Файл: Адаптация ребенка к школе (Проблема адаптации к школе у детей в психолого-педагогической литературе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а) no мотивационную no незрелость no ребенка, no отсутствие no у no него no школь­ной no мотивации no и no преобладание no других, no чаще no всего no игровых no моти­вов. no (В no этом no случае no дети no рисуют no машины, no игрушки, no военные no дей­ствия, no узоры no и no прочее);

б) no детский no негативизм. no Такое no поведение no свойственно no детям no с no завышенным no уровнем no притязаний no и no трудностями no приспособления no к no школьным no требованиям. no (Ребенок no упорно no отказывается no рисо­вать no на no школьную no тему no и no рисует no то, no что no он no лучше no всего no умеет no и no любит no рисовать);

в) no непонимание no и no неверное no истолкование no задачи. no Чаще no всего

это no свойственно no детям no с no задержкой no психического no развития. no (Дети no ничего no не no рисуют no или no копируют no у no других no детей no сюжеты, no не no имею­щие no отношения no к no данной no теме.) no Такие no ситуации no оцениваются no 0 no баллов.

При no соответствии no рисунков no заданной no теме no учитывается no их no сюжет: no

а) no учебные no ситуации no свидетельствуют no о no высокой no школьной no мо­тивации, no учебной no активности no и no наличии no у no школьника no познава­тельных no мотивов no (30 no баллов) no – no высокий no уровень no мотивации no учения;

б) no ситуации no не no учебного no характера no с no внешними no школьными no ат­рибутами no свойственны no детям no с no положительным no отношением no к no шко­ле no по no внешней no мотивации no (20 no баллов) no – no средний no уровень no мотивации no учения;

в) no игровые no ситуации no в no школе no свойственны no детям no с no положи­тельным no отношением no к no школе, no но no преобладанием no игровой no моти­вации no (10 no баллов) no – no низкий no уровень no мотивации no учения.

    1. Методика no «Графический no диктант» no Д.Б. no Эльконина.

Данная no методика no используется no для no определения no уровня no развития no произвольной no сферы no ребенка, no а no также no изучения no возможностей no в no области no перцептивной no и no моторной no организации no пространства.

Материал no состоит no из no 4 no диктантов, no первый no из no которых no – no тренировочный no (Приложение no 1).

На no самостоятельное no выполнение no каждого no узора no дается no полторы-две no минуты. no Общее no время no проведения no методики no обычно no составляет no около no 15 no минут.

Анализ no результатов:

  • Безошибочное no воспроизведение no узора no - no 4 no балла. no
  • За no 1-2 no ошибки no ставят no 3 no балла. no
  • За no большее no число no ошибок no - no 2 no балла. no
  • Если no ошибок no больше, no чем no правильно no воспроизведенных no участков, no то no ставится no 1 no балл.
  • Если no правильно no воспроизведенных no участков no нет, no то no ставят no 0 no баллов.

Указанным no образом no оцениваются no три no узора no (один no тренировочный). no На no основе no полученных no данных no возможны no следующие no уровни no выполнения:

  • 10-12 no баллов no - no высокий;
  • 6-9 no баллов no - no средний;
  • 3-5 no баллов no - no низкий;
  • 0-2 no балла no - no очень no низкий.
  • Методика no «Лабиринт».

Материал no (приложение no 2).

Материал no представляет no собой no изображения no полянок no с no разветвленными no дорожками no и no домиками no на no их no концах, no а no также no «писем», no условно no указывающих no путь no к no одному no из no домиков, no помещенных no под no полянкой. no

Далее no следуют no основные no задачи. no В no задачах no 7-10 no два no повторяющихся no ориентира no даны no в no разной no последовательности no и no расставлены no не no на no отрезках no пути, no а no в no точках no разветвления. no

На no «письмах» no к no задачам no 1-2 no изображена no ломаная no линия, no показывающая no

Инструкция no к no проведению.

Детям no даются no две no вводные no задачи, no затем no по no порядку no задачи no 1-10.
Инструкция no дается no после no того, no как no дети no открыли no первый no листок no тетради no с no вводной no задачей. no «Перед no вами no полянка, no на no ней no нарисованы no дорожки no и no домики no в no конце no каждой no из no них. no Нужно no правильно no найти no один no домик no и no зачеркнуть no его. no Чтобы no найти no этот no домик, no надо no смотреть no на no письмо. no (Экспериментатор no указывает no на no нижнюю no часть no страницы, no где no оно no помещено.) no В no письме no нарисовано, no что no идти no надо no от no травки no мимо no елочки, no а no потом no мимо no грибка, no тогда no найдете no правильный no домик, no а no я no посмотрю, no не no ошиблись no ли no вы».

Проверяющий no смотрит, no как no решил no задачу no каждый no ребенок, no и, no если no нужно, no объясняет no и no исправляет no ошибки.

Переходя no ко no второй no вводной no задаче, no проверяющий no предлагает no детям no перевернуть no листок no и no говорит: no «Здесь no тоже no два no домика, no и no опять no надо no найти no нужный no домик. no Но no письмо no тут no другое: no в no нем no нарисовано, no как no идти no и no куда no поворачивать. no Нужно no опять no идти no от no травки no прямо, no а no потом no повернуть no в no сторону». no Проверяющий no при no этих no словах no «проводит» no детей no по no чертежу no в no «письме». no Решение no задачи no снова no проверяется, no ошибки no объясняются no и no исправляются.

Затем no идет no решение no основных no задач. no К no каждой no из no них no дается no краткая no дополнительная no инструкция.

К no задачам no 1-2: no «В no письме no нарисовано, no как no надо no идти, no в no какую no сторону no поворачивать, no начинать no двигаться no от no травки. no Найдите no нужный no домик no и no зачеркните».


К no задаче no 3: no «Смотрите no на no письмо. no Надо no идти no от no травки, no мимо no цветочка, no потом no мимо no грибка, no потом no мимо no березки, no потом no - no елочки. no Найдите no нужный no домик no и no зачеркните no его».

К no задаче no 4: no «Смотрите no на no письмо. no Надо no пройти no от no травки, no сначала no мимо no березки, no потом no мимо no грибка, no елочки, no затем no стульчика. no Отметьте no домик».

К no задачам no 5-6: no «Будьте no очень no внимательны. no Смотрите no на no письмо, no отыщите no нужный no домик no и no зачеркните no его».

К no задачам no 7-10: no «Смотрите no на no письмо, no в no нем no нарисовано, no как no нужно no идти, no около no какого no предмета no поворачивать no и no в no какую no сторону. no Будьте no внимательны, no отыщите no нужный no домик no и no зачеркните no его».

Оценка no результатов.

При no оценке no результатов no необходимо no учитывать no номер no выбранного no ребенком no домика no и no номер no задачи. no Оба no эти no показателя no включены no в no шкалу no оценки: no один no - no по no вертикали, no другой no - no по no горизонтали. no В no месте no пересечения no их no координат no указана no оценка no (в no баллах), no которая no начисляется no ребенку no за no произведенный no им no поиск no и no выбор no домика no (приложение). no Номер no выбранного no ребенком no домика no и no оценка no заносятся no в no форму no протокола no (приложение). no (На no рис. no 7, no а, no б no дана no нумерация no домиков no в no различных no задачах). no Все no оценки, no полученные no ребенком no в no отдельных no задачах, no суммируются. no Максимальное no количество no очков no в no методике no - no 44.

Интерпретация no полученных no результатов:

  • 38-44 no балла no - no дети no с no детальным no соотнесением no одновременно no двух no параметров. no Имеют no достаточно no полные no и no расчлененные no пространственные no представления.
  • 31-38 no - no дети no с no незавершенной no ориентировкой no на no два no параметра no (обычно no правильно no решают no первые no 6 no задач). no При no учете no одновременно no двух no параметров no постоянно no соскальзывают no к no одному. no Это no обусловлено no недостаточной no стойкостью no и no подвижностью no в no развитии no пространственных no представлений.
  • 24-31 no балл no - no дети no с no четкой no завершенностью no ориентировки no только no на no один no признак. no Им no доступно no построение no и no применение no пространственных no представлений no простейшей no структуры.
  • 18-24 no - no для no этих no детей no характерна no незавершенная no ориентировка no даже no на no один no признак. no Они no членят no задачу no на no этапы, no но no к no концу no работы no теряют no ориентир. no У no них no только no начинает no формироваться no способ no наглядно-образной no ориентировки no в no пространстве.
  • Менее no 18 no баллов no - no дети no с no неадекватными no формами no ориентировки. no Они no предпринимают no попытку no найти no нужный no домик, no но no их no выбор no случаен. no Это no обусловлено no несформированностью no умения no соотносить no схему no с no реальной no ситуацией, no т.е. no неразвитостью no наглядно-образного no мышления.

2.3. Психолого-педагогические рекомендации по совершенствованию адаптации детей к школьному обучению

Как no помочь no ребенку no адаптироваться no к no школе? no Понятно, no что no ребенок no должен no привыкнуть no к no изменившимся no требованиям no и no психологическим no нагрузкам. no Но no при no чем no здесь no физиология?

Адаптация no - no это no перестройка no организма no на no работу no в no изменившихся no условиях. no Адаптация no к no школе no имеет no две no стороны: no психологическую no и no физиологическую. no Организм no должен no привыкнуть no работать no в no новом no режиме no no - no это no и no есть no физиологическая no адаптация.

Продленка no для no первоклассников no - no мера no настолько no вынужденная, no что no даже no говорить no о no ней no тяжело. no Если no есть no хоть no малейшая no возможность, no постарайтесь no избежать no ее. no Понятно, no что no большинство no родителей no работает, no и no далеко no не no у no всех no деток no есть no бабушки no и no дедушки, no готовые no подставить no плечо no в no этот no труднейший no момент. no Однако no из no любого no положения no есть no выход. no И no не no всегда no этот no выход no - no продленный no день. no

После no школы no первокласснику no желательно no спать no днем, no так no как no с no непривычки no детский no организм no будет no сильно no уставать. no Домашние no задания no - no те no самые, no которых no по no закону no в no первом no классе no не no должны no задавать no - no вечером no перед no сном no готовить no не no следует. no Ведь no ребенок no уже no устал no под no конец no дня. no Лучше no делать no уроки no в no середине no дня. no Считается, no что no у no мозговой no активности no в no течение no суток no имеется no два no пика: no 9-12 no часов no и no 16-18 no часов, no когда no и no имеет no смысл no делать no уроки.

Важно no уложить no ребенка no спать no не no позже no 9 no часов no вечера. no Детям no семи no лет no рекомендуется no спать no не no менее no 11 no часов no в no сутки. no Выспавшись, no наш no первоклассник no успеет no позавтракать, no сделать no зарядку no и no окончательно no проснуться no перед no уроками. no Потому no как no непроснувшееся no чадо no будет no благополучно no спать no первые no два no урока no в no школе.

С no приходом no в no школу no у no детей no в no два no раза no сокращается no двигательная no активность. no А no что no такое no двигательная no активность no для no ребенка? no Это no его no нормальный no рост, no развитие, no жизнь, no в no конце no концов. no При no поступлении no в no школу no у no ребенка no тут no же no тормозятся no и no рост no и no развитие. no И no к no этому no нужно no быть no готовым. no И, no тем no не no менее, no в no режим no дня no обязательно no нужно no включить no утреннюю no зарядку no и no прогулки. no


Необходимо no прививать no ребенку no культуру no активного no отдыха: no пусть no он no проводит no свободное no время no не no у no телевизора, no а no в no движении. no Запишите no его no в no бассейн, no приучите no к no совместным no утренним no пробежкам, no к no прогулкам no перед no сном no - no все no это no пойдет no ему no на no пользу no и no поможет no предотвратить no многие no заболевания.

Не no забывайте no следить no за no правильной no осанкой no ребенка no за no столом no - no расстояние no от no книги no или no тетради no до no глаз no должно no соблюдаться no неуклонно, no иначе no страдает no не no только no осанка, no но no и no зрение.

Последние no дни no перед no 1 no сентября no и no начало no учебы no - no трудное no время no для no ребенка. no Да, no он no хочет no в no школу no или, no по no крайней no мере, no не no возражает no против no школы. no Но, no вдруг, no ни no с no того no ни no с no сего, no начинаются no капризы, no даже no истерики. no Это no кажется no нам no совершенно no непонятным, no ведь no никто no не no обижает, no общий no фон no положительный, no трудностей no пока no никаких. no А no у no первоклассника, no тем no не no менее, no откуда-то no возникают no резкие no перепады no настроения. no Даже no у no самых no послушных no детей no могут no начаться no капризы. no

Понятно, no что no серьезные no жизненные no перемены no - no стресс no для no всякого no человека: no и no взрослого, no и no ребенка. no Ребеночек no еще no маленький, no ему no они no даются no тяжелее. no Нужно no видеть no разницу no между no вразумлениями no и no бессмысленными no тираническими no наказаниями. no

Из no своего no тяжелого no состояния no ребенок no не no всегда no может no выбраться no сам. no Ему no нужно no помочь. no А no мы no часто no не no понимаем, no в no чем no дело, no считаем no происходящее no капризом.

Пусть no первый no школьный no период no пройдет no как no можно no спокойнее!

Нельзя no считать, no что no агрессия no ребенка no имеет no отношение no к no вам no как no к no родителю, no как no к no личности. no Он no сбрасывает no накопившуюся no отрицательную no энергию, no он no надеется, no жаждет, no чает no - no быть no понятым no и no принятым no со no всеми no потрохами, no и no неуклюже, no как no умеет, no просит no о no помощи.

Нужно no заниматься no с no ребенком no тем, no что no ему no интересно. no Катать no машинки, no строить no из no конструктора, no читать no вслух no интересную no книжку. no Не no нужно no спрашивать no ребенка, no как no он no себя no вел no в no школе! no Вопрос no о no поведении no усиливает no напряженность.

Заключение

Адаптация – очень важный процесс. В самом распространенном значении школьная адаптация – это приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.