Файл: Адаптация ребенка к школе (Проблема адаптации к школе у детей в психолого-педагогической литературе).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты адаптации к школьному обучению как психолого-педагогическая проблема
1.1. Проблема адаптации к школе у детей в психолого-педагогической литературе
1.2. Специфика адаптации детей к школьному обучению
1.3. Факторы успешности адаптации первоклассников к школьному обучению
Глава 2. Анализ психологических факторов адаптации детей к школьному обучению
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по совершенствованию адаптации детей к школьному обучению
Понятие «адаптации» рассматривали много авторов. В психологической литературе Г.И Царегородцев, Ф.Б. Березин, А.В. Петровский, В.В. Богословский, Р.С. Немов практически одинаково определяют адаптацию как ограниченный, специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя.
Результатом адаптации является «адаптированность», которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности ребенка в школе.
Основная цель педагогического коллектива школы в направлении адаптации первоклассников к школьному обучению - создание общего фона, благоприятного для развития детей: физического, интеллектуального, эмоционального.
В связи с этим деятельность школы направлена на:
- максимальное обеспечение двигательной активности детей к школе;
- создание в школе развивающей предметной среды, являющейся продолжением той, к которой дети привыкли в детском саду;
- широкое применение игровых приемов;
- изменение стиля взаимоотношения взрослых и детей с авторитарного на стиль доверительного сотрудничества;
- введение в педагогический процесс разнообразных видов детской творческой деятельности;
- использование многообразных форм обучения неурочного типа;
- создание щадящего режима учебной деятельности.
Подводя итоги работы, можно сделать вывод, что проблема адаптации первоклассников к школьному обучению очень актуальна.
Теперь, анализируя полученные результаты исследований, можно сказать, что предположения сделанные в начале работы верны. Итак, опираясь на результаты проведенного исследования, их математическую обработку, можно сделать вывод, что гипотеза, выдвинутая в начале работы, достоверна, следовательно, адаптация первоклассников к обучению в школе будет протекать успешнее, если применяются специально разработанные адаптационные мероприятия.
Список использованной литературы
- Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе. - М.: Наука, 2007. – 153 с.
- Артемов С.Д. Социальные проблемы адаптации. – М.: Инфра-М, 2011. – 180 с.
- Артюхова И.С. В первом классе – без проблем. – М.: Чистые пруды, 2013. – 32 с.
- Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. - Мн., 2013. – 145 с.
- Бурменская Т.В. Возрастно-психологическая консультация. - М., 2009. – 193 с.
- Гуткина, И.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Академический проект, 2012. – 184 с.
- Диагностика психологической готовности ребенка к школе / под ред. Н.Я. Кушнира. – Мн., 2011. – 281 с.
- Зобков В.А. Психология отношения и личности учащегося /. – Казань, 2011. – 245 с.
- Зотова О.И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. - М.: Норма, 2011. – 243 с
- Кон И.С. Социология личности. - М.: Наука, 2006. – 352 с.
- Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2011. – 904 с.
- Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: Учебное пособие для вузов. – М.:Наука, 2011. – 234 с.
- Мечинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. - М.: Наука, 2005. – 143 с.
- Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО АПРЕЛЬ Пресс, 2011. – 352 с.
- Общая психология: учеб. пособие для вузов / под ред. А.В. Петровского. – М.,1977.- 480с.
- Шпак, Л.Л. Социокультурная адаптация в. - Красноярск, 2001. – 232 с.
- Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: Учебное пособие для вузов. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2011. – 184 с.