в обществе отмечают и руководители региона. Сотрудники комбината не раз удостаивались Благодарственными письмами от администрации города и Тамбовской областной Думы. На предприятии налажены тесные контакты с главами области и города, управлением пищевой и перерабатывающей промышленности. ОАО «Тамбовский хлебокомбинат» поддерживает партнерские отношения со многими предприятиями торговли. На сегодняшний день на комбинате работает более 400 человек.

За 2015 год ежемесячный фонд оплаты труда вырос на 15%. На 17 % увеличились и доходы комбината. Несмотря на непростую ситуацию в России и мире, финансово-экономическая сторона деятельности предприятия остается весьма стабильной.

АО «Тамбовский хлебокомбинат» является флагманом пищевой промышленности области и занимает значимую долю на рынке по производству продуктов повседневного спроса – хлеба и хлебобулочных изделий, макаронных изделий.