Файл: Роль мотивации в поведении организации (Роль и значение мотивации).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
1.1 Сущность мотивационной деятельности
1.2 Роль и значение мотивации персонала
1.3 Исследование мотивации персонала
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ В ООО «ДИМАРТ»
2.1 Краткая характеристика ООО «Димарт»
2.2 Анализ существующей системы мотивации персонала организации ООО «Димарт»
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ООО «ДИМАРТ»
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации ООО «Димарт»
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данной работы заключается в том, что путь
к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком. Для этого необходимо знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как
и какими способами, мотивы могут быть приведены в действие,
как осуществляется мотивирование людей.
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил поведения.
Готовность и желание человека выполнять свою работу являются одними их ключевых факторов успеха функционирования организации. Человек
не машина, его нельзя включить и выключить. Рабовладельческая система ведения хозяйства и коммунистическая лагерная система наглядно доказали,
что вопреки воле и желанию человека от него нельзя добиться многого.
Имея определенное расположение, имея желания и настроение, исходя
из определенной системы ценностей, следуя определенным нормам и правилам поведения, человек каждую конкретную работу персонифицирует,
а, следовательно, придает ей в определенной степени уникальный характер. Однако, из этого никак не следует, что им невозможно эффективно управлять. Напротив, если хорошо знать и понимать, что движет человеком, что, побуждает его к действиям и к чему он стремится, выполняя определенную работу, можно, в отличии от принуждения, требующего постоянного воздействия и контроля, таким образом построить управление человеком, что он сам будет стремиться выполнять свою работу наилучшим образом и наиболее результативно с точки зрения достижения организацией своих целей.
Цель курсовой работы является исследование совершенствования мотивации и стимулирования работников в ООО «Димарт».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы мотивации персонала;
2) проанализировать систему мотивации в ООО «Димарт», а именно:
3) дать характеристику организации;
4) охарактеризовать финансово-экономическое состояние организации;
5) провести анализ существующей системы стимулирования персонала
в ООО «Димарт»;
6) предложить пути совершенствования системы мотивации персонала.
Объектом исследования выступает персонал ООО «Димарт».
Предметом исследования является система мотивации в организации.
В процессе изучение данной темы и подготовке курсовой работы были использованы нормативные документы, текущие архивы ООО «Димарт»,
а также литературные источники, как отечественных, так и зарубежных авторов: М. Мескон, А. Маслоу Ф. Герцберг, В. Врум, Р. Портер, Э. Лоулер,
Л. С. Выгодский и других, статьи из периодических изданий.
В курсовой работе применялись общетеоретические, аналитические методы исследования. Структура работы определена целью и задачами, и состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
1.1 Сущность мотивационной деятельности
Поведение человека определяется множеством мотивов, которые способны побуждать, заинтересовывать, направлять и активизировать поведение человека.
Мотивы – это стимулы, причины, силы, страсти, вызывающие
или стимулирующие активность человека, побуждающие его вести себя определенным образом [1, с. 34].
Мотивы оказывают огромное влияние на поведение человека
как личности и на его социальную роль. Они выступают в сознании человека
как цель, на которую направлено в конечном счете поведение. Понимание мотивов дает ключ к объяснению поведения и организованной деятельности человека. Если у человека есть мотив, побуждающий к действию, то его энергия и усилия проявляются в гораздо большей степени, чем при отсутствии такового. Наличие мотивов или мотивация заставляет человека действовать и вести себя определенным образом. Мотивы к труду появляются, когда в распоряжении общества имеется необходимый набор благ, который соответствует потребностям человека.
При этом мотивы деятельности человека могут быть экономическими
и неэкономическими. Первые связаны с возможностью получить материальные выгоды, повышающие благосостояние человека. Вторые, являясь косвенными, облегчают получение, как прямых материальных выгод, так и большего свободного времени, и соответствующих духовных благ. Мотивы деятельности подразделяются в соответствии с рисунком 1.1.
Рисунок 1.1 – Мотивы деятельности
Критерием в распределительных отношениях выступают статусные различия, которые различаются:
- По потребностям, которые человек стремится удовлетворить посредством трудовой деятельности;
- По благам, которые требуются человеку для удовлетворения своих нужд;
- По уровню цены, которую работник готов заплатить за получение необходимых благ [4, c. 45-51].
Существует определенная система мотивов к труду. В нее входят мотивы: содержательности труда, его общественной полезности; статусные, связанные
с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности; получения материальных благ; ориентированные на определенную интенсивность работы.
Мотивы к труду формируются до начала профессиональной трудовой деятельности. Человек усваивает ценности и нормы трудовой морали и этики, закладывающие основы его отношения к труду. Если проанализировать мотивацию как процесс, то можно выделить в нем несколько последовательных этапов.
Первый этап – возникновение потребностей. Человек ощущает, что ему чего-то не хватает. Он решает предпринять какие-то действия.
На втором этапе осуществляется поиск путей удовлетворения потребностей.
Третий этап характеризуется определением целей (направлений) действия выясняется, что именно и какими средствами можно сделать, чтобы удовлетворить потребность.
Четвертый этап – реализация действия, т.е. затрата усилия для осуществления действия, позволяющего удовлетворить потребность.
Пятый этап связан с получением вознаграждения за реализацию действий. Выполнив определенную работу, человек получает то, что поможет удовлетворить его потребность.
Шестой этап – удовлетворение потребности.
При этом человек или прекращает деятельность до возникновения новой потребности или продолжает искать новые возможности [6, с. 123].
Вместе с тем совсем не просто выявить, какие мотивы являются ведущими в мотивационном процессе конкретного человека. Здесь необходимо понять, какие потребности инициируют данную личность. Мотивы у различных людей могут существенно отличаться друг от друга. У одних стремление
к достижению результата будет очень сильным, у других оно может быть слабым. При этом один и тот же мотив будет по-разному действовать
на поведение разных людей. Так, материальное вознаграждение чаще всего предполагает денежные доходы, позволяющие иметь доступ к материальным благам и услугам, нормальную социальную защищенность.
Свободное время также очень важный мотив, особенно для творческих людей, для тех, кто совмещает работу с учебой, для семейных женщин
и др. С улучшением благосостояния привлекательность свободного времени увеличивается.
Одной из основных задач управления является определение мотивов деятельности каждого сотрудника и согласование этих мотивов с целями предприятия.
Мотивация – это заинтересованность человека, обоснование его желаний и стремлений. Это сочетание интеллектуальных, физиологических
и психических процессов, которые в конкретных ситуациях предопределяют
то, насколько решительно действует человек и в каком направлении сосредоточивается его энергия [2, c. 112].
В отношении управления трудовым коллективом можно дать следующее определение мотивации.
Мотивация – это процесс побуждения и стимулирования отдельного человека или группы людей к деятельности, к активности, к инициативе.
Она необходима для эффективной реализации принятых решений
и для выполнения намеченных работ. Применяя на практике принцип мотивации, руководитель превращает свои решения в дела.
Следовательно, процесс мотивации очень сложен, многопланов
и неоднозначен.
В системе мотивации нужно найти правильное соотношение между поощрением, вознаграждением и наказанием, неотвратимостью санкций. Негативная реакция руководства сковывает активность работника, вызывает отрицательные эмоции, создает стрессовые ситуации, снижает степень уверенности в себе. В то же время благоприятные оценки проделанной работы повышают самооценку, мотивируют трудовую активность, усиливают творческую инициативу. Поощрение вселяет веру человека в себя, дает надежду на успех в выполнении заданий, усиливает стремление работать с наибольшей отдачей.
Положительные меры действуют эффективнее, чем отрицательные,
В случае применения негативных мер воздействия лучше всего это делать наедине с подчиненным. В этом случае они, как правило, дают больший эффект чем, будучи примененными в присутствии других работников.
В последние годы в нашей стране наблюдается падение имиджа труда, особенно в общественном производстве. Это привело к тому, что большая часть населения, не имея реальной возможности приобретения благ за счет честного, добросовестного труда, предпочитает уменьшить уровень собственных притязаний, ограничить свои потребности. Результатом является трудовая пассивность, а соответственно и пассивность потребительская.
Формой проявления трудовой пассивности стало снижение у многих интереса к повышению квалификации и профессионального мастерства.
Учеба и творчество утрачивают свои позиции. У некоторых работников повысилась неудовлетворенность трудом даже при росте заработной платы, поскольку усилилось ощущение несправедливости распределения.
Таким образом, состояние трудовой мотивации сегодня характеризуется следующими признаками:
- Общей трудовой пассивностью;
- Низкой значимостью общественных мотивов труда, служебного, профессионального и квалификационного роста;
- Определением социального статуса личности, как правило,
по нетрудовым критериям; - Желанием иметь стабильную, высокооплачиваемую работу, обеспечивающую необходимый уровень потребностей.
Согласно теории менеджмента, чтобы развить трудовую активность посредством мотивации, необходимо устранить неэквивалентность отношений «работник – общество», добиться наиболее полного удовлетворения потребностей человека за счет высокопроизводительного труда. Потребности человека достаточно исследованы и представлены несколькими теориями мотивации.
1.2 Роль и значение мотивации персонала
Основной особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Ситуация, которая сложилась в настоящее время в нашей стране несёт как большие возможности,
так и большие угрозы для каждой личности в плане устойчивости
её существования. То есть сейчас существует крайне высокая степень неопределенности в жизни каждого человека. Следовательно, необходимо разработать новый подход к управлению персоналом.
Вышеуказанный подход заключается в следующем:
а) создание философии управления персоналом;
б) создание совершенных служб управления персоналом;
в) применение новых технологий в управлении персоналом;
г) создание и выработка совместных ценностей, социальных норм, установки поведения, которая регламентирует поведение отдельной личности [11, с. 134].
Философия управления персоналом – это формирование поведения отдельных работников по отношению к целям развития организации. В таких условиях мотивация трудовой деятельности сотрудников организации приобретает особенно важное значение.
Для того, чтобы человек выполнял порученную ему работу добросовестно и качественно, он должен быть в этом заинтересован или, иначе говоря, мотивирован.