Файл: Система управленческого контроля: преимущества и недостатки.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
• соблюдение прав и обязательств – отражение в отчетах всех юридически оформленных финансовых отношений (расчетов по векселям и др.);
• открытость сведений – отражение всей информации в соответствующих записях.
Во время проверки системы учета аудитор выполняет конкретные аудиторские процедуры, а именно:
• получение и анализ информации о фирме (организации), особенно о том, каким образом в учете отражаются операции предприятия;
• изучение системы учета в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями;
• анализ системы учета с письменным изложением фактов, составлением схем документооборота или анкет (или комбинации этих методов);
• привлечение результатов анализа деятельности, проведенного клиентом с его согласия;
• прослеживание процесса отражения операций, вызывающих сомнение, в системе учета ( сквозная проверка);
• проверки соответствия данных учета результатам независимой проверки, проведенной аудитором.
При изучении системы учета аудиторы используют различные методы проверки. Наиболее гибкий метод, применяемый для малых предприятий, - письменное изложение фактов. Этот метод позволяет выявить по каждому из них причины нарушений, виновных должностных лиц и наметить предложения по устранению недостатков.
В российской практике контроль и аудиторские проверки подразделяются на этапы, которые предусматривают применение следующих процедур:
1. Постановка задачи: конкретизация направлений АП.
2. Определение критериев отклонений.
3. З. Определение генеральной совокупности.
4. Выбор метода отбора.
5. Определение объемов выборки.
6. Формирование выборочной совокупности.
7. Анализ обнаруженных отклонений.
8. Оценка результатов и выводов по выборочной совокупности.
Аудиторское заключение – мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерско-финансовой отчетности и законности всех совершенных финансово-хозяйственных операций, а достоверность отчетности не может и не должна трактоваться заинтересованными пользователями как мнение, подтверждающее со 100 % -й гарантией законность и правильность всех совершенных операций.
Аудиторское заключение – документ с юридическим статусом для всех юридических и физических лиц, налоговых, страховых, банковских, судебных, арбитражных и т. д. органов.
Заключение по результатам ревизионной проверки приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с Процессуальным кодексом РФ, а контролер может выразить свое мнение в одой из 4 форм:
• безусловно положительное аудиторское заключение;
• условно положительное аудиторское заключение;
• отрицательное аудиторское заключение;
• отказ от выражения мнения.
Это заключение на территории РФ должно составляться на русском языке. Никакие исправления в заключении не допускаются. В соответствии со стандартами, регулирующими аудиторскую деятельность, аудиторское заключение состоит из трех частей: вводной, аналитической, итоговой.
Аналитическая часть – письменный отчет об общих результатах проверки, о состоянии, о состоянии бухгалтерской отчетности, о соблюдении законодательных и нормативных документов при совершении финансово-хозяйственных операций, ссылки на соответствующие нормативные документы (на основании которых аудитор сделал замечания, в ряде случаев по требованию или просьбе руководства прилагается копия или ксерокс документа), рекомендация по совершенствованию системы бухгалтерского учета.
Основное требование к итоговой части: в ней должны быть изложены только существенные обстоятельства, которые привели к выдаче аудиторского заключения в той или иной форме.
Итоговая часть не может быть датирована ранее даты подписания бухгалтером баланса. Каждая страница аудиторского заключения подписывается аудитором, ответственным за проверку, заверяется его личной печатью. Заключение подписывается руководителем фирмы и заверяется печатью фирмы.
Подготавливается два первых экземпляра аудиторского заключения.
2.2. Основные задачи и направления внутреннего финансового контроля.
Одним из важнейших элементов управления является внутренний контроль. Внутренний контроль обеспечивает возможность принятия эффективных управленческих решений, а также их исполнения. Эти стороны внутреннего контроля находятся в неразрывном единстве и динамическом взаимодействии в процессе управления. К функциям внутреннего контроля часто относят оперативную, защитную, регулятивную, информативную, коммуникативную и превентивную. Последняя функция в современных условиях особенно важна, так как предварительный контроль предупреждает нежелательные отклонения, защищает организацию от неблагоприятных последствий тех или иных действий. Например, оценка законности и целесообразности на стадии зарождения операций предотвращает действия, противоречащие требованиям и целям деятельности организации.
Чтобы глубже понять сущность системы контроля как важной управленческой категории, раскрыть механизм функционирования выражаемых ею отношений, выявить особенности различных ее составляющих, необходимо классифицировать систему контроля по различным признакам.
Важнейший классификационный аспект внутреннего контроля - формальный. Выбор формы внутреннего контроля зависит от сложности организационной структуры, правовой формы, видов и масштабов деятельности, целесообразности охвата контролем различных видов деятельности, отношения руководства организации к контролю. Одна из наиболее развитых форм внутреннего контроля - внутренний аудит.
Организация внутреннего контроля в форме внутреннего аудита присуща крупным и некоторым средним организациям, для которых характерны:
• усложненная оргструктура (дивизиональная, матричная);
• многочисленность филиалов, дочерних компаний;
• разнообразие видов деятельности и возможность их кооперирования;
• стремление органов управления получать достаточно объективную и независимую оценку действий менеджеров всех уровней управления.
Кроме задач чисто контрольного характера, внутренние аудиторы могут выполнять экономическую диагностику, разрабатывать финансовую стратегию, вести маркетинговые исследования, управленческое консультирование. К институтам внутреннего аудита относятся и ревизионные комиссии, деятельность которых регламентирована действующим законодательством. Этот институт в основном распространен в акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и производственных кооперативах.
Большое значение имеет также классификация по типам внутреннего контроля. Известны следующие типы внутреннего контроля: неавтоматизированный; не полностью автоматизированный; полностью автоматизированный.
Неавтоматизированный внутренний контроль осуществляется непосредственно его субъектами без применения автоматических средств. Не полностью автоматизированный внутренний контроль осуществляется его субъектами с применением автоматических средств регистрации, обработки, измерения (например, контроль качества работы производственного оборудования с помощью технологии штрихового кодирования обрабатываемых узлов и деталей). Полностью автоматизированный внутренний контроль осуществляется целиком в автоматическом режиме под управлением субъектов внутреннего контроля.
Примерами полностью автоматизированного внутреннего контроля могут служить:
• автоматическое обнаружение и исправление ошибки прикладной компьютерной программой;
• работа программ, обеспечивающих выделение или перечисление тех пунктов, которые не соответствуют установленным критериям (например, если сумма по счетам на закупку находится вне установленных пределов);
• работа антивирусных программ;
• программные проверки типа подсчета общих сумм для контроля правильности расчетов (например, согласование суммы счетов на закупки с общей суммой счетов, рассчитанной в результате другой операции);
• программные проверки на соответствие данных и выдача информации по отсутствию соответствия (например, сравнение неоплаченных счетов-фактур на закупку с файлами записей по полученным товарам, производимое программой перед оплатой счета продавца);
• работа контрольных модулей корпоративных систем (например, модулей системы «Галактика» решающих задачи контроля себестоимости продукции, контроля исполнения бюджета и др.);
• самодиагностика программных средств.
Внутренний контроль целесообразно классифицировать и по значимости, субъектов внутреннего контроля с точки зрения их участия в общей деятельности по внутреннему контролю в организации. В этом аспекте всех субъектов внутреннего контроля, целесообразно распределить по следующим уровням.
Субъекты контроля первого уровня – это участники (собственники) организации, осуществляющие контроль непосредственно или косвенно (с помощью независимых экспертов, в том числе внешних аудиторов). В обязанности субъектов внутреннего контроля второго уровня непосредственно входит контроль, но в силу производственной необходимости они выполняют и контрольные функции (рабочий, контролирующий качество работы оборудования). [15] Субъекты внутреннего контроля третьего уровня выполняют контрольные функции для реализации служебных обязанностей (функции, которые за ними закреплены непосредственно (работники планово-диспетчерского, планово-экономического отделов, отдела кадров). В обязанности субъектов внутреннего контроля четвертого уровня входят контрольные и другие функции (административно-управленческий персонал, обслуживающий компьютерные системы; сотрудники отдела бухгалтерского учета, служб коммерческой и физической безопасности). В функциональные обязанности субъектов внутреннего контроля пятого уровня входит только осуществление контроля (сотрудники отдела внутреннего аудита и члены ревизионной комиссии, отделов входного и технического контроля и т. п.).
Организация системы внутреннего контроля в общем случае находится под воздействием следующих факторов:
• отношение руководства к внутреннему контролю;
• внешние условия функционирования организации, ее размеры, оргструктура, масштабы и виды деятельности;
• количество и региональная неоднородность месторасположения ее обособленных подразделений или дочерних компаний;
• стратегические установки, цели и задачи;
• степень механизации и компьютеризации деятельности;
• ресурсное обеспечение;
• уровень компетентности кадрового состава.
В любом случае организация эффективно функционирующей системы внутреннего контроля – это сложный многоступенчатый процесс, включающий следующие этапы.
1. Критический анализ и сопоставление определенных для прежних условий хозяйствования целей функционирования организации, принятого ранее курса действий, стратегии и тактики с видами деятельности, размерами, оргструктурой, а также с ее возможностями.
2. Разработка и документальное закрепление новой (соответствующей изменившимся условиям хозяйствования) деловой концепции организации (что собой представляет организация, каковы ее цели, что она может, в какой области имеет конкурентные преимущества, каково желаемое место на рынке), а также комплекса мероприятий, способного привести эту деловую концепцию к развитию и совершенствованию организации, успешной реализации ее целей, укреплению ее позиций на рынке. Такими документами должны быть положения о финансовой, производственно-технологической, инновационной, снабженческой, сбытовой, инвестиционной, учетной и кадровой политике. Данные положения должны разрабатываться на основе глубокого анализа каждого элемента политики и выбора из имеющихся альтернатив наиболее приемлемых для данной организации. Документальное закрепление политики организации в различных сферах ее финансово-хозяйственной деятельности позволит осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль всех аспектов ее функционирования.
3. Анализ эффективности существующей структуры управления, ее корректировка. Необходимо разработать положение об организационной структуре, в котором должны быть описаны все организационные звенья с указанием административной, функциональной, методической подчиненности, направления их деятельности, функции, которые они выполняют, установлен регламент их взаимоотношений, права и ответственность, показано распределение видов продуктов, ресурсов, функций управления по этим звеньям. То же относится и к положениям о различных структурных подразделениях (отделах, бюро, группам и т. д.), к планам организации труда их работников. Необходимо разработать (уточнить) план документации и документооборота, штатное расписание, должностные инструкции с указанием прав, обязанностей и ответственности каждой структурной единицы. Без такого строгого подхода невозможно осуществлять четкую координацию функционирования всех звеньев системы внутреннего контроля организации.