Файл: Система управленческого контроля: преимущества и недостатки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внутрихозяйственный контроль ведется на каждом предприятии в соответствии с принятым уставом и целями, стоящими перед системой контроля. Внутренний контроль предупреждает злоупотребления и нарушения, снижает степень риска.

Управленческие методы контроля за деятельностью работников используются администрацией предприятия для повышения эффективности внутрихозяйственного контроля. Выявляются отклонения фактического производства продукции от запланированного бизнес-планом посредством адекватных корректирующих действий на всех уровнях управления предприятием, поэтому персонал – это важный элемент системы контроля. При внутреннем контроле необходима надежная учетная система, которая способна накапливать информацию, анализировать ее, регистрировать и предоставлять отчетность о хозяйственных операциях. В то же время система учета не должна допускать повторного счета при отражении объемов реализации и других операций.

Внутренний контроль будет более эффективным, когда применяются контрольные процедуры, используются методы и правила, разработанные администрацией для достижения целей, стоящих перед предприятием.

Внешний и внутренний контроль объединяются общей целью, заключающейся в правильном и своевременном отражении хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности, законности хозяйственных операций и их целесообразности для предприятия. Так, данные внутреннего контроля помогают руководству предприятия и иному управленческому персоналу получать оперативную информацию об отклонениях от нормальных условий совершения хозяйственных операций, а данные внешнего контроля обеспечивают руководство информацией, как о допущенных ошибках, так и о недостатках организации внутреннего контроля.

2. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЯ

2.1. Подготовка, планирование, проведение и оформление результатов внешнего финансового контроля.

Основополагающий подход к внешнему финансовому контролю заключается в необходимости проведения следующих действий:


• определение типа, структуры и особенностей управления предприятием;

• планирование и последующий контроль аудиторской проверки;

• определение и оценка учетных систем;

• определение, оценка, проверка важных внутренних контрольных структур;

• проведение проверок операций и учетных записей;

• проверка наличия, названий и величины денежных сумм, включенных в баланс;

• сверка финансовой отчетности с учетными записями;

• подтверждение того, что балансовый счет прибылей и убытков отражает истинную картину результатов финансово-хозяйственной деятельности;

• проверка соответствия финансовой отчетности требованиям законодательства и нормам учетной практики;

• оценка финансовой отчетности в целом и составление общего вывода о том, действительно ли в отчетах дана объективная информация.

Важной стадией (этапом) в контроле является управление ею путем подготовки, планирования и надзора за работой аудитора. В аудиторской организации заводят досье на каждого клиента с информацией о масштабе, характере деятельности предприятия, деловых партнерах, перспективах его развития, о располагаемых им производственных ресурсах, персонале предприятия и его руководителях.

Проводят предварительную оценку трудоемкости работы, которая зависит от масштабов предприятия, характера его деятельности, состояния учета, порядка в местах хранения ценностей, расположения и удаленности его подразделений и т. д. Исходя из этого определяют сроки проведения аудиторских проверок, которые, как правило, в среднем не превышают двух недель. [7]

Контролирующий орган должен готовить и планировать ревизию таким образом, чтобы гарантировать ее высокое качество, экономичность, эффективность и своевременность. При этом в ходе ревизии осуществляется надзор за работой бригадой ревизоров, изучается и оценивается надежность средств контроля, собирается компетентная и надежная информация (доказательства), анализируется достоверность финансовых отчетов и делаются соответствующие выводы.

Планирование и подготовка ревизии. Аудитор должен тщательно планировать, контролировать свою деятельность, вести ее учет. Это нужно для того, чтобы быть уверенным в каждой конкретной ситуации в том, что используются наиболее эффективные и действенные процедуры аудита. Четкое планирование также необходимо для выбора предполагаемых подходов к достижению целей аудита; выполнения и контроля работы; уверенности в том, что внимание привлечено к главным аспектам, что работа выполнена полностью.


При планировании и подготовке контролер обязан: определить важнейшие направления и особенности деятельности ревизуемой единицы; получить сведения о формах и методах организации управления, учета, внутрихозяйственного контроля, выяснить порядок подотчетности; определиться в выборе формы выводов и заключений, а также в том, кому будет представлен отчет; наметить цели (объекты) ревизии и исследования; предварительно оценить сильные и слабые стороны ключевых направлений систем управления и контроля; определить материальную сторону вопросов; рассмотреть систему внутреннего контроля ревизуемой единицы и установить степень доверия к внутренним аудиторам; определить наиболее продуктивный подход к процессу ревизии; обратить внимание на то, какие меры были приняты для выполнения рекомендаций предшествующей ревизии; подготовить необходимую документацию

. При планировании мероприятий, непосредственно связанных с конкретной ревизией, аудитор совершает следующие действия:

• собирает информацию о ревизуемой единице и ее организации с целью оценки вопросов материальности;

• определяет цели и направления проведения ревизии;

• проводит предварительный анализ с целью определения путей подхода, характера и объема предстоящей работы;

• определяет круг проблем, которым следует уделить особое внимание;

• составляет план-расписание ревизии;

• определяет требования к составу группы ревизоров;

• знакомит ревизуемую единицу с направлениями проведения ревизии, ее целями, критериями оценки и при желании ревизуемой единицы совместно с ней обсуждает возникшие вопросы.

Во время проведения ревизии при необходимости план может быть пересмотрен. При большом числе участков проверки и значительном разнообразии выполняемых действий эффективным является построение сетевого графика проведения аудиторской проверки. При этом важно, чтобы администрация предприятия перед проверкой провела определенную подготовительную работу; предъявила необходимую документацию (свидетельство о регистрации, учредительный договор, устав, протоколы заседаний правления, акты проверок контрольно-ревизионных органов и налоговой инспекции, материалы инвентаризаций, договоры поставки и т. д.); навела должный порядок в местах хранения ценностей, завершила составление отчетности.

В процессе контроля должен осуществляться надзор за работой бригады ревизоров на всех уровнях и стадиях проверки. Старший из состава группы знакомится с тем, как осуществляется работа с документацией. При этом он должен убедиться, что работа доверена достаточно опытным, профессионально подготовленным аудиторам, знающим свои полномочия, обязанности и те цели, с которыми проводятся процедуры, а в рабочих документах тщательно отражаются выполняемая работа и сделанные выводы. По любому вопросу, вызывающему сомнения, старший группы проводит консультации и контролирует качество работы.


Надзор является гарантом достижения целей ревизии и качественного выполнения работы. Надлежащий контроль и надзор должны осуществляться во всех случаях независимо от компетентности отдельных аудиторов. Надзор осуществляется как за сущностью, так и за методами ведения ревизий. Это делается для того, чтобы состав группы имел четкое представление о плане ревизии, ревизионные действия проводились в соответствии со сложившейся практикой и стандартами аудита, с соблюдением плана проведения ревизии, ревизионный отчет содержал необходимые выводы, рекомендации и заключения.

Существенное значение для планирования и надзора имеют рабочие документы ревизора, которые обеспечивают методический и логический подход к проверке, представляют средства контроля работы аудиторов, дают информацию о проделанной работе, выявленных проблемах и способах их решения, имеют ценность для будущего планирования. Если рабочие документы стандартизированы, то это повышает эффективность их подготовки и контроля, упорядочивает документацию (контрольные листы, образцы писем и др.), дает гарантию, что важные моменты не будут упущены. В то же время стандартизация рабочих документов приводит к бездумному аудиту, сковывает инициативу, кроме того, вследствие стандартизации клиент может узнать ход работы аудитора. Отчеты или выводы по ревизии перед окончательным представлением должны быть проверены старшим аудитором группы. Это должно делаться на каждом этапе ревизии. Такая проверка гарантирует, что все оценки и выводы ревизии обоснованы и подкрепляются надежными сведениями. Аудитор высказывает в своем заключении неблагоприятное (отрицательное) мнение о состоянии учета и отчетности компании (фирмы) с подробным описанием обнаруженных фактов.

Экономическая сущность и содержание материальности широко используются на практике. Выделяют следующие этапы практического приложения материальности:

• предварительный расчет предельно допустимой суммы ошибок и пропусков по тестируемому объекту;

• распределение общей величины предельно допустимой суммы ошибок и пропусков между элементами внутри тестируемого объекта;

• определение на основе тестирования учетных и отчетных данных фактической величины допущенных ошибок и пропусков по отдельным элементам;

• обобщение фактической суммы ошибок и пропусков по тестируемому объекту;

• сравнение предварительно рассчитанной величины предельно допустимой суммы ошибок и пропусков (этап 1) с фактически установленной (этап 4) и итоговое заключение.


Системный аудит – это проведение экспертизы на основе внутреннего контроля. При этом наблюдают системы, которые контролируют операции. Если система внутреннего контроля работает эффективно, то не нужно проводить детальную проверку, так как можно доверять этой системе контроля в раскрытии ошибок и нарушений норм. Глубина изучения систем учета и внутреннего аудита, определение, насколько они отвечают предъявляемым к ним требованиям, зависят от сложности системы и от того, в какой степени внешний аудитор намерен полагаться на данные внутреннего контроля. Если результаты внутреннего контроля удовлетворительны, то число самостоятельных и независимых проверок может быть сокращено. Внешний аудитор должен определить, достаточны ли данные внутреннего контроля, чтобы на их основе составить заключение, или необходимы дополнительные процедуры. [7]

Аудитор должен ознакомиться с системой отражения операций, действующей в фирме, а также определить, насколько оправдано ее использование в качестве основы для составления финансовой отчетности. Это позволяет аудитору определить способ проведения проверки, установить, обеспечивают ли учетные регистры общий контроль деятельности, сохранность активов, подготовку финансовой отчетности, соответствие законодательству. Система учета должна обеспечивать регулярный сбор и надлежащую обработку информации, используемой для подготовки финансовой отчетности. Необходимо, чтобы система учета соответствовала размеру фирмы, структуре и роду ее деятельности. Аудитор должен быть уверен, что все операции, подлежащие отражению в учетных регистрах, действительно отражены в них, ошибки и неточности в записях выявлены, а суммы активов и пассивов, отраженные в документах, соответствуют действительности.

При оценке системы учета и отчетности в развитых странах придерживаются следующих критериев:

• полнота учета, т. е. все ли учтено при расчете контрольных показателей из того, что должно быть отражено (например, объем продаж);

• точность записей, т. е. достаточно ли точно записаны данные по показателям (например, затраты);

• верность стоимостных оценок активов и пассивов;

• объективность – отражение в цифрах действительного положения вещей (например, производственных запасов);

• соблюдение границ учетного периода, выражающееся в правильном отношении сумм доходов и затрат к соответствующему периоду времени (например, расходов будущего времени и резервов);