Файл: Адаптация ребенка к школе (Проблема адаптации к школе у детей в психолого-педагогической литературе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Понятие адаптации к школьному обучению стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе.

В самом распространенном своем значении адаптация к школьному обучению понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.

Говоря об адаптации как процессе, следует помнить о двух его сторонах.

С одной стороны, человек – это объект приспособления к условиям жизнедеятельности. Приспособить ребенка к школе – значит подвести его к пониманию необходимости выполнять учебные и социальные требования, принимать на себя ролевые обязательства школьника. Вполне естественно, что такое приспособление происходит не только на внешнем, поведенческом уровне, но и на внутреннем, личностном; формируются определенные установки. Личностные свойства, делающие ребенка хорошим учеником – послушным, старательным, неконфликтным.

С другой стороны, адаптация подразумевает не только приспособление. Но и создание условий для последующего развития. Тогда получается, что адаптировать ребенка – это приспособить его к развитию. В этом случае ребенок ощущает себя в конкретной школьной среде автором своей жизни, у него сформированы психологические свойства и умения, позволяющие в нужной степени соответствовать требованиям и нормам, у него сформирована способность развиваться в этой среде, реализовать свои потребности, не входя в противоречие со средой. Школа и ребенок взаимно адаптируются к друг другу.

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.

Следует отметить, что начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, гордости или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение.

Некоторые первоклассники могут быть очень шумными, крикливыми, они без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями; дерзить, капризничать. Другие очень скованны, робки, стараются держаться незаметно, не слушают; когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут.


У части детей нарушается сон, аппетит, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей.

У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания.

Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть и такие, у кого этот процесс сильно затягивается. Наблюдения за первоклассниками показали, что психосоциальная адаптация может проходить по-разному.

Целью данной работы является анализ адаптации детей к школе.

Объектом данной работы является адаптация к школе.

Предмет данной работы - это психологические факторы адаптации детей к обучению в школе.

Гипотеза исследования: адаптация детей к обучению в школе будет протекать успешнее, если применяются специально разработанные адаптационные мероприятия.

В соответствии с целью данной работы поставлены следующие задачи::

  1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
  2. Определение специфики адаптации детей к школьному обучению.
  3. Раскрытие факторов успешности адаптации детей к школьному обучению.
  4. Подобрать способы и методики для изучения адаптации детей к обучению в школе.
  5. Провести экспериментальное исследование психологических факторов адаптации детей к обучению в школе.
  6. Разработать программу психолого-педагогической адаптации детей к обучению в школе.
  7. Разработать методические рекомендации по адаптации детей к обучению в школе.

Методы исследования и методики: теоретический анализ литературы, тестирование, эксперимент, метод математической обработки данных исследования, методика изучения мотивации учения, методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина, методика «Лабиринт».

Структурно данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты адаптации к школьному обучению как психолого-педагогическая проблема


1.1. Проблема адаптации к школе у детей в психолого-педагогической литературе

Понятие no «адаптация», no возникшее no первоначально no в no биологии, no может no быть no отнесено no к no no no таким no общенаучным no понятиям, no no no которые, no по no словам no Г.И. no Царегородцева, no возникают no на no «стыках», no «точках no соприкосновения» no наук no или no даже no в no отдельных no областях no знания no и no экстраполируются no в no дальнейшем no на no многие no сферы no естественных no и no социальных no наук. no Понятие no «адаптация» no как no общенаучное no понятие, no содействует no синтезу, no объединению no знаний no различных no (природных, no социальных, no технических) no систем. no

«Наряду no с no философскими no категориями, no общенаучные no понятия no способствуют no объединению no исследуемых no объектов no различных no наук no в no целостные no теоретические no построения». no В no этой no связи no вполне no обоснованной no представляется no точка no зрения no Ф.Б. no Березина, no который no рассматривает no адаптационную no концепцию no как no «один no из no перспективных no подходов no к no комплексному no изучению no человека».

Существует no множество no определений no адаптации, no как no имеющих no общий, no очень no широкий no смысл, no так no и no сводящих no сущность no адаптационного no процесса no к no явлениям no одного no из no множества no уровней no - no от no биохимического no до no социального.

Так, no например, no в no общей no психологии no А.В. no Петровский, no В.В. no Богословский, no Р.С. no Немов no практически no одинаково no определяют no адаптацию no как no «ограниченный, no специфический no процесс no приспособления no чувствительности no анализаторов no к no действию no раздражителя». no

В no более no общих no определениях no понятия no адаптации no ему no может no придаваться no несколько no значений, no в no зависимости no от no рассматриваемого no аспекта:

  1. адаптация no используется no для no обозначения no процесса, no при no котором no организм no приспосабливается no к no среде;
  2. адаптация no используется no для no обозначения no отношения no равновесия no (относительной no гармонии), no которое no устанавливается no между no организмом no и no средой;
  3. под no адаптацией no понимается no результат no приспособительного no процесса;
  4. адаптация no связывается no с no какой-то no определенной no «целью», no к no которой no «стремится» no организм.

Термин no «адаптация» no происходит no от no лат. no adaptatio no - no приспособление, no прилаживание. no Под no ним no понимают no приспособление no организма no и no его no функций, no органов no и no клеток no к no условиям no среды. no Адаптация no направлена no на no сохранение no сбалансированной no деятельности no систем, no органов no и no психической no организации no индивида no при no изменившихся no условиях no жизни.


По no И.С. no Кону, no социализация no представляет no собой no процесс no усвоения no индивидом no социального no опыта, no определенной no системы no знаний, no норм, no ценностей, no позволяющих no ему no функционировать no в no качестве no полноправного no члена no общества.[1]

Изменение no социальной no позиции no ребенка, no системы no его no взаимоотношений no с no окружающими no требует no определенного no периода no адаптации, no в no ходе no которого no в no соответствии no с no новыми no условиями no становятся no иными no стереотипы no поведения.

Адаптация no к no школьному no обучению no – no «перестройка no познавательной, no мотивационной no и no эмоционально-волевой no сфер no ребенка no при no переходе no к no систематическому no организованному no школьному no обучению».

В no первые no учебные no недели no может no закладываться no основа no для no развития no в no будущем no слабой no успеваемости, no поэтому no многие no исследователи no большое no значение no придают no вопросам no школьной no готовности, no а no также no адаптации no первоклассника no к no новым no условиям no систематического no обучения no в no коллективе no сверстников no (М.М. no Безруких, no Л.И. no Божович, no А.Л. no Венгер, no Л.А. no Венгер, no И.В. no Дубровина, no С.П. no Ефимова, no И.А. no Коробейников, no Н.Г. no Лусканова, no Р.В. no Овчарова, no Д.Б. no Эльконин). no

В no большинстве no работ no констатируется, no что no слабоуспевающих no учащихся no первого no класса no характеризуют no следующие no личностные no свойства: no

  • неспособность no к no обобщению, no слабая no осознанность no мыслительной no деятельности; no
  • инертность, no косность, no пассивность, no подражательность no ума, no явное no несоответствие no между no уровнем no интуитивно-практического no и no словесно-логического no мышления. no

Готовность no ребенка no к no школе no определяется no уровнем no развития no личности no в no интеллектуальном, no мотивационном, no коммуникационном no и no физическом no отношениях. no Современная no наука no выработала no критерии no готовности no к no школе, no исходя no из no уровня no интеллектуальной no подготовки no (А.В. no Запорожец no и no др.), no развития no речи no (Л.Е. no Журова, no В.И. no Логинова, no Ф.А. no Сохин no и no др.), no математического no развития no (А.М. no Леушина no и no др.), no нравственно-волевого no воспитания no (Р.И. no Жуковская, no Т.А. no Маркова, no В.Г. no Нечаева no и no др.), no воспитания no готовности no к no позиции no школьника no (И.А. no Домашенко, no В.А. no Гелло, no И.В. no Имедадзе, no М.И. no Лисина no и no др.).

Кроме no того, no изучаются no взаимоотношения no различных no компонентов no готовности no (Н.И. no Гуткина, no А.К. no Маркова, no Л.М. no Цеханская); no рассматривается no соотношение no понятий no «школьная no зрелость» no и no «готовность no к no школе», no а no также no вопросы no преемственности no дошкольного no и no школьного no воспитания no и no образования no (Н.Ф. no Алиева, no С.В. no Гаврилова, no Ю.Ф. no Змановский, no А.А. no Люблинская).


В no широком no смысле no адаптация no к no обучению no в no школе no - no «это no приспособление no ребенка no к no новой no системе no социальных no условий, no новым no отношениям, no требованиям, no видам no деятельности». no При no этом no важно, no чтобы no приспособ­ление no было no осуществлено no ребенком no без no внутренних no потерь, no ухудшения no самочувствия, no настроения, no снижения no самооценки.

Адаптация no к no обучению no в no школе no понимается no в no современной no психолого-педагогической no литературе no как no сложный no процесс no приспособления no ребенка no к no школе no и no школы no к no ребенку. no Как no правило, no этот no процесс no благополучно no заканчивается no в no первом no полугодии, no но no у no многих no учеников no может no приобретать no неблагоприятные no черты. no Известны no многочисленные no публикации, no посвященные no изучению no трудностей no школьной no адаптации, no ее no критериев, no уровней, no этапов.

В no контексте no психолого-педагогического no сопровождения no учебного no процесса no существенно no представление no о no том, no что no «адаптация» no - no это no «приспособление no к no успешному no функционированию no в no данной no среде, no способность no к no дальнейшему no психологическому, no личностному no и no социальному no развитию». no Адаптированный no ребенок no не no только no соответствует no уровням no сформированности no психологических no свойств no и no умений no требованиям no и no нормам no данной no среды, no но no и no приспособлен no к no полноценному no развитию no в no ней no своего no личностного, no физического no и no интеллектуального no потенциалов.

Перед no ребенком no в no школе no ставится no ряд no задач, no с no которыми no он no до no сих no пор no не no сталкивался. no

Во-первых, no он no должен no успешно no овладеть no учебной no деятельностью; no во-вторых, no освоить no школьные no нормы no поведения no и no приобщиться no к no классному no коллективу; no в-третьих, no приспособиться no к no новым no условиям no умственного no труда no и no режиму no дня.

Результатом no адаптации no является no «адаптированность», no которая no представляет no собой no систему no качеств no личности, no умений no и no навыков, no обеспечивающих no успешность no последующей no жизнедеятельности no ребенка no в no школе.

Традиционно no выделяют no физиологическую, no психологическую no и no социально-психологическую no адаптацию.

Физиологическая no адаптация no - no свойство no организма no человека no целесообразно no перестраивать no свои no функции no в no соответствии no с no требованиями no среды.

Психологическая no адаптация no - no направленность no организма no на no сохранение no психического no здоровья.