Файл: Адаптация ребенка к школе (Проблема адаптации к школе у детей в психолого-педагогической литературе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3. Факторы успешности адаптации первоклассников к школьному обучению

При изучении различных аспектов адаптации отечественные авторы большое внимание уделяют ее факторам. Необходимо отметить, что в некоторых исследованиях происходит смешение поня­тий «факторы» и «критерии» адаптации. Подобная ситуация обусловле­на тем, что адаптация может рассматриваться как процесс (развитие явления во времени) и как результат (следствие этого развития). В слу­чае, если адаптация рассматривается как процесс, речь должна идти о ее факторах, о совокупности условий или обстоятельств, которые опре­деляют результат. Если анализируются результаты этого процесса, то говорят о критериях и показателях, то есть о средствах проверки эффек­тивности протекания адаптации.

Под факторами адаптации в психологической науке понимаются причины, движущие силы данного процесса, определяю­щие его характер. Наиболее распространено деление факторов на объективные и субъективные (относящиеся к среде и личности адаптанта). Как правило, объективные факторы рассматриваются иссле­дователями в качестве внешних условий психической адаптации.

Таблица 1

Факторы адаптации к обучению в школе

Субъективные

Объективные

эмоциональное самочувствие

продуктивность и успешность деятельности

активность

статус личности в коллективе

стабильность психофизиологического состояния

экологические особенности страны и региона

удовлетворенность работой

программа обучения

возрастные и индивидуальные особенности

личность педагога

семья и др.

По no результатам no исследований no Я.Л. no Коломинского no и no Е.А. no Панько no позитивную no роль no в no адаптации no к no школе no играют no следующие no факторы:

  • благоприятная no семейная no микросреда, no для no которой no характерно no отсутствие no конфликтных no ситуаций;
  • правильные no методы no воспитания no в no семье;
  • полноценное no общение no с no ребенком, no заинтересованность no в no подготовке no ребенка no к no школе;
  • тесный no контакт no родителей no с no учителем;
  • выполнение no ребенком no требований no школьного no режима.

Можно no выделить no несколько no уровней no адаптации no первоклассников no к no школе, no причем no каждому no уровню no соответствует no определенная no группа no детей, no имеющих no no приблизительно no no одинаковые no показатели no по no no всем no крите­риям. no Я.Л. no Коломинский no и no Е.А. no Панько, no опираясь no на no исследова­ния no Г.М. no Чуткиной, no определяют no уровни no адаптации no следующим no образом:

  1. Высокий no уровень.

Первоклассник no положительно no относится no к no школе, no предъявляемые no требования no воспринимает no адекватно; no учебный no материал no усваивает no легко., no глубоко no и no полно no овладевает no программным no материалом, no решает no усложненные no задачи; no прилежен, no внимательно no слушает no объяснения no учителя; no выполняет no поручения no без no внешнего no контроля, no проявляет no большой no интерес no к no самостоятельной no учебной no работе, no готовится no ко no всем no урокам; no общественные no поручения no выполняет no охотно no и no добросовестно; no занимает no в no классе no благоприятное no статусное no положение.

  1. Средний no уровень.

Первоклассник no положительно no относится no к no школе, no посещение no не no вызывает no отрицательных no переживаний; no понимает no учебный no материал, no если no учитель no излагает no его no подробно no и no наглядно; no усваивает no основное no содержание no учебных no программ, no самостоятельно no решает no типовые no зада­чи, no сосредоточен no и no внимателен no при no выполнении no заданий, no поручений, no указаний no взрослого, no но no при no его no контроле, no бывает no внимателен no только no тогда, no когда no занят no чем-то no для no него no интересным, no готовится no к no урокам no и no выполняет no почти no всегда no домашние no задания, no общественные no поручения no выполняет no добросовестно, no дружит no со no многими no одноклассниками.

  1. Низкий no уровень.

Первоклассник no отрицательно no или no индифферентно no относится no к no школе, no нередки no жалобы no на no здоровье, no доминирует no подавленное no настрое­ние, no наблюдаются no нарушения no дисциплины; no объясняемый no учителем no материал no усваивает no фрагментарно, no самостоятельная no работа no с no учебни­ком no затруднена, no при no выполнении no самостоятельных no учебных no заданий no не no проявляет no интереса, no к no урокам no готовится no нерегулярно; no ему no необходимы no постоянный no контроль, no систематические no напоминания no и no побуждения no со no стороны no учителя no и no родителей; no сохраняет no работоспособность no и no внима­ние no при no удлиненных no паузах no для no отдыха, no для no понимания no нового no и no реше­ния no задач no по no образцу no требует no значительной no учебном no помощи no учителя no и no родителей; no общественные no поручения no выполняет no под no контролем, no без no особого no желания, no пассивен; no близких no друзей no не no имеет, no знает no по no имени no и no фамилиям no лишь no часть no одноклассников.


По no описанию no уровней no адаптации no к no обучению no можно no проследить, no что no приспособленность no у no первоклассников no протекает no по-разному no и no отли­чается no по no скорости no и no устойчивости.

Для no успешной no адаптации no младших no школьников no к no учебно-воспита­тельному no процессу no необходимо no создать no ряд no условий no не no только no в no первый no год no обучения no в no школе, no а no на no протяжении no всего no времени no обучения no в no начальной no школе:

  • проводить no поэтапную no диагностику no интеллектуального no и no личностного no развития no младших no школьников;
  • на no основе no ее no результатов no осуществлять no целенаправленную no профилак­тическую no и no коррекционную no работу no с no детьми;
  • использовать no результаты no диагностики no учителем no с no целью no оказания no помощи no ребенку no по no преодолению no выявленных no проблем;
  • установить no оптимальный no стиль no взаимоотношений no с no воспитанниками no через no использование no корректных no оценочных no действий;
  • осуществлять no коллективную, no групповую no no работы no с no детьми;
  • реализовать no принцип no системности no и no последовательности no в no обучении no и no организации no жизнедеятельности no детей no младшего no школьного no возраста;
  • учителю no необходимо no выступать no источником no психолого-педагогических no знаний no для no родителей;
  • осуществлять no поиск no компенсаторных no возможностей no ребенка no посредством no совместных no воспитательных no воздействий no семьи no и no школы.

Глава 2. Анализ психологических факторов адаптации детей к школьному обучению

2.1. Этапы и методика анализа

В no начале no опытно-экспериментальной no работы no необходимо no определить no цель no и no задачи no данного no исследования.

Цель no опытно-экспериментальной no работы: no экспериментально no исследовать no психологические no факторы no адаптации no детей no к no обучению no в no школе.

Задачи no опытно-экспериментальной no работы:

  1. Определить no уровень no мотивации no учения, no развития no произвольной no сферы, no сформированности no наглядно-схематического no мышления no у no первоклассников no до no начала no адаптационных no мероприятий.
  2. Разработать no и no применить no программу no адаптации no первоклассников no к no школьному no обучению.
  3. Определить no уровень no мотивации no учения, no развития no произвольной no сферы, no сформированности no наглядно-схематического no мышления no у no первоклассников no до no начала no адаптационных no мероприятий.
  4. Проанализировать no и no обобщить no результаты no опытно-экспериментальной no работы no с no помощью no метода no математической no статистики.

Далее no обозначим no гипотезу no и no этапы no предстоящей no работы.

Итак, no гипотеза, no выдвинутая no нами no в no начале no исследования, no звучит no так: no адаптация no первоклассников no к no обучению no в no школе no будет no протекать no успешнее, no если no применяются no специально no разработанные no адаптационные no мероприятия. no

Первый no этап no опытно-экспериментальной no работы no – no подготовительный. no На no данном no этапе no работы no нам no необходимо no выбрать no школу, no класс no для no проведения no эксперимента. no Далее no был no осуществлен no подбор no методов no и no методик, no которыми no можно no воспользоваться no для no проведения no нашего no исследования. no Когда no методы no и no методики no были no подобраны, no мы no подготовили no необходимый no материал, no который no понадобиться no для no проведения no работы no с no испытуемыми. no

Второй no этап no исследования no – no основной. no

Он no включает no в no себя no весь no основной no объем no работы. no Далее no с no учащимися no мы no провели no тестирование no по no подобранным no нами no методикам no с no целью no определить no уровень no адаптации no испытуемых no на no констатирующем no этапе no исследования. no

Далее no была no разработана no программа no по no адаптации no первоклассников no к no обучению no в no школе no и no в no течение no трех no месяцев no с no испытуемыми no велась no психолого-педагогическая no работа. no По no завершении no работы no по no адаптационной no программе no нами no было no проведено no повторное no тестирование no первоклассников no по no тем no же no методикам no с no целью no определить no уровень no адаптации no испытуемых no к no школьному no обучению no на no формирующем no этапе no исследования.

Третий no этап no – no заключительный. no На no этом no этапе no работы, no полученные no в no результате no проведенного no исследования, no данные no были no подвергнуты no математической no обработке. no После no чего no были no сделаны no выводы no по no проделанной no работе no и no даны no методические no рекомендации no по no улучшению no адаптации no первоклассников no к no обучению no в no школе. no

В no данном no исследовании no были no использованы no следующие no методы: no тестирование, no анализ, no психологический no эксперимент no и no метод no математической no обработки no данных.

Метод no тестирования no помог no определить no уровень no адаптации no у no первоклассников no к no обучению. no Тест no - no стандартизированное no задание, no результат no выполнения no которого no позволяет no измерить no психологические no характеристики no испытуемого. no

Таким no образом, no целью no тестового no исследования no является no испытание, no диагностика no определенных no психологических no особенностей no человека, no а no его no результатом no - no количественный no показатель, no соотносимый no с no ранее no установленными no соответствующими no нормами no и no стандартами.


Использование no определенных no и no конкретных no тестов no в no психологии no наиболее no отчетливо no проявляет no общие no теоретические no установки no исследователя no и no всего no исследования. no Тестирование no используется no в no качестве no средств no определения no наличного no уровня no развития no психологических no особенностей. no

Анализ no позволил no нам no сделать no выводы no по no итогам no проведенного no тестирования.

Психологический no эксперимент no предполагает no возможность no активного no вмешательства no исследователя no в no деятельность no испытуемого no с no целью no создания no условий, no отчетливо no выявляющих no психологический no факт.

Метод no математической no обработки no данных no позволяет no доказать no правильность no выдвинутой no в no начале no исследования no гипотезы, no либо no опровергнуть no ее. no Качественные no характеристики no изучаемых no явлений no будут no полнее no и no глубже, no если no накопленный no эмпирический no ма­териал no подвергнуть no количественной no обработке. no При no исследо­вании no проблем no психологии no и no педагогики no применяются no методы no математической no статистики. no С no их no помощью no решаются no различные no задачи: no обработка no факти­ческого no материала, no получение no новых, no дополнительных no данных, no обоснование no научной no организации no исследования no и no другие. no

Для no проведения no исследовательской no работы no были no отобраны no следующие no методики: no

  1. Методика no мотивации no учения.
  2. Методика no «Графический no диктант» no Д.Б. no Эльконина.
  3. Методика no «Лабиринт».

Следует no сказать, no что no ни no один no из no этих no тестов no в no отдельности no не no даст no полного no и no точного no представления no об no уровне no самооценки no подростков. no Все no тесты no нужно no проводить no в no комплексе, no используя no преимущество no определенного no теста no в no целях no ком­пенсации no другого. no Тестирование no в no комплексе no помогает no специалисту no представить no более-менее no точную no картину.

    1. Методика no «Мотивация no учения». no

По no изменениям no этого no параметра no можно no судить no об no уровне no школьной no адаптации no ре­бенка, no степени no овладения no учебной no деятельностью no и no об no удовлетво­ренности no ребенка no ею.

Разработаны no различные no способы no изучения no школьной no мотива­ции no учащихся no начальных no классов. no Предлагаем no один no из no них, no на no наш no взгляд, no наиболее no интересный.

Детям no предлагается no сделать no рисунки no на no тему no «Что no мне no нравится no в no школе». no Несоответствие no рисунков no теме no указывает no на: