Файл: Система управленческого контроля: преимущества и недостатки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Понятие контроля встречается в различных научных направлениях: философии, теории управления, политике, кибернетике и т. д.

Специалисты по теории управления, выделяя три стадии управленческой деятельности (проектирование и определение цели; организация выполнения принятого решения; контроль исполнения), трактуют контроль как особую стадию цикла управления. Цель курсовой работы – изучение видов контроля и их классификации, взаимосвязь и отличия внешнего и внутреннего контроля, так же основные задачи и направления контроля.

Актуальность контроля обусловлена следующими факторами:

- неопределенность процессов внешней и внутренней среды. Планы не всегда выполняются так, как было задумано. Люди не всегда принимают делегированные им права и обязанности. Руководству не всегда удается должным образом мотивировать людей на достижение поставленных целей. Меняются условия окружающей среды и организация должна соответственно к ним адаптироваться. В этих условиях неопределенности надо все время проверять достигла ли организация, или конкретные управленческие решения поставленных целей;

- предупреждение возникновения кризисных ситуаций. Контроль позволяет выявить проблемы и скорректировать соответственно деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис;

- поддержание успеха. Один из важных аспектов контроля состоит в том, чтобы определить какие именно направления деятельности организации наиболее эффективно способствовали достижению ее общих целей;

-укрепление дисциплины и соблюдению законности.

Задачи курсовой работы:

  • рассмотреть сущность контроля, его содержание, цели и задачи, роль контроля;
  • изучить виды контроля;
  • рассмотреть взаимосвязь и отличия внешнего и внутреннего контроля, внутреннего управленческого контроля и ревизии;
  • раскрыть содержание внешнего финансового контроля;
  • раскрыть этапы подготовки, планирования, проведения внешнего финансового контроля;
  • раскрыть содержание внутреннего финансового контроля.

1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ


1.1. Виды контроля

В зависимости от вида информационного обеспечения контроля различают документальный контроль и фактический контроль.

Документальный контроль – это проверка документов. Например, в Положении о финансовом контроле в Министерстве обороны, утвержденном приказом министра обороны СССР от 19.09.1982 г. № 200, указывается, что основным методом ревизии является проверка законности и достоверности совершенных финансово-хозяйственных операций по подлинным первичным оправдательным документам за весь период, прошедший с начала проведения предыдущей ревизии, или за больший срок, установленный начальником, назначившим ревизию.

Фактический контроль предполагает проверку контролируемых объектов в натуре путем инвентаризации, осмотра материальных объектов, замера и т. д.

Данная классификация является основой деления методов контроля на документальные и фактические. Наиболее эффективно сочетание двух видов контроля, но в некоторых случаях невозможен либо фактический контроль (имущество территориально удалено или утрачено), либо документальный (например, документы утрачены при пожаре). Поэтому иногда осуществляется только один вид контроля. На выбор вида контроля может влиять оценка вероятности искажения данных, недобросовестности проверяемой организации, целесообразности и экономичности осуществления контрольного мероприятия.[8]

Разграничение контроля на камеральный и выездной наиболее характерно для государственных органов финансового контроля.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа и, как правило, является документальной.

Выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемой организации и может быть как документальной, так и фактической.

В зависимости от момента совершения контролируемых операций различают следующие виды контроля:

1) предварительный;

2) текущий (оперативный);

3) последующий.

В гл. 26 ст. 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что законодательные (представительные) органы местного самоуправления осуществляют следующие формы финансового контроля:

  • предварительный – в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;
  • текущий (оперативный) – в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
  • последующий – в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. [1]

В зависимости от охвата операций управляемого субъекта в ходе осуществления контроля различают следующие виды контроля: тематический (частичный); комплексный (полный).

Тематические контрольные проверки – это форма текущего финансового контроля однородных хозяйственных операций, выполняемых предприятиями и организациями, например проверка использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, проверка сохранности государственной собственности. Тематические проверки имеют сходство с текущими проверками, но проводятся по более широкому кругу показателей конкретной темы с применением методов экономического анализа, вычислительной техники и привлечением специалистов различного профиля. Если в процессе текущего обследования применяются в основном методы фактического контроля, то при тематических проверках используются планово-нормативная и договорная информация, данные бухгалтерского учета, хронометражные наблюдения, проводится выборочная инвентаризация ценностей.

Комплексными, как правило, являются ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий, научно-исследовательских и научно-испытательных учреждений, других учреждений и организаций, осуществляющих операционно-производственную деятельность и состоящих на сметно-бюджетном финансировании. [15]

Основные задачи комплексной проверки – всесторонняя проверка состояния экономики предприятий, учреждений и организаций, анализ их производственной и операционной деятельности, проверка использования производственных мощностей, осуществления мероприятий по снижению себестоимости и обеспечению высокого качества продукции, выполнения хозяйственных и финансовых планов.

Для проведения комплексной ревизии или проверки создается ревизионная группа во главе с руководящим должностным лицом. В состав группы включаются специалисты, способные глубоко проверить и дать объективную оценку производственной и финансово-хозяйственной деятельности.

В зависимости от уровня организации финансового контроля различают финансовый контроль на уровне:

  • государства;
  • субъекта Федерации;
  • муниципалитета;
  • отрасли;
  • отдельного предприятия;
  • структурного подразделения (цеха, участка и т. д.) организации.

В зависимости от нормативной базы осуществления контроля различают финансовый контроль, осуществляемый на основании:

  • Конституции РФ, конституционных федеральных законов;
  • федеральных законов Российской Федерации;
  • законов субъектов Российской Федерации;
  • нормативных актов федеральных органов исполнительной власти;
  • нормативных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • локальных нормативных актов организаций.

В зависимости от сферы осуществления финансового контроля различают следующие его виды:

  • валютный;
  • налоговый;
  • таможенный;
  • наличного денежного оборота и др.

В связи с тем, что названные сферы существенно различаются, для их проверки могу создаваться специальные контрольные органы (например, соблюдение налогового законодательства Российской Федерации проверяет Федеральная налоговая служба).

В зависимости от источника финансирования различают следующие виды финансового контроля:

  • за счет проверяемого субъекта;
  • за счет управляющего субъекта;
  • за счет третьих лиц. [14]

Средства проверяемого субъекта являются источником финансирования коммерческого финансового контроля, оплаты услуг внешних аудиторских организаций. За счет проверяемого субъекта организуется также и внутренний контроль, формой оплаты которого является оплата труда внутренних ревизоров.

Государственный контроль осуществляется, как правило, за счет средств управляющего субъекта, то есть соответствующей статьи государственного бюджета. Поскольку организации формируют доходную часть бюджета в форме уплаты налогов, фактически та же налоговая проверка косвенно финансируется за счет самих же налогоплательщиков. Но при проверке бюджетных организаций источником финансирования является управляющий субъект.

Финансовый контроль за счет третьих лиц осуществляется крайне редко. Примером может быть общественный контроль, осуществление которого ведется за счет собранных инициаторами средств. [12]

Сочетание видов финансового контроля по разным критериям его классификации может быть различным. Например, финансовый контроль за правильностью уплаты налоговых платежей, осуществляемый государственными органами (Федеральной налоговой службой), является внешним по отношению к проверяемой организации, но проверку правильности уплаты налогов можно поручить и внутренним аудиторам (внутренний контроль).

1.2. Взаимосвязь и отличия внешнего и внутреннего контроля, внутреннего управленческого контроля и ревизии


По назначению и направленности контроль можно разделить на два вида - внутренний и внешний.

Внутренний контроль – это внутриведомственный, внутрипроизводственный, внутриорганизационный (внутрифирменный) контроль, который обеспечивает надлежащую работу предприятия и управление им. [15]

Внешний контроль преследует иную цель – защиту граждан, организаций, общества и государства от всевозможных негативных последствий, которые наступают в результате несоблюдения установленных правил осуществления той или иной деятельности и невыполнения субъектами общественных отношений возложенных на них обязанностей. Внешний контроль призван служить обеспечению безопасности субъектов общественных отношений, защите прав, свобод.

Внешний контроль предприятия проводят государственные контрольные организации, общественные организации и аудиторские фирмы. Общие цели внешнего государственного контроля – выявление нарушений документирования хозяйственных операций, установление законности их проведения, правильности различных отчислений и пр. Аудитор, контролер или ревизор проверяют ведение учета на предприятии в соответствии с внутренними документами, инструкциями и другими нормативными документами по ведению бухгалтерского учета, законами Российской Федерации.

Потребность в таких формах внешнего контроля, как ревизия и аудит, возникает у разных организаций в зависимости от того, как построена система их управления. Потребность в ревизиях более четко выражена в организациях, где система управления построена преимущественно структурно, т. е. ориентирована на различные комбинации линейной и функциональной подчиненности. Цель ревизии – проверка обоснованности и целесообразности действий должностных лиц приемами и методами, характерными для ревизии.

Потребность в аудиторских проверках наиболее актуальна в организациях, где работники действуют строго в соответствии с утвержденными бизнес-процессами. В настоящее время наиболее распространен аудит процесса составления бухгалтерской и налоговой отчетности. [9]

Ревизия выявляет виновных лиц и причины неэффективных действий, нарушения законодательства. По итогам ревизии принимаются решения о мерах дисциплинарного воздействия, возможна передача дел в следственные органы. В ходе аудита проверяется соответствие процессов нормам и правилам, определенным положениями по бухгалтерскому учету, иными нормативными актами. По аудиторским заключениям, содержащим отрицательное мнение, принимаются решения об изменении процессов в учетном органе и движении первичных документов.