Файл: Процессы принятия решений в организации(Содержание и функции управленческих решений).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Содержание и функции управленческих решений
1.2. Содержание процесса принятия решений в организации
1.3. Методика исследования процедур принятия управленческих решений
Глава 2. Анализ принятия решений в ООО «Матроскин»
2.1. Управленческие решения в ООО «Матроскин»
2.2. Анализ системы принятия решений
2.3. Социологические исследования систем принятия управленческих решений
Глава 3. Разработка рекомендаций по принятию решений в ООО «Матроскин»
Проблема с мотивацией наиболее остро стоит в отношении новых сотрудников и в новых подразделениях, и уже оттуда распространяется на всё предприятие.
Внутренними ситуационными факторами данной проблемы являются цели, миссия, задачи, организационная структура и т.п.
Основной целью деятельности магазина «ООО «Матроскин»» является получение прибыли. Достижение этой цели обеспечивается за счет организации грамотного и эффективного торгово-технологического процесса по обслуживанию потребителей и удовлетворению их запросов и потребностей в отношении промышленных товаров предназначенных для дома.
Внешние факторы.
В этих условиях особое значение приобретает конкурентная борьба, которое в настоящее время на данном рынке достаточно острая. В настоящее время в Ленинском районе можно выделить трёх основных конкурентов предприятия.
- Магазин «Матроскин». Данный магазин является одним из крупнейших в городе и имеет очень большие торговые площади. В его ассортименте представлены большинство подгрупп строительных и отделочных материалов, которые продаются в среднем – высоком ценовом диапазоне.
- Магазин «Рейдер». По площади уступает у магазину, однако его ассортимент преимущественно ориентирован на отделочные материалы, которые представлены в магазине в широком ассортименте.
- Магазин «Стрйкомплект». Является крупнейшим специализированным торговым предприятием в городе и занимает одно из ведущие позиции на рынке.
Также следует отметить, что в данном районе есть еще семь – десять магазинов и торговых точек, специализировавшихся на торговле строительными и отделочными материалами.
В этих условиях особое значение приобретают вопросы снабжения магазина товарами. В настоящее время у предприятия есть четыре основных поставщика, основные характеристики которых приведены в таблице 3.1.
Как видно из приведённой таблицы практически все основные поставщики строительных и отделочных материалов являются местными фирмами, которые сами выступают в качестве промежуточных продавцов. Н предприятия практически отсутствуют прямые договорные связи с производителями строительных материалов, что является существенным недостатком в деятельности отдела.
Таблица 3.1
Характеристика поставщиков предприятия
Наименование поставщика |
Вид поставщика |
Место нахождения |
Ассортимент товаров |
Форма оплаты |
Форма завоза, срок завоза |
Цены. скид к) |
||
Изготовите |
оптовик |
посредник |
||||||
ЗАО «Стройкомплект» |
* |
Аустрина 156 |
Стройматериалы, металл, метизы |
Безнал |
Авто. неделя |
5% |
||
ООО Торговая база «Стандарт» |
* |
* |
Совхозная, 12 |
Стройматериалы |
Безнал |
авто, 10 день |
5% |
|
ООО «Отделочные материалы» |
* |
Ул. Металистов15 |
Стройматериалы, инструмент |
Безнал, наличн. |
авто 3-4 недели |
25% |
||
База Мастер |
* |
Совхозная 19а |
лакокрасочная продукция, посуда, |
Наличн. |
авто 1 неделя |
10% |
Все коммерческие операции, а также деловые взаимоотношения с партнерами регулируются с использованием различных документов таких как: договора купли – продажи, договора поставок, партнерские соглашения, товарные накладные, счет-фактуры, прайс-листы и других коммерческих и товарно-сопроводительных документов
Определение стандартов и ограничений.
Как наглядно видно из проведенного на предприятии необходимо разработать систему мотивации сотрудников.
Основными критериями должны будут стать следующие:
- 50% рост производительности труда персонала.
- При прочих равных условиях необходимо отдавать предпочтение внутренним источникам набора.
- Предпочтение должно отдаваться внутренней мотивации сотрудников.
Сбор информации касающейся ожидаемого результата
Оценить эффективность результата от реализованного решения можно получить только на основании косвенных данных. Это прежде всего:
1. Улучшение конкурентного положение отдела на рынке.
2. Повышение количества работы предприятия.
3. Повышение товарооборота и прибыли предприятия в целом.
Формулировка альтернативных решений
Основными альтернативами по принятию решения должны стать:
1. Повысить оклад сотрудникам предприятия на 40 – 60%
2. Увольнять сотрудников с низкой мотивацией.
3. Разрабатывать индивидуальные системы мотивации для каждого сотрудника.
4. Разработать комплексную систему мотивации которая будет включать материальные и моральные аспекты.
5. Полностью пересмотреть систему управления предприятием и построить её (в том числе и мотивацию) в соответствии с принципами современного управления персоналом.
Выбор решения
Определить критерии выбора
Основным критериями решения должны стать.
А. Предполагаемая экономическая эффективность.
Б. Финансовый результат от внедрения решения.
В. Финансовые затраты на реализацию решения.
Г. Затраты времени необходимые для окончательного выполнения решения.
Д. Уровень подготовки специалистов в данной отрасли.
Ж. Улучшение морального климата в коллективе.
З. Мотивационная компонента решения которая будет оказывать влияние на остальных сотрудников.
Выбор оптимального решения
На основании данных критериев приведем оценку каждой из пяти альтернатив, после чего сделаем окончательный выбор.
Таблица 3.2
Матрица выбора решений
Вариант |
Название |
Критерии |
||||||
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Ж |
З |
||
1 |
Повысить оклад сотрудникам предприятия на 40 – 60% |
** |
** |
** |
* |
|||
2 |
Увольнять сотрудников с низкой мотивацией. |
* |
* |
* |
* |
** |
||
3 |
Разрабатывать индивидуальные системы мотивации для каждого сотрудника. |
* |
* |
* |
*** |
* |
*** |
* |
4 |
Разработать комплексную систему мотивации которая будет включать материальные и моральные аспекты |
*** |
*** |
* |
*** |
*** |
** |
* |
5 |
Полностью пересмотреть систему управления предприятием и построить её (в том числе и мотивацию) в соответствии с принципами современного управления персоналом. |
** |
*** |
*** |
* |
Наибольшее число балов набрали (16 балов) набрал альтернатива 4 и 3. Поэтому эти альтернативы необходимо реализовать комплексе.
Заключение
Решение - это выбор альтернативы. Принятие решений - связующий процесс, необходимый для выполнения любой управленческой функции. Запрограммированные решения, типичные чаще всего для повторяющихся ситуаций, принимаются с соблюдением конкретной последовательности этапов. Новые или сложные ситуации требуют незапрограммированных решений, в этом случае руководитель сам выбирает процедуру принятия решений.
Решения могут приниматься с помощью интуиции, суждения или методом рационального разрешения проблем. Последний способствует повышению вероятности принятия эффективного решения в новой сложной ситуации.
Среда принятия решений варьируется в зависимости от степени риска. Условия определенности существуют, когда руководитель точно знает результат, который будет иметь каждый выбор. В условиях риска вероятность результата каждого решения можно определить с известной достоверностью. Если информации недостаточно для прогнозирования уровня вероятности результатов в зависимости от выбора, условия принятия решения являются неопределенными.
Как следует из проведенного исследования ООО «Матроскин» представляет собой устойчивое предприятие, успешно работающее на ранке.
На предприятии принимаются большое количество решений в различных областях деятельности. Как следует из проведённого опроса на предприятии относительно небольшое количество людей которые уполномочены принимать окончательное решение по определённой проблеме. В тоже время большинство опрошенный так или иначе привлечены к процессу принятия решения. Это происходит в основном на основе сбора информации, необходимой для принятия решения и оценки (обсуждения) вариантов решения. Можно также выделить группу лиц, которые принимают текущие тактические решения.
В целом система принятия решений на предприятии типична для торговой организации розничного профиля.
Список литературы
- Абакумова О.Г. Разработка управленческих решений. Конспект лекций. - М.: Приор-издат. 2016.
- Балдин К. В., Воробьев С. Н. Управленческие решения: теория и технология принятия: Учебник для вузов. – М.: Проект, 2015. – 304 с.
- Балдин К.В. и др. Управленческие решения: Учебник/ Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин В.Б. - 3-е изд. - М.: Дашков и К, 2016. - 496 c.
- Батрик Р.Техника принятия управленческих решений. 2-е изд. пер с англ. - . - СПб.: Питер, 2016. - 416 с.
- Бирман Л. А. Управленческие решения: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2015. – 208 с.
- Варфоломеев В. И., Воробьев С. Н. Принятие управленческих решений: Учеб. пособие для вузов. – М.: Кудиц-Образ, 2012. – 288 с.
- Вертакова Ю.В. Управленческие решения: разработка и выбор: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2015. - 352 с.
- Гиг Дж. Ван. Прикладная общая теория систем. Пер. с англ. - М.: Мир, 1981. - - 733с.
- Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование - планирование. Теория проектирования экспериментов. - 2-е изд., испр. - Железнодорожный, Моск. обл.: Крылья, 2012. - 400 c. - (Общество - Экономика - Человек).
- Иванов А.Н., Малявина А.В. Разработка управленческих решений: Учеб. пособие. - М.: МАЭП: Калита, 2012. - 112 c.
- Карданская Н. Л. Управленческие решения: Учебник для вузов. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Единство, 2015. – 416 с.
- Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений/ Ред. Шадриков В.Д. - М.: Юристъ, 2016. - 440 c.
- Кулагин О. А. Принятие решений в организациях: Учеб. пособие. – СПб.: Сентябрь, 2012. – 148 с.
- Лапыгин Ю. Н. Системное решение проблем. – М.: Эксмо, 2016. – 336 с.
- Ларичев О. И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных странах: Учебник. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2012. – 392 с.
- Литвак Б. Г. Управленческие решения. – М.: ТАНДЕМ; ЭКМОС, 2016. – 248 с.
- Орлов А.И. Принятие решений. Теория и методы разработки управленческих решений. - М.; Ростов-на-Дону: МарТ, 2015. - 496 c. - (Учебный курс).
- Орлов А.И. Теория Принятия решений: учебник. - М.: Издательство «экзамен», 2016. - .
- Ременников В. В. Разработка управленческого решения. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 140 с.
- Смирнов Э. А. Управленческие решения. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 264 с.
- Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 271 c.
- Смирнов Э.А. Управленческие решения. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 264 c.
- Спицнадель В. Н. Теория и практика принятия оптимальных решений: учеб. пособие. – СПб.: Бизнес-пресса, 2012. – 394 с.
- Трояновский В. М. Разработка управленческого решения: Учеб. пособие. – М.: РДЛ, 2015. – 208
- Эффективное принятие решений. пер с англ. - М.: Альпина-Бизнес Букс, 2016. - 184 с.
Приложения
Приложение 1
Уважаемый сотрудник!
Просим Вас ответить на вопросы анкеты, результаты которой будут использованы в обобщенном виде для исследования проблемы «Решение и его роль в деятельности менеджера». Опрос анонимный. Чтобы заполнить анкету, отметьте тот вариант ответа на вопрос, который совпадает с Вашим мнением, либо напишите ответ сами, если он не приводится.
1. Сколько лет вы работаете по основной специальности |
Ответ |
До 1 года, |
10 |
До 5 лет, |
5 |
До 10 лет |
5 |
Более 10 лет |
7 |
2. Ваш возраст |
|
20-25 |
3 |
26-30, |
5 |
31-35, |
5 |
36-40 |
2 |
41-45, |
10 |
46-50, |
2 |
51-55, |
1 |
56-60 |
1 |
более 60 лет |
1 |
3. Сколько лет Вы работаете в нашей организации |
|
До 1 года, |
1 |
1- 5 лет, |
10 |
6-10 лет |
10 |
11-15 лет |
9 |
До 10 лет |
0 |
Более 10 лет |
0 |
4. Ваш пол |
|
мужской, |
17 |
женский |
13 |
5. Какую должность вы занимаете |
6. К какой категории аппарата управления вы относитесь: |
|
Руководитель |
3 |
Специалист |
21 |
Рабочий |
4 |
7Сколько у вас подчинённых: |
|
1 – 5; |
13 |
16 – 20 |
7 |
6 – 10; |
3 |
20 – 30 |
3 |
11 – 15; |
4 |
более 30 человек |
0 |
7Сколько у вас подчинённых: |
|
1 – 5; |
13 |
16 – 20 |
7 |
6 – 10; |
3 |
20 – 30 |
3 |
11 – 15; |
4 |
более 30 человек |
0 |
8. Сколько лет вы работаете по своей основной специальности |
|
До 1 года |
7 |
1 – 2 года |
15 |
2 – 5 лет |
3 |
6 – 10 лет |
5 |
более 10 лет |
0 |
9. Сколько у вас вышестоящих руководителей, которым вы подчинены непосредственно |
|
1 – 5 |
13 |
6 – 10 |
9 |
11 – 15 |
4 |
16 – 20 |
4 |
20 – 30 |
0 |
более 30 |
10. Сколько у вас начальников, которые находятся «над вами» и кому Вы обязаны подчинятся |
|
1 |
7 |
2 |
21 |
2 – 5 |
1 |
6 – 10 |
1 |
10 – 30 |
0 |
более 30 |
0 |
11. Находятся ли Вас в равновесии деятельность и накопление информации? |
|
Да |
7 |
скорее всего да |
13 |
не могу ответить |
9 |
скорее всего нет |
1 |
Нет |
0 |
12. Каких изменений Вы можете требовать от своей организации? |
|
Поверхностных |
21 |
Кардинальных |
4 |
Революционных |
5 |
13. Каким Вы видите будущее направление работы своей организации? |
|
???? Хорошие |
2 |
???? Не могу ответить |
17 |
???? Плохие |
11 |
14. Как реагируют подчиненные на стиль вашего руководства? |
|
???? Положительно |
7 |
???? Не знаю |
17 |
???? Отрицательно |
6 |
15. Какие внешние связи Вы поддерживаете? |
|
???? С внутренними подразделениями |
2 |
????С внешними организациями |
17 |
???? С обеими |
11 |
16. Распределяете ли Вы рабочее время в соответствии с определенной системой или же реагирую на требования настоящего момента? |
|
???? Да |
1 |
???? обычно да |
2 |
???? В большинстве случаях располагаю |
2 |
???? Такое бывает редко |
4 |
???? Нет |
21 |
17. Взваливаете ли Вы на себя слишком много работы? |
|
???? Да |
2 |
???? Когда это необходимо |
5 |
???? Стараюсь этого избегать |
21 |
???? Нет |
2 |