Файл: Процессы принятия решений в организации(Содержание и функции управленческих решений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 2.7 - Каких изменений Вы можете требовать от своей организации?

Стили принятия решений непосредственно зависит от стиля руководителя. Поэтому целесообразно остановится на вопросе 14 «Как реагируют подчиненные на стиль вашего руководства». Здесь нас сразу ждёт интересный феномен. 56% респондентов не задумывались о своём стиле управления или не интересуйся мнением подчиненных. По косвенным данным можно судить, что данные опрощенные используют или автократный или смешанный стили управления. Плохое отношение к руководителям, которые используют авторитарный стили управления и принятия решения наблюдается у 30% опрошенных (Рис. 2.8).

Рис. 2.8 - Как реагируют подчиненные на стиль вашего руководства

Важным с точки зрения темы курсовой работы является изучение вопроса 21 (Рисунок 2.9.).

Рис. 2.9 - Насколько активно вы вовлечены в процесс сбора информации для принятия решения

Так сбором информации для принятия решений занимаются постоянно каждый день 30% сотрудников, которые в основном составляют аппарат управления. Занимаются этой работой несколько раз в неделю 70%. По сути мы видим что этой работой занимаются по мере необходимости большинство работников.

На вопрос 22 (Рис. 2.10) о роли в подготовке и принятии решения 70 % ответили что они только собирают информацию для дальнейшего принятия решения.

Рис. 2.10 - Какова ваша роль в подготовке и принятии решения

Дают рекомендации по вариантам решения 13% респондентов. В непосредственном обсуждении или принятии решения принимают участие только 7 и 3% соответственно.

Существенным недостатком деятельности предприятия является то, что у ООО «Матроскин» отсутствует формальная и принятая руководством стратегия развития и управления которая бы выступала в качестве основы принятия управленческих решений.

Основное внимание в деятельности управленческого персонала предприятия уделяется использованию методов административного характера, в рамках которого принимается большинство управленческих решений. Таким образом, подавляющее большинство всех решений в организации это распорядительные решения. В качестве этих методов воздействия в отношении персонала используются различные приказы, распоряжения, детективы и т.п. На предприятии достаточно интенсивно используются данные методы управления персоналом. Это определяется, прежде всего, тем, что на предприятии доминирует административная культура, которая и базируется именно на использовании этих методов управления.


На втором месте по значимости в системе управления торговыми работниками стоят экономические решения, связанные с управлением персоналом. Все управленческие решения в данной области принимаются единолично директором предприятия. В основе этих методов на предприятии стоит заработная плата работников. В настоящее время на предприятии применяется дифференцированный подход к определению ставок заработной платы торгового персонала.

2.3. Социологические исследования систем принятия управленческих решений

На ход принятия решений огромное влияние оказывают тип управленческого решения. При этом общие решения принимают 67% респондентов. Частные решения принимают 23% опрошенных (Рисунок 2.11).

Рис. 2.11 - Степень охвата системы решений

По длительности действия решения, принимаемые в организации обычно носят стратегический характер в 20% случаев, что типично для данной категории решений. В основном работники предприятия принимают тактические решения (80%) со сроком действия для 1 года.

Рис. 2.12 - Время действия решений

При принятии решений работники обычно ориентируетесь на решения, основанное на суждениях в 43% случаев. Рациональные решения принимаются в 33%, а решения основанные на интуиции в 23%. Такая структура принятия решения является на мой взгляд оптимальной и наиболее действенной для предприятия.

Все решения которые принимаются в ООО «Матроскин» можно разделить на программируемые и непрограммируемые решения. К программируемым обычно относят стандартные и повторяющиеся решения в области торгово-технологического процесса и обслуживания покупателей в ООО «Матроскин».

Рис. 2.13 -При принятии решений вы обычно ориентируетесь на

По данным наблюдений в ООО «Матроскин», око­ло 90% решений принимаются по типичным ситуациям. К таким ситуациям относятся те, что связаны с закупкой товаров, форми­рованием ассортимента, подбором кадров и др. Для их решения применяется известная модель с внесением необходимых кор­ректировок на специфические особенности. Это делается пото­му, что абсолютного повторения всех нюансов ситуации практи­чески не бывает.


К непрограммируемым относятся решения, которые принимается в ООО «Матроскин», в новых ситуациях. Они могут носить разовый, творческий харак­тер, во многом зависят от здравого смысла и интуиции. Эти решения в основном принимаются на предприятии на уровне высшего руководства

Выводы по главе 2

Как следует из проведенного исследования ООО «Матроскин» представляет собой устойчивое предприятие успешно работающее на ранке.

На предприятии принимаются большое количество решений в различных областях деятельности.

Как следует из проведённого опроса на предприятии относительно небольшое количество людей которые уполномочены принимать окончательное решение по определённой проблеме. В тоже время большинство опрошенный так или иначе привлечены к процессу принятия решения. Это происходит в основном на основе сбора информации, необходимой для принятия решения и оценки (обсуждения) вариантов решения. Можно также выделить группу лиц, которые принимают текущие тактические решения.

В целом система принятия решений на предприятии типична для торговой организации розничного профиля.

Глава 3. Разработка рекомендаций по принятию решений в ООО «Матроскин»

Для того, чтобы повысить эффективность процесса принятия решения в целом необходимо разработать процесс принятия решения по конкретной проблеме

1. Постановка проблемы

1.1. Осознание возникновения новой ситуации

Предприятие ТЦ «Матроскин» является по организационно-правовой форме обществом с ограниченной ответственностью. Оно осуществляет свою деятельность в соответствии с 1 частью Гражданского Кодекса Российской Федерации, Федерального Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», а также настоящего Устава.

Появление проблемы

В результате вышеописанной ситуации на предприятии в последний год наметалась тенденция к значительному ослаблению трудовой мотивации. Это выражается в отсутствии готовности со стороны сотрудников предприятия помогать на добровольных началах предприятию в решении различных проблем. Отсутствие социальной и моральной мотивации приводит к многочисленным конфликтам и ухудшению социально-психологического климата в коллективе.


Сбор необходимой информации

Информационное обеспечение магазина формируется под действием ряда факторов и включает в себя несколько групп внутренней информации.

Первичный учет и отчетность на предприятии.

Первичный учет в магазине строится на основе поступающих вместе с товаром накладных, счет-фактур и иных документов. Данные документы обрабатываются кладовщиками и фиксируются в журнале поступлений (приходный журнал). После этого кладовщиком выписываются внутренние накладные для передачи товаров в отделы. Эти накладные фиксируются в расходных журналах кладовщика и приходных продавцов. Ежемесячно продавцы отделов оформляют товарные отчеты, которые передаются бухгалтеру магазина и директору. Четыре раза в год в магазине проводится инвентаризация, которая также оформляется в виде инвентаризационной отчетности (инвентаризационная опись). Данные документы передаются директору магазина.

Бухгалтерская и статистическая отчетность.

Бухгалтерскую отчетность осуществляет бухгалтер магазина, который обрабатывает все первичные документы и на их основе заполняет стандартные (типовые) бухгалтерские формы. Бухгалтер магазина оформляет бухгалтерские отчеты для их передачи главному бухгалтеру предприятия.

Оформление внутренней статистической отчетности в магазине не практикуется.

  1. Внеучетная информация.

В магазине достаточно широко практикуется неформальный обмен оперативной и текущей информацией между продавцами и руководством магазина в отношении торгово-технологического процесса (информация о ежедневных продажах, о проданных товарах, товарных остатках, необходимости закупить новые партии товаров и т.п.). Часть этой информации подается зав.отделами директору магазина в виде служебных записок. Данная информация очень важна для магазина, т.к. позволяет оптимизировать и рационализировать торгово-технологический процесс в магазине.

На предприятии используется традиционная учетная политика без применения технических средств и средств анализа и обработки информации.

В ее приказы о проведении учетной политики на предприятии принимаются директором магазина единолично. Причем приказы оформляются с нарушением требований (правил) делопроизводства. Контроль за выполнением приказов осуществляет как лично директор, так и его заместитель.

Для улучшения практики учетной политики предприятия необходимо придать более формальный характер неформальной информации, а также более широко использовать современные технические средства фиксации и анализа информации.


В подавляющем большинстве случаев данная информация не может быть использована для решения проблемы. Поэтому необходимо в перспективе провести исследование системы мотивации сотрудников на основе анкетных методов. Опрос сотрудников позволит получить подробную информацию о мотивации на предприятии.

Ниже приведены основные положения с мотивацией сотрудников, которые были выявлены в ходе устного опроса.

Данные проведенного исследования показали что, 30% опрошенных экспертов (из числа руководителей и специалистов) удовлетворены произошедшими изменениями в работе; 20% - не совсем удовлетворены; 20% - не удовлетворены и 20% отметили отсутствие каких- либо изменений. Прогресс в должности отметили 30%, улучшение жилищных условий и рост социальной защищенности - только 15%. Оценку относительно увеличения заработной платы (отметили 35%) нельзя считать объективной, т. к. рост или уменьшение заработной платы следует рассматривать только в связи с изменением таких факторов, как инфляция, удорожание жизни, количество членов семьи и ее потребности.

В служебном положении достигли желаемых изменений 20% и 5% экспертов практически добились желаемого, тогда как не достигли 10% и 45% вовсе не ответили на данный вопрос. При этом, 20% вообще не стремились ни к каким изменениям в служебном плане. Характер изменений определился как получение более высокой должности. Цифры, характеризующие такие изменения в служебном плане для ООО «Матроскин» являются достаточно оптимистичными, учитывая очень высокий удельный вес молодых специалистов и организационно- правовую форму предприятия.

Положительных изменений в материальном и моральном планах произошло меньше. В материальном отношении достигли желаемого только 5% опрошенных, тогда как из 90% ответивших на этот вопрос не достигли 65%. Такой высокий процент неудовлетворенности своим материальным положением объясняется как спецификой человеческих потребностей, так и повсеместно распространенным по стране несоответствием уровня заработной платы реальной стоимости жизни.

Следует отметить, что в среднем все респонденты согласны с данными утверждениями. 90% отметили, что занимаемая ими должность требует постоянного самообразования и соответствует полученной квалификации. При этом для 70% должность соответствует личным склонностям.

Описание проблемной ситуации

Проблема с мотивацией сотрудников возникла примерно 1 -1,5 года назад, в связи с тем, что предприятие значительно расширило область своей деятельности и набрало новых сотрудников предприятий.