Файл: Адаптация ребенка к школе (Проблема адаптации к школе у детей в психолого-педагогической литературе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социально-психологическая no адаптация no - no процесс no приспособле­ния no личности no к no взаимодействию no и no общению no с no новым no коллективом.

Легкость no и no полнота no этого no вида no адаптации no зависят no от no особенностей no коллектива no и no коммуникативных no способностей no личности.

Н.Я. no Кушнир no и no Н.Н. no Максимук no под no адаптацией no шестилетнего no ребенка no к no школе no понимают:

а) no физиологическую no адаптацию no как no процесс no приспособления no функций no организма, no его no органов no и no клеток no к no условиям no среды;

б) no социально-психологическую no адаптацию no как no процесс no активного no приспособления no системы no «ребенок no - no взрослый», no «ребенок no - no ребенок» no к no новым no условиям no взаимодействия.

Социально-психологическая no адаптация no - no это no процесс no перестрой­ки no поведения no и no деятельности no ребенка no в no новых no условиях. no Этот no процесс no многосторонний, no активный, no включающий no в no себя no формирование no средств no и no способов no поведения, no направленных no на no овладение no учебной no деятельностью no и no эффективное no взаимодействие no с no новой no социальной no средой. no Необходимо no учесть, no что no не no только no новая no среда no воздействует no на no ребенка, no но no и no он no в no свою no очередь no оказывает no определенное no влияние no на no нее, no меняет no социально-психологическую no ситуацию.[2]

Учебная no деятельность no становится no ведущей no в no младшем no школьном no возрасте no и no требует no ответственного no отношения, no осознания no ее no общественной no значимости, no подчинения no требованиям no и no правилам no школы. no Именно no в no первые no месяцы no начинают no формироваться no системы no отношений no ребенка no с no миром no и no самим no собой, no те no устойчивые no формы no взаимоотношений no со no сверстниками no и no взрослыми no и no базовые no учебные no установки, no которые no в no существенной no мере no определяют no в no дальнейшем no успешность no его no школьного no обучения, no эффективность no стиля no общения, no возможности no личностной no самореализации no в no школьной no среде.

Зависимость no школьной no успеваемости no от no интеллекта no очевидна. no Именно no на no интеллект no ребенка no в no современных no школах no приходится no основная no нагрузка, no так no как no для no успешного no овладения no учебной no деятельностью, no научно-теоретическими no знаниями no необходим no достаточно no высокий no уро­вень no развития no мышления, no речи, no восприятия, no внимания, no памяти. no Однако no это no не no является no главным no условием no адаптации no ребенка. no Даже no при no интеллектуальной no недостаточности no ребенок no может no успешно no адаптироваться no к no новой no социальной no среде, no если no принимает no себя no таким, no какой no он no есть, no независимо no от no оценок no окружающих.


Часто no внешне no благополучные no дети no с no хорошей no успеваемостью no трудно no проходят no процесс no адаптации, no так no как no основные no причины no заключаются no в no их no личностных no проблемах, no таких no как no неадекватные no самооценка no и no уровень no притязаний, no высокий no уровень no тревожности, no которые no отодвигаются no на no второй no план, no отдавая no предпочтение no умственной no деятельности. no Интеллектуальная no активность no должна no выступать no не no самоцелью, no а no средством no продвижения no к no новым no духовно-нравственным no и no человеческим no ценностям, no так no как no такие no интегративные no личностные no образова­ния, no как no самооценка no и no уровень no притязаний, no в no устойчивых no своих no формах no способны no определять no модус no социального no поведения, no подчиняя no себе no более no частные no его no психологические no характеристики.

Процесс no обучения no предполагает no активизацию no внутренних no стимулов no учения. no Такой no внутренней no побудительной no силой no является no мотивация. no По no изменению no данного no параметра no можно no судить no об no уровне no школьной no адаптации no ребенка, no степени no овладения no учебной no деятельностью no и no об no удовлетворенности no ребенка no ею. no

Выделяют no две no группы no мотивов no учения:

  • широкие no социальные, no связанные no с no потребностями no ребенка no в no общении no с no другими no людьми, no в no их no оценке no и no одобрении, no с no желаниями no ученика no занять no определенное no место no в no системе no доступных no ему no общественных no отношений;
  • учебные, no связанные no непосредственно no с no учебной no деятельностью: no познавательные no интересы no детей, no потребность no в no интеллектуальной no активности no и no овладении no новыми no знаниями, no навыками no и no умениями.

Представляется no необходимым no акцентировать no внимание no на no первой no группе no мотивов, no поскольку no именно no удовлетворение no потребности no в no общении no лежит no в no основе no успешной no адаптации no ребенка no к no школе. no Но no оценка no и no одобрение no не no должны no быть no целью no ребенка. no Он no должен no в no общение no входить no психологически no полноценно, no как no личность no уникальная no и no неповторимая, no осознавая no это no с no помощью no оценочных no действий no учителя.

Сочетание no двух no названных no выше no мотивов no способствует no возникно­вению no нового no отношения no ребенка no к no окружающей no среде, no названного no «внутренней no позицией no школьника».

Оно no отражает no наличие no у no ребенка no положительного no отношения no к no школе no и no учению, no стремления no к no социально-нормированным no формам no поведения, no к no овладению no социально no значимыми no знаниями no и no умениями, no признание no авторитета no учителя no как no носителя no социального no опыта. no


Поступление no в no школу no знаменует no перелом no в no социальной no ситуации no развития no ребенка. no Став no школьником, no ребенок no получает no новые no права no и no обязанности no и no впервые no начинает no заниматься no общественно no значимой no деятельностью, no от no уровня no выполнения no которой no зависит no его no место no среди no окружающих no и no его no взаимоотношения no с no ними. no Эта no новая no социальная no ситуация no обуславливает no и no формирование no особенностей no личности no детей no школьного no возраста.

Изменение no социальной no ситуации no развития, no вызванное no началом no школьного no обучения, no влечет no за no собой no наряду no с no перестройкой no системы no общественных no отношений, no образа no жизни no и no условий no деятельности no младшего no школьника, no множественные no внутриличностные no преобразования, no обеспечивающие no возможность no развития no на no следующем no возрастном no этапе.

Я.Л. no Коломинский, no Е.А. no Панько, no В.С. no Мухина no , no И.В. no Дубровина no и no др. no рассматривают no адаптацию no как no «привыкание no к no условиям no окружающей no среды, no связанное no со no сменой no ведущей no no деятельности no и no социального no окружения». no При no этом no также no подчеркивается no взаимо­обратный no характер no адаптации.

Отмечается, no что no первоклассник no должен no приспособиться no к no нескольким no сферам no жизнедеятельности: no овладение no навыками no учебной no деятельности, no приобретение no дружеских no контактов no с no одноклассниками no и no установление no доверительных no отношений no с no учителем, no формирование no адекватного no поведения.

Шинтарь no З.Л., no анализируя no процесс no адаптации no первоклассников no к no школе, no выделяет no формы, no знание no которых no позволяет no реализовать no идеи no преемственности no в no работе no учителя no общеобразовательной no школы:

1. no Адаптация no организма no к no новым no условиям no жизни no и no деятельности, no к no физическим no и no интеллектуальным no нагрузкам. no В no данном no случае no уровень no адаптации no будет no зависеть no от no возраста no ребенка, no который no пошел no в no школу; no от no того, no посещал no ли no он no детский no сад no или no его no подготовка no к no школе no осуществлялась no в no домашних no условиях; no от no степени no сформированности no морфофункциональных no систем no организма; no уровня no развития no произвольной no регуляции no поведения no и no организованности no ребенка; no от no того, no как no изменялась no ситуация no в no семье.

2. no Адаптация no к no новым no социальным no отношениям no и no связям no относится no в no большей no степени no к no пространственно-временным no отношениям no (режим no дня, no особое no место no для no хранения no школьных no принадлежностей, no школьной no формы, no подготовка no уроков, no уравнивание no ребенка no в no правах no со no старшими no братьями, no сестрами, no признание no его no «взрослости», no предоставление no самостоятельности no и no др.); no личностно-смысловым no отношениям no (отношение no к no ребенку no в no классе, no общение no со no сверстниками no и no взрослыми, no отношение no к no школе, no к no самому no себе no как no учащемуся); no к no характеристике no деятельности no и no общения no ребенка no (отношение no к no ребенку no в no семье, no стиль no поведения no родителей no и no учителей, no особенности no семейного no микроклимата, no социальная no компетентность no ребенка no и no др.).


3. no Адаптация no к no новым no условиям no познавательной no деятельности no зависит no от no актуальности no образовательного no уровня no ребенка no (знаний, no умений, no навыков), no полученного no в no дошкольном no учреждении no или no в no домашних no условиях; no интеллектуального no развития; no от no обучаемости no как no способности no овладеть no умениями no и no навыками no учебной no деятельности, no любознательности no как no основы no познавательной no активности; no от no сформированности no творческого no воображения; no коммуникативных no способностей no (умение no общаться no со no взрослыми, no сверстниками).

Т.В. no Дорожевец no предлагает no трехкомпонентную no модель no приспособления no ребенка no к no условиям no школьного no обучения. no

По no ее no мнению, no школьная no адаптация no осуществляется no как:

1) no академическая, no характеризующая no степень no соответствия no поведения no ребенка no нормам no школьной no жизни no (принятие no требований no учителя no и no ритма no учебной no деятельности, no овладение no правилами no поведения no в no классе, no познавательная no активность no на no уроке;

2) no социальная, no отражающая no успешность no вхождения no ребенка no в no новую no социальную no группу no в no виде no принятия no его no одноклассниками, no достаточное no количество no коммуникативных no связей, no умение no решать no межличностные no проблемы no и no т. no д.;

3) no личностная, no характеризующая no уровень no принятия no ребенком no себя no как no представителя no новой no социальной no общности; no выражается no в no виде no соответствующих no самооценки no и no уровня no притязаний, no стремления no к no самоизменении.

Разработка no показателей no и no описание no уровней no адаптации no обусловлены no не no только no задачами no изучения no ее no конкретных no аспектов, no но no и no критериями, no на no основании no которых no выявляется no эффективность no адаптационного no процесса. no В no зависимости no от no выраженности no показателей no адаптации no и no их no сочетаний no речь no идет no либо no о no стадиях no адаптации, no либо no о no периодах, no либо no об no уровнях no адаптации.

Так, no Я.Л. no Коломинский no и no Е.А. no Панько no выделяют no следующие no критерии no уровня no адаптации no у no шестилетних no учащихся:

  • успешность no обучения; no успеваемость, no овладение no навыками, no умениями no и no знаниями no по no основным no предметам, no отношение no к no труду:
  • положение no в no структуре no межличностных no отношений: no статус, no эмоциональное no самочувствие, no общительность;
  • общественная no активность: no участие no в no общественно-полезной no деятельности, no самостоятельность, no инициативность.

Э.М. no Александровская no и no С.М. no Тромбах no предлагают no в no качестве no критериев no адаптации: no эффективность no учебной no деятельности, no усвоение no школьных no норм no поведения, no успешность no социальных no контак­тов, no эмоциональное no благополучие.

В no исследовании no процесса no адаптации no учителем no значимость no приобретает no анализ no эмоциональных no проявлений. no Это no связано no с no тем, no что no новые no требования no изменяют no состояние no эмоциональной no сферы, no вызывая no неспецифическую, no стрессовую no реакцию no организма, no вплоть no до no возникновения no пограничных no нервно-психических no расстройств.

1.2. Специфика адаптации детей к школьному обучению

Первый no класс no школы no – no один no из no наиболее no существенных no критический no периодов no в no жизни no детей. no Поступление no в no школу no для no многих no из no них no – no эмоционально-стрессовая no ситуация: no изменяется no привычный no стереотип, no возрастает no психоэмоциональная no нагрузка. no От no того, no как no пройдет no адаптация no на no первом no году no обучения, no во no многом no зависит no работоспособность no и no успеваемость no в no последующие no годы. no

При no поступлении no в no школу no на no ребенка no влияет no комплекс no факторов: no классный no коллектив, no личность no педагога, no изменение no режима, no непривычно no длительное no ограничение no двигательной no активности, no появление no новых, no не no всегда no привлекательных no обязанностей. no Организм no приспосабливается no к no этим no факторам, no мобилизуя no для no этого no систему no адаптивных no реакций.

Школа no с no первых no же no дней no ставит no перед no ребенком no ряд no задач. no Ему no необходимо no успешно no овладевать no учебной no деятельностью, no освоить no школьные no нормы no поведения, no приобщиться no к no классному no коллективу, no приспособиться no к no новым no условиям no умственного no труда no и no режиму. no Выполнение no каждой no их no этих no задач no связано no непосредственно no с no предшествующим no опытом no ребенка.

Отчетливые no изменения no в no период no поступления no ребенка no в no школу no проявляются no в no поведении. no Положительный no эффект no приспособления no к no школе no сказывается no в no достижении no относительного no соответствия no поведения no требованиям no новой no среды no и no обеспечивается no психологической no готовностью no к no выполнению no стоящих no перед no ребенком no задач.[3]