Файл: Аппарат государственной власти (Свойства государственной власти).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Власть – дает право и возможности распорядиться кем-нибудь или чем-нибудь и подчинять своей воле[1]. Власть – это возможность или способ влияния на жизнедеятельность, поведение людей и коллективов с помощью каких-либо средств авторитета, права, воли, насилия. В то же время государственная власть представляет собой само государство и представляет является его неотъемлемым и обязательным атрибутом. Государственная власть осуществляет политическое руководство обществом, с помощью таких инструментов как органы власти и прочие государственные учреждения в интересах народа, либо классов, либо общественных групп.

Власть, в рамках которой выполняются функций, порождает собой отношения распоряжения и повиновения, которые направлены, прежде всего на поддержание и воспроизводство сложившегося и устоявшегося порядка, которые зафиксированы в конституции, в законах, а также прочих нормативных актах, и требует обязательного исполнения без исключений.

Обеспечение общественного правопорядка осуществляется разными способами, например, с помощью активного целенаправленного влияния на сознание и поведение людей, в качестве таких способов выступают уверение и принуждение. Принудительные меры, допускаемые законом, применяют к тем, кто нарушает интересы охраны законов и правопорядка, с помощью органов государственной власти. Государственное принуждение - это средство защиты интересов общества от преступных посягательств.

В практике государственной власти стимулирование методами уверения и принуждения необходимо в любое время и в любой сфере общественной существования. Без них не создать перспектив экономического роста, невозможны истинная демократия, высокая культура и нравственность общества.

Анализ теоретических положений, на которых основываются принципы государственной власти, сопоставление их между собой для определения очень подходящей для нашей государства концепции, а также теоретическое исследование функций государственной власти, ядра построения органов власти, исследование их правового статуса является целью этой работы. 

Главной задачей представляет собой исследование проблемных вопросов, которые возникают в механизме работы органов государственной власти по причине недоработок законодательства, воздействие на процесс работы таких органов, которые имеют дестабилизирующий характер - как финансовых, так и общественных, моральных, и прочих факторов.


Данный материал актуален тем, что как институт государственной власти в РФ, в принципе, невзирая на множество правовых актов (чаще всего имеющих локальный характер) является одним из самых слабо изученных институтов современного российского права. Тем самым, уже исследуя сами теоретические, юридические основы, на которых строится практическое претворение такого института в жизнь, легко обнаружить недоработки, пробелы, и в теории, и в практике.

1. Понятие и сущность власти

Государственная власть – право и вероятность государства и его органов распоряжаться и управлять жизнедеятельностью общества, его граждан и их объединений, направлять ее и дорабатывать, подчинить своей воле; действующие органы государственной власти; лица, обличенные высшими полномочиями[2].

С момента введения в научный оборот понятия «государственная власть» некоторые ученые правоведы пробовали в разные исторические промежутки дать данному явлению свое определение, используя экономические, социальные, политические факторы, которые имели место быть в текущий определенный промежуток. Соответственно, точки зрения на понятие государственной власти менялись по мере формирования общества, научной мысли и все это привело к тому, что началось множество научно-обоснованных концепций, теорий и методов к определению государственной власти.

Все потенциальные оценки государственной власти, существующие в распоряжении правовой науки, укладываются в рамки семи главных концепций:

1. силовая концепция государственной власти;

2. государственная власть как диктатура пролетариата;

3. волевая концепция государственной власти;

4. функциональная концепция государственной власти;

5. конфликтологическая концепция государственной власти;

6. концепция, отождествляющая государственную власть с державам или государственным аппаратом;

7. концепция, рассматривающая государственную власть как комплекс полномочий;

Концепцией, которая первой возникла по времени и получила достаточную обоснованность, представляет собой силовая концепция государственной власти. Она состоит в том, что государственная власть и сила рассматриваются как однородные, тождественные понятия. 

В древности текущий подход можно увидеть в Древней Греции, где базой власти выступала сила, ее господство. Но уже Аристотель не считал отношения превосходства силы относящимся к государству, ведь, по его мнению, государство имеется лишь там, где присутствует общение свободных людей как способ их общественной деятельности[3].


Идеологом силовой концепции государственной власти по праву считается Николо Макиавелли. Началом создания понятийного аппарата такого явления послужила именно его работа под названием «Государь». Государственную власть он трактовал как единую силу, господствующую над всеми безмерно и, бесспорно. Боязнь лежит в базе власти как силы. Для осуществления государственной власти создается держава как форма его реализации. Макиавелли критически отрицал вероятность нахождения властных полномочий у чиновников, лишь государь сосредотачивает в собственных руках всю полноту власти. В трудах Макиавелли суть государственной власти представлена в качестве абсолютной силы, основанной на страхе наказания, которая способна подчинять себе народ[4]

Похожую идеологию можно увидеть у Жана Бодена, который рассматривал государственную власть как силу, которую недопустимо ограничить и укротить. Никто и ничто не увязывает правителя, по мнению Ж. Бодена. Когда государство стало отделять от правителя, оно получило в наследство неограниченную верховную власть такого правителя.

Среди советских авторов трактовка государственной власти в качестве силового явления также обнаружила сильный отклик (М. Аржанов, Ф. М. Бурлацкий и др.). Особенностью коммунистической законодательной науки представляет собой то, что при характеристике государственной власти обычно взамен понятия «сила» использовали слово «способность». «В конкретных контекстах «сила» и «способность» - это синонимы, вполне одинаковые термины, т.к. слово «сила», которой мы характеризуем власть, значит способность производить определённые механизма или способность проявления какой-либо работы». Так, М.А. Аржанов видел во власти «способность властвующего принудить подвластного». П.И. Стучка писал, что «власть на языке юристов значит господство одного или нескольких лиц над другими лицами, вероятность действовать не только самому, но и диктовать посторонним эти действия»[5].

Из чего вытекает, что в соответствии с этой трактовкой, вероятность осуществления принуждения - главный конституирующий признак государственной власти. Но вопрос об ограничении принуждения правом, легитимации принуждения в этой концепции не ставится. Из двух главных методов осуществления государственной власти убеждения и принуждения, несомненный приоритет отдан последнему. Принуждение формируется с помощью намеренно созданных организаций государственных органов.


Для силовой концепции власти свойственно разведение понятий государственной власти и органов государственной власти, крайние выступают лишь как средство достижения целей власти. Вопрос о соотношении субъекта и объекта власти в рамках этого подхода слабо разработан.

Понятие организации государственной власти в рамках силовой концепции разработано слабо. Ж. Боден, Т. Гоббс, Н. Макиавелли были сторонниками единоначалия. По их мнению, государственная власть - явление производное от монарха, государя, короля и т.д. В связи, с чем понятие организации государственной власти теряло всякий теоретический суть. В работах более поздних представителей силовой концепции государственной власти система государственной власти рассматривается как комплекс государственных органов, которая построена на базе принципа субординации. Получается, что в соответствии силовой трактовке власть как сила не может быть поделена даже внутри самого «государственного аппарата». Таким образом, в рамках силовой парадигмы государственная власть преследует и реализует только свои интересы, что осуществляет к ее отчуждению от общества и установлению правления силовыми методами.  «Оторванность» от народа становится специфической чертой государственной власти. Силовая суть государственной власти требует усиления государственного принуждения, преобладания метода принуждения над методом уверения. В результате государственная власть противопоставляет себя обществу и складывается как отчужденная отдельная сила. Обособленный характер государственной власти рано или поздно ведет к ее кризису, осуществляется измененность ее естественной природы, перерождение ее в произвол.

Государственная власть как диктатура пролетариата. Намеченная концепция тесно примыкает к силовой концепции государственной власти. Но в трудах классиков научного коммунизма определение государственной власти с позиций видов силы и могущества получает свое следующее развитие, что помогает выделять эту концепцию в качестве самостоятельной.

Так, К.Маркс, характеризуя государственную власть, называл ее «организованной силой». В.И.Ленин определял государственную власть в качестве «централизованной предприятия силы». В соответствии марксистско-ленинскому учению суть государственной власти - это диктатура, насилие доминирующего класса для подавления прочих классов. Государственный аппарат, опираясь на насилие, руководит обществом так, как это рационально и угодно господствующему классу, и в принципе может не считаться с интересами прочих классов. По отношению к данный силе у подвластных, даже у представителей доминирующего класса, не может быть никаких естественных прав.


Диктатура класса означает не связанность власти, какими-то ни было законодательством. Диктатура пролетариата выражала государственную волю, под которой декларировалась воля пролетариата в союзе с трудящимся классом крестьянства. Концепцию государственной власти как диктатуры пролетариата можно рассматривать в качестве крайней формы силовой концепции государственной власти. Если в рамках силовой концепции имеется хотя бы теоретическая вероятность ограничения, точнее, самоограничения государственной власти своими законами, то в рамках диктатуры пролетариата государственная власть абсолютизирована и в принципе не приемлет каких-либо ограничений.

На тезисе немецкого политолога Макса Вебера основана волевая концепция государственной власти: «Власть означает любую вероятность осуществлять внутри данных общественных отношений собственную волю, даже наперекор сопротивлению, вне зависимости от того, на чем данная вероятность основана»[6].

В рамках этого подхода понятие государственной власти приобрело структурное развитие. Власть рассматривается как волевое отношение между субъектом и объектом власти. Особенностью властных отношений представляется, что их стороны - субъекты и объекты власти - традиционно взаимодействуют на различных уровнях.

Волевая трактовка государственной власти в коммунистической правовой науке стала развита в работах М.И. Байтина, Н.М. Кейзерова, В.М. Корельского, А.И. Королева, А.Е. Мушкина, В.А. Ушакова. 

Подробное развитие волевая концепция государственной власти получила в монографии М.И. Байтина «Государство и политическая власть». В указанной работе власть определяется как средство деятельности социальной единства при подчинении воли некоторых лиц и их объединений руководящей в данном сообществе воле. Особо подчеркивается то, что государственной власть становится тогда, когда эта воля исходит от государства.

Другое значительное исследование проблемы государственной власти монографического характера было произведено Н.М. Кейзеровым в работе «Власть и авторитет». Статья Ф. Энгельса «Об авторитете» послужила методологической базой для этого труда. Ф. Энгельс рассматривал власть в качестве отношения, двуединое содержание которого с одной стороны, значит навязывание воли властвующего подвластному, с другой - повиновение подвластного воле властвующего. Осматривая работу Ф. Энгельса «Об авторитете», Н.М. Кейзеров приходит к выводу, что «власть - это волевое отношение между людьми, при котором осуществляется представителей определение и преобладание властной воли в целях руководства и соблюдения общественных норм. В.Е. Чиркин предположил такую мысль о том, что государственная власть может возникнуть только в социально асимметричном обществе, где имеется политическое преобладание определенного социального слоя, класса. Соответственно государственная власть - это возникающее на базе и которое обусловлено потребностями руководства им социальное волевое отношение, в котором одной из сторон представляет собой особый политический субъект – держава, его орган, должностное лицо.